Серафим Роуз Будущее России и Конец мира

Тамара Кочнева 2
Серафим (Роуз): Будущее России и Конец мира.
 [статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо:
    «Здравствуйте, Тамара Николаевна. Посылаю вам статью иеромонаха Серафима (Роуза) «Будущее России и Конец мира». Вы, наверное, её уже читали, если – нет то, что скажите после прочтения?»

    «Лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесённая на Съезде православной молодёжи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года:
    Каждый православный христианин находится между двумя мирами: этим миром падшим, в котором мы должны достигнуть нашего спасения, и другим миром, небесами, родиной нашей, к которой мы стремимся и которая, если мы ведём истинно христианский образ жизни, вдохновляет нас идти путём христианской добродетели и любви.
    Но стихии мира сего слишком приблизились к нам. И поэтому мы часто забываем нашу небесную родину. Давление суетности мира в наше время сделалось настолько сильным, что мы часто теряем всякое понятие того, в чем же собственно заключается жизнь истинного христианина. Даже если мы посещаем регулярно церковные службы и считаем себя верными членами Церкви, как часто эта наша церковность бывает поверхностна и связана, таким образом, с богатством и красотой православной богослужебной традиции. Как часто нам не хватает сознания того, что Православие является верой, цель которой есть спасение нашей души, как часто нам не хватает любви и преданности ко Христу, воплотившемуся Богу, Основателю веры нашей.
    И как часто наша церковная жизнь ограничивается только исполнением известных обязанностей и привычек, которые затрагивают только внешнее наше сознание, не касаясь его глубины и не ведя нас путём духовного роста к вечной жизни в Боге.
*    *    *
Наше время.
    Мы живём в те времена, о которых в Евангелии Господь нас предостерегает, говоря: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладевает любовь» (Матф. 24, 12), в те последние времена, когда Христианское благовестие, которое с таким восторженным пылом было встречено первыми христианами, теперь заняло незначительную часть нашей повседневной жизни, вместо того, чтобы стать центром её, её смыслом и целью. Православие, наше сокровище, пылающая вера, которую мы не должны стыдиться исповедовать, в наши дни находится в полном упадке. Однако, благодаря неисповедимым путям Провидения и известной иронии судьбы, Россия, в которой Православие как будто отошло на задний план, сделалась ведущей силой в мире. Поэтому всё, что там происходит, невольно привлекает внимание всего мира.
    Интересно отметить тот факт, что то, что сейчас происходит в Советском Союзе, в какой-то степени касается жизни именно старой России, Православной России, можно добавить при этом, что Православное возрождение там в какой-то мере связано и с будущим Русской земли. В 19 веке и в начале 20 века, перед революцией 1917 года, в России были пророчества духовно одарённых людей, касающиеся возникновения там атеизма, эпохи кровопролития и рабства, а также будущего России, в том случае, если люди русские раскаются в грехах своих и понесут повинную во всем том, что произошло.
    Давайте поэтому просмотрим эти пророчества и все те пути, которыми они связаны с событиями в современной России; и чего можно ожидать, согласно этим и другим, более общим пророчествам, от событий, которые произойдут перед концом мира.
*    *    *
Конец мира.
    Но почему нам вообще следует говорить о Конце мира?
    Неужели мы действительно живём в последние дни?
    И почему надо связывать будущее России с Концом мира?
    Однако теперь даже советские писатели говорят о «временах последних», апокалиптических.
    И правда, рассматривая проблемы, которые волнуют весь мир в наши дни – такие, как истощение запасов воды и питания, перенаселение, страшная суетность, мы не должны выпускать из виду общую картину всего происходящего.
    И теперь уже невозможно отрицать тот факт, что все эти проблемы указывают на приближение в человеческой истории огромного кризиса, могущего положить конец всему живому на земле.
    В это самое же время современные религиозные мыслители указывают на расцвет нехристианских религиозных движений и предсказывают начало «новой эры», в которой «новое религиозное сознание» овладеет человеческой мыслью и положит конец 2000-летнему царствованию Христианства. И самый факт приближения 2000 года вдохновляет многих мыслью, что вскоре должна наступить новая эпоха, во всём иная, непохожая на предыдущие. Астрологи называют эту эпоху «Aquarian Age» («Век Водолея»). Между многими неправославными христианами эти идеи создали учение, называемое «хилиазмом» или «милленаризмом» – то есть верой в то, что Христос скоро придёт на землю и будет царствовать со Своими святыми тысячу лет до самого конца мира.
    Это учение является ересью, осуждённой отцами Церкви; происходит оно от неправильного толкования Апокалипсиса. Православная Церковь учит, что царство Христа и Его святых, когда «диавол будет скован на тысячу лет» (Откр. 20,3), и есть как раз то время, в которое мы живём теперь (число 1000 символизирует целость), то есть время между первым и вторым пришествием Христовым.
