Никогда не говори нет!

Николай Сологубовский
НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НЕТ …

Анри Эжен
(Перевод с французского Николая Сологубовского)

Он не погибнет,  оступившись, 
И снова  на ноги он встанет.
За сказанное же  -  головой заплатит.
Мужчине гибельны  слова из уст его.
Из Карфагенского Эпоса

Не говори мне, любимая, куда ты уезжаешь.
Скажи мне только, где и когда ты будешь.
Из Карфагенского Эпоса

Он снова набрал ее номер телефона. Он не мог не звонить к ней. Она стала звонить все реже и  реже, и чем реже звонила она, тем чаще звонил он.
«У меня болит душа.  Постоянно. И эта боль не проходит. Почему? Не знаю…. Я слишком много на себя взяла, не рассчитала силы…Моя жизнь превратилась в ад…»
Он молчал. Он не понимал ее.  Ему только оставалось догадываться, о чем она думала…
…………………………
«Болезнь души. Что это такое? Что же вызывало ее боль, постоянную, непроходящую?» -  думал он.
Они сидели в ресторане и молчали. Он работал в  Бразилии и снова улетал туда на несколько месяцев. Его буквально раздавили тяжелые мысли о предстоящей разлуке. Поэтому он молчал.    Ее же это гнетущее  молчание выводило из себя.  Она  даже не могла себя сдерживать.
- Теперь ты все время будешь молчать? И изображать покойника? -  еле скрывая раздражение, спросила она.
Он продолжал молчать. Он внезапно понял, что  любое его, даже ласковое слово,  выводило ее из себя. И он боялся, физически боялся, что если он еще что-нибудь скажет ласковое, она просто взорвется.
«Дурдом какой-то!», подумал он.
И вдруг она сказала:
- Эта боль началась три года назад!
И в ее глазах он прочел только одно: обвинение. Три  года назад в ее жизни произошло только одно событие: она встретила Его. И назвала  его Любимым и Единственным.
Она продолжала пристально, осуждающе смотреть на него. Он не выдержал и опустил голову. Опустил так, будто на плаху положил.
Утром он улетел в Сан Пауло.
…………………
Несколько дней назад, с трудом дозвонившись до нее,  он снова начал говорить  о своих  чувствах.
-  Любимая, я люблю тебя, я целую тебя нежно-нежно…
Она молчала.
Он продолжал:
- Я очень люблю тебя…я хочу тебя… как бы я хотел услышал хоть два ласковых слова в ответ… «Дорогой мой, я тоже тебя хочу…»
Она внезапно прервала свое молчание.
- К сожалению, я не могу сказать этого. Я ничего не хочу. Хочу только одного: чтобы все оставили меня в покое!
Последние слова она произнесла с  еле скрываемые раздражением.
- Прости, милая, - тихо проговорил Он. Чувствуя, что этот разговор может закончиться   печально, Он старался ее успокоить, он говорил самые ласковые слова, которые подсказывало сердце,  но от них Она приходила в еще большее раздражение. И  когда это раздражение, необъяснимое для Него, достигло пика, Ее прорвало:
- Мне хорошо тогда, когда мне наплевать на тебя. Моя жизнь превратилась в какой-то бред… будто я в комнате ужасов… И мне жалко себя.
Он молчал.
-… И портишь жизнь мне ты… И вся боль идет от тебя. Мне это все надоело… Что-то мне все время мешает жить и радоваться. У меня глаза больной собаки… Как только в них появляется свет, начинается какой-то бред… Ты мне можешь объяснить?
Он молчал.
-… Мне все это обрыдло. Я три года выворачиваюсь от кирпичей. Это какой-то мазохизм… И что мы все выясняем? Что объяснять? Это твоя жизнь – и живи, а моя жизнь другая, и ты в ней никто… За эти годы ты мне столько гадостей сказал, столько боли сделал, что все это теперь, теперь возвращается к тебе. И помимо моей воли.
Он молчал.
- Я тебе ни дочка, ни мама, я – никто. И не перекладывай на меня твои проблемы.
И неожиданно она добавила:
- Мой муж… мой муж сказал: «То, что он может тебе предложить, это минимум твоей цены.  И вообще… твоей цены никто не знает. Она слишком высока». А ты что думаешь?
