Художники Ахмад Бабаев и Наталья Доманцевич

Карасёв Владимир
                ПРЕСС-РЕЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ
     БАБАЕВА АХМАДА БАХТИЁРОВИЧА и ДОМАНЦЕВИЧ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
                «ВОСТОК, ГДЕ МЫ С ТОБОЙ»
Среди действительно ведущих художников Республики Узбекистан Ахмад Бабаев считается высоким профессионалом. О таких как он, говорят –  «днём с огнём не сыскать», поскольку разностороннее сочетание многих художественных и вместе с тем человеческих факторов в одном человеке случается в Истории не часто.  Произведения Бабаева всегда узнаваемы, ибо они настолько своеобразны именно личностными манерами изобразительного языка, который вы не найдёте ни у кого другого. Не многие современные художники Республики обладают такой творческой неповторимостью.
Живописный язык Бабаева, как истинно восточного художника, ярок. Он как будто насыщен солнечной красочностью, расцвечен сказочной аурой, но в то же время, по бытовому восприятию, приземлён до полного понимания любым зрителем. И в этом, вероятно, сила творческой индивидуальности художника. Иногда он напоминает мне того самого юношу из картины «Привратник» (2011 г.), открывающего дверь зрителю. Куда ведёт эта дверь? Для каждого смотрящего его картины, в свой собственный мир, в свою Судьбу либо в мир, где дорого уведёт вас к новым непознанным пока ещё истинам. И, что бы там не говорили, все доподлинные смыслы жизни приводят нас к поиску гармонии, душевного равновесия и познанию красоты. Не красивости, которой мы сейчас себя окружаем, а в действительной Красоте, которая присуща только разумности.
Можно ли назвать творчество Ахмада – «энергоёмким»? Вне всякого сомнения! Хотя это определение и «сухое» по своей технической конструкции, но та энергетика, которая заложена во многих работах Бабаева, просто заряжает зрителя массой положительных эмоций. Экспрессия цвета, символическая поэтика образов, движения мысли в его полотнах вводит художника в объединение ведущих живописцев страны. Правда, Ахмад Бабаев всё же, по образу жизни – индивидуалист, что, впрочем, не мешает ему заниматься преподавательской работой в Национальном Институте художеств и дизайна им. К. Бехзада, воспитывая исключительно талантливых, но совсем юных художников…
О поэтике Ахмада, наполненной философскими размышлениями, можно было бы говорить очень много, объёмно, но строки его поэтических заметок, как штрихи моментальных эмоциональных этюдов, только дополняют содержание картин. Естественно, что вся эта поэтическая рапсодия, разбросанная в подписях к картинам, канет в Лету. Останутся одни полотна, которые разными во времени и интеллектуальному уровню искусствоведами, критиками искусства будут толковаться по разному и, вероятнее всего, не так, как мыслилось самому художнику. Но и это будет объективным фактом, ибо каждое Время диктует свои понятия и смыслы, а именно за этим и приходит зритель на вернисажи.
 «Романтический символизм» зародился в среде Центральноазиатских художников в самом начале прошедшего столетия. Однако время коренных переустройств общества сменило этот стиль на разнообразные течения соцреализма.  Только вот один из очень немногих художников республики – Ахмад Бабаев, старается, переосмысливая духовные ценности в контексте нового времени, всё же воссоздать это направление в отечественной живописи. Как это у него, получается, трудно понять, если не знать, что за каждым полотном стоит тема, пережитая самим художником в жизни. Бабаев, наряду с реалистической манерой живописи, активно вводит в свои произведения декоративные элементы. Со временем доля декоративности увеличивается и как бы срастается с тонкой реалистической манерой, порождая своеобразный, во многом неповторимый стиль. Но всегда тематика его работ строится на глубоком знании восточной этики и высоком интеллектуализме самого автора. А истинная поэзия, как считает художник – это любовь, которая не может быть, по-определению – без  жертвенности.   
 Совершенно объективно то, что полотна Ахмада Бабаева – есть самое высокое достижение реалистической живописи, базирующейся на виртуозном искусстве академической школы, полученной им у своего отца – академика живописи, профессора Бахтиёра Бабаева и в мастерских Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского. В портретных этюдах, разрабатывающих центральные образы картин, художник достигает большой глубины и конкретности психологического анализа. Он создаёт также синкретические образы, суммирующие наблюдения над реальной человеческой природой, где портреты поражают остротой психологических характеристик.