    В этот период святые соцарствуют со Христом в Его Церкви, но это, конечно, мистическое царство, которое не должно пониматься дословно в политическом его значении, как теперь интерпретируют его хилиасты. Дьявол, действительно, в это время связан, то есть ограничен в своих действиях против человечества, и верующие, которые живут в Церкви и причащаются Святых Даров, живут жизнью благодатной, приготовляющей их к Вечному Небесному Царству.
Неправославные же, не причащающиеся Святых Даров и не участвующие в истинной жизни Церкви, не могут понять этого мистического Царства Христа и стараются объяснить все события в их политическом аспекте.
    Таким образом, будущее мира, в котором Россия, без сомнения, займёт центральное место, тесно связано с идеями Конца его – как в физическом, так и в культурном значении этого слова, а также и с появлением новой «райской» эпохи.
    Некоторые современные мыслители интерпретировали то место, которое займёт Россия в новой эре, с точки зрения хилиазма. И действительно, если мы ближе познакомимся с учением коммунизма, которое держит русское общественное сознание в полном порабощении уже в течение последних 60 лет, то мы увидим, что собственно это учение является секулярным вариантом идеи хилиазма: оно тоже учит о грядущей новой исторической эре коммунизма и о том, что когда, наконец, коммунизм овладеет миром, счастливое человечество освободится от всех уз прошлого. Теперь же, после шестидесяти лет коммунистического эксперимента в России и более, короткого в других странах, мы видим, как безрассудны были верования коммунистов.
    Действительность коммунистическая оказалась не раем на земле, а Гулагом; а человечество – не освобождённым, а полностью порабощённым. Но Россия, первая порабощённая страна, испытавшая этот тяжкий гнёт, и будет первой, которая пробудится ото сна; вопреки всем мерам угнетения религии, атеизм не смог поработить души русской, и религиозное возрождение там может стать знамением чего-то огромного и стихийного, указывающего на оздоровление души народной от атеистической чумы. Всё это может служить указанием на то, что Россия в состоянии принести особую весть миру, которому грозит та же опасность попасть в атеистическую западню, из которой освобождается Россия. И вот этот факт и является причиной того, что будущее России так тесно связано с будущим целого мира, в религиозном его аспекте.
*    *    *
Грядущий Конец мира в христианских пророчествах.
    Перед тем, как обратить особое внимание на пророчества, касающиеся России, я хотел бы суммировать православное учение о том, что произойдёт перед Концом мира. Это даст нам возможность сделать логический вывод и определить будущее место России согласно этим пророчествам.
    События, предшествующие концу мира, описаны во многих местах Священного Писания: глава 24 Евангелия от Матфея и параллельные места у других Евангелистов; большинство книги Откровения, особенно глава 8 и далее; вторая глава 2-го Послания к Солунянам; второе Послание Петра, глава 3-я; несколько глав книги Даниила и другие места.
    Апокалипсис описывает эти события как ряд видений, из которых некоторые – ясные и положительные, возлагающие надежду на Божие правосудие и на спасение избранных, другие – мрачные и отрицательные, указывающие на болезни и мор, которые появятся на земле из-за грехов людей. Часто мы придаём слишком много значения именно этим мрачным видениям, видя увеличение зла вокруг нас; но это происходит из-за нашего малодушия и суетности – мы не должны выпускать из виду общую картину всего происходящего.
    Когда Конец этого мира приблизится, тогда действительно наступит «великая скорбь, какой не было от начала мира и до ныне, и не будет» (Матф. 24,41), «и будут глад, моры и землетрясения, войны, преследования, лже-пророки и лже-христы, и во многих охладеет любовь». Но в то же самое время «проповедано будет Евангелие всем народам, и претерпевший до конца с помощью Христа спасётся», Зло и лже-религии достигнут своего апогея во время владычества Антихриста, мирового владыки, который, обещая принести мир на смятенную землю и имитируя пришествие Христа, будет управлять всем миром из возобновлённого храма в Иерусалиме.
    Но найдутся такие, кого он не сможет прельстить. Среди них будут два никогда не умиравших ветхозаветных пророка, которые вернутся на землю: Илия – для того, чтобы обратить евреев, Энох – для того, чтобы проповедовать всем другим народам. Краткое владычество Антихриста (три с половиной года) закончится войной и беспорядками, и среди всей этой смуты и бедствий придёт Христос, предшествуемый знамением Креста; и тогда весь мир будет поглощён пламенем и обновится, а тела умерших восстанут из могил и соединятся с душами для того, чтобы предстать на суд Божий.
Вот в общих штрихах события последних времён человеческой истории, а теперь обратимся к пророчествам, которые касаются будущего России.
*    *    *
Будущее России.
    В 19-ом веке в России были известны многие пророки, среди них даже миряне, как, например, Достоевский, предвидевшие приход революции как результат неверия, житейской суеты и чисто внешнего исполнения обрядов, лишённых горячей и самопожертвованной веры, которой требует Православие.
