Екатеринодарское духовное училище

Александр Бабич
ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

1857-1920 гг.

(исторический очерк)

Переселение черноморских казаков на Кубань в 1792 г. открыло эпоху освоения этого благодатного края Русским государством. Первоначально силы поселенцев были направлены на строительство пограничной линии и устройство своих жилищ, однако, уже к началу XIX в. выявилась настоятельная необходимость учреждения здесь образования.
 
29 июля 1803 г. из Таганрога в Екатеринодар, на место войскового протоиерея войска Черноморского, к войсковой соборной Воскресенской церкви, переводится о. Кирилл Россинский (1774-1825), выдающийся просветитель Черномории. Одновременно с этим, он назначается первоприсутствующим в Екатеринодарское духовное правление. Поступив на эту должность, о Кирилл направляет все свои силы на устроение в Кубанском крае церквей и насаждение образования [1].

Наблюдая практически полное отсутствие в Черноморском войске не только образованных, но даже просто грамотных пастырей, которые могли бы быть достойными руководителями народа, о. Кирилл Россинский начинает деятельность по открытию в г. Екатеринодаре духовного приходского училища, которое было открыто 20 октября 1818 г. Его смотрителем, по определению Екатеринодарской духовной консистории, был назначен сам о. Кирилл Россинский, он же преподавал в этом училище Закон Божий, для чего сводил по воскресным и праздничным дням в один класс, как учеников этого училища, так учеников уездного училища и гимназистов. Училище имело один класс, состоящий из 2 отделений. В нем обучались преимущественно дети местного казачьего духовенства, иногда принимались и дети светских родителей  [2].

К середине XIX столетия имеющееся в г. Екатеринодаре приходское духовное училище уже не могло удовлетворять возросшие запросы по воспитанию и образованию духовенства на Кубани.

В связи с этим 3 августа 1857 г. «Государь Император, по Всеподданнейшему докладу Обер-прокурора Святейшего Синода, о состоявшемся в Святейшем Синоде положении, касательно учреждения в г. Екатеринодаре, для детей духовенства Черноморского казачьего войска, Уездного духовного училища, взамен приходского, Высочайше повелеть соизволил: означенное училище открыть под наименованием Черноморского войскового Духовного училища, назначив особый штат, с тем, чтобы исчисленная по сему штату сумма, пять тысяч шестьсот десять рублей восемьдесят три копейки, отпускаема была из свечных церковных капиталов Черноморского войска; необходимые же на обзаведение того Училища издержки, заимствовать из тех же капиталов, а помещение для оного, впредь до постройки особого здания, назначить временно в доме, занимаемым Приходским духовным училищем» [3].

Вместе с этим император Александр II удостоил Высочайшего утверждения и одобренный Святейшим Синодом штат вновь учреждаемого училища. Согласно штата в училище значился смотритель, шесть учителей, инспектор и лекарь [4].
Окружное Академическое правление предписанием от 31 июля 1858 г. за № 464 поручило назначить учителей для вновь открываемого училища из окончивших курс учения воспитанников Кавказской духовной семинарии. Во исполнение чего журналом семинарского правления от 13 августа 1858 г., с утверждением его преосвященства, положено назначить на должность третьего учителя студента Федора Титенко, на должность 4-го учителя студента Тимофея Сергеева, на должность 5-го учителя воспитанника Ивана Бойко-Феодосиева [5].

В период с 1818 по 1858 гг. в Екатеринодарском духовном приходском, а затем Екатеринодарском духовном училище обучались многие как более, так и менее известные деятели Кубани, оставившие свой вклад в развитии этого края. Среди них, прежде всего, следует упомянуть Попко Ивана Диомидовича (1819-1823), генерал-лейтенанта, командира Псекупского полка, известного кубанского историка, который 6-ти лет (1825) поступил в училище и проучился в нем 3 года - до 1828 г., и Щербину Василия Андреевича (1845-1897), учителя и общественного деятеля, брата Ф.А. Щербины, обучавшегося в училище с 1856 по 1858 гг. В училище также обучались: сыновья священников Бовшик Степан (1835-1837); и Бовшик Михаил (1851-1854 гг., оба стали священниками), Бегдай Дмитрий, сын причетника (1838-1840, стал диаконом), Белый Антон, сын священника (1822-1823, стал казачьим офицером), Белый Федор, сын священника (1834-1836, стал казачьим офицером), Гливенко Александр, сын священника (1850-1851, стал священником), Говорусский Сократ, сын священника (1842-1845, стал священником), Данилевский Иван, сын диакона (1850-1854, стал священником), Евсеев Федор, сын священника (1845-1846, стал полковником), Жадан Поликарп, сын причетника (1849-1852, стал священником), Кучеров Афанасий, сын причетника (1818-1824, стал протоиереем) и многие другие [6].

