Отрывок из повести Жёлтый клевер дневник Люси

Аннаандроссенко
-Вот Вам памятка о том, как надо ухаживать за коллекционными серебряными изделиями.
Старый антиквар Матвей Аркадьевич упаковывал для клиента старинный серебряный сервиз на шесть персон.
За окном начинал накрапывать дождь, и наружные витрины антикварного магазина уже покрылись мелкими каплями. Как он и предполагал, настроение уральской погоды резко сменилось. Зонта он с собой не взял, но до закрытия магазина оставался ещё почти час.
-Распишитесь в чеке, возьмите Вашу карту. Всего хорошего!

В этот момент над магазинной дверью пару раз звякнули колокольчики. В помещение зашла девушка - невысокого роста коротко стриженная брюнетка в очках и без всякого макияжа на лице. Она была одета в мешковатые джинсы и белую майку, а в руках сжимала что-то, аккуратно завёрнутое в синюю плюшевую тряпицу - из тех, какими в советские годы обивали то табуретки, то семейные фотоальбомы.
Клиент, купивший сервиз, сердечно попрощался с Матвеем и ушёл, а девушка эта стояла на месте, как вкопанная. Она продолжала таращиться на одну из стен магазина, увешанную разнокалиберными часами и часиками.
-Здравствуйте, - необычная гостья наконец решилась заговорить.
-Добрый вечер, добрый вечер! - старый антиквар начал своё дежурное приветствие. - Какими судьбами в моем магазине, сударыня? Желаете что-то купить или продать?
Брюнетка покачала головой.
-Не совсем. Могу ли я поговорить с Матвеем Аркадьевичем?
-Конечно, сударыня. Он перед Вами. Что же Вас интересует? Портреты, книги?
-Мне... сказали, что Вы можете найти адресата одной посылки столетней давности. Точнее, бандероли.
-Не могу дать Вам, сударыня, стопроцентной гарантии. Но всё, что в моих силах, - сделаю. Что за вещь?
-Понимаете... я студентка истфака УрФУ. Недавно я была на практике в Болгарии на археологических исследованиях. И там меня попросили передать эту вещь адресату посылки... в Екатеринбурге.
С этими словами девушка развернула тряпицу и выложила на стол свёрток. По параметрам вещь представляла собой не то книгу, не то тетрадь, завёрнутую в бандерольную бумагу. Бумажный же конверт был перетянут бечёвкой и запечатан сургучом со штампом в виде льва, надписи "1879", а рядом печать стояла уже чернильная - "Български пощи" .
Антиквар поместил бандерольный пакет под настольную лупу с огромной линзой и подсветкой. Адрес получателя на пакете почти стёрся от времени, однако имя адресата на русском языке было видно всё ещё чётко:
"...Екатеринбург... Ольге Гориновой. Лично в руки".
А рядом была приписка на двух языках - русском и болгарском:
"Вернуть отправителю. Адресат выбыл".

-Какое, хм, знакомое имя. Девушка, кто всё же отдал Вам эту вещь в Болгарии?
-Я не могу Вам сказать...
-Тогда сколько Вы просите за неё?
Девушка снова покачала головой. Казалось, Матвей был недоволен тем, что она уходит от ответа.
-С такими вещами надо идти в музей истории Екатеринбурга. А Вы куда пришли?
-Я была там. Меня направили к Вам. Сказали, что Вы с городским архивом дружите.
-Где Вы взяли эту бандероль? - голос старика стал нешуточно грубым и жёстким. - Говорите сейчас, а не то я решу, что Вы это украли.
Но тут он понял, что перегнул палку, потому что собеседница неожиданно сморщила нос и заплакала.
-Я не воровка, - всхлипывала она. - Я даже денег за это не прошу, а Вы набрасываетесь с обвинениями! Забирайте, но не спрашивайте, ради Бога.
Матвей попытался уладить ситуацию.
-Ну, милая, неужели я Вас так обидел?
Девушка ничего не ответила. Она сняла очки, достала огромный платок и теперь вытирала глаза.
-Я верю, что Вы не воровка. Ну простите старика, сорвался, был не прав.
-Если я расскажу, Вы точно мне не поверите, - девушка немного успокоилась. - Забирайте же, видеть эту бандероль больше не могу.
-Отчего же я должен Вам не поверить? И отчего же видеть не можете? Как Вас, барышня, звать-то?
-Да, мне стоило представиться. Я София, Соня. Впрочем, как Вам удобнее.
Часы показывали Матвею то время, когда надо бы уже закрывать лавочку и ставить на сигнализацию. Всё равно из постоянных посетителей больше никто не придёт.
-Не хотите ли, София, чайку выпить? - предложил старик. - Я всё равно перед Вами виноват. Но если напоив Вас горячим чаем и выслушав Вашу беду, я заслужу прощение, то буду этому весьма рад.
Девушка ещё раз вытерла слёзы и кивнула.
-Вот и славно. Пойдёмте-ка в мастерскую. Только пожалуйста, больше не плачьте. Ох уж, эти женщины...