    Некоторым из них это казалось ужасным бедствием, которое постигло землю Русскую. Например, наблюдая отсутствие истинной веры у многих людей. Епископ Феофан Затворник восклицал: «Через сто лет что останется от нашего Православия?».
    Другие считали, что это отсутствие веры выразится в страшной революции, которая в итоге распространится по всему миру.
    Святой Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, произнесённой в 1905 г., сказал:
    «Россия, если отпадёшь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой.
    И если не будет покаяния у русского народа, – конец мира близок.     Бог отнимет благочестивого царя и пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами» (Юбил. сборник, изд. Ютика, 1958).
    И действительно, мы уже и теперь видим мир, частично залитый кровью и подавленный тиранией, начавшейся в России с революции 1917 года. При этом возникает вопрос: есть ли надежда на освобождение, или атеизм поглотит весь мир и приготовит место для царства Антихриста?
    Но мы имеем основательные причины сомневаться в том. что будущие события развернутся так просто, уже только потому, что страна, в которой началось владычество коммунизма, переживает в данный момент религиозное возрождение, препятствующее распространению атеизма в мир. А также и потому, что Антихрист, согласно Православным пророчествам, не будет обыкновенным тираном, каким был Сталин, но будет «духовной» личностью, которая скорее будет убеждать людей, чем заставлять их признать себя силой.
    Святые мужи России, здравствовавшие в начале революции, сознавали, что по сути это явление апокалиптическое, и знали, что предстоит многолетнее испытание. Но они также предвидели, что будет конец и этому испытанию.
    «Старец Алексий Зосимовский, находясь в Чудовом монастыре при выборах Патриарха, слышал, как люди плакали, и кто-то громко воскликнул: «Пропала, значит, наша Россия, пропала Русь Святая!»
    И вдруг громким голосом он спрашивает:
    «Кто это тут говорит, пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, не пропадёт, но надо через великие испытания очиститься от греха русскому народу. Надо молиться, горячо каяться. Россия не пропадёт, и не погибла она» («Православная Русь», 1970, № 1, стр.9).
    Незадолго до начала революции старец Варнава из Гефсиманского скита предсказал, что Россию ждут тяжёлые испытания и что жестокое преследование постигнет Православную веру.
    Он говорил:
    «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет» (Частное письмо Н. Китер).
    Схииеромонах Аристоклий незадолго до своей смерти в августе 1918 года сказал:
    «Сейчас мы переживаем пред-Антихристово время. А Россия будет спасена. Много будет страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, и стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И тогда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».
    За 10 дней до своей кончины он сказал:
    «Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго» («Православная Русь», 1969 г., № 2, стр. 3).
    В 1920 году старец Нектарий Оптинский говорил:
    «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата, и в Оптиной будет ещё 7 светильников, 7 столпов» (И.Л. Концевич «Оптина Пустынь и её время»,  Джорданвилль, 1973, стр. 538).
    Интересно отметить, что святой Иоанн Кронштадтский также предсказал, что освобождение России придёт с Востока (И.К. Сурский, «Отец Иоанн Кронштадтский», Белград, 1924, т. 2, стр. 24).
    В 1930 году архиепископ Феофан Полтавский суммировал пророчества, полученные им от старцев, способных прозирать будущее:
    «Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне было открыто Старцами. Приход Антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большее – десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нём нам было открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения.
    Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Своё обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться» («The Orthodox Word», 1969, № 5, стр. 184).
    Итак, мы видим, что все пророчества этих Богом вдохновлённых людей в начале нашего столетия говорят об ожидании восстановления Святой Руси и даже православного Царя незадолго до пришествия Антихриста и конца мира. Но это событие будет носить характер скорее необычно-чудесного, а не обыкновенного исторического события. И в то же время оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека.
    Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о её гибели оказалось, таким образом, ложным, так и пророчества о восстановлении России могут оказаться ложными, если русские люди не раскаются.
    Блаженной памяти архиепископ Иоанн Максимович долго думал о смысле русской революции и о рассеянии русского народа.
    В своём сообщении на Всезарубежном Архиерейском Соборе в Югославии в 1938 году он писал:
    «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю ещё до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своё несогласие с ним.
    В грехах цареубийства повинны не один лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.
    Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжёлых грехов, и возрождение её возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, до сих пор не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
    Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции». (Акт Всезарубежного Собора, 1938, Югославия).
    Конечно, цареубийство не является единственным грехом, лежащим на совести русских людей. Оно является как бы символом отпавшей от Христа России и истинного Православия – процесса, происходившего в течение 19 и 20 веков, и только теперь, возможно, изменившего своё направление. Интересно отметить тот факт, что в современной России вопрос прославления Царя и Новомучеников связан со снятием проклятия, которое лежало на русской земле со времени их мученичества.
    Отец Глеб Якунин, который находится в тяжёлом заключении, выразил те же самые идеи, что и владыка Иоанн.
