Ботаник зосик

Савва Михалевич
                «БОТАНИК» ЗОСИК

              Мальчишка был долговязым и нескладным: крупная голова с высоким и широким «сократовским» лбом на тонкой шее, покрытая всегда взъерошенными чёрными волосами, длинные мосластые руки и ноги, щуплое туловище с впалой грудью, нелепая походка - «цапля на болоте», по выражению одноклассников. Единственное, что искупало этот нелепый образ – глаза, большие, чёрные с отливом, в которых задумчивое выражение соединялось с каким-то безмятежным и не по возрасту умным спокойствием, словно их владелец смотрел на окружающий мир и на своих сверстников с высоты жизненного опыта, которых у тринадцатилетнего Зосика Розова просто не могло быть. Давно замечено: дети выдающихся умственных способностей, как правило, несколько отстают в физическом развитии. Выдающаяся личность, сочетающая высокий интеллект и физическое совершенство – исключение из правил, почти невозможное. Став взрослыми, вундеркинды обычно догоняют ровесников в физическом плане, но часто утрачивают выдающиеся дарования и интеллектуально сравниваются со всеми прочими. В отношении Зосика первая часть такого утверждения была верна. Уроки физкультуры для него всегда были мучительны. Если этот мальчик шёл по буму, то обязательно с него сваливался, если прыгал в высоту – сбивал планку, если прыгал через «козла», то почему-то оказывался на его «спине». В игровых видах Зосик вполне мог забить гол в свои ворота или вместо мяча попасть по ноге другого игрока. Поэтому никто не хотел его брать  в свою команду. Впрочем, вне урока физкультуры ребята относились к нему неплохо, и даже где-то гордились им, потому, что Розов неизменно побеждал на всевозможных олимпиадах и входивших в то время в моду КВН-ах, не только в своей школе, но и в общегородских и даже областных. Правда, набор предметов, которыми он интересовался, был очень специфичным: биология, география, история, литература, языки. Остальные предметы он игнорировал настолько, что иногда получал по ним двойки, и это буквально из себя выводило учителей, которым было невдомёк: как можно побеждать на областной олимпиаде по географии и не решить простейшую задачку по физике. Ему ставили по «нелюбимым» предметам плохие оценки, вызывали в школу родителей, но Зосик и в ус не дул, продолжая вести прежний образ жизни, жадно впитывая и усваивая нужную ему информацию. Зато учителя предметов, которыми увлекался наш герой, просто души в нём не чаяли. Когда в пятом классе только начинали проходить ботанику и большинство учащихся сочли эту науку совершенно никчёмной и сложной, Зосик заявился на урок с толстенной папкой, которая оказалась гербарием, собранным и препарированным им собственноручно (в те времена ещё не без помощи родителей, разумеется). Ботаничка пришла в восторг и пустила гербарий по всем партам, чтобы остальные ученики полюбовались достижениями Зосика. И было, на что посмотреть. На белых ватманских листах с помощью тонких приклеенных полосок бумаги разместились засушенные растения: цветок, стебель, корень. Рядом чёткими печатными буквами писалось название (русское и латинское), стояла дата и место находки. Таким же образом препарировались листья и цветы древесных форм. В гербарии юного ботаника имелись все представители местной флоры, но также и экзотические, вроде эвкалиптов и пустынных акаций. Учительница произнесла панегирик в честь усердного ученика, что имело несколько неожиданные для неё последствия: класс увлёкся собиранием гербариев. Особенно преуспели девчонки, и скоро ботаничка заполнила журнал пятёрками, а уроки словесными похвалами многим учащимся, которые прежде воротили нос от её предмета. Со временем, конечно, страсть к коллекционированию у большинства поостыла, и в классе снова стало звучать стихотворение:
                «Наша ботаничка прыгает, как птичка:
                На высоких каблуках, с семядолями в руках».
