Церковь и деньги

Иван Валерьев
Существуют люди, которые в храме бывают только три раза в жизни – на Крещение, Венчание и Отпевание... Зато берутся судить да рядить, как подлинные профессионалы (удивительно!), что в Церкви хорошо, а что плохо. Это, конечно, глупо. Но! Раз появились некоторые вопросы у людей, надо же на них ответить.
Итак, совсем недавно мне в интернете встретился один пост. В нем гражданин утверждал, причем без всяких доказательств, несколько обвинений в сторону Церкви. Давайте разбираться.

1.Церковь — это бизнес, который не платит налоги.
Церковь – это не бизнес, а собрание верующих людей, которые пришли помолиться за своих близких, за свою страну и за весь мир. Или у нас теперь нет свободы совести и вероисповедания? Подробнее об этом можно почитать здесь: http://azbyka.ru/cerkov

2.При этом церкви не запрещено брать деньги за свои услуги, а так как нет изначальных вложений, то прибыль получается неплохая.

3. При этом деятельность церкви не облагается налогом.

А с какой стати, Церкви будет запрещено брать деньги? Наша Русская Православная Церковь не получает пока пособий от государства и вынуждена выживать Сама (если кто об этом до сих пор не знал, то это лишь его проблемы). А потом, ведь Она берет деньги «за свои услуги» совершенно справедливо: кто не работает – тот и не ест, а кто работает – тот имеет право на пропитание. Или у нас Церковь теперь стала эксплуатированной рабой? Подробнее здесь:
Как это нет вложений? Наверное, писавший искренно верил, что батюшки волшебники и одним взмахом епитрахили производят: свечки, иконки, крестики, масло лампадное, книги, бумагу для записок, просфоры, ладан, вино, и т. д., а уж певчие в храме так те вообще бесплотные и поэтому им деньги совсем не нужны. Смешно, конечно, насчет прибыли: она большая только, пожалуй, у предприятия «Софрино», а не у храмов, которые покупают у него продукцию.

Ну, что же касается до налогов, то это, слава Богу, правда – Церковь действительно не облагается налогами, но! Она платит за электроэнергию (на деревенских приходах батюшкам это вообще, иногда непосильно!), платит за отопление (тоже большие деньги: это не коммуналку обогреть, площадь у храма большая), платит за вывоз мусора, за чистку снега и т. д.
 
4.Церковнослужители получают зарплату, как любой из нас.
В Германии – да! У нас же в России до сих пор – нет. И сейчас положение такое, что  батюшек спасают от нищеты и кормят только их прихожане.

5. Продажа церковной утвари в храмах не является продажей. Они нашли способ обмануть боженьку и официально на ценниках — сумма пожертвования, которую вы отдаете в обмен на что-то.

Вопрос поставлен не корректно. Продажа в храме – это продажа, а вот деньги каждый прихожанин платит добровольно, как пожертвование, и никто, в силу российских законов, не вправе потребовать от него насильно деньги. Мне не совсем понятно насчет обмана «боженьки». Если все дело в том, можно ли за деньги продавать свечи, то смотри об этом выше.

6. Самая дешёвая свечка в храме 10 рублей. Себестоимость свечки 10 копеек. Налогами это так же не облагается.
В нашем храме самая дешевая свечка – 5 р. Кто не верит, прошу в гости: http://tikhvin-vypukovo.cerkov.ru
Себестоимость свечки: парафиновой – 36 копеек, восковой – 1,27 руб. Налогами свечная продажа не облагается, но и батюшки их также не делают, а покупают (смотри выше).

7. В храмах часто располагаются швейные мастерские и другие предприятия. Церковь должна шить себе вещи и может пошить ещё кому-нибудь чего-нибудь. Налогами не облагается.
Ни в одном действующем храме нет и не было никаких швейных мастерских! Исключение могло быть лишь тогда, когда коммунисты отнимали храмы и налаживали в них свое производство. Церковь, конечно,  должна шить Себе вещи, не голыми же, в конце концов, священникам ходить. Но этим, как правило, занимаются монастыри (женские, мужские), у которых потом уже сами батюшки и покупают себе облачение. Церковь – это не ателье и «пошить ещё кому-нибудь чего-нибудь» не собирается. Насчет налогов понятно (смотри выше).