    В своём письме к русскому Зарубежью он пишет:
    «Значение для мировой истории мученической кончины императорской семьи, которую можно сравнить с известными библейскими событиями, заключается в том факте, что Константинопольский период Церкви Христовой кончается, и перед нами раскрывается новая мученическая, апокалиптическая эра. Она началась добровольной жертвой последнего помазанного Православного Императора и его семьи. Трагедия царской семьи легла проклятием на всю русскую землю, являясь символическим прологом длинному пути России к Кресту – смерти 10 миллионов её сыновей и дочерей. Канонизация Императорских Мучеников будет для России освобождением от греха цареубийства; и в конце концов избавит её от злых чар» («Pensee Russe», Dec. 6, 1979, № 3285, стр. 5).
    Конечно, было бы слишком поверхностным заключением сказать, что прославление Новомучеников и Царской Семьи приведёт к восстановлению Святой Руси. Но если православные русские люди и в России, и в рассеянии воспримут это событие всем своим сердцем, то оно сможет послужить поводом к раскаянию в грехах, и влияние его на саму Россию и измерить нельзя.
    Одно из самых значительных пророчеств о будущем России до революции было известно только немногим: оно было настолько смелым, что цензура церковная не разрешила его напечатать. Оно было найдено среди манускриптов Мотовилова, известного своей знаменитой «Беседой с Преподобным Серафимом о стяжении Духа Святого». Это пророчество, которое теперь появилось в печати (за последние десятилетия), касается будущего воскресения преп. Серафима перед самым концом мира.
    Вот что преп. Серафим сказал Мотовилову:
    «Неоднократно, – пишет Мотовилов, – слышал я из уст великого Угодника Божьего, старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот, однажды осмелился я спросить его:
    - Вы, Батюшка, всё говорить изволите, что плотью своею в Сарове лежать не будете. Так, нечто, Вас саровские отдадут?
    - Мне, Ваше Боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сей привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение семи отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего».
    Открыв сию великую страшную тайну, великий Старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскрешения, соберется народу великое множество со всех концов земли; Дивеево станет Лаврой. Вертьяново – городом, а Арзамас – губернией. И проповедуя в Дивеево покаяние, Батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и, по открытии их, сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему».
    В одной из других своих бесед с Мотовиловым Преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное для укрепления исповедников Христовых:
    «И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, – в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: Боже мой? Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?
Подобное же оставление человечества Благодатью Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по минованию коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей, и все Святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте всё от века предопределённое в предвечном Совете» («Беседа Прп. Серафима о цели христианской жизни», Братство Блаж. Германа, Сан-Франциско, 1968, стр. 82).
    Это пророчество, никогда не печатавшееся в России, стало, однако, там известным.
    Из письма одного священника, напечатанного в первом выпуске журнала «Надежда», в котором он описывает посещение Сарова и Дивеева и говорит о своём убеждении, что Святая Русь ещё жива, явствует, что среди живущих там монахинь это пророчество сохранилось.
    Одна старая женщина, Евдокия, по Святом Причащении, приложившись к Кресту, стала громким голосом говорить, обращаясь к нему:
    «Скоро, скоро здесь, в Дивееве, будут торжества. Теперь не годы и не месяцы, а дни и часы остались до открытия монастыря и явления четырех мощей: Батюшки Преподобного, Первоначальницы Александры, Матушки Марфы и Блаженной Евдокеюшки, замученной и убитой безбожниками... Вот Преподобный и велит мне: скажи ему, никому другому, что скоро, скоро откроются монастырь и мощи. Он велит сказать тебе, чтобы ты обязательно приехал сюда на открытие церкви и мощей» («Надежда», 1977, № I, стр. 148).
    Убеждение в том, что Святая Русь ещё жива, подтверждается и рядом свидетельств некоторых наблюдателей современной России.
    Вот что говорит Геннадий Шиманов:
    «Святая Русь не исчезла, не закопана; она вечна и победоносна, и это последнее слово принадлежит истории нашего народа... Святая Русь исчезла только с поверхности современной жизни, но она продолжает жить в её скрытых глубинах, произрастая до того времени, когда будет угодно Богу, и переживая зиму, она опять появится на поверхности и украсит образ земли русской, которую хлестали свирепые и ледяные ураганы и бури» («Наша Страна», Буэнос-Айрес, 1972, 22 ноября).
*    *    *
Слово, которое Россия принесёт миру.
    В Новом Завете, в книге откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира:
    «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8,1).
    Некоторые объясняют это место св. Писания, как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнётся с России – и это есть то «последнее и окончательное слово», которое, согласно Достоевскому, Россия принесёт миру.
    В современных условиях, при которых события в любой стране становятся моментально известными всему миру, Россия, очищенная кровью мучеников, действительно будет иметь возможность пробудить мир от глубокого сна атеизма и безверия. Отец Димитрий Дудко и другие не раз говорили, что невозможно, чтобы кровь бесчисленных русских мучеников напрасно лилась; она несомненно станет семенем последнего и яркого расцвета истинного Христианства. Однако очень легко просто мечтать о будущем этого мира и о том, что может случиться в России. Воскресение России зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей – нашего общего покаяния и нашего подвига. Оно вовлекает в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в рассеянии сущих и всех православных людей всего мира.
