И когда не знала любила

Вера Редькина
Молодая семейная пара, студенческие друзья дочери, приехали на шашлык. На самом деле шашлык – не главное. Важно – побыть на природе, погулять, свежим воздухом подышать. А вечером приготовить мясо, да с душистым укропчиком, с петрушкой с удовольствием поесть приготовленного на углях мяса. Ведь в городе так, по-особенному, не приготовить.

     С ними – сынишка. Худюсенький малыш лет четырёх-пяти. При знакомстве протянул ручонку, крепко хлопнул о мою руку:

- Ванька!

     Молодёжь собралась поехать на речку позагорать. Спросили, можно ли на пару часов оставить со мной Ваньку. А почему нельзя? Можно, конечно. Только я должна знать, чем кормить, что можно, чего нельзя.
    
Родители засмеялись:

- Можно всё, да он ест очень мало. Его трудно заставить что-то съесть. Да и не надо заставлять. Не хочет – не надо.

     Ну ладно, так и так. Чтобы отвлечь парнишку, повела я его на экскурсию по саду. А молодёжь тем временем тихо юркнула за калитку, уехали купаться.

- Вань, ты клубнику любишь?

- Ну…

- Смотри, как она растёт.

- Ух, ты!

- Будем собирать?

- Да!

     Сам присел на корточки, крохотный воробышек, рассматривает ягоды. По листику букашка ползёт. То расправит крылышки, лететь собираясь, то снова на спинке уложит.  Протянул ручку, чтобы прикоснуться, а букашка улетела. Но в это время заметили мы ящерицу. На лапках приподнялась, осматривается.

     От неожиданности Ваня отпрянул, прижался ко мне.

- Не бойся! Мы же с тобой – сила! А это маленькая ящерица. Присматривается, не хотим ли мы её обидеть.

- Не хотим. -  Ваня отрицательно качает головой так, что бейсболка козырьком на ухо сползла.

     Потом идём к смородине. Собираем. Ваня – по одной ягодке и бережно протягивает мне, а я рву кисточками.

     Все вместе ягоды роскошно смотрятся.  Крупная душистая клубника, чёрная и красная смородина изумительны.

     Малыш смотрит на плоды как на чудо. Да чудо и есть! Вымыли под холодными струями воды. Сам собирал, сам мыл. Тем  временем мы беседовали. Мол, как приятно потрудиться, прежде чем полакомиться прекрасными дарами.

     Ванька – эхо. Он вторит всё, что я говорю. Но он не выговаривает букву «р».  У него получается «плекласными далами».

- Вань, а ты знаешь, как жук жужжит?

- Как?

- Давай вместе споём песню жука. Это просто: жжж-жжж-жжж!

- Давай!

     Жужжим, смеёмся. Жужжим! Увидели бы нас сейчас родители.

- Ваня, а давай попробуем найти крылышки жука. Мне кажется, что они спрятаны у нас под язычком. Вот так чистым пальчиком нужно провести над жужжащим язычком. Давай так попробуем - что получится?

     Малыш с удовольствием подхватывает игру. Тем более, что обычно взрослые запрещают совать пальцы в рот, а тут даже предлагают.

     Жужжим! Но появляются другие звуки! Вот это игра!

- Ух, пожужжали! Пора сил набраться, а то потратили, пока в жуков играли и крылышки искали. А силы наши что может восполнить? Вкусные витаминные ягоды, которые мы как называем?

- Прекрасными дарами! – Выпаливает Ванька и удивляется. Сам себе удивляется!

- С чего начнём? Со смородины?

- Со смор-р-родины, – выдыхает малыш. Восхищённо смотрит на меня. Он только что преодолел трудный барьер.

- Смор-р-родина! Смор-р-родина! Смор-р-родина! – Радостно скачет Ваня.

- Теперь мы будем играть не в жука, а в птичек. Птички ягоды клюют. Договорились?

- Договор-р-р-рились!

     Как же ему нравится произносить эту трудную букву! Она покорена!

     Мы лакомимся кисло-сладкими ягодами. Невольно гримасничаем и смеёмся. «Клюём» вкусняшки! Мы же птицы!
     Не обходится и без огорчений. Яркий сок облил белую футболочку. Мальчик готов расплакаться. Но когда узнаёт, что мыло душистое всё отстирает, сияет. Нет повода для слёз!

     Предлагаю самому намыливать проблемные места. Ваня с удовольствием плещется в нагретой солнышком воде. Потом я делаю контрольную стирку. И мы развешиваем чистую футболку на просушку.

- Хорошо мы потрудились с тобой. Пора бы и пообедать. Давай-ка супа поедим, а на второе – кашу силачей приготовим. Приедут папа с мамой и не узнают тебя. Договорились?

- Договор-р-рились!

     Обедаем. Ни капельки не вредничает и не капризничает парнишка. Для закрепления пришедшей силушки предлагаю Ване поспать. Стелю чистую простынку, подушку с дрёмушкой. Прошу закрыть глазки и тихо рассказываю сказки.  Малыш держит меня за руку. Постепенно его ручка расслабляется. Ваня сладко посапывает. Ещё бы! Столько новых впечатлений! Тихонечко выхожу. Занимаюсь своими делами по хозяйству, но иногда прислушиваюсь, не проснулся ли.

     Выспался. На носике бисеринки пота.

- Ласскажи сказку.

- Как надо правильно говорить? Помнишь? «Расскажи!»

- Ррр-расскажи! – ловит меня за руку и прижимается тёплой щёчкой.

Рассказываю сказку. Глажу по голове.

- А ты меня, что ли любишь? – спрашивает Ваня.

- Люблю.

- А когда ты меня не знала, тоже любила?

- Тоже любила.

     Ваня как-то ступенчато вздохнул. Крепче прижался к моей руке.

     Нас ждали дела. Ещё нужно было любоваться белой полосой в небе, что оставил самолёт, рассмотреть клевер, и удивиться, кто завернул столько трубочек, чтобы сделать этот цветок, нам нужно было испачкаться в земле и искупаться под тёплой водичкой и снова поесть каши силачей.

     Когда солнце пошло на закат, приехали наши отдыхающие. Родители бросились обнимать малыша, но он высвободился из объятий, потрогал мускулы папы и гордо предоставил свою согнутую руку:
   
- Богатыр-р-рь?

- Как ты сказал? Повтори!

- Я богатыр-р-рь?

- Богатырь, богатырь, моё сокровище! – Прижала к себе ребёнка мама. Смотрела на меня удивлённо, - как это он смог?

- Просто мы сначала пожужжали, потом витаминные ягодки как птички поклевали, потом ели кашу силачей. Поэтому стали сильными богатырями и научились произносить трудную букву.

     Мама улыбнулась:

- А что это за каша силачей?

- Овсянка!

- Да он её в рот не берёт!

- Не ест просто кашу. А кашу силачей – с удовольствием. Он теперь может даже с папой бороться. Потому, что стал сильным. Теперь нам надо ещё есть кашу роста.

Мальчик утвердительно закивал.

     Вечером разожгли костёр. Ване было позволено побыть со взрослыми у костра. Он крепко держал меня за руку своими сильными богатырскими руками, чтобы не подходила близко к огню. Было лето. Горел костёр. На небе мерцали звёзды.
Сегодня Ванька увидел много земных красот. Сегодня он научился говорить букву «эр». А это немало для человека четырёх лет от роду. Сколько же ещё предстоит ему постичь!
     Спокойной ночи, Ваня. Расти и набирайся сил!

     «Ты меня, что ли любишь?»

    Разве можно тебя не любить, золотой подсолнушек?