Сравнение разных способов обработки почвы

Юлия Староселец
Записки начинающего огородника
Сравнение разных способов обработки почвы.

В середине огородный сезон. Хочу подвести промежуточные итоги, чтобы не забыть)
Итак, огородник я начинающий с полного нуля. Забавно вспоминать свои ощущения весны этого года, когда я стояла перед грядками в полном непонимании – что с этим делать?
Возможности вырастить рассаду у меня не было. Оставалось огородничать в поле, вооруженной только теоретическими знаниями.
Поэтому я заранее простила себе все возможные ошибки, разрешила делать всё, что угодно. И заранее решила, что я буду благодарна даже единственному плоду с моего огорода. Я приму любой результат, каким бы он ни был. Даже полное отсутствие результата.

Плюс, к моему нолю опыта, у меня времени и сил было с мизер.
Вырасти то, не знаю что, и так, не знаю как. Вот тебе 1 копейка ресурсов, и не в чем себе не отказывай.
Поэтому у меня было 6 экспериментальных технологий.
Задачей-минимум было знакомство с землей на данном конкретном огороде. Вот что именно здесь способно вырасти. И как именно способно вырасти.

Как это проверить?
1. Применять различные технологии обработки почвы.
2. Сажать/сеять всё подряд, чтобы понять, что дружит с данной землёй.

Из технологий обработки почвы применялись следующие:
1. Плоскорезом перерезание корней сорняков, оставление сорняков с перерезанными корнями на грядке. Рассеивание семян сверху на всё это безобразие. Покрытие мульчой из прошлогоднего сена.


2. Плоскорезом перерезание корней сорняков, переворот пласта сорняков вниз травой или выбрасывание в компостную яму. Рассеивание семян сверху на свободную землю. Покрытие мульчой из прошлогоднего сена.


3. Создание компостной ямы из отходов пищи, содержимого детских горшков, слива воды из-под кухонной раковины и сена, травы, сорняков. Для этого я копала яму на 1-1,5 штыка лопаты. Яма получалась размером примерно 0,5 м х 0,5 м х 0,5 м. Общий объем 0,15 куба. Больше и не надо. Туда я направляла все органические отходы с кухни, детские неожиданности и траву, чтобы была переслойка. Вылила горшок, посыпала травой. Вылила ведро с отходами посыпала травой. И так, пока не наполнится. И на каждую яму рассеивала 2 совка золы. Постоянно выливала туда ведро из-под кухонной раковины. Яма наполнялась за 2-3 недели. Благодаря выливанию ведра там всё время было влажно. И было достаточно бактерий для ускоренного производства компоста.
Смысл был в том, чтобы это была не куча, а яма. Всё это обилие пищи находилось прямо на пути почвенных обитателей, в их естественной стихии. Им было достаточно начать свое пиршество. И почва вокруг удобрялась автоматически. Без каких-либо действий с моей стороны. Мне было достаточно утилизировать в эту яму содержание канализации. Но не делать эту яму большой. 0,15 куба – больше и не надо. Когда яма заполнялась, я покрывала её сверху землей и вырывала другую яму.
А сверху… Сначала я думала посадить туда растения как сидераты, срезать их и направить их для мульчи на другие грядки. Испугалась того, что в таких растениях будет много нитратов, поэтому такая сложная цепочка. Но потом, посадила туда экспериментальные подсолнечник, фасоль и тыкву. И заметила, что растения на такой яме растут быстро, даже не добравшись корнями до залежей органики. Ага, это же теплая грядка. И почва на ней теплее, чем на грядках из земли. После этого я экспериментировала с культурами на таких грядках.
Сами компостные ямы были очень небольшие. И появлялись новые примерно раз в 2-3 недели. Могу сказать, что все посаженные на них культуры принялись отлично. И созревали намного быстрее, чем растения на грядках обычной земли. Думаю, здесь влияли 2 фактора – температура почвы и богатая почва.
А для меня было важно, что у меня закрыт вопрос утилизации отходов. Смывы с кухонной посуды дают очень богатый минеральный состав. И сорняки имеют разнообразный набор микроэлементов. Они их просто синтезируют, а не тянут из почвы. Я всего лишь утилизирую отходы, а получаю мультивитаминный комплекс для растений. Просто так. За счет того, что помойное ведро я несу не к соседу под забор, а в компостную яму рядом со своими грядками. И в этом секрет следующей технологии.


