Мне не безразлична судьба России

Тамара Костомарова
      Две тысячи пятнадцатый год, объявленный в России Годом литературы, был отмечен событиями, которые останутся в нашей памяти надолго, но не менее важной вехой станет и текущий, 2016 год, объявленный Годом кино. Для жителей города Новомичуринска Рязанской области этот год имеет особое значение ещё и потому, что в этом маленьком городе родился и вырос известный российский кинорежиссёр, сценарист и актёр Юрий Быков.
      Впервые о Юрии Быкове я услышала два года назад. Но эта  информация тогда для меня прошла незамеченной, хотя к тому времени режиссёр основал творческую студию под названием «Многоточие» (2006 г.), а спустя три года его короткометражный фильм «Начальник» был отмечена на «Кинотавре». Затем последовала трилогия, состоящая из фильмов «Жить» (2010 г.), «Майор» (2013 г.) и «Дурак» (2014 г.). Фильмы получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом, собрав множество наград кинофестивалей, среди которых «Ника», «Золотой орёл», «Кинотавр-2013», «Кинотавр-2014», награды 16-го Шанхайского международного кинофестиваля и другие. Режиссёром созданы и такие известные телесериалы, как «Инкассаторы» (2012 г.) и «Метод» (2015 г.).

      Юрий Анатольевич Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске. Окончил Новомичуринскую общеобразовательную школу № 2, увлекался музыкой, писал стихи, занимался в народном театре «Зеркало» (руководитель заслуженный работник культуры РФ Татьяна Александровна Честных). В 2001 году поступил на актёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии – мастерская В. Грамматикова, – после окончания ВГИКа (2005-й год) играл во МХАТе, театре Российской Армии, Театре Луны, снимался в кино и телесериалах.
О себе он говорит так: «Я и стихи писал, и рассказы, и музыкой занимался, но всё это было для того, чтобы уйти от социальной действительности, в которой я родился и вырос».
      В короткометражном фильме «Начальник» Юрий Быков выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр».
 
      Фильмы «Майор» и «Дурак» я посмотрела в Интернете, прочла также отзывы блогеров и скажу, что многие из них диаметрально противоположны. Одни пишут, что режиссёр, освещая социальные проблемы «в чёрном свете», искажает реальность, – другие, что Юрий верно угадал «модель социального взаимодействия, где все боятся пережить чувство вины перед грозным начальством», что это «талантливый, уникальный режиссёр с огромным творческим потенциалом», пытающийся осознать реальность и показать правду.

      Создавая фильмы «Майор» и «Дурак», где поднимаются острые социальные проблемы, режиссёр, на мой взгляд, понимал, что замалчивание последних вряд ли послужит российскому обществу на пользу, и, к слову, эта тематика в российских средствах массовой информации часто звучит ещё резче. А вот разнополярность общественного мнения о работах режиссёра говорит о том, что мимо его фильмов равнодушно пройти нельзя, ибо в них присутствует такой накал психологического напряжения, который заставляет не только взглянуть на социальные проблемы по-другому, но и задуматься о их последствиях.
      Почему так происходит? Потому что, опять же на мой взгляд, в душе Юрия Быкова как человека и как режиссёра превалирует то состояние, которое позволяет ему, а вслед за ним и зрителю, по-особому прочувствовать эти проблемы и угадать их причины. Всё, о чём говорят фильмы Юрия Быкова, сильно и глубоко проникает в душу человека, и гротеск, присутствующий в его фильмах, на мой взгляд, оправдан.
      В беседе с Леонидом Павлючиком (газета «Труд» от 21.01.16) режиссёр говорит: «Для меня судьбы простых людей важнее и дороже, чем судьбы буржуазии, олигархии. Я человек неприхотливый в своих потребностях и не жадный. И мне непонятно, как можно наживаться на несчастье, на бедности других людей». Журналист «Огонька» (от 23.03.15) Андрей Архангельский, рассуждая о фильме «Майор», спрашивает: «Когда вы снимали это кино, вы рассчитывали на такой эффект – оставить зрителя вообще без всякой помощи?» Режиссёр отвечает: «Я пришёл в кино с сильным чувством мизантропии: не в смысле ненависти к людям, а в смысле ненависти к мирозданию. Было ощущение, что мир стоит на зле, так сказать, пронизан злом и во зле и умрет. Собственно, это и было то, что я хотел сказать в «Майоре».
 
