Подводные камни покупки дома за материнский капита

Юлия Староселец
Мамы и папы!
Расскажу я вам про подводные камни при покупке дома за материнский капитал.
Я предполагала, что сложности будут. Хотя бы в силу того, что дом с землей выбрать сложнее, чем квартиру. А уж как определить состояние дома… Если никогда раньше дом не покупал... Совсем непростая задача.
Но это были не те сложности, которые оказались на самом деле)
Это был предварительный, предстартовый уровень.
Покупка дома за материнский капитал – это кросс по инстанциям. С барьерами. Марафонская дистанция.
Если нет готовности её бежать, лучше и не начинать.

********
Когда я читала на форумах опыт тех, кто купил дом с землей за материнский капитал, я видела, что это были обычные сложности.  После всех предварительных этапов (место, земля, состояние дома) надо грамотно отбирать дома с хорошими документами. Но это для меня не задача. Я с 1999 года занимаюсь документами на недвижимость, включая судебные споры. Этот барьер я возьму.

Ну что ж, вперед!
Дома мы отбирали сами по многочисленным критериям. После сита предварительного отбора оставались единичные дома. На место мы приезжали сами. В деревне по фотографиям находили дом. Сами всё смотрели. Если нас устраивало фактическое место дома, состояние земельного участка, соседи и прочие факторы, мы звонили по телефону, указанному в объявлении. Об этом всем я подробно писала в своих статьях.

Приехали мы к одному такому дому. Всё посмотрели, устраивает.
Звоню по телефону: - Мы на месте, в самой деревне, у дома. Предварительно нас устраивает. Как можно посмотреть дом внутри и документы на дом?
Женщина по телефону: - А вы будете брать за наличку?
Я: - За материнский капитал.
Она: - Вам этот дом не пропустят. Я вам даже его показывать не буду.
Я: - Почему?
Она: - Он находится в деревне, достаточно далеко от райцентра. В деревне нет никакой инфраструктуры, ни школы, ни медицинского учреждения. Такие дома Пенсионный Фонд не пропускает для покупки за материнский капитал.
Ни в одном обсуждении, которое я читала, об этом не было и речи. Ни полслова.
Я: - В первый раз слышу о каких-то ограничениях. А можете подробнее рассказать?
Она: - У меня у самой четверо детей. И я купила себе дом за материнский капитал. Пропускают дома только в райцентрах, с центральным водопроводом и отоплением. Или хотя бы газ подключен. Приходит комиссия, всё смотрит. Чтобы окна гнилые не были, чтобы коммуникации все были. Чтобы состояние дома хорошее было. Не развалина брошенная. Они ко мне вошли, как увидели, что у меня окна пластиковые, газ и вода подключены, сразу развернулись и ушли.
Я: - По тому, что вы описываете, стоимость дома была выше, чем за материнский капитал.
Она: - Я к федеральному материнскому капиталу добавила региональный, а еще мы кредит брали на остаток. Потребительский кредит на 180 000 рублей. Всего дом обошелся в 700 000 рублей.

Что-то меня такое раздражение разобрало.
То, что она описывала, за цену, почти в 2 раза выше материнского капитала, должно было иметь маленький земельный участок. В райцентрах в принципе нет больших земельных участков. Иначе бы райцентр был огромный. Мы были в том райцентре, который она описывает. Хороший, достойный райцентр. Газ подведен к каждому дому. Огромная редкость для Псковской области.
Если искать вариант «большая квартира под названием «дом» с земельным участком за бюджетную цену», да, это хороший вариант.

Но мы-то искали другое. Большой участок с дом, соединяющие в себе глушь дикой природы и близость цивилизации.

И ещё. Подключение к центральному водопроводу и отоплению влечет за собой обязательные ежемесячные платежи. Живешь, не живешь, плати. Суммы это не маленькие. Выше, чем в городе, как правило. Получается такое ежемесячное ярмо на шее в виде коммунальных платежей. Если переезжать туда на постоянное место жительства, сжигая за собой все мосты в виде связи с городом, такой вариант еще можно рассмотреть. И может быть, он не плох. Не всем нужен большой земельный участок. 6-10 соток вполне устроят. Коммуникации, как в городе. Платить только за одну квартиру (да, по обязательным платежам это будет как квартира). А в центральном газе вообще нет ничего плохого, кроме стоимости его подключения). Центральный газ – это здорово!
Но согласиться на центральный газ и пожертвовать земельным участком и природой… Не было у меня согласия. По факту, я купила бы еще одну квартиру, которая повисла бы на нашей шее и тянула ежемесячные платежи. Пришлось решать бы море дополнительных проблем, не предусмотренных в начале.
Вот если бы участок в глуши и с центральным газом… Но такого не было)
Надо было выбрать. Или-или.

