Хлеборобы

Тамара Осипова
Очерк

Той юности прекрасная пора
Пора мечты, надежд, тропинки торной,
Когда в поля стремилась я с утра
И белый жеребец мне был покорный.
Он нес меня, легко и быстро мчался
А как была прекрасна высота!
Так бережно со мной с горы спускался
И сильный круп ходил туда - сюда.
Мы с ним тогда от счастия хмелели
Кружилась, пела вся земля вокруг
Мы знали с ним, что зимние метели
Нас не застигнут в жизни сразу, вдруг.
И нас пшеница била по коленям
Был колос зрел, тяжелый, налитой
Мне так хотелось петь о возрожденьи
Земли моей, страны моей родной!
А жеребец, сверкая гривой пышной
Косил червонным глазом на меня
Он тоже думал, что не зря мы вышли
Вдвоем принять колхозные поля.
Он думал, что блаженство бесконечно,
Что счастье нас на крыльях вознесёт,
А я была доверчива, беспечна…
Как наш в труде ликующий народ.
Как жаль, что счастье так недолговечно!
Как жаль, что липы коротко цветут…
И сколько ж вас у жизни быстротечной
Часов, минут, и лет промчится тут?!
30 июня 2008г.
Эти стихи были написаны, ныне здравствующей моей двоюродной сестре Надежде Григорьевне Панкеевой (Ковалёвой) в память и знак уважения к династии хлеборобов Ковалёвых из деревни Полудни Кинель-Черкаского района Куйбышевской области. Именно Куйбышевской, а не Самарской, потому что они совершали свой трудовой подвиг, когда область, а не губерния так называлась.
На фотографии 1958 года Надежде Григорьевне Ковалёвой (Панкеевой) двадцать пять лет. Эта фотография хранится в школьном рукописном альбоме по истории деревни Полудни.
Подробности этого очерка о хлеборобах поведала мне сама Надежда Григорьевна, поэтому я постараюсь оставить свидетельства очевидца дословно, заключив их в кавычки.
 «После окончания Кинель-Черкаского сельскохозяйственного техникума я работала агрономом в колхозе «Правда», своей родной деревни Полудни с 1957 по 1960 год. Был период укрупнения колхозов и село Бражники, Полудни, Кузьменкино объединили в один колхоз. Люди проживали в этом колхозе очень трудолюбивые»
Мужчины-механизаторы не только избрали Надежду Григорьевну парторгом, уважая грамотность, культуру и красоту девушки, но и сами вели себя в её присутствии благороднее, никогда, особо не стеснявшиеся при других мужики, при Надежде Григорьевне не смели произнести бранного слова.
«Землю обрабатывали по всем правилам агротехники, строго соблюдали глубину вспашки, проводили опыление полей от грызунов и сорняка, строго соблюдали сроки подготовки почвы, посевной и уборки хлебов».
Год 1958 удался плодородным и, умноженная на самоотверженный труд своих пахарей, колхозная нива дала прекрасный урожай зерновых 18 центнеров с гектара. Это был рекордный урожай в то время на не слишком богатых землях района. Руководил полеводческой бригадой знаток своего дела Кузьменко Василий Петрович.
За этот труд в числе многих Надежда Григорьевна Ковалёва была награждена орденом «Знак почета». А за глаза колхозники ласково называли её «наша Фурцева», одна молодая девушка, а в подчинении целый отряд мужчин-механизаторов, как в тогдашнем правительстве СССР одна женщина-министр.
«Нельзя не упомянуть таких тружеников как Ерёмин Константин Иванович, Богачев Николай Федорович, братья Дорошевы Иван и Михаил, братья Назаренко Василий и Иван, Свинарёв Павел, Кравцев Анатолий, Волкодаев Алексей, Ерёмин Евгений, Свинарёв Александр и многие, многие другие колхозники. А как самоотверженно трудились в колхозе женщины: Тырсина Д.Н., Тырсина Надежда, Хоружева Александра, Кириченко Матрёна».
Да и не мудрено было вырасти талантливому агроному такого уровня в семье, где несколько поколений выращивали хлеба на колхозных полях. Династия Ковалёвых знаменита тем, что в семье, вырастившей агронома, трудились три председателя колхоза.
О них хочется рассказать высоким слогом, потому что труд их был нелёгок и благороден.
Отец Надежды Григорьевны Ковалёв Григорий Павлович всю свою сознательную жизнь прожил в деревне Полудни и проработал шофёром в этом же колхозе «Правда» до семидесяти пяти лет, а когда уже не мог крутить «баранку», стал работать аккумуляторщиком в колхозной мастерской.
«На вторые сутки после объявления войны вместе со своей «полуторкой» отец был погружен на платформу станции Толкай и отправлен на фронт. Два года он подвозил снаряды на передовую, пока не разнесло машину на куски, он успел выпрыгнуть, остался жив. Получил новый бензовоз и опять на передовую…»
В родной колхоз «Правда» Ковалёв Григорий Павлович вернулся только в декабре 1945 года, когда вместо бензовоза ему вручили новенький «ЗИС-5», ведь ему надо было возить хлеб. Григорий Павлович Ковалёв, был один из тех, про кого поэт Алексей Сурков сказал, что это «рядовые армии советской, люди, победившие войну» (Есть видеосъемка 1995 года в День Победы).
