Мысли... ч147

Новиков Борис Владимирович
Правда, добро, красота и польза поругаемы не бывают. Когда сходятся в контрапункте.  Ибо тогда это – классика. А классика – это нетленка. А посему – непоругаема.
***
Экономика – это не только, – и не столько, – способ удовлетворения витальных потребностей человека, но способ производства самое общественности. Это – условие существования основного культуро - образующего фактора: обмена. Социального взаимодействия. Социальных связей. Общественных отношений.
P.S. Если «только» – это экономика реальная; если не только «не только», но в первую очередь – тогда действительная.   
***
«Ми працю любимо, що в творчість перейшла,
І музику палку, що ніжно серце тисне.
У щастя людського два рівних є крила:
Троянди й виноград – красиве і корисне».
(М.Т. Рильський).
***
Государство – институт осуществления власти меньшинства над большинством. А власть «над» – это то же самое, что и управление «кем». Сиречь – деформированное социальное взаимодействие.   
***
Хитрость – это ум глупых и бесчестных. 
***
«– Быть. Или казаться?». Устарело.
«– Отжимать»… Ибо казаться (умным, благородным, гламурным, вальяжным etc.) можно, лишь отобрав у другого, ежели сам к жизни не вызываешь. Отчуждать, то есть. Отнимать, воровать, грабить.
И: казаться, казаться, казаться…
…Превращенка в чистом виде. 
***
Плохо и очень плохо в футбол в стране играют миллионы, но миллионы за такую игру платят только членам национальной сборной. Печалька…
***
Изображение, воображение, преображение, соображение etc. – модусы отображения.
***
Классика есть нетленка. И к ней категорически неприменимы, – именно в силу того, что классическое – это непреходящее в преходящем, – никакие «пост», «нео» etc.
…Привет, Степин. Энд компани. 
***
Уже неоплатоник Прокл знал, – и понимал, – то, что недоступно нотариально заверенным в свое время (о нынешних и речи нет) кандидатам и докторам «от философии»: триада (алгоритм закона отрицания отрицания) – это развитие. Развитие, а не «поступательное», «восходящее», «прогрессирующее», «от простого к сложному» и т.п. «развитие». Ведь гегелевское «положительное» – это то, что положено; необходимое, а не «позитивное».
…Триада Прокла выражала и регрессивное в развитии, движение от универсального богатства мысли к ее дроблению и содержательному обеднению.      
***
«Ной не ныл, и ты не ной» (Прочитанное).
***
Мало познать необходимость и иметь возможность практически действовать на основании этого и такого познания и знания. Это: свобода.
Необходимо самое свободу сделать... необходимостью. Сущей в форме
практической всеобщности. То есть – насущной. Вспомним: «Разум существовал
всегда. Не всегда – в разумной форме» (Маркс).
Мало. Надо, чтобы разум был разумным в форме практической всеобщности. Это есть основанием свободы как необходимости.
«Перегнать» необходимость в свободу – сложно, но можно. А вот «перегнать» свободу в необходимость, сделать её необходимостью, т.е. обеспечить ее, свободы, бытие в форме практической всеобщности – это воистину достойная идея, цель и практическое дело. Действительным гуманизмом называется... Это как парафраз: от освоения «природы первой» к освоению «природы второй». Свобода как необходимость, это свобода, выпущенная (вышедшая, вырвавшаяся) на свободу. Это – воля (укр.).
***
Чем мыслящий человек (люди, общество) отличается от информированного? В первую очередь тем, что у мыслящего есть шанс стать понимающим. (Понимание – способность мыслить единичное как момент всеобщего, а всеобщее – как бесконечность единичного, опосредованных общим). У информированного этот шанс категорически равен нулю. Ибо в первом случае: и результат (знание), и путь, к нему ведущий (познание), т.е. результат и процесс являют собой отношение противоположностей одной сущности: осуществляющееся диалектическое противоречие. Притом – в векторе смысла.
Между «знать» и «понимать» такая же разница, как и между глазеть и видеть, слушать и слышать, натыкаться и осязать, словом, между ощущать и чувствовать.
Повторяю: понимание – способность мыслить единичность как момент всеобщности, а всеобщность – как бесконечность единичного, опосредованных общим.
То есть понимание предполагает полноценное мышление, имя которому –разум. Притом разум, повенчанный со смыслом. Где, если уж и не в гармонии, то, во всяком случае, во взаимодействии находятся и теория, и методология.
Информированный же – это получивший (получающий) готовый результат в режиме воздействия. Извне. И что это: инфа, информационный шум, докса или откровенная деза, сам реципиент ... не понимает. Потому как: «понималка» развита слабо. Или – и вовсе не вызвана к жизни, не развита. Ведь не разумный, но: информированный...