    Епископ Иоанн Шанхайский в своём докладе Архиерейскому Собору Зарубежья в 1938 году говорил об апокалиптической миссии русского народа за рубежом:
    «Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса (в значительной части бессознательно) является проповедницей Православия.
    Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесах, и тем снискали себе спасение...
     Зарубежье должно обратиться на путь покаяния и, измолив себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину».
    Таким образом, русские за рубежом, ведя себя как подобает истинным православным христианам, приготовят путь для проповеди всемирного покаяния преподобного Серафима. В какой-то мере это и происходит, если обратить внимание на тот факт, что параллельно православному возрождению в России происходит подлинное пробуждение Православия не только в Америке, но и в других странах вне России.
    Но всё будущее зависит от нас: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять свои обещания.
    Архиепископ Иоанн закончил свой доклад на Соборе пророчеством и надеждой, что там наступит истинная Пасха, которая просияет целому миру перед концом всего существующего и перед началом всемирного Царства Божия:
    «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу её страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдёт с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки» (статья иеромонаха Серафима (Роуза) взята с форума «Апологет»).
*    *    *

    Ответ:
    Я полностью согласна с мнением иеромонаха Серафима (Роуза): коммунистическая действительность в Советском Союзе (первый этап «Багряного Зверя» 1918-1990) оказалась не раем справедливости на земле, а Гулагом; а население – не освобождённым, а полностью порабощённым. Я согласна, что существует последовательность пророчеств, которые указывают на приближение в человеческой истории огромного кризиса, ибо невозможно отрицать тот факт, что многие современные религиозные мыслители указывают на расцвет нехристианских религиозных движений и предсказывают начало «новой эры», в которой «новое религиозное сознание» овладеет человеческой мыслью и положит конец 2000-летнему царствованию Христианства, а, значит, и Православия. Однако я не согласна с выводами о роли России в этих процессах во второй этап «Багряного Зверя» (1991-2025), которые сделал иеромонах Серафим (Роуз).

    [Историческая справка.
    Иеромонах Серафим (в миру Юджин Дэннис Роуз, 1934-1982) – священнослужитель Русской православной церкви за рубежом, иеромонах, духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке, вызвавших большой интерес в России.
    В 1962-ом был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей. После крещения он познакомился с русским эмигрантом выпускником Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорджанвилле Глебом Подмошенским. Вместе они начали издавать бюллетень «Православный вестник», затем открыли при храме лавку «Православные иконы и книги», ставшую одним из духовных центров русского православия в Америке.
    В середине 1960-х годов Юджин и Глеб решают основать православное братство. В 1967 году на севере Калифорнии в лесу недалеко от городка Платина был приобретён участок земли, на котором был возведён скит в честь преподобного Германа Аляскинского.
    В 1969 году они переезжают в скит, а 27 октября 1970 году постригаются в монахи: Юджин под именем Серафим в честь Серафима Саровского, а Глеб под именем Германа в честь Германа Аляскинского. В монастыре они продолжают издавать «Православный вестник», пишут и издают труды духовно-просветительного и богословского содержания.
    В 1977 году отец Серафим рукоположён в священники.
    Умер 2 сентября 1982 году в возрасте 48 лет от болезни].
*    *    *
    Сразу замечу, падение Коммунистической системы поставило перед российским обществом проблему, которую не увидел в 1981-ом году иеромонах Серафим, живя в США. Проблема эта заключается в следующем: как союзные республики и население Российской Федерации отреагировали на такое падение, и роль Православной Церкви в этот период?
    Ведь надо понимать, что падение авторитета Православной церкви произошло не с октября 1917-го года, этот процесс был длительным и зрел в недрах Российской империи.
    Иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788-1860), старец Оптинский:
    (17.5.1860): «Сердце болезнует, что ныне так много восстают на мать нашу, Церковь, чада, возрожденные ею св. крещением и воспитанные млеком православного учения, оставившие оное и заразившиеся духом западного вольномыслия. Журнальная гласность с вольномыслием разливается, как зараза, в члены почти всех сословий; а особенно юное поколение, образованное, быстро стремится путём цивилизации и прогресса, и само не знает куда и к какой цели. Да и не попустит Господь восторжествовать тьме над светом. Видно, что есть подвизающиеся на поприще воинствующей Церкви против лживых нападений на неё […]» («Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам», М., 1862, стр. 394-395).
*    *    *
    Святитель Игнатий (Д.А. Брянчанинов, 1807-1867) в письме к епископу Леониду Дмитровскому (Краснопевков) в 1863 году писал:
    «На вас лежит великая обязанность примирять главные сословия отечества, которых разрознило Европейское учение. Влиянию этого учения много подчинялись и духовенство, и дворянство. Я читал с ужасом январские и мартовские статьи «Казанского православного собеседника», в которых столкновение сословий выражено очень ярко. Церковь и духовенство пострадали, страдают и. кажется, должны пострадать от европейских учений, а не какого-либо сословия.
