Ласточкино гнездо

Сергей Охтинский
Если вы ни разу не были в Крыму, то знайте - это то самое "блюдечко, с голубой каёмочкой", о котором так мечтал наш незабвенный Остап Бендер. Это прекрасное место контрастов, в котором есть всё. От каменистых прибрежных утёсов в Балаклаве и Сугдее, до песчаных и ковыльных степей Джанкоя. От голубых прибрежных отмелей Ялты, до зеленоватой и вонючей жижи Гнилого озера. И, наконец, от свежего и прохладного морского воздуха возле побережья, до жаркого и сухого в самом сердце этого сказочного участка суши! Поэтому полёты над Крымом всегда имели особую изюминку и неподдельный интерес среди всех пилотов. Стояло тёплое июньское утро. Подготовка к предстоящему вылету всего личного состава авиационного полка шла полным ходом. Да, дорогие читатели, как вы догадались - это тот самый, долгожданный, полёт в сторону Крыма. Класс подготовки к полётам напоминал один большой муравейник. Одни весело и шумно заходили с новыми листами только полученных карт. Другие уже вовсю их склеивали. Да, чтобы получить необходимый район, надо склеить несколько листов. Работа шла довольно быстро, и уже через какие-то полчаса все сидели с карандашами и толстыми инструкциями, как порядочные бухгалтера, производя скрупулёзные расчёты. Задачу предстояло решить творческую и интересную. Необходимо было выполнить проверку частей и подразделений противовоздушной обороны, базирующихся в Крыму, а также выполнить разведку деятельности ряда закрытых объектов. Вроде бы всё как обычно, но особую пикантность этому заданию придавало то, что полёт выполняли почти все пилоты части, и маршрут был проложен со стороны Турции, имитируя нападение вероятного противника. На заре перестройки, это было действительно так. А задание выполнялось на предельно малой высоте, что-то сравнимое с высотой среднего дерева, и при отключенных средствах опознавания самолетов. Первые полёты на такие задания напоминали детскую игру в жмурки, когда один молча прячется, а второй ищет. Мы всегда были уверены, что чем ниже подходишь к объектам, тем больше шансов остаться не замеченным. Но мнение резко изменилось, когда съездили на экскурсию, если можно так назвать это мероприятие, к ракетчикам. Они показали на локаторах даже корабли, находившиеся в пятидесяти милях от берега. То есть подойти, а тем более пройти незамеченными, шансов у нас практически не было никаких. После этого выполнение заданий с отключением средств опознавания вызывало холодный пот и небольшое расстройство желудка. Ведь гарантий, что всё правильно согласовано в нашей огромной стране, было явно маловато. Какая-нибудь случайная ракета вполне бы могла поцеловать нас в зад, в этой интересной игре. Мы получили задачу, выполнить полёт в составе пары, поэтому сидели за столом вчетвером и шумно обсуждали все особенности работы. В составе пары мы должны были подойти к Севастополю. Далее ведущий уходил на Джанкой, а мы продолжали полёт вдоль южного побережья до Керчи. В предчувствии чего-то интересного, в голове возникали приятные образы предстоящего полёта. Это красивые пляжи, лазурный берег и вечнозелёная растительность. К концу рабочего дня все вопросы были решены, и шумный муравейник затих. Все отправились по домам на отдых.
