Бич сатурналий. Письмо другу. Ольга Ланская

Ольга Юрьевна Ланская
Не спалось. И оттого вчера добрую половину ночи смотрели мы нечто странное по кличке: «Старые клячи».

Видимо, в давние, доисторические времена, когда создавалась эта кинопродукция, предполагалось, что публично назвать кучку женщин старыми клячами достаточно, чтобы обеспечить ей, этой самой продукции, всенародную заинтересованность.

И не в любви к лошадям дело. Едва ли у кого-либо на просторах бывшего СССР ко времени создания шедевра оставался хоть гран нежности к тому, что испокон веку зовется на Руси клячей.

Нет же, конечно. Из заскорузлых душ высекали любовь и сочувствие. И знаете как? Через, простите, Андре, юмор.

Вы скажете, прием не нов.
 
Так воспитывали плебс во все времена. – через грубый, очччень грубый юмор. И в Древней Греции, и в Древнем Риме…

Юмор господ – кнут для рабов. Это так.

Бич сатурналий. Тебя бьет господин, значит ты свободен!

Но, Андре!

Мы смотрели фильм советских времен, рассчитанный на русскую аудиторию!

И, скажу я Вам, дорогой Андре, был он, этот humour странного свойства.

Сначала какие-то взбалмошные дамы, с загримированными под зрелую юность физиономиями, скакали, мельтешили, дрыгали ножками в чулках совершенно непристойного цвета, занимались чем-то непонятным, периодически наплывая на зрителя крупным планом с невысказанным, но явным вопросом:

– Вам смешно, или как?

Да, Андре! Перекусить русский язык таким вот образом у них, видимо, и «считалось за» тонкий юмор, иронию, сарказм, особый шарм и проч. и проч., что должно было обеспечить балаганному шедевру всенародный успех.

Все русские должны были, видимо, тут же долго и счастливо хохотать…

Да. Долго. И счастливо.

А со сцены неслась: «Тум-балалайка»…

Меня сковало недоумение.

После очередного лингвистического пассажа я впала в ступор.
 
Сидела и просто смотрела, как вокруг скачущих разнокалиберных – от лилипуточки до Голиафа – дам (в этом, видимо тоже был скрытый юмор!) собрался… полк солдат.

Они были вооружены революционными трехлинейками с приколотыми штыками.
 
В таком снаряжении солдаты ворвались и расселись в ложах, партере, на балконах, прости Андре, чуть ли не Мариинского!

А затем тут же принялись пожирать черную икру прямо из металлических банок, используя вместо вилок гигантские штык-ножи.

А в это время дамы с ужимками исполняли на идиш всё ту же «Тум-балалайку».
 
Надо добавить, что в прыжках, ужимках, коллизиях дамы обладали невероятной подвижностью и изобретательностью…

Командовал парадом, разумеется, генерал, накануне проигравшийся в казино вдрызг, до озверения.

Было, признаюсь, и мгновение человеческого: один из солдатиков припрятал банку икры в нагрудный карман гимнастерки - «для мамы».

Потом в театр почему-то привезли походную армейскую кухню, а затем все оказались в суде, после чего – в бездонном автозаке, а затем на облаке.

Да, Андре, начинался карнавал в московской квартире с видом на Кремль, продолжался на кладбище, а закончился, как я уже сказала, облаком из фанеры.

Временами из непонятных глубин выплывал Сам, видимо, Демиург этого всероссийского балагана. И озирал всё властным взглядом хозяина.

А параллельно этому (и в тон ему) шла реклама очередного шедевра минувших времен по Гоголевской повести: «На хуторе близ Деканьки»..

Ты скажешь, я слишком долго жила вне России. Я ее не знаю.

Это так, Андре. Наверное, слишком долго. Я многое не понимаю.

Ты с трудом сможешь себе представить, Андре, но бич для рабов гуляет над Россией и сейчас.

И это не только телевизионные сатурналии в виде Поля чудес в стране дураков, Ванечки Урганта, прозрачных до неприличия «Домов» и безобразнейших, просто безнравственных  всевозможных телешоу Малахова и проч., и проч. Не только.
Этот кнут внедрен и хлещет уже четверть века по литературе, кино, спектаклям.

Это он избил и уже почти уничтожил русское искусство.
А без него нет России.

Этого они добиваются, Андре? Этого?!

Санкт-Петербург