    Я видел в Петербурге купцов, погостивших в Европе, и подивился тому удалению, той дикости, которые они начинали являть к Церкви и духовенству. Видел там детей священнических, образованных по-европейски: то же самое! […]» («Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему людям», СПб, 1881; «Письма преосвященного Игнатия, изд. иеромонахом Игнатием (Садковским)», «Богословский вестник», 1913-1914).
*    *    *
    Прежде чем иеромонах Серафим (Роуз) написал:
    «В современных условиях Россия, очищенная кровью мучеников, действительно будет иметь возможность пробудить мир от глубокого сна атеизма и безверия. Отец Димитрий Дудко и другие не раз говорили, что невозможно, чтобы кровь бесчисленных русских мучеников напрасно лилась; она несомненно станет семенем последнего и яркого расцвета истинного Христианства […]», в Советском Союзе по линии Самиздата в 1978 году ходила беседа с диаконом Даниилом, которая называлась, также как и лекция иеромонаха Серафима «Будущее России и Конец мира».
    В ней в частности говорилось:
    «Времена тихие, спокойные, завещанные нам архиепископом Феофаном Полтавским и иеросхимонахом Аристотелем Афонским заканчиваются. Впереди людей ждёт горе и тяжкие страдания. За преумножение беззаконий и за богоотступление, которое Господь нарёк «мерзостью запустения», человечество ждёт III-ья Мировая война, как сказано в Евангелии: «восстанет язык на язык, и царство на царство». Россию ожидают новые территориальные потрясения за грехи, в первую очередь, епископата, а затем священства и начальствующих лиц в государстве. За все их грехи Господь спросит, как уже спрашивал в 1851-1854 и в 1917-1920 годах. Все властвующие потеряют свою власть. В Церкви бедствия дойдут до того, что верными Богу останутся только два, может, три иерарха. Многие, когда начнётся новая смута, памятуя о зверствах большевиков, сразу бросят многострадальную Россию, и сбегут. Пока мир, они сами себе поют хвалу: «Мы самые верные в истине», а как придёт время испытаний, так первыми и сбегут.
    Я не от себя говорю, а сообщаю мнение последнего Оптинского старца Нектария [«восьмой» старец (Тихонов, 1857-1928)], слышимое в монастыре в ранней юности и передаваемое во время душевных бесед с глазу на глаз, как сокрытое сокровенное архиепископом Леонтием [Филиппович, 1904-1971)] […]».
*    *    *
    По этому, прочитав статью иеромонаха Серафима (Роуза), зададим себе вопрос:
    «На чём основано было убеждение американского православного священника, что через пару лет после падения режима, воинствующих против Бога, коммунистов Россия должна пережить небывалый расцвет?»
    На анализе религиозного состояния населения Советского Союза в 1981-ом году, на исторических аналогах или на надежде, которая «всему верит», которая живёт мифами – мифами прошлого и будущего, на вере в чудо, которая одна, для слабых душ, способна дать силы жить?
    К сожалению, население России слишком долго жило надеждами и иллюзиями и дорого заплатило за них. Если все пережитые испытания после развала Советского Союза не способны излечить российское общество от иллюзий, значит, чтобы не говорили приверженцы апостасийной роли, не оно приглашено на «пир небожителей», ибо ничего до сих пор не поняло, ничему не научилось.
    Многие оптимисты скажут: «Иллюзии о «светлом будущем» двигают миром?»
    Да, бесспорно, но не все, некоторые из них ведут на погибель. Сейчас, куда ни посмотришь, видишь марширующих политиков, готовых поджечь мир с четырёх сторон в период «трубы Седьмого ангела», и уже начавших его грандиозное разрушение в период «трубы Пятого ангела» (2003-2019).
    Апологеты иеромонаха Серафима (Роуза), как мантру, постоянно повторяют:
    «Россия, очищенная кровью мучеников, действительно будет иметь возможность пробудить мир от глубокого сна атеизма и безверия».
    Однако на каком религиозном фундаменте Россия должна будет это сделать?
    Это очень важный вопрос для понятия будущего.
    Старое поколение священнослужителей за двадцать пять лет после развала Советского Союза потеряно, ничего от их деятельности, кроме проповеди всемирного покаяния и смирения ждать не приходится. Лишённые чувства единства, вековая привычка к повиновению, слабое развитие личного сознания, потребности в безликом коллективизме, пройдя систему коммунистической казармы, они не смогут вовлечь в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в рассеянии сущих и всех православных людей всего мира.
    Остаётся только надеяться на новое поколение священников, которые лишены страха перед НКВД – КГБ. При этом надо учитывать тот фактор, что несмотря на второй развал страны, российское общество всё ещё дразнит себя болотным огоньком революции 1917-го года, а прикормленные политологи, с позиции Владимира Ульянова (Ленина), до сих пор постоянно твердят:
    «Падение любого правящего режима освобождает скованные прогрессивные силы, ибо старый режим своей инерцией, ленью и сословными привилегиями глушил духовные народные силы. Освобождение членов Православной церкви из под контроля безбожников стало освобождением их духовных талантов».