4. Компостные ямы я разместила вдоль своей грядки. Их цепочка создавалась постепенно. Ямы были небольшие. И сразу же, с первого дня их функционирования, дождевые черви и почвенные обитатели начинали поставлять питательные вещества в грядку по соседству. Я всего лишь носила в эту яму отходы. А пространство в метр шириной от компостной ямы обогащалось отличным грунтом.  Не отходами, а созданным грунтом! Из содержания канализации я сделала свой, как это пишут, «вермикультурный завод». Излишне будет писать, что ничего вредного в повседневной жизни мы не употребляем. Поэтому за качество будущего грунта я была спокойна). И вот эта грядка оказалось самой плодородной! На ней всё прекрасно росло. И цикл созревания был быстрее, чем на обычных грядках по соседству. Это моя самая удачная грядка.


5. Стандартная технология перекопки земли на штык лопаты с переворотом пласта. Семена как заделывались в землю в канавки, так и рассыпались сверху. Без мульчи. Это оказались самые проблемные грядки.
Достаточно сказать, что земля оказалась бедная. Глинозем. Перекопанная, она превратилась в корку, которая не разбивалась от ударов по ней палкой. На ней грустно и долго ничего не всходило. Первыми в рост пошли сорняки. Потом к ним робко присоединился редис. Потом вылез горох. Потом, через много дней, все-таки решили взойти несколько огурчиков. Кабачки тоже согласились взойти на такой земле. И салат. Укроп величаво появился почти через месяц, единичными всходами. Процент всхожести у него был 5%. И рос он медленно и грустно.
 И это было неудивительно. Т.к. на перекопанную землю началась массированная атака сорняков. А времени на прополку у меня нет. Пришлось отрывать время от других дел, и заниматься прополкой, чтобы спасти результаты труда. А всходы сидели грустные и печальные, маленькие такие... А потом стали желтеть.
Пришлось извращаться, чтобы их спасти без химии. Мне помогли: полив водой с хозяйственным мылом, чтобы раскислить землю. Полив водой с ржаной закваской, чтобы напитать землю белками и витаминами группы В. И полив раствором тухлой крапивы, как альтернативы навозу. Про этот способ мне напомнил сосед. Судя по запаху, это реальный аналог навоза. Белка в крапиве много. В воде он разложился. И пах так, что поливать грядки можно было только перед купанием. Запах был качественно тухлый и очень въедливый.
Благодаря этим жертвоприношениями, низенькие всходы ушли в цветение и плоды.
Но их душили сорняки. Перекопка земли и посадка рядками, без мульчи, вызвали к жизни жуткого местного монстра – «американку». Называется она, кажется, галензога мелкоцветковая. Сорняк редкостной жизненной силы. Выполотый, прорастает везде. Пускает новые корни даже в воздухе! Семена созревают даже на компостной куче, сохраняют свою всхожесть 12 лет. Говорят, полоть её надо каждую неделю. Это оказалось правдой. Причем, после прополки, она всходит быстрее и намного жирнее, чем была предыдущая. И цвести начинает от уровня земли. Есть такой прикол у сорняков. У них система так устроена, что при повреждении корней активируются точки роста даже на мельчайших корешках, оставшихся в земле. И цвести они начинают, только появившись из земли. Борьба за выживание и эволюционный отбор в действии. И растет американка буйно и качественно только на моих перекопанных грядках. Там, где есть мульча, она появляется умеренно, и совсем даже не буйствует.
В итоге, плоды с этой грядки я вкусила. Но себестоимость этих плодов – бриллиантовая.