В мастерской - маленькой комнатёнке с двумя столами (один для бумажных работ, другой для ремонтных) Матвей Аркадьевич разлил остатки чая по двум большим кружкам и приготовился слушать.
-В конце недельной практики в Софии, где мы вместе с болгарскими студентами занимались исследованиями довоенных заброшенных зданий, всё и произошло.
Так начала свой рассказ Соня...

В прошлый четверг объединённая группа болгарских и российских студентов работала на развалинах одного из домов, разрушенных второй мировой войной. Соня ещё удивилась, что за столько лет дом не стал жертвой вандалов.
Один из болгарских студентов, прибывших аккурат в тот день, напросился к Соне в напарники, и они вместе исследовали второй этаж здания. На забавной смеси болгарского, английского и плохого русского он рассказывал девушке историю этого дома.
-Я помню, что этот парень тоже сначала не спросил моего имени, - заметила рассказчица.
Итак, этот парень рассказал, что дом принадлежал болгарскому промышленнику и его семье в первой четверти ХХ века. Здание было разрушено дважды. Примерно в конце 1910-х годов в Софии произошло землетрясение. Тогда там жила русско-болгарская семья владельцев металлургического завода. Тогда ещё кто-то из членов семьи то ли погиб, то ли без вести пропал. Хозяйка дома позже отреставрировала особняк. Жила там со своей семьёй - мужем и сыном - ровно до Второй мировой войны. А в 1943-ем году во время бомбардировки Болгарии союзными войсками авиабомба разнесла второй этаж дома полностью. Хозяйка дома попала в эпицентр взрыва и погибла.
-Я помню, что король Борис III в сороковом году встал на сторону нацистов, - заметила София. - Уж не потому ли Болгария так пострадала?
-Не могу судить об этом объективно, - покладисто ответил парень. - Сын же хозяйки этого дома погиб на пару лет позже, во время освобождения Белграда. Если ты читала нашу историю, то знаешь, что Болгария тогда уже встала на сторону союзников.
В этот момент руководители практики с российской и болгарской сторон объявили часовой перерыв на обед.
Коллеги разбрелись по своим делам, кто-то из ребят отправился перекусить в сельскую кафешку неподалёку. У Сони с собой оказался чай в термосе и бутерброды (студенческая привычка). Она заметила, что её собеседник ничего с собой не взял.
-Хочешь чаю? У меня полный термос, - по-дружески предложила она.
-Что ты, я не голоден! - отмахнулся он. - Хочу показать тебе кое-что. Как тебя звать-то?
-София.
-София... надо же. Тебя зовут, совсем как звали мою мать. Меня звать Цветан Ангелов. А ты откуда, София? Из Москвы?
-Нет, я из Екатеринбурга. Это такой город на Урале...
-Я знаю, знаю этот город! Жена моего дяди по материнской линии была оттуда. Ох, это как раз кстати!
Он достал из своей рабочей сумки бандероль: по весу не то книгу, не то тетрадь толстую в почтовой обёртке, перемотанную бечёвкой и со старой сургучной печатью.
-Если ты из Екатеринбурга, то может быть, ты сможешь передать это адресату?
Соня посмотрела на дату, вытравленную на конверте.
-Цветан, это же 1919-тый год. Как я смогу найти адресата?
-Возможно, ты сможешь обратиться к вашим городским архивам. Если что-то сохранилось, ты найдёшь, что сталось с Ольгой Гориновой.
-Я попробую. Но ты... ты бы отдал это моему руководителю. Вдруг она сможет тебе помочь?
-Пожалуйста, София! Моя семья почти сто лет не может передать эту посылку тому, кому она адресована. А ты из этого города, и имя такое у тебя...
-Хорошо, Цветан, успокойся. Я сделаю всё, что будет в моих силах.
-Спасибо тебе!
Цветан, молодой человек в белой кепке (странный убор для археологических работ) крепко обнял Соню в знак благодарности, но она почувствовала не тепло, а холод.
-Тогда никому об этом не говори, ладно? Спрячь и никому не говори.
Соня послушно спрятала посылку в свою сумку.
-Ну я пошёл. Ты обедай пока.