Она услышала мое молчание: - Я могу вам поискать дома на окраинах райцентра. Там земельные участки побольше, и такие дома пропускают к покупке.
Я: - Хорошо. Давайте так и сделаем.
Ничего она нам не нашла, и больше не позвонила.


Это был тот момент, когда я усомнилась в успехе нашего предприятия. Именно тогда реализация нашей идеи показалась невозможной.
Я впервые услышала про какие-то требования. И требования были такие, что наши желания не могли быть удовлетворены. А возможное нас не устраивало.

Что же делать? Ехать домой? А что потом?
Остаться в городской квартире, на выходные выезжать на природу, и всё? И следующее лето в 4-х душных стенах? На пыльных городских детских площадках? Когда приходишь домой весь в пыли и песке, отмываешь детей пачками и падаешь без сил, потому что на солнышке изжарился. Далеко не на всех детских площадках есть тень.
Брать еще одну квартиру, только в райцентре, категорически не хотелось. Те возможности, ради которых мы хотели взять большой земельный участок, исчезали. Исчезали все плюсы, оставались одни минусы. Зачем?

А для приличного дома с приличным участком в райцентре надо было прилично доплатить. Теоретически, деньги были. Возможность ипотеки я в принципе не рассматривала. По ряду причин.

Но я знаю другое. Когда руки чешет наличка, возникает нерациональное желание их потратить. Как правило, по-идиотски. И если я соглашусь доплатить, со своим незнанием частных домов, я потрачу деньги на дом с участком. А вот возможности хорошего ремонта у меня уже не будет. А ремонт будет нужен обязательно. Нет частных домов, не требующих ремонта. И вероятность купить что-нибудь глупое, очень высока.

Более того. У нас интересная семья сложилась. Мама – юрист. С многолетним опытом работы в сфере недвижимости и споров вокруг неё. Папа – проектировщик зданий. С большой теоретической базой. Плюс с опытом надзора за строительством.  Несколько лет работал главным инженером проектов, со своими проектами проходил строительные экспертизы. Поэтому, что и как, очень даже знает. И возможности рассматривает такие по планировке, материалам, и прочим моментам, о чем большинство даже не догадывается.

Если кратко, то есть решения «как у всех», с большой рентабельностью для всех участников процесса и большой нагрузкой для кармана заказчика. Человек, выходящий на рынок недвижимости, будет натыкаться на эти решения. Они на каждом углу. Лезут рекламой везде. Если человек не допускает мысль, что есть другие решения, он будет много зарабатывать, брать кредиты именно на такие решения. Уф-ф-ф! Дом построил. Влез в ипотеку, заложил свое будущее на много лет вперед. Или просто в круглую сумму все обошлось.

А есть другие решения. Как правило, их реализуют для себя или для узкого круга своего окружения компетентные товарищи. Потому что без большой компетенции их не найти. И никто за вами с рекламой таких решений бегать не будет. Нет в этих решениях расходов на рекламу. Там есть максимальный коэффициент полезного действия из имеющихся ресурсов. Там прикладывается много мозгов на этапе поиска решения. Планировка и проектирование идут несколько месяцев, и не по одному кругу. Зато потом получается решение, максимально отточенное под нужды конкретной семьи. Понимаете? Совсем не типовой проект.

И у нас так сложилось в нашей семье, что мама отвечает за бюрократическую сторону процесса и документальные возможности, возможности в социальном взаимодействии. А папа отвечает за фактическую сторону вопроса. Что строить, как строить, из каких ресурсов, по какой планировке, какие технические решения использовать. Бюджет мы принципиально закладываем умеренный. Тут у нас полное согласие. Любой проект проходит жесткий отбор финансовой безопасности. Это тема отдельного очень конструктивного разговора.

