Сберкасса

Любовь Павлова 3
С благодарностью Константину Присяжнюку за тему: http://www.proza.ru/2016/07/06/1664

Рассказанное Вами, Константин, напомнило мне случай почти 30-летней давности. Поехала я в Ленинград на курсы повышения квалификации. Ну, это такой вид отдыха был у инженеров из почтовых ящиков. Несколько месяцев беззаботной жизни за счет предприятия. С оплачиваемой ведомственной гостиницей и так называемыми курсами там же, только на другом этаже.

"Так называемыми" курсы были потому, что проводились они для тех, кто по наивности и незнанию реалий, действительно, приехал научиться чему-то новому. В моем же оборонном институте, разрабатывавшем ракеты С-300 (или номером поменьше, уже запамятовала) сами могли кому угодно повысить квалификацию. Но, понятное дело, по соображениям секретности высшей степени, этого не делали.

Поэтому программисты наши с готовыми кусочками программ (где ничего без поллитры непосвященный не разберет) ехали в колыбель революции и культурную столицу вовсе не сидеть в классах, а приобщаться к революции и культуре. А заодно и затариться дефицитом, которого в тамошних магазинах было видимо-невидимо. В конце учебы требовалось только сдать курсовую работу. Вот тут-то и доставалась из чемодана домашняя заготовка - программа.

Так подробно наставляли меня на путь истинный бывалые курсистки из моего секретного отдела секретного же института. Кроме этого они советовали взять с собой не наличные деньги, а положить их на аккредитив. Мол, опасно ехать через всю страну с большой суммой. Лучше без нервотрепки по приезде снимать по-немногу.

Так я и поступила. На второй день ленинградской жизни у меня закончилась наличка и я пошла в ближайшую к гостинице сберкассу (так назывался тогда сбербанк). Кассир сразу же огорошила меня отказом. Оказалось, что в паспорте и аккредитиве по-разному написано мое отчество: ГеннадЬевна и ГеннадИевна. На мои слезные просьбы выдать мне деньги, сотрудница  осталась неприступной и твердой, как скала. Посоветовала мне только обратиться в центральное отделение по адресу: Площадь мужества, Проспект непокоренных.

Хорошо, что у меня в кармане завалялась мелочь. Билет на метро и трамвай стоил одинаково - пятак. Вот и поехала я через весь город сначала на метро, а потом уж на трамвае. Ехала, а сама сквозь набегавшие слезы улыбалась, что наверное со стороны выглядело весьма странно. А я лишь повторяла про себя, чтобы не забыть: "Это ж сколько надо мужества, чтобы быть непокоренным".

Добравшись, наконец, до центрального отделения, выстояв в очереди таких же несчастных, я уже под закрытие попала к Самому Главному. Тот лишь позвонил куда-то и сказал: "Выдать всю сумму сразу". Вся сумма - пятьсот советских рублей - в туалете сберкассы  мной была сразу завязана в носовой платок и пристегнута булавкой в известном всем женщинам потайном месте.

Все потом пошло, как рассказывали институтские товарки: и музеи с театрами, и дворцы, и универмаги. Денежки из тайника быстро растаяли, заменив себя посылками домой и новыми впечатлениями. О прекрасном городе на Неве, о ленинградцах. Было это в 87-м году, но все помнится, будто было вчера. Город давно уже не Ленинград. И сберкассы превратились в сбербанк, аккредитивы заменили банковские карточки. Интересно, а Площадь мужества и Проспект непокоренных не переименовали?