Но всё равно, отношение к  предмету уже не было пренебрежительным. А в следующем классе, когда уже принялись за зоологию, Зосик принёс в школу часть своей коллекции насекомых. Учительница (всё та же) опять пришла в восторг, ребятам тоже понравилось, но последователей у юного энтомолога больше не нашлось, наверное, потому, что коллекционирование насекомых не такое романтичное занятие (особенно, в глазах девчонок), как собирание цветов.
                На шестом году обучения в классе появился новый ученик Миша Прошкин. К сожалению, почти в каждом коллективе (и не только в людском) есть некто, исполняющий роль парии, отверженного, над которым все смеются и многие издеваются. Вот эту сомнительную роль стал исполнять новичок. Началось всё с первого дня – с первого сентября. Когда Миша с робким видом вошёл в новый для себя класс, он не знал, как себя вести и к кому сесть за парту. Свободные места имелись. Он неуверенно приблизился к парте, за которой сидела местная первая красавица Ася Литвинова. Место рядом было свободно, но девчонка бросила на сиденье портфель и, задрав носик, сообщила, что «место занято». Миша перешёл на другое – туда, где сидел силач и забияка Вовка Матвеев, но тот, сделав большие глаза, цыкнул: «Пошёл отсюда!» Новичок поспешно ретировался и попытал счастья на новом месте, но тоже получил отказ. Он стоял в затруднении, капли пота появились на лбу, а лицо стало совершенно несчастным. И тут прозвучал голос с последней парты: «Садись ко мне». Этот зов шёл от Зосимы Розова. Миша поспешно последовал приглашению. «Два недоделанных будут вместе» - прокомментировал Вовка. И действительно, «недоделанные» стали не только сидеть на одной парте, но и дружить. Этой странной дружбе способствовало три обстоятельства, о которых не имели понятия одноклассники. Первое: мальчики жили в одном доме и даже в одном подъезде. Второе: Миша Прошкин в раннем детстве переболел страшной болезнью – церебральным параличом. Благодаря хорошему уходу и родительской, вернее, материнской самоотверженности ребёнок не стал инвалидом и смог учиться в обычной школе, хотя успевал весьма посредственно. Дети чувствовали его ущербность, полностью скрыть которую мальчик не смог и, порой жестоко его «доставали». И тут, неожиданно для всех, заступником и защитником новичка стал Зосик. Правда, его авторитет среди одноклассников был не особенно высок. У него не было ни силы, ни ловкости – преимуществ, особо ценимых в подростковом возрасте. Он не пользовался расположением девочек, как, например, будущий сердцеед Вовка Матвеев, но Зосик мог помочь с уроками, особенно в тех предметах, где был сам силён и он, как мог, заступался за друга, пресекая всякие над ним издевательства. Почему он принял такое участие в судьбе забитого Мишки? И тут выступает третье, неведомое одноклассникам обстоятельство: оба мальчика были из верующих семей.
                Выяснилось это случайно, когда оба семейства: Розовы и Прошкины встретились в церкви. Причём, в целях конспирации, в храме, удалённом от района проживания обеих семей. Такое это было время – шестидесятые, хрущёвские гонения на Церковь. Дед Зосика по отцу был священником. Его расстреляли в тридцатых.  Внук носил имя деда – протоиерея Зосимы. Мишу воспитывала верующая мать, так как отец развёлся с супругой, узнав о болезни сына. С момента встречи в храме у мальчиков появились дополнительные общие интересы и общая тайна, которую приходилось тщательно скрывать от посторонних. Религиозность в те годы не прощалась, повсюду насаждался атеизм и нетрудно представить, как отнеслись бы к верующим одноклассникам их товарищи. До появления Миши у Зосика не было знакомых ребят из православных семей и ему не с кем было поговорить о Боге, о церкви, поделиться мыслями о своей вере. А тут новый друг, который внимательно, не перебивая, слушал и, главное, сочувствовал.