А то: «мы все здесь разумные...». Ну, нельзя же так на себя наговаривать.
Клеветать. Да еще прилюдно. Ну, т.е., публично...
***
Сущностные силы – это потенциал, способности и потребности человека в «свернутом», не актуализированном виде. «Аn sich». Когда они «fur uns» – они явлены, осуществлены, актуализированы. Объективированы, воплощены, опредмечены. Вестимо, названы. Сущность человека: быть (в случае нормального человека!) неисчерпаемым субъектом, а, в случае творца – субъектностью, вызывания к жизни и осуществления сущностных сил.
Существование – осуществленная (объективированная, материализованная еtс.) сущностная сила. Во плоти сущая, т.е. воплощенная.
Жизнь в форме практической всеобщности – значит, жизнь в форме культурной необходимости. В форме воли (творчества, гуманизма, действительности, интеллигентности, истины, добра, красоты, пользы еtс.), то есть свободы, ставшей необходимостью.
А как обо всем сказанном, да одним предложением?
Да элементарно: от какофонии свития – к симфонии творчества.
***
Клише, матрица, ритуал, стереотип, инвариант, алгоритм, репродукция…
Это плохо, или хорошо?
И не плохо, и не хорошо. До момента нарушения равновесия (эксклюзивного для каждой определенности, разумется) во взаимодействии со своим-иным-себя: продуктивностью, креативом, инноватикой etc. Как противоположностями одной сущности – творчества.
Творчества как осуществляющегося диалектического противоречия.    
***
«Туск потускнел, Меркель померкла, Кэмерону стыдно смотреть в камеру»… (Дм. Королев).
***
Если полагать, что фунт стерлингов дороже (ценнее) фунта изюма, то всегда будешь иметь (довольствоваться) фунт(ом) лиха.
(Азы политэкономии. Уж не говорю – действительной экономики, а не реальной). 
***
С точки зрения анархизма, государство отменяется (разрушается); с точки зрения анархии – отмирает («засыпает»).
***
Невозможно чистое творчество как чистое производство, без своего - иного - себя: мультипликации однажды в акте творчества вызванного к жизни, с
целью доведения этой «культурной единичности» ко всякому, имеющему в ней
потребность, без вызывания к жизни самой этой потребности, вовлечения других в процесс распредмечивания и тем самым – в производство, формирование способности к распредмечиванию этих «других». Иными словами, момент репродуктивности – определяющее условие формирования самое общественности. Самым существенным при этом есть то, чтобы репродуктивность эта была не «голой», но моментом, своим - иным - себя продуктивности. Сиречь – творчеством.
В противном случае это будет похоже на попытки мыслить (а, по существу – представлять) себе материю ... где-то рядом, близохонько с окружающими меня непосредственно сущими (наличными, единичными) материальными объектами.
И в этом смысле в определенный реабилитации нуждаются (содержание, ими выражаемое) понятия: «клише», «матрица», «стереотип». Само собой: «индустрия», «промышленность». Иное дело, что место  и время, – хронотоп, – действительного, – нормального, – человека – не непосредственная включенность в нее, но «рядом с производственным процессом» (К. Маркс).   
***
Мыслящее само себя мышление есть рефлексия.
***
«Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура … В основе побед Александра Македонского мы всегда в конце концов находим Аристотеля» (Шарль де Голль).
***
Философия, –  научная философия, –  единственно доступный человеку способ утверждения единства собственной единичности со всеобщностью; способ установления собственной сопринадлежности и тем самым – соразмерности с субстанцией. С абсолютом.
Освоение научной философии – это не только единственный способ обрести способность мыслить разумно, т.е. диалектически; это не только условие «достраивания» своего духа до всеобщности и тем самым – становление его, – духа, – полноценным; это ещё и единственное лекарство, – антидот, –  от фрустрации, от самоотравления человека мыслью и чувством о несоотносимости единичной экзистенции с вечной и бесконечной субстанцией. О своей ничтожности и никчемности. 
***
Какое глупое, – беспросветно-невежественное, – выражение: «процесс развития»! А, ведь: почти идиома.
… Развитие возможно лишь, – ис-клю-чи-тель-но, – как процесс - результат; как взаимопроникновение противоположностей с точки зрения его механизма; как отрицание отрицания с точки зрения направленности, ритмики, архитектоники развития; как механизм взаимодействия внешней (количество) и внутренней (качество) определенностей; как императив действительного гуманизма – с точки зрения смысло-жизненного измерения развития, фокусом, контрапунктом которого является человек, люди, человечество.