 
Стояло раннее утро. Летом светает очень рано, поэтому в четыре часа было довольно светло. Из парка, что находился напротив, били, слышны нежные переливы песни соловья. В результате привычки, сложившейся за многие годы работы, я уже не спал. Михаил постучал ко мне четвертью часа позже, когда я заканчивал последние приготовления, и мы вместе отправились к ожидающему нас автобусу, чтобы добраться до аэродрома. Автобус был полон, поэтому со всех сторон летели шутки, смех и анекдоты. Хотя поездка и занимала около двадцати минут, но в такой весёлой атмосфере время проходило очень быстро. Откуда-то сзади я слышал анекдот: " При посадке разбился самолёт. Экипаж вылезает из-под обломков и бегает вокруг. Командир причитает: - Это из-за меня... Я неправильно заход построил, поздно скомандовал. - Нет, это из-за меня, - вторит ему штурман, - я неправильно курс проложил, высоту не рассчитал. Бортинженер: - Всё из-за меня! Это я виноват, не тот режим двигателя установил... Второй пилот отряхивается: - Чёрт!!! Чуть не убили, сволочи!!!"  Рядом с дорогой проплывали ещё спящие деревеньки и громадные сады виноградников и яблонь, напоминающие огромную шахматную доску. Такая красота очень радовала и поднимала настроение. Подъезжая к домику предполётной подготовки, на стоянке были видны самолёты. Они были похожи на стаю красивых белых птиц, готовящуюся лететь в тёплые края. Да, техническая подготовка к полёту шла полным ходом. Ведь за какие-то два часа, было необходимо подготовить к одновременному вылету более двадцати машин. Быстро и плотно позавтракав, мы с Мишкой отправились для тренировки на самолёт. Отрабатывать свои действия в аварийных ситуациях, было необходимо перед каждым полётом. Как вы наверно догадались, Михаил - это мой лётчик. А экипажи наших самолётов состоят из двух человек, пилота и штурмана. В завершении тренажа, необходимо выполнить прогазовку самолёта. Это такой режим работы двигателя, когда его обороты имеют почти максимальное значение около двух минут. На земле этот режим используют только для проверки всех систем. Когда газуют одну или две машины - это интересно, но когда это делают около двадцати машин - это зрелище не для слабонервных. Стоит страшный гул, и облака копоти заволакивают всю стоянку. После выполнения всех проверок, мы собрались на уточнение последней информации по выполнению задания. Солнышко медленно поднималось всё выше и выше, и впереди нас ждал интересный день, с новыми ощущениями и эмоциями. В небо взвилась зелёная ракета. Учения начались.
 
Ровно в 8:00 весь личный состав занял свои рабочие места, и самолёты стали один за другим запускать двигатели. Всё вокруг ожило и задвигалось. Стоял один сплошной гул, и со стороны понять, что здесь творится, было не возможно. Уже через несколько минут, машины парами отрывались от взлётной полосы, издавая страшный рёв. Ибо взлёт производится на специальном режиме работы двигателя - форсаж. В это время за самолётом виден красивый огненный факел сине-голубого цвета. Наша пара взлетела в установленное время и взяла курс в направлении моря. Отойдя от зоны аэродрома, мы заняли предельно - малую высоту необходимую для работы. Это где-то около пятидесяти метров. Снизу под нами проносились живописные южные ландшафты. Это и просыпающиеся после недолгой ночи деревни и маленькие городки. Это сады с наливающимся урожаем и хлебные поля. Возможность перемещением одной рукоятки добавить несколько тысяч лошадиных сил, вызывало вливание адреналина в кровь и повышало настроение от ощущения этой мощи. Мы заняли очень плотный боевой порядок, что можно было хорошо различить выражение лиц экипажа рядом летящего самолёта. Десять минут, на скорости в тысячу километров в час, пролетели мгновенно, и вдруг показалась береговая черта. Жёлтая полоса, опоясывающая лазурную гладь моря, надвигалась с огромной скоростью. Ещё десяток секунд и мы над водной поверхностью. Сегодня волнение моря минимально, поэтому машина ведёт себя очень спокойно и устойчиво. Хотя некоторая болтанка над водой всё же ощущается. В радио эфире устанавливается тишина. Все самолёты выполнили взлёт и разошлись по своим маршрутам. Только иногда раздаются короткие и сухие доклады прохода поворотных пунктов маршрута. Мы идём над водой, и изредка под нами проскакивают небольшие рыболовные сейнерочки. Казалось бы такие маленькие судёнышки, а для самолёта страшные враги. Только над ними летало огромное количество чаек, что захватить эту птичку в двигатель было проще простого. А дальше как уж повезёт, если он не выйдет из строя. Чтобы избежать неприятностей, мы подскакиваем метров на полста вверх и после прохода судна вновь плавно занимаем нужную высоту. Если над сушей относительно легко и быстро определить своё местоположение, то на воде ориентиров просто нет. Если немного отвлёкся, то восстановить ориентировку можно только с помощью приборов. Но тут поджидает другая неприятность. При выполнении заданий на очень малой высоте и над морем, приборы либо вообще отказываются работать, либо начинают врать безбожно. По команде ведущего мы отключили средства опознавания самолёта, и началась самая интересная часть задания!