И деньги куда-то мы вкладываем с холодной головой. Мы знаем, что готовые решения в недвижимости будут неудобны. Более того, скорее всего, были использованы дорогие решения. Часто – неэффективные. И потом хозяин хочет вернуть вложенные деньги. Все справедливо. Но неинтересно для нас.

Например, дом без колодца рядом с домом стоит 200-250 тысяч рублей. А такой же дом с колодцем рядом с домом уже 400 тысяч. А если был проведен водопровод в дом и сделана канализация (чаще всего, с ошибками), то этот же дом стоит уже 700 тысяч. Если повезет. А так и миллион просят.

А по отдельности эти компоненты стоят совсем не так, как потом покупатель за них доплачивает. Выкопать колодец, например, будет стоить 30-50 тысяч рублей, в среднем. Когда прокладываешь водопровод, разница в цене комплектующих велика. И качество на выходе разное. Сэкономил на материалах (а соблазн велик), обрек покупателя на вечные ремонты. Про канализацию вообще надо отдельную статью писать.

С продавцами торговаться бессмысленно. На 200-300 тысяч не ужимаются. Да и продавец прекрасно знает, что покупатель того, что он хочет, по этой цене не найдет.

Выход здесь один, по нашему мнению. Начинать с бюджетного варианта, а потом его переделывать под свои нужды. Вкладывая столько, сколько необходимо, а не в дорогие «городские решения».

Если своих знаний таких нет, что же делать? Обращаться к компетентным товарищам. Лучше всего к тем, кто уже реализовал свои знания на практике. Их консультация будет стоит гораздо дешевле, чем покупка недвижимости с переплатой за предыдущие неэффективные решения. 

Ведь понимаете, какая ерунда получается… Человек везде наталкивается на эти дорогие решения. И кажется ему, что возможностей у него нет. И закрывается перед ним ржавая дверь, отсекая от него его мечты. И всё. Приходят к нему безнадежность и уныние.

Какие у него перспективы дальше? Он прекрасно понимает, что со своей средней зарплатой шансов купить дом у него нет. К ценам-то он уже присмотрелся. Работать больше? Интенсивнее? Жаль, нет значка «саркастическая улыбка». Не всегда «впахивание» интенсивнее приведет к такому же повышению зарплаты.

Хорошо. Вот он работает в три смены, без выходных, отпуска и т.д. Или пошел по другому пути – стал лгать и обманывать. Его доходы выросли. Так ведь и решения подорожали! Вот она, ловушечка «решений для всех». Все всегда хотят кушать. Если вы не будете прикладывать свои мозги к решениям, вы будете всегда покупать дорогие решения. Это касается как заработка денег, так и их трат.

Очень полезно было пообщаться с предпринимателями. Я раньше не могла понять, как они деньги зарабатывают. Что за секреты у них? Потом посмотрела внимательно… Помимо всего прочего, они никогда не платят столько, сколько просят другие. Они всегда торгуются и ищут недорогие решения. Тут снизил цену, тут, там, сям. Вот и прибыль появилась. Именно у них я училась тому, что всегда есть решение бюджетнее. Как минимум три решения от первоначального предложения. А вот когда у мух глаза полезут на лоб от предпринимательской жадности, вот тогда, наверное, уже нет. До такого уровня торговаться не обязательно. Но и брать все подряд только потому, что предложили, тоже не стоит.

А есть ли другая реальность? Где люди хорошо зарабатывают, покупают дорогие решения и ни о чем не думают. Есть. Но они дома за материнский капитал не покупают.

Так вот, я хотела сказать, что решения есть. Просто надо отключить свое внимание от рекламы, и  переключить свое внимание на реальных людей. Которые что-то делают и получают результаты. Только они могут поделиться реальным опытом. В дорогом городском офисе, у теоретика, вы этих решений не найдете. Теоретику тоже надо кушать и оплачивать офис. Поэтому он предложит вам только дорогое решение.
Это было объяснение того, почему я не рассматривала покупку дома за материнский капитал с доплатой. Эти все доводы касаются только нашей семьи. Любое совпадение с другим опытом является случайным совпадением. Каждая семья сама решает эти вопросы. И она права в своем решении.


Итак, в тот момент все предприятие оказалось под угрозой. Это была низшая точка нашей уверенности.
Мы взяли паузу, и решили собрать информацию.

