Почему не завершилось сражением стояние на Угре?

Евгений Темежников
   4.11. ПОЧЕМУ НЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ СРАЖЕНИЕМ СТОЯНИЕ НА УГРЕ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников

   АБ: Русские применили огнестрельное оружие, что привело татар в панический ужас.
(Полнейший вздор. К этому времени у татар уже было свое огнестрельное оружие. Русский летописец, описывая взятие московской ратью города Булгар в 1378 г., упоминает, что жители «пускали громы со стен») [9.1].

   Повесть о стоянии на Угре: «И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега» [7.9].
   Софийская 1-я Л: «И придоша Татарове и начали стреляти Москвичь, а Москвичи начаша в них стреляти и пищали пущати, и многих побиша Татар стрелами и пищалми, и отбиша их от берега» [7.1, т.6].
   Вологодская Л: «Сташа крепко противу безбожнаго царя и начаша стрелы пущати и пищали, и тюфяки на Татар, и бишася 4 дни. Царь же не возможе берегу взятии и отступи от реки от Угры за две версты» [7.1, т.26, с.264].

   ЕТ: Насчёт панического ужаса это уже привычно приписанный домысел, но пищали и тюфяки мы видим только у русских. «Громы со стен» могли быть описанными выше фугасами [7.1, т.6]. Иловайский считает, что именно благодаря огнестрельному оружию произошёл перелом.

   АБ: А теперь – получайте сенсацию. Настоящую. Оглушительную. Звонкую. Ослепительную. Сейчас вы прочитаете о подлинных причинах бегства Ахмата с Угры, прочитаете то, что двести лет таилось в пыльных запасниках…
Слово – Андрею Лызлову!
«Беззаконный царь (Ахмат –А.Б.), не в силах срамоты своей терпеть, в лето 1480-е собрал немалую силу: царевичей, и улан, и мурз, и князей, и скороустремнтельно пришел к Российским рубежам. В Орде же своей оставил только тех, кто не мог оружием владеть… Великий князь же, посоветовавшись с боярами, решил совершить благое дело. Ведая, что в Большой Орде, откуда пришел царь, вовсе не осталось воинства, тайно послал свое многочисленное войско в Большую Орду, к жилищам поганых.»
… Зато рассказ Лызлова о русской рати, отправившейся по Волге и разгромившей в отсутствие Ахмата его ставку, современные историки попросту… замалчивают. Только мельчайшим шрифтом, в «комментариях к комментариям» этот рассказ назван «исторической легендой» [9.1].

   ЕТ: Настоящий! Оглушительный! Звонкий! Ослепительный!! Пук!!! Видимо только от Бушкова в «пыльных запасниках» пряталось, а кто мало-мальски историей интересовался и читал «классическую» историю, для того никакой сенсации.

   Татищев: «… низовые воинства с ханом Урдовлетом да с князем Василием Звенигородским послать наспех реками на град Болгары, так как там людей мало; и так учинили. А князь великий Иоанн Васильевич остался в Москве ожидать верховьих воинств. Хан Урдовлет и князь Василий Юрьевич вскоре пришли, и когда хан был в Русии, а в Орде людей никого не было, только старые и малые и жены, и так попленили, и град весь разорили, и огнем пожгли. От того часа Болгары запустели, а русские со многим полоном и богатством возвратились поздорову» [8.15].

   ЕТ: В «наиклассической» «Истории» Карамзина есть, по которой детей в гимназиях учили:

   Карамзин: «Крымский Царевич Нордоулат и Князь Василий Ноздреватый счастливо исполнили повеление Иоанново: достигли Орды, взяли юрт Батыев (вероятно, Сарай), множество пленников, добычи и могли бы вконец истребить сие гнездо наших злодеев, если бы Улан Нордоулатов, именем Обуяз, не помешал тому своими представлениями. «Что делаешь? - сказал он своему Царевичу: - вспомни, что сия древняя Орда есть наша общая мать; все мы от нее родились. Ты исполнил долг чести и службы Московской: нанес удар Ахмату: довольно; не губи остатков!» Нордоулат удалился; а Хан, сведав о разорении Улусов, оставил Россию, чтобы защитить свою собственную землю» [8.5].

   ЕТ: «Оглушительная сенсация» неизвестна только ленивым и нелюбопытным. Даже в Википедии написана. Только вот с уходом татар от Угры это не связано. Ибо была сия диверсия завершена и войско вернулось, когда реки ещё судоходны были, поскольку ледоколов в те времена ещё не было. Учтя, что им надо было против течения грести от Сарая до Москвы на ладьях, гружёных добычей, завершить погром они должны были задолго до морозов. А от Угры стороны отступили когда ударили морозы и реки замёрзли. Причём первыми стали отступать РУССКИЕ.

   Софийская 1-я Л: «Быша же мрази велицы, река же нача ставится, бысть же тогда страх на обоих, едины других бояхуся. Егда же река ста, тогда князь великiй повеле… отступити от брега и прити к себе на Кременец, бояся Татарского прихождения… егда отступиша сынове Рустии от брега, тогда Татарове страхом одержимы побегоша, мняще, яко берег дают им Русь и хотят с ними битися… А на царя Ахмута прииде страх от Бога, и побеже никимъже гоним от Угры» [7.1, т.6].

   ЕТ: Да и если бы на рейд в тыл были выделены малые силы, то и Ахмат мог бы малые отрядить. А если большие, то войско русское на Угре сильно ослаблено было бы, и его легко можно было разгромить. Так что не прокатывает эта версия, потому и отброшена поздними историками.

   АБ: Современные историки объясняют: Ахмат де «намеревался требовать дань». Воля ваша, но нарисованная выше картина ничуть такой версии не соответствует [9.1].

   ЕТ: Бог с ними с историками, у нас есть ярлык-послание Ахмата Ивану после отступления от Угры. Привожу полностью:

   «Ярлык Ахмета-царя.
   От высоких гор, от темных лесов, от сладких вод, от чистых пол. Ахматово слово ко Ивану. От четырех конец земли, от двоюнадесять Поморий, от седмадесять орд, от Болшия Орды. Ведомо да есть: кто нам был недруг, что стал на моем царстве копытом, а аз на его царстве стал всеми четырми копыты; и того Бог убил своим копием, дети ж его по Ордам розбежалися; четыре карачи в Крыму се от меня отсидели. А вам с есмя государи учинили от Саина (Батыя –ЕТ) царя сабелным концем. И ты б мою подать в 40 день собрал: 60.000 алтын, 20.000 вешнею, да 60.000 алтын осеннею, а на себе бы еси носил Ботыево знамение, у колпока верх вогнув ходил, зане ж вы блужныя просяники. Толко моея подати в 40 день не зберешь, а на себе не учнешь Батыево знамения носити, почен тобою в головах и всех твоих бояр з густыми волосы и с великими борадами у меня будут; или паки мои дворяне с хозовыми сагадаками и с софьяными сапоги у тебя будут. А крепкия по лесом пути твои есмя видели и водския броды есьмя по рекам сметили. Меж дорог яз один город наехал, тако ж так не стало. А Даньяры бы еси царевичя оттоле свел, а толко не сведешь, и аз, его ищущи, и тебе наиду. А нынеча есми от берега пошол, потому что у меня люди без одож, а кони без попон. А минет сердце зимы девяности днеи, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная» [1.11].

   ЕТ: Речь, как мы видим, исключительно о бабках. И сумма дани названа, и причина отступления от Угры, и угроза вернуться и покарать. Разорение орды, и уж тем более, борьба за власть не помянуты.

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Кто убил хана Ахмата? http://www.proza.ru/2016/07/27/18