- Я с ним согласен, - сказал он. И снова замолчал.
  И тогда она сказала:
- Неужели нам не о чем разговоривать?
- Значит, не о чем, -  выдавил  он. На   душе было черным-черно.
И услышал гудки. Она отключила телефон.
………………….
Он позвонил ей первый,  через несколько дней. Он не мог не позвонить. Он не мог жить без нее, без ее голоса.
……………………..
С  ней происходило что-то, что он не мог понять. Разгадку он узнал позже. Оказалось , что все эти дни она провела в консультациях с врачами. И наконец она согласилась на то, что надо было сделать давным-давно: пройти полное медицинское обследование.
 вторник утром она легла в Клинику. Он позвонил и пожелал ей всего хорошего. Они спокойно разговаривали и ничто не предвещало плохого.
Во вторник  вечером  она вылила на него ушат помоев. Все плохое, что она могла сказать в его адрес, было сказано. Это был для него самый черный день. Спасли его таблетки, которые он нашел в аптечке тещи.
В среду  она позвонила сама. Он потом долго размышлял, но так и не дал себе ответа, радии чего она звонила. Ради того, чтобы снова сказать, что во всех ее болях виноват он? Чтобы снова сказать, что она ни одного слова ласкового и доброго сказать не может? Чтобы снова сказать, что за два с половиной года он  ее погубил?
Только отдельные  ее фразы он вспоминал из этого долгого, тяжелого разговора.
- Ты всю меня выжал… От меня осталась только одна оболочка………  за все наши встречи…Ты только  и занимался, что рассказывал про своих баб….Ты столько мне гадостей наговорил………
Он пытался защититься:
- Я отвечал на твои вопросы. Ты спрашивала, я отвечал. Я рассказал о своей жизни все без утайки. В ней было и плохое, я хотел быть искренним перед тобой, я говорил тебе правду…
- И теперь все это плохое, твое плохое, внутри меня. Вот откуда боль!!!!!!!
- Забудь и выкинь это. Это же прошлое, чужое, не наше.... Теперь я твой, я люблю тебя, обожаю, ты самая прекрасная женщина, ты самая умная…
Он повторял это снова и снова,    и снова и снова она его перебивала.
- Я обыкновенная женщина…Такая  как все..
- Нет, нет, ты потрясающая женщина, ты создана для любви, ты…
- Перестань…
- Что с тобой?
- Ничего. Я просто никакая. У меня нет больше желаний, я вся как …выдавленная………и виноват ты………
- В чем же я виноват?
В ответ - длинные телефонные звонки.
…………………………………..
Потянулись дни в Клинике. Он звонил, спрашивал,  какие новости. Она отвечала,  подробно пересказывая то, что говорят врачи.
И неизбежно, каждый раз, когда разговор начинался спокойно, она снова  переходила на колкости в его адрес.
- Ты  сравнил меня с чистым горным ключем. И сказал, что пришел к нему из пустыни…
- Да, милая, это так, я жажду напиться…
- Но что ты сделал? Ты как свинья плюхнулся в этот источник, думая только о том, как удовлетворить самого себя. Тебе не было никакого дела до меня…
Ему оставалось только молчать. «Снова началось!» - подумал он.
- И вообще ты только думаешь о своих проблемах. Ну и решай их. И оставь меня в покое…
Ему оставалось только молчать…
- И я решила отдохнуть…
- Без  меня?
- Нет, от тебя…
- Любимая! Я люблю тебя… Я так соскучился по тебе…    Я закрываю глаза и вижу тебя….
Эти слова вызвали у нее неожиданную реакцию.
- Тебе бы только трахаться, где попало и как попало… И ты совсем не думаешь, хочу я или нет, лишь тебе самому…
У него потемнело в глазах.  Никогда  еще она не  выставляла его  таким подонком! У него не было слов, чтобы ответить.
«Как она может так говорить! – думал он. - Да, мы так редко встречаемся, но разве я  не делаю ее счастливой? Разве она не светится от любви и нежности, когда мы вместе? Что с Ней?». Вопросы кувалдой  обрушились на него, не находя ответов. Голова его просто раскалывалась на части.