Что за изменения? Каким нормативным актом они регулируются? Залезли в Интернет. Тишина. Очень интересно. Никаких ссылок, никаких изменений.

Наша знакомая, узнав о наших терзаниях, рассказала, что у нее знакомая купила за материнский капитал «убитую» однокомнатную квартиру в райцентре, и никто даже не порывался эту квартиру осмотреть перед покупкой. А в квартире были только стены. Всё в порядке. Купила.

Вырисовывалась картина. Все эти требования относятся только к покупке домов.
А вот какие именно требования, мы нигде не могли найти.

Тем временем, нашелся дом, подходящий под наши требования. Сходили мы в местное отделение Пенсионного Фонда. Что и как, каким требованиям должен соответствовать дом.

Там на нас посмотрели немножко странно. Молодая девушка сказала, что дом должен по площади соответствовать социальным нормам. Ну, это уже вообще ни в какие ворота не лезет. Социальная норма – 18 кв. м. на человека. Где я за материнский капитал куплю дом 90 кв. м., да еще и с полной инфраструктурой? Да и квартиру такой площади за сумму материнского капитала я тоже купить не смогу.
Мы уточнили, уверена ли она. Она позвала начальника. Пришла дама средних лет, и рассказала, что дом должен быть пригоден для проживания. Для этого в паспорте должно быть указано, что это жилой дом. Не дача, не сарай, не времянка, а именно жилой дом.

С этим было всё в порядке. Мы спросили, есть ли что-то еще. Она подумала и сказала, что главным условием должно быть наличие стен, окон и печи. Вы, мол, когда дом купите, печь не разбирайте. Потому что приходит комиссия из администрации, органов опеки, санэпидстанции, осматривает дом и выносит решение.
В принципе, я понимаю, откуда взялось это течение. Были случаи, не единичные, мошенничества с материнским капиталом. Когда покупались развалины с документами по рыночной цене нормального дома, а излишек в цене присваивался посредниками. Крохотная часть перепадала и самой матери. Для предупреждения подобных случаев ввели такие комиссии.

Кстати, с учетом этого, мы вычеркнули из поиска потенциальные дома далеко от цивилизации. Я и так к ним не тяготела, но папа рвался их проверить. Мы их проверили, для галочки. Все равно наш дом оказался лучше. Договорились внутри семьи о том, что дом в прекрасной глуши, на берегу воды, купим за наличку. А за материнский капитал купим дом, пригодный для проживания, в доступности от цивилизации. При любом раскладе, будет или базой для дальнейших действий. Или, в крайнем случае, летним домом. Железная дорога рядом. Всегда можно будет спокойно добраться.

Мы вернулись в Питер за бумагами для сделки. В своем Пенсионном Фонде я их мучила вопросами:
- есть ли обязательный текст договора, чтобы потом не пришлось ничего исправлять? Такого текста нет.
- есть ли обязательные требования к дому? Тут оказалось интереснее. Я добралась до начальника, которая мне подробно всё объясняла. Да, в обязательном порядке местная администрация и органы опеки проверяют дома, которые собираются купить за материнский капитал. Сотрудники Пенсионного Фонда таких полномочий и компетенции не имеют, поэтому они требуют справку у тех, кто на месте может вынести решение о пригодности дома к проживанию. На квартиры требование об осмотре комиссией не распространяется. Обязательной формы договора у них нет. Договоры предварительно они не проверяют. Вы, мол, покупайте, а потом мы будем решать, оплатить вам или нет.
До этого я смотрела в Интернете выложенные судебные решения по отказам в выплате материнского капитала по сделкам. Да, такие отказы есть.

В Пенсионном Фонде сошлись на том, что мы заключаем договор о покупке дома, приносим его им, сдаем документы на выплату. Потом они посылают запрос в администрацию по месту нахождения дома. Оттуда приходит решение о том, достоин ли дом выплаты по материнскому капиталу, пригоден ли он для постоянного проживания семьи с детьми. И тогда, на основании этого решения, Пенсионный Фонд принимает решение о выплате материнского капитала.