6. Простейшая технология освоения целины.
Пришла мне в голову в результате наблюдений за экспериментами моими. А может, и прочитала где-то, и забыла. А потом оно напомнило о себе.
А если на траву, даже её не скашивая, насыпать слой сена сантиметров 10, а сверху насыпать слой земли сантиметров 10? И в эту землю посадить семена и насыпать их сверху. Вот что будет?
Так я и сделала. Сначала решила оставить без мульчи. Потом увидела, что грядка эта получилась теплая. Нет прямого контакта с глубинной землей. Не тянет грядка холод из земли. Слой сена создает воздушную подушку. И кстати, это отличный теплоизолятор. Получается, слой земли сверху находится как бы в воздухе. И нагревается от воздуха и солнца. Удерживать влагу там нечему. Гидроаккумуляторов там нет никаких. Эта земля быстро и хорошо нагревается, и при этом быстро иссушается. Эту грядку я поливала. А чтобы влага быстро не испарялась, я закрыла её мульчей. Травой, скошенной рядом. Не сеном, а свежей травой. Поливала я её до тех пор, пока не увидела, что растения взошли, растут хорошо и листья не вянут в жаркий день. Это означало, что корни растений добрались до глубинных влажных слоев почвы. Всё будет хорошо, и за грядкой достаточно поглядывать. Не забывайте, что это влажный Северо-Запад. В более сухих и теплых регионах другие технологии.
И что же стало происходить?
Взошли растения быстро и дружно. Росли не по дням, а по часам. Мне всего лишь надо было их поливать. 1 раз в день. Такие мелочи. А если был дождь, то я отдыхаю) А потом я стала удивляться.
Это оказалась вторая по результативности моя грядка. А потом она взяла и переплюнула самую результативную.
Тыква на ней вымахала такая, что листом можно укрыться вместо зонтика. Тыква, которая росла на прошлогодней компостной куче, намного отстала по развитию. Росла тыква на этой «целинной» грядке очень быстро. И обогнала в своем развитии рассадную тыкву. Вот это была новость. Причем посадила я туда тыкву сухим семечком примерно 10 июня. 
А потом к тыкве добавились кабачки. Были они там самые гигантские. А вот когда расцвели цветки на кабачках, я задумалась.
Это была единственная грядка, на которой на кабачках вместе с цветами росли плоды. На всех остальные были всего лишь цветки. И это означало одно – в почве не хватало питательных веществ, чтобы позволить кабачкам уйти в плодоношение. Цветы отцветут, опадут, и плодов не будет. А здесь, всего лишь на примятой траве и слое сена, кабачки наливают плоды. Однако!
На этой грядке единственный приличный укроп. На всех остальных он – печальный одиночка. А здесь дружная крепкая семья.
А сорняки… Это оказалось последней каплей. Пока сорняки очухались, пока проросли, культурные растения уже неплохо выросли. И сорняки не могли их задавить. Скорее, происходило наоборот. Сорняки искали место себе для роста.
А когда мне что-то не нравится, в качестве релакса я иду и дергаю сорняки. Попалась под руку эта грядка… А там и дергать особо нечего. Их было немного. Выдернула одуванчики. Мята… Такой странный сорняк, с которого пчелы мёд собирают. Пускай растет. И всё.
Легкость этой грядки поразила меня до глубины души. Трудозатрат на 1 копейку, а выход качественный. Укроп в салаты я беру именно на этой грядке. И первый плод кабачка я увидела там. А делов-то то… Сено взять, траву примять, и земли насыпать лопатой. И ведь это полноценная грядка на целине. Без перекопки, без борьбы. И грядка, и удобрение одновременно. Зачёт!

По такой же технологии я сделала другую грядку, уже без мульчи.

Почему без мульчи?

Опыт с перекопанной грядкой и открытой землей на ней показал мне, что есть растения, которые из-под мульчи не прорастут. Редис, однозначно. Из-под мульчи он вытягивает слишком длинный корень, и у него не хватает сил напитать этот корень. Редис из-под мульчи всходит быстро, но потом погибает.

А еще эту грядку я разместила между деревом и кустом. Деревья у нас тоже грустные, плоды приносить не хотят. А кустики плодовые… Мне их даже жаль. Стоят такие маленькие, с желтыми листочками к июлю. И нет у них сил расти и развиваться.
Земля в том месте оказалась сухая, смесь глины с песком. Бедная, не питательная. А вот сорнякам откуда-то хватает питания!

В общем, завалила я траву между сливой и кустиком черной смородины сеном, сверху насыпала земли. А земля была… Серо-желтая. Глинозем с песком. Вниз ушли пласты дерна травой вниз. Я их разбила лопатой прямо на сене. Что отказывалось ложиться травой вниз, рассекла лопатой так, чтобы отсечь траву от корней.

Была у меня стратегическая мысль… Посадить на эту грядку люпины, чтобы они обогащали землю между деревьями и кустарниками. А деревья азот из почвы, который туда принес люпин, все равно достанут. Такое обогащение почвы в автоматическом режиме.

Поэтому сверху без всякой мульчи я рассыпала семена люпина. Предыдущий люпин под мульчой пропал весь, до единого зернышка. Попробовала его прорастить без мульчи.
Добавила к ним семена редиса и что-то по мелочи, какие-то травы. Укроп, чтобы оставить его на семена, и он в режиме самозасева наполнял огород укропом. Семена насыпала просто широким жестом. Без всяких рядков. Взмах рукой, и что вырастет, то вырастет.
Первый раз так делать мне было страшно, аж жуть. Мозг переполнен картинками с других страничек: красивая рассада. Много рассады. Очень много рассады. Грядки по линейке. Рядки буйной зелени. И тут я со своими широкими жестами.


Вообще, аргумент был таков.
Когда мы смешиваем семена и просто бросаем их на землю, мы создаем имитацию природы. Что нам это дает? Огород без хлопот. Или огород для бабулек. Времени у бабушек много, а сил – мало. Поэтому им надо получить максимум урожая на минимум вложений труда. Это раз.

Два – мы включаем механизм естественного отбора. Это означает, что в данных условиях, в данной местности, прорастут те семена, которые максимально подходят к данному месту, почве, влажности и ветрам. И будут они расти без лишних вложений человеческого труда. Легкая помощь, пройдя мимо, сорняк дернуть, это не в счет. А если они и семена дадут – у нас растение, районированное на нашем огороде. Оно нашло в себе силы победить в жесткой конкурентной борьбе. Мы себе оставляем сильнейшего. Кстати, запас жизненной энергии у такого растения будет неплохой.

