1978 Бронзовый год

Георгий Зобач
Год, который приумножил мою значимость в ленинградской тяжелой атлетике. На чемпионате Ленинграда я выступил успешно, вырвал 142,5 кг и установил впервые рекорд города в толчке 193 кг. Третьим подходом заказал уже в ранге чемпиона 200 кг и взяв на грудь с касанием локтем колена встал, но с груди толкнуть не удалось.  И все равно, была удача, я уходил с помоста под многочисленные аплодисменты, ведь на тот момент мировой рекорд в толчке был равен 204 кг.
 
Летом я еще выступил на ЦС ДСО «Зенит». Этот турнир заслуживает отдельного повествования. Потом в начале сентябре я выиграл чемпионат Ленинградской области.

Осенью в конце сентября на чемпионате ВЦСПС, в Кировакане, я выступил вполне удачно, установив личный рекорд в рывке 145 кг и в толкнув 187,5 кг. Я стал бронзовым призёром. Для победы надо было толкать 195, я их поднял, по странному стечению обстоятельств опустил раньше команды старшего судьи. Но все тренеры нашей команды были довольны моим весьма успешным выступлением. На киноплёнке было хорошо видно, что вес был зафиксирован точно. Но почему судья затянул команду, не понятно. Хотя и моя вина здесь весомая. Надо было фиксировать вес дольше! Эта «бронза» помогла мне получить профсоюзную стипендию в размере 130 рублей и регулярные сборы на профсоюзной спортбазе в Сочи.

Чемпионат Ленинграда в отдельных упражнениях для меня прошел в тренировочном режиме. Я настраивался на Кубок СССР и чемпионат в отдельных упражнениях.

Декабрьская Фергана встретила нас теплом, арбузами и дынями. И большими расстояниями.
 
В первый день пребывания вышли с Сергеем Михайловичем Николаевым, моим тренером, из ресторана после завтрака. Автобус в спорткомплекс уже ушел. Мы спросили, как доехать до места соревнования у администратора в холле.
- Две остановки на автобусе, который останавливается напротив нашей гостиницы.
Оказалось, что там ходит один автобус, точнее один номер автобуса. Прождав автобус минут пятнадцать, мы решили идти пешком, что нам здоровым мужикам. «два пролета». За разговорами мы заметили, что прошли почти полчаса. Сергей Михайлович в растерянности стал спрашивать - где тут Спорткомплекс. Нас направили прямо, мол там в метрах трехсот остановка и нам надо проехать еще одну!!!
«Пора в путь – дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем. …»

Три дня до моего старта я разминался и о ходе соревнований узнавал только на ежедневных вечерних собраниях сборной нашего города. Пока бронза была только у Смирнова Валерия в категории 75 кг. В соревновательный день я поехал на взвешивание без завтрака, взяв с собой из ресторана мясной бульон и какие-то лепешки с вареньем или джемом. Взвешивание прошло быстро, я с Сергеем Михайловичем, усевшись в укромном месте стал поедать свои припасы. Разминаться я начал рано, т.к. начинал рвать один из первых из 32 участников со 137,5 кг. К сожалению, я так и остался в первом движении на этом результате. Результат в рывке у меня не шел. И с годами я понял, мне не надо было уделять много внимания этому движению, а работать над толчком. И думаю, если бы я рвал на 5 кг меньше, а толкал бы на те же 10 кг больше, то я бы вошел в мировую историю тяжелой атлетики. Учитывая мой результат в рывке, мне старший тренер сборной города дал начинать в толчке только со 185 кг, чтобы я железно дал зачет команде Ленинграда. Разминка в толчке была почти пустая, в основном все начинали толкать со 170-180 кг. Толкнув уверенно первый подход, я попросил заказать 195, но тренеры, посовещавшись у дублирующего протокола сказали мне, что 192,5 гарантирует мне призовое место. Успешно выполнив второй подход в третьем, пошел на 195. И «опять» при подъеме на грудь коснулся локтем колена, встал и для себя толкнул, но отмашка судьи уже была, и мне подход не засчитали. Но я чувствовал себя победителем. Бронза на чемпионате СССР - это успех для меня, Морозовской школы и Ленинградской сборной.

В Ленинград мы с тренером везли по две дыни и по два арбуза. Мы тщательно их завернули в газеты и перетянув веревками. Превозмогая тяжесть груза, таскали их по аэровокзалу на плечах. Наши плечи страдали не зря. На Новый Год у нас дома были дефицитные «ягоды».
 
За неделю до Нового Года я появился в институте. В фойе висел плакат, поздравляющий меня и тренера из института Степана Васильевича Сбитнева с бронзой на чемпионате СССР. Постоянно были такие поздравления после успешных моих выступлений. Это заслуга кафедры физвоспитания. Не раз эти «плакаты» помогали мне не только знакомиться с девушками, но и сдавать удачно экзамены.

Меня стали уже поздравлять с наступающим Новым Годом, а я все думал, что с медалью чемпионата Союза? Сидя за праздничным столом, я аккуратно складывал «Советский Спорт» в спортивный архив, который начал собирать мой отец. В новом цветном телевизоре пела группа «Boney M».

Фото 1978.09 после ВЦСПС.
http://zobach.ru