С 1858 г. в преобразованном училище образуется три отделения: высшее, среднее и низшее. Здесь преподаются следующие предметы: катехизис, церковный устав с кратким объяснением богослужения, русский, церковно-славянский, греческий и латинский языки, географию, арифметику и церковное пение.

2 сентября 1865 г. Указом из Кавказской духовной консистории за № 259 по резолюции епископа Кавказского и Черноморского Феофилакта (Губина) смотрителем училища был назначен протоиерей Семеон Кучеровский [7].

В послужном списке С. Кучеровского по состоянию на 1869 г. содержатся сведения о том, что он преподавал латинский язык и являлся членом Екатеринодарского духовного правления с 10 июня 1856 г.; от роду 46 лет, имел бархатную фиолетовую камилавку, установленную для белого духовенства, наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг., светло-бронзовую медаль на Андреевской ленте в память той же войны и крест, установленный в память покорения Кавказа.

О. Семеон был сыном священника, происходил из великороссов; имел жену, сыновей: Иоанна, 19 лет, Федора, 12 лет, Николая, 9 лет, Алексея 3 лет и дочь Варвару, 17 лет. Сын Федор обучался в духовном училище.

19 сентября 1848 г. о. Семеон был рукоположен во священника к Екатеринодарскому Воскресенскому собору; с 1852 по 1868 г. состоял в должности законоучителя Екатеринодарского приходского (затем первоначального) училища; 18 мая 1853 г. его преосвященством Иоанникием награжден за ревностное прохождение своих обязанностей и честное поведение набедренником; 11 июня 1859 г. получил архипастырское благословение от преосвященнейшего Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского (в будущем канонизированного Русской Православной церковью как Святителя) за № 3421.

Кроме этого о. Семеон в мае месяце 1850 г., по распоряжению начальства, был назначен для исправления христианских треб при отряде войск, следовавших для прикрытия транспорта под начальством генерал-лейтенанта Рашпиля от Ольгинского до Абинского укрепления и обратно; в марте 1854 г., по распоряжению начальства, состоял для исправления христианских треб при отряде, имевшем движение под начальством генерал-майора Кухаренко в землю натухайцев до крепости Гостагая и обратно.

15 июля о. Семеон возведен за отличную и ревностную службу в сан протоиерея по Указу Святейшего Синода на имя Кавказской духовной консистории от 22 марта за № 909 [8].

Принятый в 1868 г. Устав духовно-учебных заведений Российской империи, вводится в училище в 1884 г. [9].

В 1872 г. были разработаны правила приема детей духовенства в Екатеринодарское духовное училище.

Согласно правилам, в училище принимались дети духовенства Екатеринодарского училищного округа. Дети духовных лиц другого округа, а равно и дети из других сословий православного исповедания могли приниматься в училище только в том случае, если число учеников не превышало нормального числа их в каждом классе, кроме того, указанные лица принимались с оплатой за обучение (не более 10 руб. в год).

Поступающие в училище дети подвергались приемному экзамену в начале учебного года. В 1-й класс принимались дети от 10 до 12 лет, от них требовалось разумное и осмысленное чтение по-русски и по-славянски, причем требовалось, чтобы ученик не только бегло и правильно читал, но и мог бы пересказать прочитанное и ответить на вопросы, которые предлагались из области прочитанного, мог бы отделить одну мысль от другой и указать приблизительно на главные мысли, легшие в основание прочитанной статьи. По-славянски требовалось беглое чтение с пониманием прочитанного, знание общеупотребительных молитв: Св. Духу, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, молитву Господню, Символ Веры, 50 псалом, молитвы перед обедом и по окончании, перед началом учения и по окончании его, и знание начаток христианского учения. Знание молитв должно было быть сознательным, то есть, поступающий должен был кратко рассказать содержание молитвы и знать ее название. Из начаток христианского чтения требовалось знание важнейших событий из истории Ветхого и Нового Завета, Символа Веры, молитвы Господней и 10 заповедей Закона Божия с объяснением каждого члена, прошения и заповеди. Кроме этого, было необходимо знание двух действий арифметических и таблицы умножения. В училище принимался получивший на испытании балл, в среднем выводе из каждого предмета; получивший менее 3 баллов в училище не принимался.