С такими данными мы уехали в Псковскую область. Заключили сделку. Текст договора готовил местный нотариус. Она сказала, что шаблон договора ей выдали в местном отделении Пенсионного Фонда. Я предполагала, что в любом случае дом будет в залоге у продавца, пока Пенсионный Фонд не переведет выплату за дом. В Росреестре сказали, что ипотека по закону (так в этом случае называют залог) накладывается на дом, если младшему ребенку меньше 3 лет. По-своему, логично. Если младший ребенок старше 3 лет, то официального обременения не было бы. И потом пришлось бы оформлять меньше документов, при дарении части недвижимости другим членам семьи. В нашем случае, дом был под залогом.

Мы получили документы на дом и вернулись в Питер. Поехали сдавать документы на оплату.

Нам надо было сдавать документы во Всеволожское отделение Ленинградской области. Во Всеволожске даже открыли многофункциональный центр, не в самом Пенсионном Фонде. Но документы на выплату материнского капитала принимали только в самом Пенсионном Фонде.
Я морально настроилась на многочасовые очереди. И несколько поездок туда. Каждая поездка – несколько часов в очереди.

Первый раз после 3 часов в очереди нас завернули, потому что у нас не было ИНН продавцов.
Я даже стала с ними ругаться: - Ведь я же перед сделкой специально приехала к вам, мучила здесь всех сотрудников вопросами, что мне надо взять. Вы мне даже список обязательных документов не выдали. Сказали, что у вас его нет. А теперь вы с меня требуете дополнительные документы.
Они: - Мы не можем принять у вас документы, потому что вот в этом заявлении на выплату средств из материнского капитала вот такие данные. Надо обязательно указать ИНН.
Я: - Ах, еще и заявление есть! А почему вы мне его заранее не дали? Почему я узнаю об этом только сейчас, отстояв с тремя малышами три часа в очереди? Да еще и на 8-м месяце беременности!
Меня плавно переместили в другой кабинет. Вот там вам помогут. Там был уже не общий зал. Посетителей не было. Куча сотрудников, и я одна.

И началась эпическая битва.
Сотрудница, принимая документы, бросив на них взгляд: - Псковская область? Вам откажут.
Я: - Почему?
Она: - Потому что по Псковской области очень много отказов в оплате домов.
Я: - А хоть кому-то оплачивали?
Она: - Редко.
Я: - Давайте посмотрим документы.
Она начала смотреть. У меня сложилось впечатление, конечно, ошибочное, что она искала любой повод отказать в приеме документов.
Она: - А у вас здесь кадастровые номера не совпадают.
Я: - Где? (Толпа народа проверяла эти документы. Нотариус, я, специалисты Росреестра при приеме документов и про регистрации сделки).
Она: - Вот.
Правда, не совпадают.
Она: - Ну вот, я у вас документы не возьму.
Я: - Понятно. Кадастровый номер в договоре я исправлю. Давайте вы прочитаете текст договора. Вдруг еще что-то надо исправить. Сразу все и сделаем.
Она читает договор. Мой взгляд падает на документы. Это оказался кадастровый паспорт. И я вижу, что мелким шрифтом написаны разные кадастровые номера на один и тот же объект недвижимости. Видимо, меняли номера в разные годы, и все подряд изменения записали. Ну, вот так повезло, что я все это заметила там в кабинете. А иначе погнали бы меня оттуда поганой метлой, и ездила я бы к ним еще много-много раз. А еще бы и в Псковскую область съездили, договор менять.
Я: - А вот смотрите, здесь указаны разные номера на один и тот же адрес. Давайте посмотрим.
Посмотрели. Вопрос с кадастровыми номерами был снят.
Она читает дальше: - У вас тут формулировочка неправильная. Где вы брали текст договора?
Я: - Текст договора оформлял нотариус по шаблону, данному в Пенсионном Фонде. Эта неверная формулировка критична для самого договора?
Она: - Нет.
Читает дальше. Я спокойно жду. Время идет. Трое малышей за дверями кабинета терзают папу.
Она: - А вот еще одна формулировка неверная. Надо было иначе написать.
Я: - Такая формулировка предусмотрена законодательством.
Она: - А мы не примем.
Я: - На каком нормативном акте, с конкретной статьей, основано ваше мнение? Давайте сразу же посмотрим. Вдруг я чего-то не знаю. Буду знать.
Отступать как-то неудобно чиновнице. Она звонит в Питер, в управление Пенсионного Фонда, в юридический отдел: - Мне вот тут договорчик принесли на дом и земельный участок. А вот здесь такой текст, он мне не нравится. А можно так писать? А, можно, я поняла.
Читает дальше: - А у вас два продавца.
Я: - Дом принадлежит двоим. Они продали мне дом, каждый в своей доле. Что не так? Такая возможность предусмотрена законодательством.
Она: - А у нас в программе на выплату средств материнского капитала можно ввести данные только одного продавца. Вам надо было сделать 2 договора.
Я: - А почему вы про все эти нюансы не рассказали мне, когда я приезжала сюда перед сделкой? Я ведь всех здесь мучила, четыре часа здесь провела. Меня все ваши сотрудники послали, не дали никакой бумаги.
Она: - Это не правда. Наш начальник всех консультирует.
Я: - Именно с вашим начальником я и беседовала. Она мне сказала, что она перестала проверять договоры и давать бумаги, чтобы не делать лишнюю работу. Она так поступала, а люди потом всё равно делали всё иначе. Поэтому она перестала давать предварительные консультации.
Она: - Я не могу взять у вас бумаги. Вы должны поехать в Псковскую область и исправить договор. Сделать 2 разных договора.
Я: - И что, нет никакой возможности сдать бумаги с 2 продавцами? Вообще никакой возможности?
Она: - Нет.
Я: - Пишите мне письменный отказ в приеме документов. Со ссылкой на нормативный акт, почему вы мне отказываете.

