Спиноза - не заноза

Павел Патлусов
                СПИНОЗА - НЕ ЗАНОЗА
    
    Зинаида Семёновна уже ровно пять лет пребывала на пенсии.
Именно в этот период времени она нашла время для чтения фило-
софских трудов. Одновременно необходимо сказать: это увлечение
уживалось с суеверием, с очень мрачным и таинственным.
    Вот буквально дня три назад я её встретил в аптеке.
В этом заведении все пенсионеры встречаются.  - Пётр
Михайлович,- обра-
довалась она нашей встрече,- я ведь Спинозу прочитала. Теперь
точно знаю что такое пандемия.
    - Может быть пантеизм,- осторожно я её поправляю.
    - Точно. Это когда Бог "растворён" в окружающей среде,
в мировом пространстве. И нет того Бога, которого нам
преподносит религия.
     - Нашли точку опоры?
     - Сейчас у меня появилась уверенность в том как нужно
 отделять Зло от Добра.
      Здесь она неожиданно переходит на бытовую тему.- Вчера
прополкой картошки занималась и на третьей грядке обнаружила
мёртвую птицу. Явно это мне соседка подбросила,- колдунья.
Я мёртвую птицу перекинула окучником в соседний огород, в уголок,
где у соседа сплошной бурьян.
     - А как же Спиноза?
     - А что.! Он утверждает, что Бог везде. Поэтому без
разницы где
будет лежать эта мёртвая птица, коли Богу безразлично
где быть.
    - Какой хороший вывод Вы сделали иэ трудов Спинозы,- с
определённой долей иронии отметил я.
     - Только после этого у меня страшно заболело горло.
Началось удушие, жжение. Я поняла: соседка - колдунья на
меня опять порчу навела. Побежала я домой схватила на бумажке
заговор и давай его читать на угли. Заговор мне ещё оставила
покойная свекровь. Начало легчать. А тут меня кто - то надоумил,
не иначе - Спиноза.Ведь сознание было заполнено им. Я
затопила печь и бросила туда эти угли. Вот не поверишь,
как там начало стонать, орать. Мне страшно стало, как
будь-то кого - то заживо сжигают. Значит на мне точно
порча была.
    - Да это Спиноза там орал, ибо вместе с наговором
Вы на угли выплеснули и Спинозу, ведь он был в Вашем
сознании в последние дни.   
     - И что теперь делать?- расстроилась пенсионерка,
внимательно заглядывая мне в глаза.
     - Вновь читать Спинозу и он вернётся.
      - А я как раз планировала прочитать его "Этику"
      - Ну, вот и будет у Вас в сознании покой и ясность,
- успокоил я активную старушку, любительницу философии.