Три. И это самый главный аргумент. Каждое растение выделяет в почву свои вещества. Задача растения – погубить конкурентов. А симбионтам эти выделения могут помочь. Мы заранее не знаем, что конкретно в наших условиях конкурент, а что – помощник. Мы позволяем растениям самим нам сказать, что у нас на огороде может расти. А когда растения растут вместе разных видов, они обогащают друг друга разными веществами. Что-то выделяет азот, а что-то его поглощает. Что-то синтезирует кремний, а что-то его поглощает для крепости стеблей и листьев.

У нас получается станция автоматического удобрения растений. При этом минеральные вещества производят сами растения. Они в максимально усвояемой форме. А человеку это дает здоровые плоды с насыщенным вкусом. Говорят, что у таких плодов больше оттенков вкуса, чем у плодов с монокультурных плантаций. И они больше насыщены минералами и витаминами, за счет пребывания в естественной подкормочной среде.

Идея была невероятная, и я попробовала её дома, в рассадной форме. В одной формочке выращивала сразу проростки разных растений. Сравнила. Правда, вкус отличается. Не совсем уж сильно))) Чеснок ананасом не станет. Но оттенки вкуса добавляются.

Эту идею я сначала попробовала на грядках, обработанных плоскорезом. Взошло. Именно так, в меланжевой форме. Потом я повторила на этой грядке. Небольшой грядке в саду между сливой и черной смородиной.


Земля была ужасная, погода была прекрасная. Эту грядку по условиям эксперимента надо было поливать каждый день. В пасмурные дни – через день. Дождик мне помогал, и растения проклюнулись быстро. А рассыпала я сверху просто сухие семена вперемешку.
Редис взошел быстро. Очень долго и сложно прорастал люпин. В пакете с ним оказался и горох) Он проклюнулся быстро. Поливала я грядку, пока не увидела, что растения прошли корнями слой травы и стабильно растут без моих поливов.
У люпина взошло семян 5%. Редис сначала рос медленно, а потом как рванул, и обогнал в росте люпин. Сейчас редис набрал такие большие плоды… Я никогда не видела редиску длиной в ладонь))) В общем, на этой бедной земле редис вырос хорошо. Да и другие растения подтянулись, поднялись в тени листьев редиса.

Что меня удивило на этой грядке?

Поведение куста черной смородины рядом с грядкой.
Через пару недель верхние листья у него позеленели. Потом стали темно-зелеными. Потом стали расти новые листья. При этом вокруг ни один куст новых темно-зеленых листьев не наращивает. Они стоят маленькие, с желтыми листьями.
На самой грядке изобилие культурных растений. И нет сорняков внутри. С боков наползают, потому что я бортика не сделала. А вот внутри нет. Как-то сами культурные растения этот вопрос регулируют. Эту грядку я даже ни разу не пропалывала. А уже урожай с неё дергаю.

Вот такой парадоксальный способ освоения целины.
Все затраты здесь – сена или свежей травы положить, земли насыпать, а потом поливать каждый день, пока растения явно не окрепнут и не будут свежие несколько дней без полива.
Ну, перекопанные грядки тоже надо поливать… А вот результат с них намного меньше.
А в случае «заваленной грядки» и удобрение есть само по себе, как часть решения по освоению целины.
По соотношению затраты/результат – золотая медаль, однозначно!

Серебряная медаль – у грядки вдоль компостных ям. Растет все хорошо, быстро. И ни разу я не поливала. Хватило тех запасов, что я в компостные ямы из-под раковины выливала. Отличный способ утилизации отходов.


Самое интересное, что для меня такой способ применения канализационных стоков стал результатом долгих поисков и чтения умных статей и книг. Похвасталась своим достижением перед соседом.
Он меня выслушал, и спокойно философски сказал: - А моя бабушка на Урале это называла «гумусная яма». И туда обязательно сливала воду от мытья посуды. Тогда все перегнивает хорошо и быстро. И результаты хорошие.

Я подумала: - Это ведь уральский опыт середины прошлого века. И сколько лет он там используется, я не знаю. Долго. А среди моих знакомых так не делает никто. Я вот к этому пришла, прочитав западные книги. Там это описывалось как супер-идея. Мы свое потеряли, бесплатное.  Опыт предков. Уважение к их опыту. Вот это всё исчезло. А теперь за те же самые идеи нам приходится платить, да еще терять время в поисках каких-то гуру.

В общем, записала я. Может, кому-то полезно будет.

Спасибо за внимание к моему долгому рассказу!
Пусть Ваше время, внимание и добрые пожелания вернутся к Вам сторицей в благополучии! И счастьем!