    Боюсь, что это представление покоится на иллюзии, однако обратимся к историческим аналогиям.    
    Во Франции между революционным пожаром 1792-го года и культурным расцветом Католицизма в 1892-ом лежит духовная, религиозная пустыня: эпоха двух Империй. При Наполеоне Бонапарте и его племяннике Луи Наполеоне III Церковь была скована так, как никогда при королевской монархии династии Бурбонов. Свободой воспользовались собственник и предприниматель, а не духовник и богослов. И главное, французский народ тогда не ощущал особой потребности в религиозной свободе, живя внутренними процессами материального накопления.
    Воскресение Римской проповеди было связано не с последствиями революционной бури, а скорее с её отрицанием – с той огромной духовной реакцией, которую смогли развернуть Римские понтифики, опираясь на свой, пусть ослабевший, но сохранившийся аппарат.
    Так, что аналогия Франции не для нас.
    Теперь рассмотрим нашу российскую историческую действительность?
    Между революционным пожаром 1917-го года и культурным расцветом Православия в 2007-ом также лежит духовная пустыня: эпоха двух коммунистических режимов. При «диктатуре пролетариата» [Ленин, Сталин, Хрущёв (1918-1963)] Церковь была скована так, как никогда при царях династии Романовых. При «развитом социализме» [Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв (1964-1991)] свободой воспользовались представители партаппарата, номенклатуры и силовых ведомств, а не духовник и богослов. И главное, население России, также как и Франции, не ощущало особой потребности в религиозной свободе, живя внутренними процессами материального выживания.
    Российская Православная церковь к распаду Советского Союза подошла значительно ослабленной, обескровленной, с отсутствием какой бы то ни было творческой воли к борьбе за гражданские права своей паствы. Российская Федерация образца 2000-го года – это духовная пустыня. Таков результат неизбежен во всяком тоталитарно-тираническом государстве, какова бы ни была идея, положенная в его основу.
    Кто-то скажет:
    «Было время, когда действительность давала веские основания для надежд. В самый разгар гражданской войны и свирепейшего террора в стране «горела» духовная жизнь. В эпоху НЭПа (1922-1927) она вылилась в Обновленческий раскол. Быть может, его значение переоценивается религиозными философами, однако буря событий захватила тогда многих представителей Церкви».
    Действительно это так, при чём и об этом нельзя забывать, некоторые, из этих представителей Церкви, даже весело стали шагать по трупам – навстречу какому-то сияющему будущему. Увы, от всех их надежд мало что осталось, ибо потом наступил массовый террор, культ вождей и всеобщее рабство, – какая духовность возможна в отравленном воздухе? Жизнь возможна, а о духовном развитии Православия можно было только мечтать.
*    *    *
    Теперь что говорит анализ настоящего в смысле возможных прогнозов?
    Возможна ли сегодня Православная церковная проповедь в мировом масштабе?
    События на Украине, в Белоруссии, в Казахстане и итоги недавно прошедшего Всеправославного собора наглядно показывают: новая духовно-религиозная деятельность оказалась бездарной, и вместе с тем лживой и порочной. Сказалась московская привычка к духовному рабству, культура рабства в Московские и Санкт-петербургские столетия истории. Оказывается, перед распадом Советского Союза в религиозной свободе в основном нуждалась лишь творческая интеллигенция. Современный священник, пришедший ей на смену, никогда не дышал свободным воздухом: состояние рабства – не Сталинского, конечно, – является для него исторически привычным, почти естественным.
    Что он может сказать, после того, как рухнули мечты о Мировой гегемонии, о завоевании планетных миров, о физиологическом бессмертии, о земном рае, и его паства оказалась у разбитого корыта бедности, отсталости, национального унижения.
    Опять же события на Украине показывают современное состояние Православной церкви, которое можно охарактеризовать тремя словами: духовная бескрылость и бездарность. Разгадка этой бескрылости Российской церкви заключается именно в том, что она уже сказала своё слово и теперь ей остаётся лишь повторять слова своих предшественников, живших в период дома Романовых. Но сейчас не XIX-ый век, а XXI-ый.
    Исторический аналог: Российская церковь растратила своё религиозное вдохновение задолго до решительного часа истории, до 1917-го года. Поэтому когда подошёл решительный час испытания, Православие, хотя и было далеко не бедно духовно, оказалось бедно организационно.
    Эти же самые процессы наблюдаются и сегодня. Трезвый анализ запрещает возлагать чрезмерные надежды на близкое будущее возрождения чистого Православия в России. Такое Православие в современных условиях может быть только чисто бутафорским.