Желающие поступить во 2-й, 3-й и 4-й классы училища подвергались испытаниям в соответствующих каждому классу познаниях; те, которые переходили из других духовных училищ не освобождались от испытаний.

Соответственно оказанным на экзамене успехам, испытывавшиеся разделялись на три разряда:
1. К первому причислялись получившие в среднем выводе по ответам баллы 5 и 4, хотя бы имели по одному предмету отметку 3.
2. Ко второму разряду причислялись получившие средний балл 4 и при этом имеющие балл 3 больше, чем по одному предмету, а также получившие средний балл 3 и только по одному предмету балл 2.
3. К третьему разряду причислялись как получившие в среднем выводе балл 2, так и те, которые получали балл 2 по двум предметам, или по одному русскому чтению, хотя бы в общем выводе у них был балл 3 [10].

В 1872 г. учебный комитет при Святейшем Синоде провел ревизию в Екатеринодарском духовном училище и вывел заключение о преобразовании учебно-воспитательной работы в училище.

В заключение, в частности, предлагалось обратить внимание смотрителя училища Александровского на точность и отчетливость усвоения и передачи учениками изучаемых ими уроков, причем непременно требовать от учеников изучения священных текстов наизусть, с должным пониманием их смысла; учителю арифметики вменить в обязанность обратить надлежащее внимание на умственное развитие и сообразительность учащихся и озаботиться пополнением недостаточности его личных знаний по сему предмету; в занятиях славянским языком строже сообразовываться с требованиями нормальной программы, причем отменить отмеченный ревизором непрактичный прием приискания примеров по Библии, вместо классных уроков, а также и письмо их церковным шрифтом, требующее большого времени и др.

По воспитательной части предлагалось существовавший при училище надзор через старших из учеников, согласно с распоряжением ревизора, считать подлежащим отмене.

Так как почетный попечитель училища Калашников прекратил денежное вспомоществование училищу, следовательно уклонился от исполнения принятых им на себя обязанностей, то решено было просить преосвященного сделать надлежащее распоряжение об избрании нового попечителя для училища [11].

В 1868 г. был впервые возбужден вопрос о строительстве нового здания для училища, так как прежнее пришло к этому времени в ветхое состояние.

29 ноября 1869 г. вышел указ Кавказской духовной консистории, коим было предписано решить вопрос о постройке в г. Екатеринодаре каменного корпуса для духовного училища.

26 января 1870 г. съезд депутатов Екатеринодарского духовного училищного округа отмечал, что «плановое место, принадлежащее наследникам умершего войскового старшины Бурнуса, которое имелось ввиду приобрести для постройки на нем предполагаемого каменного корпуса, по несогласию между собою наследники не желают уступить его за объявленную одним из них цену 3000 руб. серебром, то съезд депутатов постановил войти в сношение с полковником Шульгою о приобретении принадлежащего ему планового места, прилежащего передней частью к Екатерининской площади, а заднею – к протоке Карасуну, которое имеет в длину 100 саж., а в ширину 49 саж. С дикими и садовыми на нем деревьями, и если господин полковник Шульга изъявит согласие взять за него нынешнее училищное место с постройками на нем без денежного прибавления, то, сделав выкопировку с оного места, представить его преосвященству с просьбою разрешить съезду произвести с господином Шульгою сказанную сделку. А если он не согласиться на таковую сделку, то съезд депутатов постановил просить его преосвященство о разрешении приобрести соседнее монастырское место Екатеринолебяжской пустыни для постройки училищного корпуса» [12].

В течение последующих 12 лет вопрос о постройке каменного здания для училища оставался открытым, и только 5 октября 1882 г., согласно ходатайству Его Преосвященства Епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа (Осецкого), Святейший Синод дал разрешение на постройку зданий для Екатеринодарского Духовного Училища, в сметной сумме 145029 руб. 62 коп. [13].

30 апреля 1884 г. была совершена закладка здания для Екатеринодарского духовного училища.

Освящение места для предполагаемого здания, и в частности, домовой при училище церкви, совершено было особенно торжественным образом войсковым протоиереем о. Феодором Маковским, в сослужении всего находящегося в городе духовенства. С утра была ненастная погода, но к полудню небо прояснилось, дав возможность городским жителям и представителям местной администрации принять участие в торжестве освящения. Из последних училищный праздник удостоили своим посещением исполняющий должность начальника области, городской голова, начальники учебных заведений – войсковой гимназии и реального училища и многие другие. В два часа дня из ближайшей приходской Екатерининской церкви крестный ход, сопровождаемый народом, учениками училища и начальствующими, направился к месту постройки, где, по совершении Богослужения, был исполнен обряд [14].

