Классная дама

Онисе Баркалая
          Я протянул сотруднице банка доверенность и паспорт: мне нужно было пополнить карточный счет находящегося за границей знакомого. За стойкой для  обслуживания клиентов работало несколько операционисток банка. В это время в клиентский зал вошла интересная молодая девушка, которая быстрым шагом прошла за банковскую стойку. Было ясно, что она – сотрудница банка, правда, ее внешний вид несколько отличался от других работниц. Видимо, корпоративный стиль предусматривал отличия в одежде, соответствующие статусу сотрудника в банке. С серьезным видом она стала наблюдать за работой девушек…
          Высокая и изящная, она внешне отличалась от операционисток, которые работали в эту смену: несмотря на их молодость, те  были довольно полноватыми. Она прохаживалась за стойкой и следила за работой подчиненных, не забывая улыбаться клиентам. Мне были неведомы ее функциональные обязанности, но я понял, что она каким-то образом контролирует работу своих коллег. Может, банк перешел на новое программное обеспечение, что требовало контроля на первых порах... Девушки иногда обращались к ней с вопросом, и она с улыбкой брала мышку на столе и  показывала им что-то на экране компьютера…
          Она подошла к сотруднице банка, которая в это время обслуживала меня. И тут черт дернул меня произнести эту фразу! Дело в том, что накануне я читал книгу Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре». И я непроизвольно вспомнил отрывок, где описывался Смольный институт благородных девиц: все эти воспитательницы, классные дамы… Думаю, именно это обстоятельство, а также ее внимательный женский взгляд умных карих глаз, не упускающий ни одну деталь в работе своих коллег, ее безукоризненный внешний вид, отличающийся, надо отметить, какой-то элегантной сдержанностью, вызвали у меня схожие ассоциации… 
          Девушка посмотрела на меня и улыбнулась так же приветливо, как и всем остальным клиентам, и я в ответ на ее улыбку произнес:
         – Похоже, вы здесь классная дама.
         – Классная?! – переспросила она и зарделась.
         И только в эту секунду я осознал двусмысленность сказанного мною. «Конечно, ну что могут означать для теперешних молодых людей эти слова – "классная дама"!» – мгновенно пронеслась мысль. Надо было выходить из неловкой ситуации: не успел я проговорить, что прежде всего имел в виду ее положение над подопечными, но девушка уже сообразила и кивком головы, улыбаясь, дала понять, что ей все ясно.
     «Черт! – выругался я про себя. – Нет, чтобы просто сказать, что она управляющая и все такое...».
         Покидая банк, я снова встретился с ней взглядом и дружески улыбнулся ей. Хотя, если разобраться, я не так уж и далек от истины: она, действительно, классная! Я вспомнил, что в то мгновение, когда я назвал ее классной дамой, другие сотрудницы банка на секунду оторвались от своей работы и восхищенно посмотрели на нее. Не каждый день услышишь от клиента столь откровенный комплимент!