 
Вдруг прямо по курсу появились две буровые платформы. Высота этих сооружений около полсотни метров, поэтому пришлось немного отвернуть в сторону. Эти строения временные, поэтому на карте их нет, и приходится смотреть, как говорится, в оба. Через полчаса мы вышли в заданную точку над морем, и выполнили поворот в сторону Крымского полуострова. Солнце поднялось довольно высоко, и теперь светило прямо в глаза так сильно, что пришлось опустить светофильтр на защитном шлеме. Некоторые приборы, на приборной панели, уже начали сигнализировать о том, что самолёт облучают береговые радиолокационные станции. По мере приближения к береговой черте, сигналы стали интенсивными и устойчивыми. Экипаж ведущего самолёта начал отстрел специальных пиропатронов, создающих помехи для этих станций. У нас на борту были установлены пиропатроны другого типа, и использовать их мы должны были позже, после имитации пуска ракеты по самолёту. Ведущий отстрелял в воздух весь свой боекомплект. Уже показались и скалистые уступы берега, а факта пуска всё не было. Привозить обратно этот груз было нельзя, и мы приняли решение отстрелять его над водой. Скорость самолёта довольно приличная, так что стрелять закончили уже далеко над сушей. Половина задачи была выполнена, и в этой точке мы должны были выполнить расхождение. Ведущий самолёт, как бы нехотя, перевалился с крыла на крыло и резко ушёл в сторону, а мы продолжали полёт дальше в одиночку. Перед нами расстилались великолепные Крымские горы. Мишка взял ручку на себя, и машина начала интенсивно набирать высоту. "Пятьсот, тысяча, полторы,....." - я только успевал делать отсчёт. Стрелки высотомера застыли на высоте две с половиной тысячи метров, и мы уже находились над заснеженными вершинами гор. Красивые и раскидистые еловые лапы были укутаны в ослепительно-белые снежные шубы. Всё искрилось и сверкало под южными лучами солнца! Вообще трудно было поверить, как через десяток секунд пышная субтропическая зелень смогла превратиться в заснеженную сибирскую тайгу. Полёт над горами занял всего пять минут, и стрелки высотомера вновь ожили, и начали движение в обратную сторону. "Две, полторы, тысяча,....." - и мы вновь очутились на высоте пятьдесят метров. Перед нами простиралась жёлтая полоса песчаного пляжа, берег моря нежно-лазурного цвета, и утомлённые лучами солнца многочисленные тела загорающих людей. Это напоминало лежбище морских котиков на каменистых уступах. В этот жаркий день так хотелось оказаться где-то в этой гуще людей, что мы решили немного "шуткануть". Наше внимание привлекали миловидные фигуры загорелых молодых людей, отдыхавших на лодках недалеко от берега. Иногда мы проносились над лодками, загорающих в совершенном неглиже тел. При подлёте к очередной группе, мы плавно прижались к самой воде. Вообще на различных показах мне доводилось видеть наш самолёт на высоте двадцати метров, на этой скорости! Даже когда ждёшь этого - это что-то. Ну а уж если неожиданно, то адреналин в кровь льётся ручьём. В общем, на скорости около тысячи километров мы проскочили над ними, и остудили раскалённые тела в прохладной морской воде........... При повторном заходе отдыхающие уже дружно махали нам руками из воды. Шутки шутками, но больше расслабляться было некогда. Впереди предстояло много интересной работы.