Ситуация сама по себе дурацкая. Я уже устала. Спина болит. Живот все-таки огромный. Еще надо грамотно проламывать их сопротивление, не истерикой, а аргументами. Аргументы надо искать. Силы тают. Волноваться нельзя. Срок беременности большой, может подняться давление, могу загреметь в больницу под капельницы на две недели. Один папа с тремя малышами две недели не справится. Да и зачем мне та больница? Мне и дома хорошо. Поэтому надо быть умной, спокойной, сосредоточенной и настойчивой. Только правовое поле.

Чиновница опять звонит в юридический отдел в управление: - Вот здесь такая ситуация. Я не могу оформить документы, потому что 2 продавца. Оформить 2 заявления? А в программе есть такая возможность? Хорошо.

При этом абсолютно не меняется в лице и голосе. А если бы на моем месте был кто-то другой? Менее компетентный, менее опытный, менее умный или настойчивый? Поскакал бы документы менять. А его бы там послали, потому что такие изменения в договор не вносятся. Это надо сделку аннулировать. Человек поскакал бы обратно. И скакал бы по инстанциям долго-долго. Потом плюнул бы, взял ипотеку, и купил квартиру в кредит. Кстати, бумаги на кредитные квартиры оформляются «со свистом». В хвост и в гриву гоняют только тех, кто направляет средства материнского капитала на покупку дома. А если на строительство… Там уже жить надо в очередях. Пробивают и это. Передо мной документы сдавала мама троих детей. Строила дом на своем участке. Три раза по 3 часа в очереди стояла на получение первой части средств. Потом 3 раза по 3 часа в очереди на получение второй части. И документы ей оформляли 1,5 часа. Я у нее за спиной стояла все это время, следующая в очереди. 1,5 часа только на сдачу документов. Кредитная квартира была оформлена за 20 минут.

Чиновница смотрит дальше документы: - А у вас тут еще чего-то не хватает. Вам надо поехать в Псковскую область и взять там дополнительную бумажку.
Я: - В Псковскую область раньше весны я поехать не смогу (документы сдавала в сентябре). И другие бумаги получить по этой сделке я не могу. У меня есть только то, что есть. Ничего другого нет и не будет. Исправить ситуацию я не смогу. Я могу только сдать документы, а вы мне можете дать письменный отказ в выплате средств материнского капитала.

Расчет мой был на то, что отказ должен быть мотивированным. Начнет чиновник бумажку составлять, увидит, что возможностей для отказа нет. Придется согласиться. А если и напишет мотивированный отказ, то его всегда можно обжаловать. Там, где есть аргументы, есть возможность с ними поспорить.

