Катя, Катенька...

Ольга Сергеева -Саркисова
   Истории любви,свои законы...

Наш друг Норба был совершенно готов к новой  жизни и мы решили идти к Гелле
свататься. Анна ей намекнула, чтобы она была готова к гостям. Мы увидели её   
 при «полном параде» - в неотразимом платье, с красивой причёской и светлой
улыбкой на устах. Похоже, она тоже была в него влюблена по уши, что нас
очень радовало и мы видели, что они серьёзно увлечены друг другом. Гелла варила
кофе и делала это потрясающе. Её кофе был молот на турецкой кофемолке в пудру и
при варке давал изумительную пенку- это было самое вкусное! Я был готов его   
пить бесконечно…Про аромат можно не говорить, он тянулся на всю территорию
усадьбы и дальше, останавливая прохожих. Замечательные сладости, фрукты и
орешки стояли тоже на столе. Итак, мы с подарками и цветами пришли её сватать
за Норбу.Он вручил ей прекрасный персик на серебряном подносе-как принято в некоторых странах Востока при сватовстве, чтобы сказать своей возлюбленной, что она прекрасна, но кроме этого, преподнёс совершенно потрясающее ожерелье из
кораллов- признание её неотразимой красоты по традициям Тибета. Неужели он всё
это притащил в своей торбе? Значит , он надеялся, что встретит свою любовь и его жизнь переменится. Уйдя в монастырь не ставил последнюю точку на своей холостяцкой жизни , а где-то внутри ждал перемен. Вот они и наступили. Анна вспомнила, что в некоторых восточных странах- в Эмиратах, к примеру, когда приходят сватать, то будущая невеста готовит кофе гостям и если ей жених не по нраву,то в кофе кладёт соль… Таким образом он получает отказ. Но обычно всё решают родители и дочь не может их ослушаться. Мы все этот обычай знали и видели,что Норбу немного волновался, сидя за столом в ожидании ответа невесты, пока Гелла готовила всем этот божественный напиток.. Когда все насладились кофе, вспотевший от волнения Норбу, тоже, наконец, решил попробовать его и  пригубил… Надо было видеть его лицо! Он  расплылся в улыбке.- кофе был отменный! Так ему дали знак, что он желанный жених. Счастливее лица я не встречал давно. Он уже не ходил по земле, а летал, парил на крыльях любви от счастья. Пока Норбу демонстрировал нам искусство "левитации", и вызывал у нас улыбку, несчастный Резо всё маялся в ожидании Сандры и тосковал по ней, готовый к телепортации… Они общались с Сандрой только по телефону. Она была очень занята по работе: ездила на различные симпозиумы и конференции, поэтому не разрешила ему приехать к ней,  боялась, что они могут разминуться из-за её частых переездов  и свой приезд  держала втайне. Вечер прошёл очень плодотворно.