***
Слов нет, хорош педагогический принцип «политехнизма», но на универсальный, сиречь на философский, принцип сложнейшего из производств: производство, – творчество, – человека, «не тянет».
А что тянет? Ну, дык: действительного гуманизма принцип. И – императив.
***
Синкретизм – обмирщенная форма абстрактного (неразличенного) тождества.
***
Прототеизм – политеизм – монотеизм – деизм – пантеизм – атеизм (посттеизм). Как-то так.
***
Предрассудок – транзитивная (переходная) форма от  обыденного сознания (здравомыслия) к рассудку.
***
Синкретизм – аналитика – диалектика.
***
Здравомыслие – рассудок – разум.
***
Плюрализм – дуализм – монизм.
***
Субъектом действительного гуманизма есть человек, люди, человечество.
***
Субъектом политехнизма есть истинная ассоциация (коллектив etc.).
***
Субъектом плюрализма есть суррогат коллектива (истинной ассоциации): корпорация, государство etc.
***
Личность как субьектность есть уникальная универсальность; общество как обобществившееся человечество есть универсальная уникальность.
***
Социум как социал-гармоническая общественность есть универсальность уникальностей.
***
Монизм – это не единый; это – единство многообразного, более того – это единство противоположностей одной сущности, сиречь – осуществляющееся диалектическое противоречие.
***
ЧЕ. 25.06.16. Швейцария – Польша. На гол швейцарца Шакири (83-я мин.) можно смотреть вечно…
***
Блин, так и пишут (говорят): «имеет (не имеет) под собой основание»…
Т.е. философская категория, – важнейшая гносеологическая категория научной философии, –  рассматривается на чисто представленческом уровне. «Под». Ну, да. А где же вы видели основание (фундамент, надо полагать) «над»? Или, скажем, «сбоку» …
Ничего не поняли, ничему не научились. Опять в ходу чисто «прорабский» лексикон и соответствующая («представленческая») логика вкупе с соответствующими компетенциями. Ну, как раньше. Строили, строили, строили…
Потом доперли: что-то не то получается. А, может, и то, да не так … Словом, с готовностью и энтузиазмом невиданным восприняли императив «даешь перестройку!», который не самые глупые, –  экзистенциальные,  – враги «строительства» вложили в уста «кляксе». Ну, и, «перестроили»…
***
Богатый и бедный …
В расхожем значении это, соответственно: обобравший и обобранный. И при чем здесь богатство?! И, соответственно – бедность.
***
Публіка – транзитивна (перехідна) форма від натовпу до народу і від народу до натовпу.
***
Публічність – маргінальна форма суспільності: вже не спільність, ще не суспільність.
***
Государство – суррогат ассоциации; гражданин – суррогат человека.
***
Эгалитарность – императив, идея и практики утверждения равенства. Равенства, как «разноцветного преломления неравенства» (К. Маркс). Равенства как универсальной уникальности и уникальной универсальности.
***
Эгалитаризм – превращенная форма эгалитарности. Уравнительство.
***
«Было время, когда у нас не было публики... Возможно ли это? – скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика – явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом: выписывает оттуда всякие, и материальные и  духовные, наряды, преклоняется пред ним как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за это огромною ценою: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом как будто его привилегированное выражение; в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикою и народом у нас очевидна (мы говорим вообще,  исключения сюда нейдут).
Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает это своим и усвоит. У публики свое обращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве – Кузнецкий мост. Средоточие народа – Кремль.
Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ – по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском. У публики – парижские моды. У народа – свои русские обычаи. Публика (большею частью, по крайней мере) ест скоромное; народ ест доступное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большею частью ногами но паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща, народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе – золото в грязи. У публики –свет (monde, балы и пр.); у народа – мир (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас – почтеннейшая, народ – православный.
«Публика, вперед! Народ, назад!» – так воскликнул многозначительно один хожалый» (Аксаков К.С., Опыт синонимов: публика – народ).
***
Имдекратия – имитационная демократия.
***
Для Гегеля мышление (он его называет «познание») разумное есть мышление понятийное. (См. его «Энциклопедию философских наук», т.III, стр. 309. М., 1977).
…А не отсюда ли, или, иным словами: не этим ли, не этой ли корелляцией детерминируется, выстраивается структура его «Науки логики»?
Ну, обыденное сознание – бытие; рассудок – сущность; разум – понятие?
