Вязать и решать?

Анатолий Пеньшин
   
    «Они думают, что имеют власть над небом».
Св. Григорий Богослов «О себе самом и о епископах».


Весьма утвердилась в практике нашей жизни мысль о том, что Богом священству дана власть на земле как у Христа. Это власть вязать и решать. Считается, что она истекает из этих слов Спасителя: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» [Мф.18:18]
Что же это за власть такая? Разрешать и вязать. Как она возникает? Вопрос, надо сказать, краеугольный для жизни церкви Христовой.
Слова эти очень необычны. Получается, что человек или группа людей получают власть над Небом. Что решат, то и решится, что свяжут, то и свяжется, что захотят, то и исполнят им небеса. Ну очень уж смахивает всё это на на сказку Пушкина и на язычество. В нем тоже колдун или шаман управляет духами и через них земной жизнью.

Что-то здесь не так. Не может Христос допустить, чтобы языческие традиции возобладали над Духом Святым, это противоречит всему Его учению. Да и жизнь показывает, что христиане неоднородны по опыту и значит вполне способны пожелать нечто не полезное для их спасения. Все-равно небеса обязаны это исполнить?

Правда иногда говорят, что такое право дано не всем христиана, а только священникам. И особенно архиереям. И что? И они такому же соблазну подвержены. «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.» [Ин.6:70] Мало было войн между христианами? Так в чем же дело? Почему такая несуразица?

Опыт показывает, что у Христа несуразицы не бывает. Скорее все-таки она у нас, в наших головах.
Как же правильно понимать нам эти слова Его? Ведь с другой стороны совершенно определенно свидетельствуется Писанием, что апостолы были водимы Духом Святым, и значит логично предположить и утверждать, что все их действия Им же и управлялись, и значит, возлагая руки на крещаемого, они передавали ему благодать Его?
«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.» (Деян. 9:17-20)
Значит через апостолов и их последователей благодать распространялась на всех христиан или по крайней мере на священство и значит если соберемся вдвоём или втроем, то все что ни пожелаем, то и будет нам? Как-то при этом не находится ответ на мысль о том, что вот в одном месте трое одно задумали и разрешили себе, а в ином месте иные трое совершенно противоположное, и как тогда быть Богу? Чьё повеление и решение Ему торопиться исполнять?
Говорят, что обычно это к исповеди привязывают. Да. Это так. Вот и искушаются некоторые из священников. Хочу - разрешу, хочу не разрешу, а ты раб смотри на меня с почтением и страхом.

А вообще, в состоянии ли мы что-то решать и вязать? Да и есть ли в словах Христа эта зависимость, обратная всему тому, чему Он учит нас в двух Заветах? Скорее всё наоборот. Христос предупреждает нас, что мы сможем связать тут на земле только то, что связывается на небе. Иными словами не мы сами, а через нас Господь Вседержитель.

Еще интересно о значении слова «разрешать».
Написано: "А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве". [Дан.5:16]

"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе". [Мф.18:18]

Итак разрешать это оказывается не давать кому-либо разрешение на что-либо, а развязывать, растолковывать ближним сложные жизненные ситуации в которые мы иногда попадаем. И растолковывать конечно-же с духовной позиции.

Разрешать это развязывать, а не то, чтобы кто-то из людей кем-то управлял из людей, а на Небе это-бы просто проштамповывалось: типа «копия верна».
Разрешим ли? Сумеем ли разрешить? Это вопрос непраздный. А связать сумеем ли? Не сумеем и ничего на Небе автоматически не свяжется, как бы мы не пытались и не пыжились. Мы можем разрешить и связать нечто только при том условии, если абсолютно будем соответствовать Духу Святому, если Сам Дух Святой будет водительствовать нами как апостолами.

А кто из нас равноапостольный? Ау! Отзовитесь!
Тогда только и сможем, но и это не значит, что мы при этом Духом управляем, а совсем наоборот.
Сказано ведь нам: «Царство Божие внутрь вас есть». «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» [Иез.36:27]

Если Бог царствует в душе, то царь может быть только один. А если Он царствует в душе, то только Он и разрешает и вяжет. Он, но не мы, управляет процессами жизни.

Итак власть? О какой власти речь? Нет ни у кого из человеков власти над человеками кроме как у Бога. "И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится". [Дан.7:14]

«Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?» [Мф.24:45]
Видим для чего епископы? Чтобы раздавать пищу духовную. Сами же они тоже рабы как и те над которыми для окормления поставлены. Но никакой власти им Христос не вручал.
Даже о Себе Христос говорит, что Он пастырь смирный и овцы слышат его голос (а не кнут) и идут на голос Его, а не бегут под хлыстом куда Он их гонит.

И не стоит скрываться за спинами отцов, принявших ошибочные решения. Истину все равно не загородить.
Увы, мы увлечены мирским опытом жизни и потому и мир духовный под него пытаемся подстроить. Апостол неслучайно обращается к нам с вопросами: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас "?» (Иак. 4:1-5)

Мы прельщены сатаной, а прелесть она там возникает, где одна и та же жизненная ситуация содержит как-бы и Божеское и человеческое или и Божеское и сатанинское, Каиново и Авелево послания рядом. Мы, не имея духовного опыта, пытаемся идти привычным нам земным путём и падаем, а нам надо разобраться, увидеть истину, чтобы сделать верный выбор в правую сторону.

А Небо никак не зависит от земли, но земля от Неба. И нет никакой власти на земле кроме как у Бога, ибо сказано: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». [Кол.2:15]
"Не отдавайте же в залог советов Господа Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому". [Иудифь8:16]

"Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой". [Лк.5:24]

"Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам, - просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это – не многим из них, – чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, – а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту." Преподобный Симеон Новый Богослов (Послание об исповеди)

Священству нашему очень бы над этим позадуматься следует.

Да и кстати. Апостол предупредил нас: "Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков".[1 Кор.7:23]