А она, не  понимая, какую буря вызвала в нем, продолжала наносить удары все ниже и ниже:
- А ты … удовлетвори свои желания с кем–нибудь другим. Я же хотела бы… других отношений… Но ты на них не способен…Ты даже не поймешь…
«Куда мне!» усмехнулся  он про себя. Но от ударов ее он не защищался. Его могла спасти-отвести от пропасти, куда она его  сталкивала,  только  черная ирония.
- Тебе бы только жрать  да жрать…- Она уже не задумывалась над смыслом своих слов. - А мне  хотелось бы побыть с гурманом….
И тут  он не выдержал:
- Интересно, кого ты считаешь таким гурманом?
Она промолчала.
- Ну хорошо, - сказал он тоном примирения. Еще немного – и он бы сорвался и …. Но он решил прервать этот разговор.
- Ну хорошо, отдыхай  от меня… Без меня… Все хорошего… До свидания…
- До свидания! – она сказала  тихим и бессильным голосом. Будто выдохлась, выбилась из сил.
Он подождал, чтобы она первой отключила телефон.
Она отключила телефон.
Каждый остался в полном одиночестве со своими мыслями.
 Он мучительно размышлял над ее словами. Что с ней случилось? Утром Она сказала «Я люблю  тебя», и он, счастливый, носил, лелеял эту фразу   целый день. Вечером Она смешала его с грязью, выставляя то грязной свиньей, то похотливым павианом…
«Господи, да если она нашла Другого,  Лучшего, который Чист  и в мыслях, и в чувствах к ней, то пусть будет с ним! Но зачем черной краской замазывать эти  три  года? Зачем убивать того, с кем была в страстных объятьях, кому говорила самые торжественные слова?»
В душе своей  Он начисто отметал все ее колкости насчет  его ненасытности и неблагодарности.
  «Я  чист перед ней, и видит Бог, - говорил Он себе, -   что мои помыслы чисты и ясны. Ни в чем я не согрешил перед ней. Мысли мои о ней были только возвышенными, а желания, да , желания мои были огромными. Я земной мужчина. Я жажду любить и быть любимым!»
Он  снова вспоминал ее слова, которыми, как острыми гвоздями, было утыкано его сердце, оно кровоточило,  и все к более горьким мыслям Он приходил, и этим мыслям, которые как яд проникали в его душу,  не  было противоядия. Она оставила его одного наедине с  этими горькими мыслями. Она не дала ему противоядия.
  И внезапно  перед ним открылась истина, простая и ясная, которая потрясла его:   Она разочаровалась в нем. Разочаровалась, узнав  о его прошлом. О его увлечениях в жизни до нее. Узнав из его собственных уст. Она задавала вопросы. Он отвечал. Искренно. Чтобы поставить точку на своем прошлом. И начать новую жизнь. С первого дня встречи с Ней.
Вот почему, подумал Он,  она сказала на днях:
- Когда ты что-то говоришь, задумайся о том,  какую реакцию вызовут твои слова…
На что он  - о святая наивность! - ответил:
- Ты меня спрашивала о прошлом, и я все честно и открыто тебе рассказал, ничего не тая. Я думал, что ты должна знать все. Я думал,  что только так можно идти вместе в будущее.
- Ты ошибаешься! – был ее ответ. И к ответу была добавлена еще  - Он вспомнил, увидел это - презрительная усмешка.
- Ты совершил ошибку… И своим откровением ты убил  во мне чувство к тебе… …Я постарела за эти  месяцы твоих изливаний…… И теперь я никакая…
……………………………….
Как печально чувствовать, что человек, которого ты безмерно любишь, разочаровался в тебе.
«Но разочаровалась в чем? - снова и снова задавал Он себе вопросы. -  В том, что у меня было свое прошлое? И что в этом прошлом  были другие встречи? До встречи с Ней?»
« Не надо было рассказывать об этом своем прошлом! Вот твоя роковая ошибка!» - упрекал Он себя снова и снова.
«Но как она выпрашивала, как она умоляла меня рассказать все, вплоть до самых интимных подробностей. И слава Богу, что хоть здесь  хватило ума промолчать и ничего не сказать. Но как настойчиво она   задавала вопросы и как   открыто я выставлял себя напоказ. И даже ожидал награды за это!  Слепец! Мир не видал еще такого идиота! Так получай же удары судьбы, предатель! Да, ты предал женщин, которые отдавали тебе свою любовь. Ты хотел благодарности за свою откровенность, а получил плевки!  Ты думал, что,  рассказывая о прошлом, ты очищаешь душу, становишься благороднее и честнее? А тебя смешали с дерьмом! Ты хотел предстать перед ней как перед Господом Богом и после всех своих исповедей заслужить Рай, Рай на Земле, а попал в самый страшный и последний круг Ада. И по заслугам!»
