О чем поведал старый дуб

Луиза Кипчакбаева 2
  Над землею бушует, пенится весна. Гулкие голубые ливни омыли слежавшуюся за долгую зиму землю и теперь слышно, как она легко, вольготно дышит. Под повеселевшими небесами далеким-далеким амфитеатром поднимаются села с буйно вспыхнувшими кострами цветущих садов и красными крышами домов, петли белых дорог, раздольные нивы, ожидающие сева, говорливая речка, облизывающая шершавые берега, как потрескавшиеся от ветра губы, а там, окрест, опять поля, поля...
От черных борозд, еще не провядших после пахоты, от трав, деревьев, каждый новорожденный листок которых еще жемчужно переливается, - ото всего исходит густой, здоровый дух.
   Какое ослепительное сиянье вокруг, какое бесконечно щедрое, почти языческое упоение счастьем, откровением вновь нарождающейся жизнью!
   «Стою я под крутым склоном высокого холма и, как подобает исполину, с мудрым спокойствием взираю на все происходящее вокруг – прошелестел своей молодой листвой древний дуб, желая поведать нам легенду.- Э-э-э, дай Бог памяти, который год, вернее, какое столетие я одолеваю? Представляете! - это уже 320-я весна в моей жизни, но всегда, каждый раз, ее приход - чудо, непостижимое в своей могучей простоте и неповторимое в извечно-мудром повторении своем. Как заколдованный, созерцаю невыразимую прелесть окружающего мира.
    Я расправляю занемевшие за зиму мышцы своих ветвей и с наслаждением чувствую, как в мое древнее тело вливаются новые силы и молодая уверенность в себе.
Боже мой, что это такое происходит на земле?! Каждое дерево и цветок создавали в своем многообразии картину истинной жизненной гармонии и ее главного смысла.
    Вон там, на обочине дороги стоит стайка яснооких берез. Невозможно было не залюбоваться этими деревьями, полными девичьей прелести и радостного приятия жизни.
    Березки заражают желанием вот так же светло и искренне улыбнуться небу, облакам. Каждый раз я думаю: как, откуда рождается эта красота?! Кто и почему дает слабому ростку травы такую неистовую силу жизни, что он, взламывая даже мертвый камень, пробивается к свету, солнцу, а деревьям - такую мощь, что они способны противоборствовать жестоким морозам и бурям? Наверное, на все сущее нисходит власть Всевышнего.
   А чего только не видел я за долгую-долгую жизнь! Свидетелем, каких только событий не был. Сколько жизненных бурь мне пришлось пережить! Во мне живут голоса минувших времен... Подле меня немало случилось происшествий, полных лукавства, удальства, волшебства, мудрости, немало звучало разных песен, немало доверено тайн и признаний в любви, горестных и светлых, но одинаково прекрасных, ибо они - есть Жизнь... Память нет-нет, да извлечет из какого-нибудь тайника историю давнюю, но незабываемую.
   Я люблю рассказывать все, что видал и слыхал. То, что однажды мне летний ливень прошумел-пропел, навсегда врезалось в душу. Послушайте эту легенду-быль и вы...
    ... Когда это было - теперь уж никто не помнит и не знает. У одной женщины было девять сыновей. Рано овдовела она. Одну заботу знала женщина - вырастить своих детей трудолюбивыми, благородными и честными. Богатырями, один сильней другого, выросли ее сыновья, сыграли свадьбы и девять  красивых невест в отчий дом привели. У каждого из них по девять детей родились. Пришло время - внуки окрепли, поднялись на ноги и женились, вскоре женщина благословила своих новорожденных правнуков.
   Глубоко ушли в землю, широко разрослись-раскинулись корни потомства этой женщины. Большой и дружной стала ее семья. В ней царило полное согласие, никто ни с кем не ссорился, все помогали друг другу, мужчины трудом своим непрестанным преображали землю, женщины ткали, пряли, заботились о младших. Земля дышала трудом и спокойствием.