8. Храмы строятся за бюджетные деньги. На программе Познера один из попов сказал, что в день строится по три храма. В год это порядка 1000 храмов. Стоимость одного храма (часовни) от 10 до 500 млн рублей. Когда вам скажут, что в городе не хватает детских садов или больниц — вспомни эти цифры.
Храмы строятся не только за бюджетные деньги, чаще как раз наоборот. Помогают строить храмы, например, наши артисты (храм Христа Спасителя). Строят храмы и бизнесмены, и политики, и военные, и врачи и т. д.
Вот уже почти 28 лет прошло с тех пор, как у нас в стране началось возрождение Русской Православной Церкви, а за ней и России как государства. Одним из символов этого возрождения стало повсеместное возрождение старых и строительство новых церквей. За это время было построено около 3000 новых храмов. То есть сейчас в России, примерно, каждые 3 дня освящается новый храм, то есть, примерно, 120 храмов в год.
Строительство одного храма обходится Церкви в среднем в 150-170 миллионов рублей. Это включает в себя: возведение храма с домом причта, ограды и благоустройство территории.
Насколько мне известно, у нас в последнее время в России, к сожалению, существует плохая тенденция не строить детские сады и больницы, а закрывать их. Поэтому, вряд ли здесь будет уместно обвинять в этом нашу Церковь.

9. Высшее руководство церкви все на машинах, показывают нам аскетизм и пример для подражания. Как всегда действуют отговорки, но это никого не интересует.
Да, на машинах, ну и что здесь неприличного? А! Я все понял! – Вам бы хотелось, чтобы батюшки передвигались по воздуху, при помощи реактивной фелони и быстровращающегося кадила! Так, что ли получается? Но священники – это ведь обычные люди, прямо как мы с вами, и их Отец Небесный с Неба на парашютах не спускает. Они также как и мы, кушают, спят, отдыхают, мерзнут, болеют и умирают. И, представьте себе, законы природы на них тоже действуют!
Какие еще отговорки? – Не понятно! Если те, что батюшкам нельзя иметь машину – то это просто ерунда какая-то получается. Большинство людей в наше время имеют машины, даже, пожалуй, и безработные.

10. Патриарх Кирилл ездит на бронированном автомобиле. В его кортеже порядка трёх таких.
А первое лицо в Церкви, на какой, по-вашему, должно ездить машине? Конечно, на бронированной! Давайте не будем прикидываться маленькими детьми, хорошо? Мы ведь сегодня живем в довольно агрессивном мире (терроризм, фанатизм, заказные убийства, и т. д.) и первым лицам в Стране просто необходима достойная безопасность. Насчет же количества бронированных машин в кортеже Патриарха, признаюсь честно – я не в курсе. Патриаршая – точно бронированная, остальные – под вопросом.

11. Нам запрещено оскорблять чувства верующих. При этом непонятно, как доказать, что ты верующих, и как выяснить велико ли оскорбление ваших чувств. Оскорблением может являться всё, что угодно.
Нам запрещено оскорблять не только чувства верующих, но и неверующих тоже, и это справедливо, по-моему. Как Вы считаете? А вот все, что угодно, никак не может являться оскорблением чувств верующих. Это голословное обвинение. Почитайте лучше Уголовный Кодекс Российской Федерации, а точнее его 148 статью, в ней все четко сказано, можно здесь: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html
Обратите внимание на ошибки в тексте обвинителя. Я намеренно не стал их исправлять, чтобы читатели смогли сами убедиться в высококультурности писавшего их автора: http://vk.com/wall-48091072_126861
Доказать, что человек верующий весьма не сложно. Для этого достаточно придти в его храм и поговорить со священником.

12. В год строится 50 воскресных школ.
Интересно, откуда берется такая статистика? Обычно, воскресная школа, это вовсе не четырехэтажное здание советских времен, как обычная школа (не путайте с гимназией). Она располагается в здании дома причта и строится сразу вместе с храмом. Значит, сколько новых храмов – столько и школ. Кстати, обучение в воскресной школе полностью бесплатное.