   Ему оставалось только полностью погрузиться в творческий процесс и оздоровление под руководством нашего гуру. Он много проводил времени в своей мастерской за мольбертом, и занимался рисованием с детьми в студии, которую организовал для местных ребятишек. Результаты своих творческих мук он скрывал в мастерской.  На следующий день мы уже летели в Бангкок. Перелёт был длительный и занял больше девяти часов.  Анна почти всю дорогу спала, а я слушал музыку через
наушники, и мысленно готовился к концерту. Это должен быть необычный концерт…
В аэропорту нас встречал мой старый друг, с которым мы как-то случайно
познакомились на кладбище в пригородах Парижа… Сент- Женевьев- де Буа. Я заметил
его тогда ещё издали, и он меня заинтересовал. Молодой человек был очень красив,
с точёными чертами лица, и как писал Баратынский, отличался «лица необщим
выраженья».Это было главное,что меня зацепило в нём. Он стоял, погружённый в свои мысли в глубоком раздумье и не замечал никого вокруг. Мне стало интересно- кого он пришёл навестить, и я решил подойти поближе, чтобы прочесть надпись на надгробии. Каково было моё удивление, когда я прочитал её. В этой могиле покоилась- Екатерина Ивановна Десницкая… Катя, Катенька… Тут я вспомнил рассказ Константина Паустовского о ней, как он, будучи мальчиком впервые её увидел на катке… и залюбовался ею. Она- красивая, с копной рыжеватых волос, ярким румянцем и голубыми глазами была восхитительна… Наблюдающие за ней, завидовали её партнёру на льду. Тогда многие в неё были влюблены … И через много лет в 1946 Костенька   Паустовский напишет повесть «Далёкие годы» об этой встрече. Но чаще это имя вспоминали рядом с Сиамским принцем Чакрабона, младшим сыном известного короля Сиама Рамы V, которого за умелое правление называли Королевским Буддой,он мудрой политикой спас от западной  экспансии и колонизации свой Сиам,отменил рабство, принял много прогрессивных реформ, строил коммуникации, железные дороги, много преобразований совершил во всех областях- и в здравоохранении, образовании. Правил продолжительное время в Сиаме- сорок два года. Он наладил связи с Николаем II и высоко ценил его дружбу, принимал его у себя во дворце с почестями. Сохранилась совместная фотография Рамы V и Николая II. Россия не претендовала на это азиатское государство. Отношения между ними складывались прекрасные.Русский царь подарил ему 200 гренадёров двухметрового роста, которые очень изумляли тайцев своим ростом и светлой кожей, они называли их великанами.
Известно, что в этот полк брали только с двухметровым ростом молодых людей.
Гвардейцы охраняли Раму V, женились на тайках, заводили детей, и сегодня на
северо-востоке Таиланда есть посёлок потомков тех самых гренадёров- гвардейцев 
Русской армии. В свою очередь Рама V навещал Николая II с ответным визитом в
России, куда привёз экзотические подарки- двести чистокровных сиамских кошек.В
это время у английского короля таких необычных кошек было только две. Рама V   
проводил политику независимости страны и поддерживал всячески дружбу с Россией,
был прекрасным дипломатом. Позднее подарил статую Будды в построенный первый
буддийский храм в Петербурге в 1913 г.Но главное,- он отправил учиться своего
сына Чакрабона в Россию в 1898г., так как хотел, чтобы сын получил хорошее
образование, где молодой человек проучился восемь лет. Ему выделили покои в
Зимнем дворце. В 1900г. он и его друг стали камер-пажами, носили шлейф
императрицы Александры Фёдоровны. Чуть повзрослев, в Санкт-Петербурге  Принц
жил на широкую ногу: для него снимался дом в Царском селе и просторная дача в
Петергофе. Он имел личного адъютанта, присланного из Сиама. Кроме того, к нему
был приставлен полковник русской армии приглядывать за ним и выполнять
различные поручения Принца. Николай заботился о нём как о сыне.