-Цветан, ты на каком курсе учишься?
Она окликнула вышедшего из комнаты парня, но ей никто не ответил. Тогда Соня пошла перекусить в кафе неподалёку от места исследований и встретила там двоих своих коллег из болгарской команды - Живку и Адриану.
-София, почему ты задержалась в этом доме? - спросила Адриана.
-Я немного поболтала с одним из членов вашей команды.
-Ух ты... (девчонки хитро переглянулись) и кто же это?
-Цветан Ангелов. Он не с вашего факультета?
Девушки снова переглянулись - на этот раз удивлённо:
-Но у нас в команде такого нет! - сказала староста болгарской группы.
А Живка спросила: - Ты уверена, что он из наших, а не из ваших?
-Точно не знаю, но почему-то я решила, что если человек хорошо говорит на болгарском, а по-русски очень плохо, то скорее всего, он не из российских студентов, - рассуждала логически Соня.
У Живки, как у старосты, был с собой список всех болгарских студентов, участвующих в раскопках. Она показала Софии список, в котором ни имени такого не было, ни фамилии.
-Как-то странно всё это.
-Да ладно вам, девочки! - Адриана успокоила всех. - Может, это один из местных зевак зашёл в старый дом. Такое здесь не редкость. Соня, он к тебе не клеился?
-Да. О чём вы так увлечённо беседовали с ним? - спросила Живка.
-Он рассказывал историю этого дома, о его обитателях.
-Вот смешно! Да историю этого дома все местные жители знают, почти легенды здесь ходят. Он просто пытался произвести впечатление на русскую девушку, ничего здесь странного нет.
После обеда девушки вместе вернулись на место исследований. Адриана ушла помогать российским и болгарским коллегам на раскопках во дворе. Живка вызвалась помогать Соне на втором этаже, потому что этого Цветана нигде не было. Теперь обе девушки разгребали завалы межкомнатной стены на втором этаже. Там обнаружился тайник бывших хозяев дома: старые фотоальбомы, бумаги и драгоценности. Соня в рабочих перчатках аккуратно очищала старые фотокарточки от слоя пыли, а Живка разбирала серебро и предметы туалета.
Просматривая очередной альбом, Соня очень удивилась: на одном из чёрно-белых фотокарточек был изображён этот Цветан.
-Что случилось? - Живка подбежала к коллеге и заглянула в фотоальбом.
Цветан был изображен в той же одежде, в какой он сегодня работал вместе с Софией. Достав фотографию из альбома, на обратной стороне девушка увидела надпись: написано его имя и, судя по всему, годы жизни: 1919 - 1945.
-Это, наверное, шутка чья-то, - пробормотала Соня.
-Если этот Цветан так пошутил, то это большая глупость, - проворчала Живка. - Не понимаю таких шуток!
Девушки отнесли все свои находки руководителям.
-Барышни, вы можете быть свободны, - профессор балканистики сейчас готова была отпустить Соню на отдых. - Впрочем, ваши коллеги сейчас все работают на захоронениях во дворе здания. Так что если хотите - присоединяйтесь к ним. Соня, Вы не заболели?
София поглядела на своё лицо в карманное зеркальце: бледная, словно смерть. М-да.
-Эй, девочки! Живка, Соня! Идите к нам во двор, я кое-что покажу! - это Адриана окликнула своих коллег с улицы.
-Пойдём! - Соня решила остаться. Она почувствовала, что скоро узнает нечто важное.
Адриана ждала девушек во дворе, где парни из обеих команд нашли месторасположение сильно засыпанных землёй семейных захоронений. Пока что студенты раскопали только три.
Самое раннее надгробие гласило:
"Димитаръ Златанов. 1880-1918. Возлюбленный муж, отец, брат" - болгарская девушка Живка, прекрасно знающая русский язык, переводила надписи для заграничных коллег.
Чуть поодаль парни заканчивали расчистку второй могильной плиты.
"София Ангелова, урождённая Златанова. Возлюбленная супруга и мать. 1888 - 1943" А ниже - стихи:

И птица вдруг на грудь мою вспорхнёт.
Она поёт, лишь чуть трепещет шея,
А я молчу во власти вдохновенья.

