Эпизод 1. Гора

Малунин Дмитрий
Если вы сто раз бывали на Эльбрусе с юга, но при этом ни разу с севера, считайте, что Гору вы не видели. Вернее, не видели её во всём величии и красоте!
Здесь, на северной стороне Минги-Тау, даже находясь на поляне Эммануэля, на высоте ~2500м, ощущаешь всю мощь и безконечность этого двуглавого вулкана. А дойдя до северного приюта на 3800 понимаешь, что восхождение ещё даже не начиналось, несмотря на приличный набор высоты.
Почти весь путь восхождения просматривается. Люди на тропе - маленькие чёрточки, точки...

2500 метров над уровнем моря. Богатая звуками и цветами поляна Эммануэля. Вокруг вдоволь воды. Есть минеральные источники. Чувствуешь себя как на курорте.
Причудливые узоры хребтов, окружающих долину, легко наводят на рассказы о древних сказочных рыцарях и принцессах, колдунах и волшебницах, гномах и эльфах.
Если проснуться вместе с восходом солнца, то сразу и не понятно откуда доносится такой странный пересвист. Будто вся долина сама по себе свистит, ибо не видно никаких летающих птиц. Но стоит только сделать несколько шагов в сторону от палатки, как во все стороны от тебя разбегаются и прячутся в свои норки суслики. Это они пересвистываются между собой! И стоят так неподвижно, что спросонья их не разглядеть в рассветной мгле.

3800. Морена северного приюта. На огороженных камнями площадках стоят палатки восходителей. Два вагончика спасателей, до июля там никого не будет. После того как разбегаются облака и гору освещает солнце первое что ощущаешь, будто земля из-под ног ушла. Какая же она большая! Гора! Вон та точка это человек, и он идёт. Если внимательно присмотреться, то видно, что точка движется. Вниз. Очень медленно. Но это всё из-за расстояния. На самом деле человек передвигается вполне нормальным шагом, чтобы обеспечить себе безопасный спуск.
Воздуха уже начинает не хватать. И первый выход на эту высоту может подарить вполне безсонную ночь, учащённый пульс и ворох мыслей.

4800. Для новичка это почти космос. Особенно, если ты в жизни выше не поднимался пешком. А занести сюда двадцать с лишним килограмм в рюкзаке за пять часов можно приравнять к двенадцатичасовому рабочему дню подсобником на горячей стройке. Боль в мышцах спины и шеи говорит о слабой физической подготовке. Пульс не падает ниже восьмидесяти ударов в минуту даже, когда лежу. Все же нужно больше бегать внизу.
Случайно потоком тёплого воздуха сюда заносит бабочек. Выглядит это как галлюцинация. Вроде понимаешь, что делать ей тут нечего, а она вот сидит на обломках вертолёта и шевелит крылышками.

После акклиматизации обе высоты даются легче и быстрее. Уже никаких посторонних мыслей. Только наблюдение за состоянием и окружающей погодой. Тропа знакома. Ты просто идёшь. Медленно долго идёшь вверх. Чтобы поставить палатку, приготовить обед, ужин, затем натопить термосы с чаем и рано утром снова идти вверх. Это ещё не автоматизм. Видимо так проще работать сознанию и оно отключает всякую периферию. Цель одна - вершина. План ясен. Прогноз погоды радует. Безпокоится не о чем. Задача одна - идти вверх.
Первые полтора часа даются вроде не через силу, хоть и иду замыкающим, а точнее отстающим в нашей группе из трёх человек. При выходе на Верхние скалы Ленца отстаю от группы минут на пять.
На последнем снежном поле начинаю выдыхаться. Ребята посильнее. Быстро уходят вперёд. Иногда останавливаются чтобы меня подождать. Моё движение в итоге сводится к пятидесяти шагам. Пятьдесят шагов вверх, шаг - вдох, шаг - выдох. Пятьдесят вдохов-выдохов, чтобы набрать кислорода и успокоить дыхание. Дальше всё сначала. При выходе на кратер заставляю себя ждать минут десять. Ощущение будто лёгкие качают какой-то пустой воздух. Кислорода не хватает. Моих пятидесяти шагов хватает чтобы остановиться как раз в тот момент, когда чувствую, что тело уже начинает дрожать от перенапряжения, будто вот-вот задохнусь от нехватки воздуха, это похоже на то, когда долго сидишь под водой и в какой-то момент понимаешь, что всё, нужно срочно вдыхать и выныриваешь! Так и тут, только с той разницей, что выныривать некуда! Просто останавливаюсь и с бешеным стуком сердца стараюсь отдышаться за пятьдесят циклов. Получается.

5621 метр над уровнем моря. Восточная вершина Эльбруса. Погода, что называется звенит! Ветерок метра два в секунду, лёгкий мороз в несколько градусов и потрясающая воображение видимость! Виден весь Кавказ! Видно Казбек! Ушба, любимая Ушба без единого облачка и кажется такой маленькой! Безенгийская стена возвышается невероятным исполином и даже с этой высоты кажется огромной! Будто игрушечный просматривается южный склон Эльбруса, уже такой знакомый!
Очень далёкой и недосягаемой кажется Западная вершина Горы. Туда идут большие группы. Спусковая тропа делает петлю по северо-восточному склону и выводит поток людей почти на седловину.

Мысли на вершине? Позвонить всем родным и близким, так как наконец-то появилась связь с южной стороны. Потом выпить чаю, потому как гортань пересохла. Потом пофотографировать и пофотографироваться! Потом скорее вниз пока не начало накрывать. А оно обязательно начнёт. Ведь в первый раз на такой высоте.
Накрывать начало на спуске. Тело стало вяло передвигаться. Снова отстал от парней. В лагере на 4800 начала болеть голова. Но вовремя выпитый анальгин и небольшой перекус стабилизировали состояние и дальнейший спуск происходил как и положено с постепенным улучшением самочувствия. Вялость и головная боль отступили. И на 3800 даже не стали готовить обед, а лишь попив воды, перепаковав рюкзаки и забрав разгрузку ушли сразу на 2500.

Звук на горе. Самый громкий звук на горе в ясную погоду, когда нет ветра - это тишина. Она нарушается только биением сердца и шумом выдыхаемого воздуха. Больше нет ни единого звука! Есть только скалы, снег, ледники, облака под тобой размером с огромный небоскрёб и безконечный простор внизу до самого горизонта.
Только постепенно спускаясь ты обнаружишь сначала журчание ручейков, потом шум водопадов и крики альпийских галок, потом ты увидишь как мир вокруг наполняют не только камни и снег. Ты увидишь мелких насекомых и цветы! Прямо на камнях, на каких-то мизерных зацепках, куда смогла набиться земля, растут прекрасные цветы! И только потом появятся травы, в них ты услышишь шум ветра и свист сусликов. Этих любознательных и симпатичных жителей долины. И наконец-то ты ощущаешь как умолк самый главный звук, который мешал слышать всё это! Умолк твой ум. Ты идёшь и не оцениваешь, не рассчитываешь, не ожидаешь. Тебе совершенно всё равно, успеешь ли ты дойти до лагеря раньше, чем эта серая тучка слева решит вылить на тебя всё своё содержимое или она сжалится и пройдёт стороной, оставив сухой тропу по каменистому склону вдоль водопада. Ты идёшь и наблюдаешь этот удивительный и прекрасный мир.