  Реки были полны державного покоя, пели птицы, наполняя просторы радостными голосами. Счастью старой женщины не было конца.
  Но вдруг в последнее время она совсем не узнавала свой дом. Сын сыну кричал злобно:
  - Не мой воз, не мне его и тащить! Тащи его сам!
  - Ты зачем мою прялку взяла? Мне самой она нужна. Пряди на своей старой, сломанной, - неуступчиво ругалась невестка с невесткой.
  И правнук правнучку напрасно обижал:
  - Уходи из нашего дома, я тебе ничего не дам. Ты нам не нужна.
   Глубоко опечалилась старая женщина. Призвала она детей своих к благоразумию и терпению, но никто не прислушался к ее словам. Дальше-больше. Рассорились друг с другом девять братьев и их домочадцы. Ненависть застила им глаза, помутила рассудок.
   Раздирали они родной край на клочья, боясь друг друга и злобно завидуя, если другому доставалось что-нибудь такое, чего не было у себя.
Разгорелся между братьями смертельный бой. Брат не щадил брага. Брат убивал брата. Лютыми врагами стали друг другу они.
   Поля, где некогда шумели янтарные волны пшеницы, поросли горькой полынью. Одичали сады, оставшиеся без хозяйского присмотра. Лик земли был обезображен страшными язвами разрухи и запустения. Некогда благодатный край стал похож на кровоточащую рану.
   Дошла до матери эта жуткая весть и печаль ее сменилась неистовой волной гнева и боли. И пошла старая мать пешком, раздирая в кровь о камни босые ноги. Шла и верила, что прекратит эту братоубийственную вражду.
   В безумной, жестокой схватке погибали один за другом ее сыновья. От горя забилась она головой о землю и невозможно, душераздирающе закричала на весь белый свет. Материнское сердце не вместило столько боли и страданий враз.
   И боль, мольба ее раненного сердца откликнулись в каждом холме, каждом дереве и хрупкой былинке.
   - Сыны мои! Горе мне, горе! Горе прожженным рукам моим, что баюкали вас, горе залитым слезами глазам моим, что любили вас, горе мне, породившей вас! Горе земле нашей, растерзанной и поруганной вами! Доколе мне невыносимую муку терпеть?! Я рожала вас не для вражды и разбоя, а для жизни и счастья, для светлых и добрых дел. Взываю ко всем вам, в ком осталась хоть искра совести и любви ко мне! Остановитесь, опомнитесь, сыны мои! Я к вам обращаюсь. Об этом просит израненная, обагренная кровью земля. Как стонет она, слышите? И деревья просят. Кто имеет человеческое сердце, непременно услышит меня.
   Все живое на земле отозвалось тою же болью, какой болью страдала душа старой женщины. От ее надрывного плача даже замшелые безгласные камни исторгли звуки. Горы отозвались и ответили грозным раскатом. Вот так и родилось эхо. Земля содрогнулись от мощного эха.
   Материнский крик эхом откликнулся в сердцах ее сыновей. И потрясенные братья прекратили дележ, вражду, и на земле вновь восторжествовали покой и мир. Они увидели, как прекрасна родная земля и всему находится на ней свое место: перелескам, полям, ветрам, радугам, любви, правде и добру. И оказалось, что всем людям хватит и места, тепла и добра, если только жить в мире, согласии.
   А братья и их потомки поклялись беречь, защищать мир, бороться за него трудом своим, помыслами и деяниями своими. Вот так это было...
   ... Заплутавшись в моей листве, ветер мечется, бормочет. И вот сейчас над землей несется протяжный тонкий звук, словно далекая, сокровенная песня домбры. Слышите? Знаете, о чем ветер мне хочет поведать? Но об этом я расскажу потом. Потому что это уже будет совсем другая история совсем иной сказ».

 Автор Луиза Кипчакбаева