Она: - А у вас социальная норма не соблюдена. Дом меньше… (считает нужное количество метров).
Я: - Если я где-то найду дом 90 кв .м., то он будет в глуши. Потому что на средства материнского капитала такой дом купить нельзя. И обязанности соблюдать социальную норму при покупке жилья, по закону, у меня нет. А если бы и была, то потратить материнский капитал я бы не смогла, потому что цены на недвижимость вы знаете.
Она: - Знаю. Только все равно вам откажут. В Псковской области дома не пригодны для проживания. Качество плохое.
Я: - А как вы это определите?
Она: - Придет комиссия. Мы направим запрос в местное отделение Пенсионного Фонда, они сообщат в местную администрацию, они создадут комиссию. Дадут заключение. Бумага придет нам.
Я: - А что должно быть написано в этой бумаге?
Она: - Что дом пригоден для зимнего проживания. Что это жилое помещение, а не летний домик.

В общем, логично. Материнский капитал выдается на покупку жилого помещения, а не дачи. Не поспоришь.

Я: - А если комиссия не успеет дать свое заключение? У вас по закону 2 месяца на ответ.
Она: - Успеет. Мы общаемся по электронной почте. Все бумаги ходят быстро.
Я: - Всякое в жизни бывает.
Она: - Тогда мы будем ориентироваться на кадастровый паспорт. Там должно быть указано, что дом жилой.
Я: - А есть какая-то возможность перед покупкой убедиться, что дом пройдет экспертизу?
Она: - Надо владельцу недвижимости обратиться в местную администрацию. Там ему дадут заключение о том, жилой ли дом. Если будет бумага, что дом жилой, мы без проблем оплачиваем его. Мы же не знаем фактическое состояние дома. А местная администрация знает.
Общались мы около часа. Договорились, что я узнаю ИНН продавцов, заполню заявление, и еще раз приду сдать документы.

Кроме ИНН продавцов, пришлось узнавать еще БИК банка, в котором у продавцов открыт счет. В бумагах, данных банком продавцам, этой информации не было. Я через Интернет узнала телефон банка, сама звонила и спрашивала.

Заполнили документы. Их отвез муж, потому что на 9-м месяце беременности я уже не стала рисковать. Я ему оформила доверенность. И правильно сделала. После сдачи документов, уже перед самыми родами, ему пришлось ехать туда ещё раз. Они где-то на какой-то бумажке забыли взять нашу подпись.

Общались с продавцами. Никакая комиссия к ним не приходила. Звонили в Пенсионный фонд наш, где же комиссия, время-то идет. Они нам что-то ответили, мол, там сотрудник в отпуске, поэтому комиссия еще не пришла.
Время уходило. К продавцам никто не шел.

Прошел 1 месяц из 2, предусмотренных на ответ. Нам звонят из Пенсионного Фонда и говорят, мол, вы там неверные данные банка указали, где у продавцов счет. Им деньги не придут. У банка название изменилось.
Уже не выдержала я: - Главное, что БИК банка не изменился Деньги дойдут.
Мне ответили: - Не хотите, как хотите. Ваши продавцы деньги не получат.

А на следующий день мы получили письмо, что нам одобрили выплату средств за дом за счет средств материнского капитала.

Накануне родился наш четвертый ребенок, а на следующий день и покупку дома одобрили. Друг семьи пошутил, что счастливый парень пришел. Только родился, сразу и дом для него появился.

Деньги продавцам перечислили меньше, чем через месяц, после вынесения решения.
А в январе дошли до нас какие-то слухи, из местной администрации, что, мол, местная администрация не одобряет этот дом для покупки за материнский капитал. До продавцов, кстати, так никто и не дошел.
А сделка уже состоялась. Что это было, я так и не поняла.

Как сказал тогда мой многоопытный отец: - Взятку хотели.
Он меня научил принципиально взяток не давать.
Кто-то решил бы вопрос за взятку. Кто-то сдался бы и отступил. А кто-то прошел бы путь до конца, но это не легкий путь. Даже для меня, с моим опытом, он был нелегким. Мы как будто проламывались через барьеры. На каждом шаге, казалось, что нам стремятся отказать.
Но мы прошли через это, все вместе.

Постскриптум.
Я опубликую эту статью ровно через год после заключения сделки покупки дома и земли за материнский капитал.

Размышления после…

Безусловно, продавцы понимают, что будут минимум три месяца ждать свои деньги. Их ожидания заложены в цену. И те, кто покупают дом только за материнский капитал, переплачивают. Это надо понимать, и не иметь иллюзий.