Так заматывались в клубок его мысли, превращаясь в петлю-удавку на шее.
И снова наступал вечер за вечером. Просто вечер. Вечер за вечером. Вечер - это когда заканчивается день, который прошел в ожидании звонка.
А его так и не было. И наступает вечер. Тогда ты включаешь телевизор.  А там фильм о любви.  Страстной. Роковой.
Главная героиня:  - Пойдем со мной… Тебе будет так хорошо…   Ведь ты меня хочешь…
- Я не могу…
- А кто тебе мешает?
- Совесть…
- Ну и дурак!
Снова вечер. Она не позвонила.  У нее семья.  Он снова один  и снова у телевизора.
Главный герой: 
- Женщина тяготеет к порядку, а  я  ее втягиваю в хаос.  Это не любовь, это лавина!
Его друг: 
- Люди вообще могут любить и любят только в старости. А до этого… они просто бесятся…
Лавина любви  обрушивается на влюбленных и захватывает их целиком. И приближается развязка.
Главный герой  жене:
- Сказать тебе правду? Или соврать?
Жена:
- Правду…
- Я изменил тебе…
- Зачем?
- Захотелось…
- Боже, как тебе не стыдно….Скажи, что больше не будешь..
- Буду…
- А я?
- Я влюблен…
- Убирайся…
- Куда?
- Куда хочешь… Убирайся…Ты умер.. умер… Мы были как одно целое… Как яблоко…Если одна половинка загнивает, то яблоко выбрасывают.
Лавина  любви нарастает. Она сметает все на своем пути. Работу. Детей. Здоровье…
Главная героиня:
-  Если хочешь вернуться в семью - уходи. Я  приму твой выбор.
Он наговаривает любимой кучу гадостей. И она оставляет его одного.
Проходит время. Главный герой деградирует, опускается.
Своему другу он исповедуется:
- Привык быть один. Я полюбил одиночество. Меня покинули   любовь, сын… Сын ушел навсегда… Лавина… Лавина…
Вечер. Это когда Она не позвонила.  Экран телевизора погас. 
«Как печально, что остается только ждать. Когда все в ее руках. – сказал Он себе.
И вдруг его прорвало:  «Врешь! Ты просто ничтожество. Ты ничего не хочешь предпринять. Надо действовать!  ДЕЙСТВОВАТЬ! Постарайся сосредоточиться! Пока ты ловишь мышей, ты еще кому-то нужен!»
И  Он подумал:   «Я совсем рассыпался. Я должен взять себя в руки. Должен!  А она? Она вернулась в семью… Вулкан выдохся. Лавина сошла… И должен быть выход…»
Но Он не видел выхода. Потому что вслед за ее разочарованием к нему в его душу заползла гадюка  собственного разочарования в самом себе. И Он почувствовал боль в сердце, руки его опустились, и Он застыл в кресле.
Неожиданно налетел ветер.  Стихия начала крутить   и ломать бугенвильи и виноградные лозы, которыми  он так  умело обвил террасу своего дома и за которыми так  ухаживал, зная, что она любила сидеть на этой террасе, но  он этого уже не видел. Он уже ничего не видел. И ничего  не чувствовал. Все  происходящее на Земле стало ему неожиданно безразличным.
Он был далеко, Он летел к ней, летел туда, где его ждала она, туда, где его  ждали и встретили ласковые объятия женских рук и любимые глаза, в которых он прочитал то, что надеялся найти  и нашел:
«Я люблю тебя, мой милый! Я твоя! И мы никогда больше не расстанемся! Если бы мы знали, как скоротечна наша жизнь! Если бы мы знали, то мы простили бы друг другу все, даже правду! Если бы мы знали…»
Из дома доносились телефонные звонки. Но отвечать было   некому. Ветер срывал цветы бугенвильев и засыпал террасу ковром из красных, желтых и белых лепестков.

Ницца