    Несомненно, скоро начиная с 2018-го года обстановка в Российской Федерации начнёт быстро ухудшаться. Ни одна страна не является столь уязвимой, как наша, и ни одна не сулит грабителям большей наживы, чем наша. Битва за Православие только начинается, и хотелось бы, чтобы священники вели эту борьбу разумно, понимая скрытый смысл происходящих событий, иначе религиозные общины верующих, входящие в Российскую Православную Церковь, окажутся раздавленными одна за другой, как спичечные коробки.
    Пока же Духовенство полностью повторяет ошибки, допущенные во второй половине XIX-го века, «паря столь высоко в хлябях Небесных», что его, согласно «Открытого письма» преподобного Нила Сорского (Майков): «надо было желать опустить на землю, ибо не имеют желаемого действия не от чего иного, как от слабого за ними надзора и от несоблюдения мер, установленных к истреблению в Духовенстве многочисленных пороков, главными из которых были невежество, пьянство и блуд».
    Идея, что «обновление человечества в будущем совершится одною только российской, православной мыслью, что именно в России совершится новое Пришествие Христово, и что российский народ – есть на всей земле единственный народ богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем Нового Бога, так как ему одному даны ключи жизни и нового слова», как это не горько, не соответствует современным реалиям.
    Узость данной формы «мессианизма» была основательно разоблачена ещё русскими богословскими писателями В.С. Соловьёвым, князем Е.Н. Трубецким, С.А. Нилусом, игуменом Серафимом (князь Путятин) и другими. Невозможно сегодня утверждать, будто всё Западное Христианство уклонилось в язычество, а Христианство Восточное осталось свободно от этих уклонений, принимая во внимание 73-ёх летний период правления коммунистов-богоборцев.
    К сожалению, горделивое догматическое осознание грехов и противоречий старого славянофильства снова притягивает нас к одному и тому же роковому увлечению, что народы Российской Федерации из всех народов в мире есть народы теократические, призванные утвердить на земле Царство Божие в форме святой государственности и общественности.
    Это опять же иллюзия.
    Не будем снова перечислять те бесчисленные ошибки и усовершенствования, которым подвергалась и доселе подвергается наша государственность. В данном случае потерпела полное крушение сама конкретная идея «святой государственности». Сегодня говорить о «святой государственности» в стране, победившего «Багряного Зверя» (1918-2025) – это не просто нелепо, это преступно и безбожно перед своей паствой.
    Мечта об «Особой мессианической задачи Русского государства» рухнула не с 25 октября 1917 года, и не со 2 февраля 1917 года, и не с Соборного уложения от 9 марта 1607 года «О закрепощении крестьян». Эта мечта рухнула с Указа от 1592 года «Об отмене Юрьева дня». Именно с этого года произошло Законодательное, «указное» прикрепление православных «братьев и сестёр» к земле, по мнению многих историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров и другие).
    После того, как Православная Церковь позволила в своей стране закрепостить 80 процентов вверенного ей населения, приравняв их к скоту или к орудиям производства, которых можно продавать, закладывать, насильственно переселять, с этого времени совершенно непонятно, на чём держится идея «русского национального мессианизма».
    Если раньше на вопрос, чем удостоверяется особое избрание и особая миссия России ко Христу, наши предки могли ответить словами инока Филофея, обращёнными к Великому Московскому князю Василию, отцу Ивана IV Грозного:
    «Соборная Церковь наша в твоём державном царстве одна теперь паче Солнца сияет Благочестием во всей Поднебесной, все православные царства собрались в одном твоём царстве, на всей земле один ты – христианский царь», то сегодня даже этого сказать не можем.
    Наше современное общество ускоренными шагами идёт к гибели Российской Федерации, к разделу её на несколько частей. У народа нет сил противостоять этому процессу, а у властей – желания. Сейчас настало время, когда никто не думает о России, а все думают только о себе. Этот процесс описан в Библии и предсказан русскими провидцами. Заявления, что надо только молиться, и всё само собой рассосётся вредны для общества. Развал Российской Федерации предрешён и отменить его уже никто не сможет. Но можно уже сейчас начать работать над образованием новой духовной идеи, которая поможет сплотит русскую нацию и преодолеть кризис. Для этого нужно уже сегодня задуматься над реформами в Церкви.
    Если мы хотим сохранить Россию, как государство, пусть даже в урезанном состоянии, обезопасить свой народ от тлетворного влияния нигилизма и блуда, необходимо срочно помочь Духовенству очистить свою среду от тех людей, которые своим поведением не только роняют все духовные звания, но даже унижают само имя человека, его достоинство, и, несмотря на всё это, терпимы в Духовенстве к общей радости «радикалов» и к соблазну всех прихожан, стремящихся бежать от таких пастырей в какое-нибудь разноверие. Нельзя зная, что надвигается буря ничего не предпринимать.
    Отменить Божие наказание население России не в силах, но смягчить Его, пока ещё в его власти. Третий Рим погибнет, а четвёртому не бывать. Удерживающий будет изъят. Время споров, консультаций и согласований закончилось.
*    *    *
ДТН.