13. Порядка 80% россиян считают себя православными и лишь 3% ходят в церковь.
Это утверждение не совсем верное. По свидетельству «Левада-центра», в нашей Стране регулярно посещают Церковь 14% населения, и 77% ее граждан считают себя верующими: http://izvestia.ru/news/563084

14. Маразм крепчает с каждым годом.
Действительно, «маразм крепчает с каждым годом». Появляется все больше людей, как в нашей Стране, так и по всему миру, прямых потомков обезьян, у которых весь смысл жизни в получении наслаждений (бананов). Смысл жизни, вера в Бога? – Хм, да кому и зачем это теперь вообще нужно? Нужно, конечно, нужно! Человек не может жить бессмысленно, как животное. Вы мне вправе здесь возразить, что это всего лишь мое мнение. Не только мое, но и некоторых ученых. Вот, например, что думали по поводу веры в Бога, известные медики и биологи.
Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель. Автор теории происхождения видов.
«Другой источник убежденности в существовании Бога, источник, связанный не с чувствами, а с разумом, производит на меня впечатление гораздо более веского. Он заключается в крайней трудности или даже невозможности представить себе эту необъятную и чудесную вселенную, включая сюда и человека с его способностью заглядывать далеко в прошлое и будущее, как результат слепого случая или необходимости. Размышляя таким образом, я чувствую себя вынужденным обратиться к Первопричине, которая обладает интеллектом, в какой-то степени аналогичным разуму человека, т.е. заслуживаю названия Теиста».
Николай Пирогов (1810-1881), профессор медицины, великий русский хирург.
«Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
«Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии.
«Чем больше я изучаю природу, тем больше поражаюсь тому, что создано Творцом. Наука приближает человека к Богу».
Джон Эклс (1903-1997). Нейрофизиолог, основатель современной электрофизиологии. Нобелевская премия по физиологии и медицине 1963 г. за исследования мозга. Профессор физиологии в Оксфордском университете.
«Каждая Душа есть новое божественное творение, заложенное в человеческий зародыш в некий момент между зачатием и рождением».
Александр Спирин (р.1931), русский ученый-биохимик, академик РАН, являлся директором Института белка РАН до 2001 г., член Президиума РАН, заведующий Кафедрой молекулярной биологии Биологического факультета МГУ, доктор биологических наук: 
«Я глубоко убеждён, что «перебором», путем эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, «божественное» соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать».
А вот мнение английского астрофизика, профессора Кембриджского университета Артура Эддингтона (1882-1944). В книге «Природа физического мира», анализируя философско-мировоззренческие следствия квантовой механики, он сделал потрясшее многих заявление:
«Религия впервые стала возможной для разумного ученого после 1927 года».
Наталия Бехтерева (1924-2008). Российский нейрофизиолог. Академик АМН, академик РАН. Научный руководитель Института мозга человека РАН. Доктор медицинских наук, профессор:
«Я верю в Бога и имела случай лично убедиться в возможностях религии. Я никогда не была воинствующим атеистом, но вера эта пришла ко мне после того, как я испытала очень многое из того, что находится за пределами выносливости человека. И тогда то, что оказалось не под силу врачам - вывести меня из тяжелого состояния - было сделано буквально за десять секунд обычным священником».
Американский философ Кен Уилбер в книге «Квантовые вопросы» собрал оригинальные работы 13 основателей современной квантовой и релятивистской физики. Вот, что он пишет:
«Моя книга «Квантовые вопросы» основана на том небезынтересном факте, что практически все великие первопроходцы современной физики такие, как Эйнштейн, Шрёдингер и Гейзенберг – в том или ином смысле были мистиками, что примечательно само по себе. Физика – самая точная из всех наук – наткнулась на мистицизм – самую тонкую из всех религий. Я собрал работы Эйнштейна, Гейзенберга, Шрёдингера, Луи де Бройля, Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, сэра Артура Эддингтона и сэра Джеймса Джинса. Нет никакого сомнения в том, что все они были гениальными учеными (и все, кроме двух, были нобелевскими лауреатами). Но как уже упоминалось, удивительнее всего то, что все они придерживались глубоко духовного или мистического мировоззрения, что, казалось бы, неожиданно для ученых-первооткрывателей».
Мне бы хотелось завершить свою апологию словами великого ученого и математика Блеза Паскаля (1623-1662):
«Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум».
Дорогие читатели, не верьте, пожалуйста, худым сплетням о Церкви и Боге!