                Учебный год завершился вполне благополучно для Зосика и более удачно, чем в прошлые годы для Миши. Благодаря помощи нового друга он одолел никак не дававшийся ему французский язык и получил за год вполне достойную четвёрку. То же самое и с русским – написал прилично сочинение с минимумом ошибок. В следующем учебном году дружба мальчиков продолжалась и крепла, и так же преумножались их маленькие успехи. Оба перешли в восьмой класс. По тогдашней системе восемь классов – неполное среднее образование, получив которое, можно устраиваться на работу. Наступили долгожданные каникулы. Оба мальчика первое время оставались в Москве, потому, что у Розова родители получили отпуск в августе, а мать Михаила не имела возможности вывезти сына куда-либо из столицы, так как ради сына трудилась на двух работах.
                С некоторого времени Зосик стал замечать, что его друг Мишка что-то невесел. На расспросы, что случилось, не отвечал. Мальчики встречались ежедневно. Чтобы отвлечь и развлечь друга Зосик брал его на свои вылазки в «поле» за насекомыми и растениями в какой-нибудь из столичных парков. Однажды они гуляли во дворе своего большого дома в сквере, засаженном акацией и серенью. Миша в тот день был особенно подавлен и вдруг признался, что оказался в трудном положении. Некоторое время назад он поддался угрозам одного хулигана, который несколько раз побил его, а потом потребовал денег, иначе обещал «превратить в кусок мяса». Миша поддался и раза два откупался от побоев, но аппетиты гада растут и он потребовал в виде выкупа уже три рубля, что составляло по тем временам приличную сумму. Мишкина мать работала на фабрике день и ночь, одна содержала сына. Мишка не смел никому пожаловаться и, молча, терпел издевательства своего тирана. «И вот» - чуть не плача продолжил он, - «сейчас я должен с ним встретиться и отдать деньги, а у меня их нет». «Кто он?» - поинтересовался Зосима, - «я его знаю?» В ответ Мишка замолчал и с ужасом воззрился через плечо друга, словно узрел там Горгону-Медузу. Зосик обернулся и увидел парня намного старше их, лет семнадцати, известного всему району по кличке Костыль, злостного махрового хулигана, по которому колония плачет. Костыль, одетый в франтоватый пиджачок и лёгкую кепку, надвинутую на глаза, с окурком в зубах, как и полагалось по образу типичного московского хулигана, приближался к мальчиком с глумливой улыбочкой на губах. «Ну, что принёс?» хриплым голосом вопросил он, обращаясь к сникшему, как кролик перед удавом, Мишке. Мишка молчал, моргая глазами, не в силах что-либо ответить. «Ах ты, сынок маменькин, получай!» Костыль протянул руку и отвесил Мишке увесистый подзатыльник: «Я ж тебе говорил: не принесёшь, получишь серию точных боксёрских ударов…» Костыль не договорил, так как в этот момент увесистый обломок кирпича, пущенный рукой Зосика, врезался в его правую голень. Великовозрастный хулиган взвыл и обхватил ногу руками, согнувшись в три погибели. «Ботаник», подхватив испуганного Мишку под руку, ринулся наутёк, но было очевидно, что неприятель преследовать их не в состоянии.
                Это происшествие могло иметь неприятные последствия для нашего героя, но ему не пришлось пожалеть о  своём порыве, так как вскоре Костыль угодил в колонию, а оттуда впоследствии – во взрослую зону. Видно, успел натворить бед и за него взялись всерьёз. Он больше никогда не возникал на пути двух друзей, а новые проблемы они продолжали решать сообща, и их дружба продолжалась всю последующую жизнь. Слово «ботаник» в те времена не имело нынешнего обидного смысла: «недоделанный», «учёный, не от мира сего», «не приспособленный», но Зосима Розов именно таким и был - «ботаником» в современном жаргонном понимании и стал реальным ботаником по профессии, когда поступил в университет. И лишь немногие знали, что под этой вывеской живёт и действует добрый, умный и великодушный человек. Он продолжал опекать и защищать Михаила, а тот, в свою очередь, окреп не только телесно, но и духовно благодаря защите, покровительству и личному примеру своего друга. Окреп настолько, что со временем смог пуститься в самостоятельное плавание в бурном море нелёгкой нашей жизни.
                Февраль 2016