***
Уже в неоплатонизме закладываются основания («основания») неспонтанного мифотворчества. На это со всей определенностью в своей «Истории философии» (см. Гегель, Лекции по истории философии. – М. – Л., 1935, т. XI, стр. 23) указывает Гегель:  «Философская манера толкования носит преимущественно такой характер. Прозаическое исчезло и, таким образом, у авторов последующих эпох чудеса представляют собой нечто обыкновенное, так как перестали требовать, чтобы внешняя связь событий выступала согласно своей необходимости».
***
«Субстанция есть то, что обладает всеобщим постоянным существованием» (М. Маймонид о воззрениях философов школы медамерим (говорящих).
***
…Философская культура. И – бескультурье...
Ведь можно «и верно, да скверно».
И читаешь, – сплошь и рядом, – в учебниках, пособиях, энциклопедиях и словарях научных (не потому, что образец научности, но ведь здесь «базар фильтруется» особо), не говоря уж о монографиях, статьях, диссертациях, тезисах еtс.: «ленинское определение материи», «аналитический разум», «закон перехода количества в качество», «теория познания», «учение об истине», «нас окружает действительность», «уход в основание», «все развивается по спирали: от низшего к высшему». И так – без счету. Воистину – у глупоты пределов нету. И буде бы: «пересічні громадяни». Так ведь все – с головы до пяток, – как елка новогодняя, – увешаны титулами, степенями, званиями. Все – нотариально заверенные... Они – ни с чем не разминутся, ничего не упустят. Ни своего, ни чужого. Ну, и «как с этим бороться?». Ну, не системой же угроз и запретов!
Вон, Минздрав предупреждает: курение убивает. Ну, и что: повально бросают курить? Ну, нельзя же быть такими дебилами! Они кого на испуг - то засобирались взять?
Скорее, здесь обратный эффект. И соответственно, реакция. Как на табличку «По газонам не ходить!», «Мусор под ноги не бросать!», или, там: «Руками не трогать!». На эти лающие команды, на попытку общаться со мной (и, подозреваю, не только со мной) в подобной стилистике и тональности, на попытку вербального воздействия (деформированного взаимодействия) реакция будет тоскливо однообразная: буду ходить, бросать, лапать... Ну, т.е., отстаивать свое достоинство, или чего там от него ещё осталось, как сочту нужным. Или вы о других по себе судите? И – людей за себя держите?! Ну-ну…
***
Наука или вероучение? И то, и другое – это сознание. О последнем Г.В. Ф. Гегель сказал так: «Оно (это сознание) исключает солнце, заменяет его свечами» (см. Гегель, Лекции по истории философии. – Соч. в 14-ти тт., т. XI, стр.96). Скажите лучше.
***
Нормальное образование? В нормальном обществе? Среднее – высшее – аспирантура. Всеобщее, обязательное, бесплатное. И – в форме практической всеобщности.
***
Необходимость – свобода – необходимость свободы (свобода как необходимость). Воля.
***
Освоение природы первой есть необходимость познанная и практически преобразуемая; освоение «природы второй» (в ней в снятом виде – «природа первая») есть свобода, освоенная как необходимость, свобода в форме практической всеобщности.
***
Свобода как необходимость. Сущая в форме практической всеобщности есть действительный гуманизм.
***
«Философ есть на Руси слово бранное и означает дурака» (Ф.М. Достоевский).
Проблема… Даже две: еще дороги. Философы и дороги…
***
Религия – это классический пример социальной системы (как политики, экономики, искусства etc.).
Включающей (системы) в себя три основные элемента: соответствующие отношения, институты и идеологию. Религия – это институт (церковь); идеология (вероучение, теология); религиозные отношения. Собственно, в такой степени отношения, т.е. определенные социальные взаимодействия, что эта констатация похожа на тавтологию (религия этимологически, – RELATIO, – и означает: отношение, связь)… На то, что это именно так, прямое указание Гегеля: «где двое или трое, – говорит Христос, – соберутся во имя мое, там я буду среди них» (Гегель, там же (Лекции по истории философии), стр. 95).   
***
У нас культ пития – почти религия: меньше троих не собирается…
***
Управление: иерархическое, рамочное, структурное, системное, сетевое etc. Разное. Если «кем»  –  реальное. Если «в чем» действительное.
***
Игра – как моделирование и моделирование – как игра. Ведь, в сущности, моделирование – это модус антиципации. Целеполагание. Так зачем же делать из науки – чудище, монстра, пугало? Почему не: жить – играючи?!
***
К вопросу о неспонтанном мифотворчестве, о соотношении «быть» или «иметь», о том, почему истина одна, а у глупоты пределов нету и о многих других поучительных вещах. 
«Писать за гроши просто смешно. Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший способ –  это основать собственную религию» (Рон Хаббард).
Кто таков? В Википедию дружок, в Википедию …