Иногда экспрессия, выплеснутая на холсты мастера, сближает его с повышенной эмоциональностью живописных образов, возникавших в Испании более двух столетий тому назад. Именно по эмоциональному звучанию (но не красочной палитре, ибо краски Бабаева это истинный, самобытный и неповторимый Восток!), картины Ахмада приближаются к творческой манере Франсиско Гойя-и-Лусиентеса в самых лучших его творениях – фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска – серии «Капричос»! Но язык живописного символического смысла у Бабаева фактически одной тональности, которой был присущ величайшему графику XX столетия – Обри Бердсли, если вспомнить его иллюстрации к «Саломее». Это язык смыслов и трагедий, исканий и обретений...   
Кто-то может посчитать живописное творчество Ахмада Бабаева рафинированным искусством, элитарным, призванным удовлетворять запросы интеллектуалов. Может быть, это и верно, но только отчасти, ибо его полотна понятны любой категории зрителей, где каждый находит в них своё сокровенное понимание смыслов и предопределений человеческой жизни. Нет необходимости отмечать и описывать какие-то отдельные работы художника, поскольку каждое из его произведений рождает у зрителя собственные эмоции, возникающие в силу личного житейского опыта. 
Следует особо отметить, что созидательный потенциал Бабаева А. Б. достаточно ярко проявился в его исключительно интересных работах как художника кино. Оригинальный подход с использованием и этнокультурного звучания заметно во всех  произведениях мастера в этой области искусства...
Сегодня творчество Ахмада Бабаева находится в зените своего расцвета. Можно только, откровенно говоря, сожалеть, что такие персональные встречи с художником современного авангардного плана происходят крайне редко и сейчас, мы с благодарностью можем наслаждаться феерией красок, тонких смыслов и проникновенной философией Востока в представленных работах на этой уникальной выставке. Вместе с тем, абсолютно органично смотрятся на фоне прекрасных полотен изумительные оригинальностью керамические изделия профессионального художника декоративно-прикладного искусства Натальи Анатольевны Доманцевич.
Произведения Доманцевич – своеобразный контраст, с одной стороны повышенной экспрессии и декоративности, с другой – имперсональности. С внутренней убеждённостью она утверждает связь пластического искусства с человеком. Успех у зрителя её работ связан с тем, что звонкость и энергия форм, воспринятые как качество современной пластической культуры, неразрывны с ощущением ритма, пропорций, фактуры, присущим художникам Востока.
Окончив Республиканское художественное училище им. П. Бенькова, сначала художница обращалась к разным источникам западноевропейской керамической пластики, но, несомненно, самый большой успех к Наталье Анатольевне пришёл тогда, когда звонкость и энергия форм, воспринятые как качество современной пластической культуры, стали неразрывны с ощущением ритма, пропорций, фактуры, присущим художникам Востока. Именно за это, очень часто, сегодняшние искусствоведы называют её   Ведуньей, знающей законы жизненной красоты... 
  Фантастические по красоте керамические корабли больше похожие на летящих птиц с цветочным садом вместо парусов или старинные каравеллы со знаками Колеса Времени на парусах, ажурные вазы, чаши и феерические по красоте чираги (масляные светильники) и чирагдоны (подсвечники).   Сквозной рельеф в керамических изделиях Доманцевич доставляет удовольствие насыщенностью пластического рисунка, цельностью, а главное – активным свободным ритмом. Ритм – один из компонентов скульптуры, который в нашей творческой практике всё ещё недооценивается, остаётся нередко второстепенным. Обращаясь к европейской практике и к художественным традициям Востока Наталья Анатольевна корректирует эту ситуацию. В её скульптурных образах нередко в медленном, эпически развёрнутом движении появляются неожиданные учащённые ритмы, серьёзно меняющие общее впечатление.
Многочисленные работы в жанре инсталяции, деревянной резной скульптуре, плетении, глиняной лепке ввели её в круг ведущих профессионалов в области дизайна. Во всех её работах набирает силу тенденция преодолеть пока ещё существующую некую «провинциальность» по отношению к станковой и монументальной живописи, графики художественного бытия декоративно-прикладного искусства, обрести широкое дыхание и, обращаясь к разным творческим источникам, искать более мобильные художественные структуры. Фактурное разнообразие, которое дано керамисту глазурями, широко и с эффектом используется Натальей Доманцевич, в ставших для неё любимым жанром, это в блюдах расцвеченных изумительными цветами. С искусством Востока у нас, как правило, ассоциируется пластичность объёма, изящество движений, отсутствие контрастной разномаштабности. Рассматривая её работы, замечаешь, что в нашем художественно-керамическом искусстве произошёл скачок в мышлении, в ощущении пространства, в освоении возможностей современного искусства.
Художники с большой радостью приглашают к себе на семейную выставку гостей. Хорманг Вам – дорогие друзья!