Новое здание училища, на улице Котляревского, 16, было построено в 1885 г. по проекту архитектора В.А. Филиппова, однако до наших дней оно не сохранилось, поскольку было разрушено в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1957 г. на этом месте был построен детский кинотеатр «Смена» [15].

В 1881 г. в составе правления Екатеринодарского духовного училища состояли: председатель и исполняющий должность смотрителя училища - титулярный советник Аврам Ив. Месяцев (учитель катехизиса и церковного устава с объяснением богослужения); помощник смотрителя титулярный советник Вас. Мих. Попов (он же делопроизводитель училищного правления), протоиерей Федор Маковский, священник Дмитриевской приходской церкви Симеон Никольский и учитель – титулярный советник Васил. Андр. Щербина (учитель русского и церковно-славянского языков). Греческий язык в училище преподавал студент семинарии Ив. Григ. Остроумов, латинский – кандидат духовной академии Ив. Григор. Попов, учителем приготовительного класса состоял Васил. Ив. Семенов, учителем пения – регент войскового хора Федор Семен. Дунин, надзирателем – студент семинарии Никол. Стефан. Грамантинов [16].

17 декабря 1886 г. благочинным протоиереем Феодором Маковским была освящена домовая церковь при училище во имя Святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских [17].

11 мая 1901 г. Екатеринодарское духовное училище справляло свой храмовый праздник. Накануне праздника в училищной церкви было совершено законоучителем Кубанской учительской семинарии о. И. Речкиным Всенощное бдение. В самый же праздник Божественную литургию совершал в сослужении с о. И. Речкиным протоиерей войскового собора о. М. Воскресенский. На клиросе пел хор из воспитанников училища. Кроме воспитанников училища в церковь собралось множество посторонних богомольцев. По окнчании литургии, было совершено молебное пение Св. Кириллу и Мефодию, небесным покровителям училища, с возглашением многолетия Государю императору и всему августейшему дому, Святейшему Синоду и Преосвященнейшему Агафодору, начальствующим, учащим, учащимся и всем православным христианам [18].

В 1913 г. в училище утверждались новые штаты, по которым учителя духовных заведений уравнивались со служащими светских.

11 сентября 1919 г., согласно постановлению Кубанского епархиального собрания депутатов от духовенства, Екатеринодарское духовное училище было преобразовано в Кубанскую епархиальную гимназию.

После установления советской власти на Кубани в марте 1920 г. гимназия была закрыта [19].


Примечания

1.Кияшко И.И. Войсковой протоиерей о. Кирилл Россинский. 1774-1825 гг. // Кубанский сборник на 1913 год. Том. XVIII. Екатеринодар, 1913 г. С. 525.
2.Там же. С. 530.
3.ПСЗ-2. Т. 32 (1857). СПб., 1858. Ст. 32137.
4.ПСЗ-2. Т. 32 (1857). СПб., 1858. Ст. 32137. Штаты и табели.
5.ГАСК. Ф. 135. Оп. 17. Д. 322. Л. 1-4 об.
6.Ставропольские епархиальные ведомости. № 21, 1888. 1 ноября. Приложение к статье «Материалы для истории образования на Северном Кавказе».
7.ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-12.
8.ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-12.
9.Кубанский церковный вестник. 1919. № 4. С. 60-61.
10.ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 22. Л. 80-83.
11.ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 21. Л. 17-23.
12.ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 18. Л. 102 об.
13.Кавказские Епархиальные Ведомости, № 20. 1882-й год. 16-го октября. С. 700.
14.Кавказские Епархиальные Ведомости, № 10-11. 1884-й год. 1-го июня. С. 408.
15.Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало ХХ в.). Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 463.
16.Памятная книжка Кубанской области. Екатеринодар, 1881. 6 паг. С. 48.
17.Ставропольские епархиальные ведомости. № 3, 1887. 1 февраля. С. 82.
18.Ставропольские епархиальные ведомости. № 11, 1901. 1 июня. С. 562.
19.Кубанский церковный вестник. 1919. № 4. С. 60-61; Бабич А.В. Черноморское войсковое духовное уездное училище. // Православие и культура. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Краснодар, 2000. С. 68.