-Автор - Дора Габе, наша поэтесса. Год где-то 1920-тый.
-Двадцать второй, - поправила Живку Адриана. - Ну да ладно.
Соня лихорадочно вспоминала слова загадочного юноши: "София - тебя зовут так же, как звали мою мать!"
Она рассказала об этом девушкам.
-Это ещё не всё. Мы не видели третьего надгробия.
Живка и Адриана о чём-то громко спорили. Соня же на ватных ногах подошла к третьей плите.
Её сокурсник расчистил только небольшую площадь надгробия - как раз ту, где были указаны данные похороненного. Соня окликнула Живку, и та лихо перевела:
-Цветан Ангелов. Годы жизни 1919-1945. Возлюбленный сын. Герой, славно послуживший Родине, солдат II Болгарской союзнической армии. Геройски погиб в битве под Белградом. София, тот парень ведь так назвался!
-Живка, но мы ведь тоже видели его! - изумлённо воскликнула Адриана.
У Сони всё поплыло перед глазами, и она потеряла сознание. А когда девочки привели её в чувство, то вся группа уже знала, что Соня пообщалась с призраком. Замдеканша, однокашники и болгарские студенты допытывались, о чём же она с ним говорила.
Вечером того же дня вся российско-болгарская группа собралась в одном из кафе города Бургаса и травила байки о призраках на раскопках. Кто-то рассказывал, что чаще всего неупокоенные духи встречаются на братских захоронениях болгарских и советских солдат, вместе воевавших во Второй мировой.
-Это ведь всё чьи-то сыновья, мужья и отцы! - сказал кто-то.
-Или братья чьи-то, - вставила Соня, вспомнив первое захоронение - этого Димитра.

 -Вы так и не рассказали никому об этой бандероли? - нетерпеливо спросил Матвей, явно увлечённый Сониным рассказом.
-Я спокойно перевезла посылку через границу, на таможне никто даже не задал вопросов. Как только приехала - пошла в музей истории Екатеринбурга, ну а дальше Вы всё знаете сами. Мне сказали, что в городе есть только один человек, способный мне помочь, и это Вы. Вот так я и пришла к Вам, Матвей Аркадьевич.
Соня за рассказом допила свой чай.
-Вот что я скажу Вам, София. Мудрая София. Вы действительно обратились за помощью к тому, кому нужно. Я могу совершенно точно сказать, что Ольги Гориновой уже давно нет в живых.
-Откуда Вы знаете? Впрочем, уже сто лет прошло с момента отправки посылки. Чего я удивляюсь!
-Из всех её потомков на этом свете остался единственный внук.
Антиквар и девушка вышли в зал с витринами.
-И Вы знаете этого человека? - спросила Соня.
-Да, но напоследок... Вы ничего взамен не просите, почему?
-Ничего мне не надо. Только помогите найти этого человека.
-Хорошо. Как только я вызвоню его и приглашу к себе, то заодно свяжусь и с Вами. Тогда Вы выполните свою нелёгкую миссию. Напишите, пожалуйста, мне свой номер телефона.
Слёзы уже высохли. Соня успокоилась от того, что с кем-то разделила свою проблему. Она написала свой номер сотового на маленьком клочке бумаги.
-Книгу или что бы это ни было, я пока оставляю у себя. Не волнуйтесь, Сонечка, я обещаю беречь её пуще зеницы ока.
Соня снова уставилась на стену. Её внимание привлекли красивые старинные часы с неподвижными стрелками.
-Вон те часы стоят. Почему?
-Я и сам не знаю, милочка. Сколько ни пытался завести их вновь, они всегда... каждый раз встают на одной и той же цифре. Загадка какая-то. Так что, мы с Вами договорились?
-Да. Только прошу Вас, не забудьте позвонить мне. А не то призрак Ангелова от меня не отстанет.

Матвей Аркадьевич проводил нежданную гостью до двери, вернулся к своему рабочему столу, на котором ожидала своей минуты ценная бандероль.
Дрожащими руками он перерезал бечёвку, извлёк из почтового пакета пухлую тетрадь с изображением солнечной полянки, усеянной цветками золотистого клевера. Прощупав сам пакет, антиквар извлёк также маленький, круглый блестящий предмет, который он сначала на ощупь не определил. Это оказался старинный, примерно столетней давности медальон на лопнувшей золотой цепочке, немного потемневший от времени. На крышке его был выгравирован четырёхлистный клевер.  Внутри же он обнаружил, как и полагал, памятное фото с изображением мужчины, двух женщин - молодой и пожилой - и двух маленьких девочек в нарядах времён дореволюционной России.
-Хм! - казалось, антиквар не поверил своему счастью.
Он настроил налобную лупу, которая представляла собой огромные очки с увеличительными линзами, включил на ней подсветку и прочёл вслух надпись, выгравированную вокруг рисунка клевера:
-Любимой доченьке от Nicolas Kamenev. Не забывай...!
-Не забывай... - пробурчал он и внезапно хлопнул в ладоши:
-Ай да София, ай да госпожа Неизвестность! Провезти такое... через границу! Нет, я определённо должен вновь увидеть Вас...
Что-то напевая, он взял медальон и отнёс его в торговый зал. Полы его рабочего халата развевались за спиной, словно плащ волшебника...