Дядя Надежды Григорьевны Панкеевой (Ковалёвой) и мой отец Ковалёв Иван Павлович работал председателем колхоза «Путь к социализму» в районном центре Кинель-Черкассы ещё до Великой Отечественной войны. В самые первые дни, после объявления призыва ушел добровольцем на фронт и до самой победы храбро сражался с врагом, был ранен, до Берлина не дошёл, окончил войну в Варшаве. Иван Павлович Ковалёв награждён боевыми наградами, в числе которых много медалей и «Орден Отечественной войны 1 степени».
Мой отец, Ковалёв Иван Павлович был коммунистом, когда был объявлен послевоенный призыв партии на восстановление разрушенного войной сельского хозяйства, он демобилизовался из армии и поехал в Калининградскую область организовывать новый колхоз в селе Майское Гусевского района. В колхозе «Имени Молотова» мой отец проработал до 1954 года и за эти годы в деревне, никогда не знавшей коллективного хозяйства не только организовал сам колхоз, но построил детские ясли, медицинский пункт, дом культуры и восстановил разрушенное во время войны здание школы.
Я сама пошла в первый класс этой разрушенной войной школы в 1953 году и хорошо помню, что в одной комнате занимались одновременно два класса: первый и третий. Учительница была одна, Анна Васильевна. Тетради наши, первоклашек, проверяли ученики третьего класса.
У Ивана Павловича Ковалёва не было образования, он был сиротой, с 12 лет батрачил и на войну ушел с четырьмя классами и отличником бухгалтерской школы. Его университетом была жизнь. Он нам, своим дочерям, часто показывал свидетельство об окончании бухгалтерских курсов с одними пятёрками и говорил: учитесь так, как ваш отец – это сделает вашу жизнь достойной. Так и получилось в жизни: старшая из нас окончила школу с серебряной медалью и педагогический институт, я окончила школу с золотой медалью и политехнический институт, младшая из сестёр – тоже инженер.
Суровые годы войны привели на пост председателя колхоза и старшую сестру Григория Павловича и Ивана Павловича Пелагею Павловну Бондареву (Ковалёву) в деревне Скрыпняки, Кинель-Черкасского района. Где родился, там и пригодился. Не было мужиков в деревне, все на фронте, пришлось руководить, ведь её муж, красавец-кузнец Фома Бондарев пропал без вести на полях сражений, оставив Пелагею Павловну с двумя малолетними дочерьми. Вскоре и старшую, подростка Марию Фоминичну Бондареву призвали на военный завод, клепать крылья для самолётов и чуть не посадили в тюрьму за некачественный шов крыла. Выручил дядя Ковалёв Иван Павлович, боевой офицер, вся грудь в медалях и орденах.
- Чем девчушка виновата? Что не спала ночами, не доедала, замерзала в цеху под открытым небом и пропустила заклёпку?! А где были ваши военпреды, когда надо было произвести выходной контроль?
Боевой офицер и его награды убедили следователей, а когда отец девчушки пропал без вести, помог сестре выхлопотать пенсию по потере кормильца. Тут и мужики стали возвращаться с фронта, кто без руки, кто без ноги. Уступила им председательство Пелагея Павловна Ковалёва (Бондарева).
Шли годы, подросли послевоенные дети, и в большой семье Ковалёвых выпестовали ещё одного председателя колхоза Геннадия Григорьевича Ковалёва, сына «рядового армии советской» Григория Павловича Ковалёва.
Окончив среднюю школу, Геннадий Григорьевич Ковалёв служил срочную службу на подводной лодке Балтийского флота и только после этого поступил в Куйбышевский сельскохозяйственный институт на факультет механизации сельского хозяйства. И все эти годы Геннадия Григорьевича Ковалёва вдохновлял и поддерживал во всех решениях и начинаниях опыт его семьи потомственных хлеборобов и землепашцев.
«После института мой брат Геннадий Григорьевич Ковалёв работал главным инженером ПМК, затем инструктором Кинель-Черкасского райкома партии, а в 1987 году был назначен председателем колхоза «Имени Ленина» Хозяйство было многоотраслевым: полеводство, животноводство, птицеводство. И восемь лет, которые проработал Геннадий Григорьевич председателем колхоза, хозяйство выходило в число передовых в районе».
Ещё многие вечера рассказывала мне Надежда Григорьевна Панкеева, а в девичестве Ковалёва обо всех наших родственниках из Кинель-Черкасского района Куйбышевской области, вспоминая подробности их нелёгкой, но мужественной жизни, которых хватило бы на целый роман. И при этом всё просила меня «не приукрашивать и не расхваливать».
Я в своём очерке просто рассказала о династии хлеборобов Ковалёвых, за которых району никогда не было стыдно. Пусть молодые руководители узнают о достойных людях своего района и его истории.

(Печатался в газете "Трудовая жизнь" № 21 от 16 марта 2013г. к 85-летию района под рубрикой "Династии")

29.11.12, Осипова (Ковалёва) Т.И., г. Тольятти
      

      1