Теперь наш курс лежал прямо в Керчь. Слева по курсу проплывали прекрасные пейзажи южного побережья Крыма. Ялта, с белоснежным великолепием Ласточкиного гнезда и шикарно-строгим Ливадийским дворцом. Гора Аю-Даг, с Артеком - Меккой детей всего бывшего Союза. Древняя Сугдэя, с её знаменитым царским пляжем, где температура морской воды, даже зимой, всегда на два - три градуса выше температуры окружающего моря. И Генуэзская крепость, помнящая тысячелетнюю историю этих мест. С детства одни только эти слова вызывали повышенное биение сердца и тёплые положительные эмоции. Впереди показалась береговая черта Керченского полуострова. На огромном участке выжженной солнцем и изрезанной оврагами усталой земли, необходимо было найти скрытый и хорошо замаскированный объект. Это научно-исследовательский центр, занимающийся ракетной техникой и её испытаниями. Я подал сигнал о занятии района поиска, и мы принялись его прочёсывать вдоль и поперёк. Холм, овраг, кромка берега, большой кустарник, снова холм с каменистым выступом................., но всё не то, что надо. И вдруг возле этого выступа показалась металлическая решётка закамуфлированной антенны! Да, это была победа!!! Главное всегда зацепиться хотя бы за один значительный признак такого объекта, а антенна - это был даже больше чем признак. Подскочив немного вверх, мы выполнили повторный заход вдоль этого холма. О чудо! Прямо за уступом, нашему взору открылась отличная ровная площадка с ангарами, цехами и узкоколейной железной дорогой связывающей их. Михаил выполнил ещё один заход на этот объект, а я включил все необходимые приборы для ведения разведки и снятия его координат. Задание было выполнено, и я принялся передавать разведданные на землю по секретной специальной связи, а пилот взял курс на Джанкой. Мы незаметно быстро проскочили азовское побережье Крыма, и вдруг перед нашим взором предстало Гнилое озеро. Да, тот самый мёртвый Сиваш: ..... "Вот пуля пролетела, и товарищ мой упал", как поётся в одной песне. Полёт над этой мёртвой и безжизненной жижей, тёмно-зелёного и коричневого цветов, не доставлял ни малейшего удовольствия. В первые минуты мы просто равнодушно созерцали на всё Это. Но после двадцати минут полёта над такими цветными разводьями, равнодушие стало вытеснять чувство страха. Именно страха перед тем, что делать в этой каше в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости покидания самолёта. Ещё несколько минут, и все неприятные ощущения остаются позади. Мы набираем высоту шестьсот метров. Снизу опять медленно проплывают тёмно-жёлтые, выгоревшие от знойного солнца южные степи. Берём курс на аэродром посадки.
На этом, кажется, можно было, и закончить повествование о наших высотных приключениях, но не тут-то было! Всё только начиналось! При подходе к району аэродрома, в эфире стал слышен радиообмен между экипажами и руководством полётами. Все, после такого массового вылета, возвращались на точку. Интервалы между садящимися машинами составляли не более пяти - семи минут. Ещё в воздухе мы слышали разговор о каком-то пожаре, но не придавали этому большого значения. Наш самолёт мягко коснулся полосы, и через несколько секунд он уже плавно катился по ней, с красивым оранжевым куполом тормозного парашюта.

После заруливания на стоянку, я заметил группу кучкующихся пилотов и техников. Мы выключили двигатели, и направились к этой весёлой компании. Оказывается, при полёте над Крымом, кто-то сбросил тепловые патроны прямо в часть к ракетчикам. Пара попала на угольные склады, а ещё два по одиночным строениям. В это время над тем районом работало около пятнадцати машин, и предстояли долгие вычисления крайнего, попросту стрелочника. На следующий день к нам уже приехали очевидцы из той части, и по времени начали рассчитывать местоположение каждого самолёта. Но вся беда в том, что все летали парами, и найти стрелявшего патроны в этот момент было очень сложно. А очевидцы рассказали о том, что они увидели: " Вылетают со стороны моря самолёты, сбрасывают бомбы и улетают. Всё начинает гореть! ". На самом деле горящие магниевые патроны успели зажечь только угольный склад, но так как был день, всё успели вовремя потушить. В общем, вы, наверно уже догадываетесь, что мы оказались в этой истории крайними. И нас долго потом ещё склоняли на всех разборах полётов. Ну, вот и всё, теперь в этой истории можно поставить точку. А Крым, как был приятной и чудесной сказкой, так ей и остался. Мы по-прежнему ждали туда полётов и любили навещать эти чудесные, райские места!