О здравомыслии и страстях

Василий Овчинников
Здравомыслие выше страстей...
Марина Троицкая


                ...но силой дарованья все ж управляет ясное сознанье.
                Оно, как месяц, высший властелин приливных вод во мгле   
                ночных пучин.(Эбраэм Каули,1618-1667 г.Поэт, драматург)

      Каждый день я вижу перед собой людей - случайных, знакомых,друзей, родных
и каждый раз я изумляюсь, какое непостоянное, колеблющееся и суетное существо человек. Я - не исключение.
      Еще вчера я в гневе осуждала поступок, который совершил некто из моего окружения, а сегодня я увидела объективные обстоятельства, толкнувшие слабого человека на бесчестье; и я уже жалею и прощаю его.
      Мне свойственна, не всегда оправданная, склонность к милосердию и снисходительности. Я уверена, что сострадание - это всегда правильно и справедливо. А , между тем, стоики осуждают жалость, они считают, что помогать несчастным дОлжно без сострадания.
      Люди по разному реагируют на события, которые случаются с ними. Горе, тягостные известия парализуют волю, вызывают глухое оцепенение.Те же стоики утверждают, что мудрец не должен предаваться скорби. Здесь, я соглашусь, ибо скорбь, заметьте, не память - это слабость. От горя можно окаменеть- diriguisse malis,лат.  Хотя это то самое время, когда необходимо принимать решения и действовать. Человек может испытать неожиданное изнеможение, ошеломление от жгучей страсти или нечаянного удовольствия. Можно умереть и от радости, как это случилось с Папой Львом Х , когда он получил извещение о взятии Милана,чего он страстно желал. Он ощутил такой прилив радости, что заболел горячкой и умер.
      А знали ли вы, что можно скончаться от стыда? В 4в.до н.э. известный философ Диодор Диалектик умер во время ученого спора, испытав жгучий стыд перед своими учениками, не сумев опровергнуть выставленный против него аргумент.
      Сомневаюсь, что сейчас мы сможем столкнуться с подобного рода примерами.
Что касается меня, то всем существующим страстям я подвержена в разумных пределах и только тем, которые вытекают из особенностей моего характера.Никто другой не сможет увлечь меня против моего желания и моих правил,поскольку я постоянно размышляю, а набираясь опыта, черствею и закаляюсь.

      Мудрецы сказали, что жизнь есть вместилище блага и зла. Это так просто понять, как и то, что только от человека зависит, как он  проживает эту  жизнь и мера не в её длительности, а в том, как она проходит.

      И, как всегда, мне хочется закончить свои легковесные рассуждения о природе человеческой, чем -то значительным и мудрым.
      И пусть, сегодня это будет Плутарх, сказавший, что не его забота о достоверности написанного им, а вот, чтобы все изложенное стало назидательным для потомства и являлось бы факелом, озаряющим путь к добродетели - это, действительно, его забота.Лучше и точнее не скажешь. На этом и закончим.


Марина!
Под всем подписываюсь.
Но, читая у Вас, спотыкался.
Захотелось всё это
забрать к себе и
переформатировать.
Что я и сделал.
Всего Вам Доброго!
Жму на зелёную.

Василий Овчинников   23.06.2016 06:51