  Чакрабон был любознательным учеником, романтичным молодым человеком и
увлекался всем на свете. Особое его увлечение- театр, балет,...О! Всё прекрасное,
включая дам! Он часто посещал Мариинский театр, особенно спектакли с Матильдой
Кшесинской, которой восхищался. Его необычная  экзотическая внешность нравилась русским дамам и ей тоже. Ходили слухи, что у балерины и Принца был роман, который напугал отца Раму V и всё Королевство Сиам. Такая связь могла отрицательно сказаться на отношениях двух стран. Причина была прозаичной- балерина и молодой Николай II  имели романтические отношения, это было известно. Сопернику пришлось подвинуться. Были и другие увлечения у Принца.Принц окончил Пражский корпус, Академию Генерального штаба и получил звание полковника русской армии ,удостоен орденом Андрея Первозванного. Он был первый сиамец, (и ещё его друг по учёбе Най Пум Сак), изучивший хорошо русский язык и русскую культуру, много читал русской и западноевропейской литературы, обладал многими талантами, играл в придворных и любительских спектаклях, увлекался науками, приобрёл много друзей, так как вращался среди «Золотой молодёжи» того времени и пользовался славой Казановы. В салоне вдовы офицера гвардейского полка Храповицкой ( на улице Моховой) познакомился и влюбился без памяти в 17-летнюю Катеньку Десницкую. Она служила медсестрой в Мариинской больнице. Родители её рано умерли. Она осталась с братом Иваном одна. Принц долго добивался любви Кати, пытался её покорить всеми средствами.  Чакрабон приезжал ко входу на Литейный проспект встречать Катю на императорской карете.Принц так был влюблён в Катеньку, что готов был на всё! Бросив вызов многовековой традиции, добился наконец согласие Кати стать его женой и решил в 1905 г. увезти её тайно, так как понимал, что император не разрешит ему вступить в брак, который не одобрит его отец. После тайного венчания в Константинополе в одной из греческих церквей по православному обряду (поменяв буддизм, который он исповедовал, на православие, правда, временно) он повёз её в Сиам. По пути молодые провели медовый месяц на Ниле. Об этом знал её брат и его друг Най Пум. Их брак оказался законным, вечным, скреплённым Господней милостью. Он привёз её в Сиам уже законной супругой, но не поселил во дворце, ко двору не представил, боясь реакции короля и королевы, решил выждать, а отец Рама V , узнав о существовании жены чужестранки был взбешён. Ни король, ни королева не признали её. Кате предстояло их завоевать.
Жизнь Екатерины была очень сложной, но прошло время, её любовь к принцу,
мудрость,такт и терпение дали результаты. Всё получает тот, кто умеет ждать….   
Она получила то, что хотела- мать королева была в восторге от единственного
внука от любимого сына и полюбила свою сноху, король Рама V тоже очень
привязался к мальчику, но с Катей не успел близко познакомиться, так как
внезапно умер.  Принц Чула был красив, и все звали его «Маленьким принцем». 
Влюблённый принц, очарованный всем русским и своей любимой Катенькой, одел в
форму русских офицеров царской армии всех тайских стражников,всю армию, которые
и сегодня охраняют Королевский дворец в Бангкоке.
Сейчас форма используется только почётным караулом Таиланда. (до 1932г. 
назывался Сиам). Екатерина Десницкая жила в Бангкоке в роскошном дворце, всеми
силами пыталась вписаться в местную среду- освоила тайский язык, знала местные
обычаи, но не все одобряла, например, многоженство. Прекрасно готовила тайские
блюда, стала одеваться как тайская женщина, что понравилось королеве и королева
растаяла- подарила ей материал на платье и украшения. Ещё она занималась
благотворительностью - лечила больных, ухаживала за огромным садом. Но её
мучила ностальгия по родине. Она была обречена на роль морганатической жены. На
всех главных приёмах он присутствовал один, её не допускали. Она не могла его
сопровождать ко двору во время приёма знатных и дорогих гостей.  Чакрабон из-за
женитьбы на иностранке утратил право занять сиамский трон.
    Брак, который долго не признавали ни российский, ни сиамский двор, теперь
признали законным после смерти Рамы V, и сын, который у них родился,
занял законное место принца. Но королём Принц Чула не стал, хотя был прямым
наследником престола. Он никогда не претендовал на престол. У престола
оставались братья. Рама V был любвеобилен: у него были 92 жены и 77 детей. Два
его сына, тоже от его любимой жены Саувапхи ,были со временем коронованы как
Рама VI и Рама VII, а вслед за ними стали королями дети ещё одного сына
Рама VIII ,и Рама IX .Сегодня правит Рама IX и ему почти 90 лет.
Его брат  Вачировуд стал Рамой VI. Он назначил Чакрабона начальником
Генерального штаба, хорошо относился к Кате, она получила титул графини Питсанулока.
   
 (Продолжение следует)