      Приведу и другие выдержки из интервью Юрия Быкова средствам массовой информации, ибо лучше самого режиссёра о его работе и о нём самом никто не скажет.
      О фильме «Майор», который снимался в родном городе режиссёра, в интервью корреспонденту Интернет-портала «ПрофиСинема» – постоянного информационного партера «Кинотавра» (13.05.2015 г.) – режиссёр говорит так: «Майор» – (это) история морального выбора (…). Мы не придумывали никакой специальной философской подоплёки, несуществующих людей, а просто взяли действительность. В ней живые люди, которые просто живут. Тематика и выводы в картине достаточно жёсткие, но сама подача естественная. Мне кажется, получилось самое главное: честный рассказ о системе взаимоотношений между людьми (…) Моральные ценности нежизнеспособны в той системе, в которой мы живем. Работает только система объединений по интересам». Конец цитаты. Здесь кинорежиссёр имеет в виду, что тема, поднятая в фильме, касается не только одного, отдельно взятого города (и может не столько), – эта тема, равно как и его герои, носит обобщённый, собирательный характер. В главных ролях снимались Денис Шведов и Юрий Быков.
      На вопрос журналиста – «Как вы находите идеи для своих фильмов» –  режиссёр отвечает: «Я особо не ищу оригинальных идей. Я смотрю, где сгущается общественное мнение, что является основной болевой точкой в настоящий момент. Когда закончилась работа над картиной «Жить», надо было что-то дальше писать, и вдруг майор Евсюков в супермаркете расстрелял людей. Я понял, что огромная волна социального недовольства, которая взорвалась в итоге – это и есть главная болевая точка страны (…). Для меня не было сомнений или выбора – о чём писать, о чём снимать. Я понял, что про это надо делать фильм. И следующая моя картина, и та, которая пока только в планах – это всё самое наболевшее». И далее: «Я свою задачу вижу в пробуждении человеческой реакции на ту проблему, которая меня самого волнует. И в этом смысле современная российская критика относится ко мне достаточно скептически. Больше приветствуются те люди, которые занимаются чистым искусством, не имеющим претензий на социальную огласку».
      Фильм «Дурак» вошёл в список лучших российских фильмов за последние пятнадцать лет. По словам режиссёра, – «это фильм-плакат, фильм-лозунг, фильм-крик». «Я стараюсь в своих картинах никого не обвинять, - говорит режиссёр. - Моя задача – объяснить природу поступков».
      Приведу ещё одну цитату Юрия Анатольевича Быкова (сайт PUAMO. 02/10/15) – «Моя же дилемма  заключается в том, есть ли единый нравственный закон для всех. Вроде бы его провозгласили – это и толерантность, и мораль, но на поверку я вижу, что люди продолжают выживать за счёт других людей. В «Докторе Живаго» была на этот счёт хорошая фраза. Главного героя спрашивают, мол, почему вы так странно устроены? При царе в порядке, при Советах в порядке. А Юрий ему отвечает: «Знаете, я не верю в загробную жизнь». Наверное, отсутствие того, перед кем отвечать, есть причина всех бед». Конец цитаты.
 
      «Что все-таки, по-вашему, делать человеку в наших реалиях?» – задаёт вопрос режиссёру Анастасия Марченко из «Аргументов и фактов» (20.10.2015 г.)
      «Я думаю, - отвечает Юрий Анатольевич, - что человеку надо делать то, что он делал всегда. Любить свою маму, жену, ребенка. Исходить из этого прежде всего, а дальше – сердце подскажет… хотя нашим чиновникам оно подсказало обворовать полстраны».
      Из беседы с Леонидом Павлючиком («Труд» от 21.01.2016 г.):
      «Все самые великие люди нашей страны жили, творили, писали не в самых комфортных условиях. Но они оставались патриотами. (…) Я считаю себя патриотом, поскольку мне не безразлична судьба России». «Я делаю честное, искреннее кино, но меня не радует (и мне кажется, любого нормального русского человека не может радовать), что иностранцы так бурно реагирует на картину, где есть социальная критика моей страны. Мне многое не нравится из того, что происходит у нас в стране, и я стараюсь честно об этом говорить в своих картинах».

      Как пишет RZN.info, цитируя газету «Известия», «известный режиссер Юрий Быков (...) создаст свою кинокомпанию и снимет две новые картины. Одна из них расскажет о событиях на Украине в 2013 и 2014 годах (…), действие другой его новой картины под названием «Завод» будет происходить в одном из городов в российской глубинке, а героями (фильма) станут работники крупного предприятия. Завод закрывают, и все они оказываются без работы и вынуждены бороться за свои права» – права, согласно которым каждый моногород и каждый его житель – что бы не случилось с градообразующим предприятием, – имеют право на дальнейшее существование. Фильм «Завод», по словам режиссёра, на территории Рязанской области – как планировалось ранее – сниматься не будет; режиссёр также сказал, что «намерен обращаться за финансовой поддержкой к государству». Кроме того, Юрий Анатольевич начал съёмки нового фильма-сериала «Спаящие», в центре сюжета которого операция, проведённая российской контрразведкой в условиях нестабильной внешнеполитической обстановки. Сериал «Спящие» должен выйти в 2017 году на Первом канале российского телевидения.

      В заключение хочу привести слова Юрия Анатольевича: «Я никуда не хочу уезжать. Я хочу жить здесь, я люблю свою страну. Родину не выбирают – мать есть мать». И ещё: «В жизни обязательно надо обрести радость, счастье. Без этого она в общем-то бессмысленна».


Фото из Интернета.