Также надо понимать, что роскошные хоромы только за материнский капитал не взять. Любой дом за эти деньги будет требовать ремонта. Летом в доме возможно будет жить. Осенью и весной тоже. Насчет морозной зимы – большие сомнения.

С высокой долей вероятности, колодца или колонки рядом с домом не будет. Напомню, речь идет о домах стоимостью до 500 000 рублей. Тем более, не будет водопровода в доме и канализации.

На самом деле, ничего страшного в этом нет. При условии!

Должна быть либо колонка рядом с домом, либо возможность сделать колодец на участке. Визуально, об этом может сказать линия колодцев в деревне. Если она попадает на ваш участок (продолжение линии), возможность сделать колодец будет. Более точный вариант – походить с рамками. Или довериться тому, кто имеет такой опыт. Если речь идет о большом участке, проверять участок на подземные воды я бы рекомендовала. Тянуть водопровод от общего колодца или колонки дорого обойдется.

О канализации… Должен быть достаточный размер участка, и можно сделать свою локальную канализацию. Если участок маленький, здесь сложнее. Тогда речь идет о райцентре, можно сделать септик, и вызывать машину для откачки. Во Всеволожске её приезд стоил всего 700-1000 рублей. Я думала, дороже. Сколько стоит здесь, не знаю. Предполагаю, что умеренно.

Это что касается создания удобств.

Если есть возможность и желание строить самим, может быть, самый разумный вариант, купить за небольшие деньги дом с участком. Можно купить за 100-200 тысяч рублей. Главное, чтобы было электричество и дом, пригодный хотя бы для летнего проживания. А потом, на средства материнского капитала, закупить строительные материалы, и строить самим. Это подходит не для всех. Но, если подходит, это самая выгодная трата средств материнского капитала на дом. Некоторые умельцы умудрялись полностью построить полноценный хороший дом на стоимость материнского капитала. И в таком случае, нет никаких ограничений по месту расположения участка. Никаких комиссий и дополнительных разрешений.

Знаете, в чем парадокс?
На поезде ехать в Псковскую область чуть дальше, чем ехать в Ленинградскую область. А если ехать на машине в Ленинградскую по сравнению с поездом в Псковскую область, то поездом еще и быстрее будет. Пробок нет. А к поезду всегда можно вызвать местное такси. За 200-300 рублей.

А вот размер участков меняется очень сильно.

В Ленинградской области основная масса участков – садоводства. Их нельзя купить за материнский капитал. ИЖС или ЛПХ стоят очень дорого.
В Псковской области можно купить участок на средства мат капитала достойного размера. Здесь самые большие участки среди всей европейской части России. Статус земли – личное подсобное хозяйство в населенном пункте. То, что надо под материнский капитал.

И получается, что мы немного увеличиваем расстояние до Питера, и сильно увеличиваем качество дома и земельного участка.

Когда я рассказывала об этом подруге, она не верила.
Говорит: - А мы искали до 100 км от Питера.
Я: - Где самые дорогие участки. Что находили?
Она: - 6-10 соток.
Я: - А здесь 50 соток. Участки в 30 соток мы даже не рассматривали. Их намного больше. Помнишь, мы с тобой землю искали под Питером? Из того населенного пункта до Питера на маршрутке было ехать 1,5 часа без пробок, и 3-4 часа с пробками. Это по «дороге смерти» Скандинавия. Едешь и молишься. И так каждый раз. А вопрос преступности? Там же селятся те, кто работает в Питере, а живет там, где подешевле. Преступность высока. Я заглянула в данные преступности по садоводствам вокруг Питера, у меня волосы встали дыбом. А посмотреть дальше Ленинградской области мешают предрассудки.
Она: - Я и не предполагала, что у вас такие большие участки, хорошая транспортная доступность и такие низкие цены.
Я: - Бесплатно, конечно, не возьмешь, но здесь на материнский капитал хотя бы можно себе что-то позволить.
Она: - Я подумаю. Это новая информация для меня.

********
Спасибо Вам за время и внимание, уделенное моему рассказу!
Если я смогла хоть немного уменьшить барьеры на пути к Вашей мечте, сочту свое время на рассказ потраченным не зря.
Желаю Вам удачи в воплощении Ваших желаний!