Флоропоэтика А. Ахматовой. Зачем поэту деревья?

Юрий Панов 2
В Слепнево Ахматова грезила о башне, в сороковом она, наконец, поднялась на нее.  Все ее соратники, что пировали в «Бродячей собаке», или погибли, или эмигрировали.  Акмеизм самой Ахматовой не исчез, но обогатился достижениями других течений – и символизмом, и футуризмом и в результате творчество ее приобретало характер, который мы называем классическим.  Мастерство стало крепнуть,  и природа отражала  не только тонкости внутреннего мира поэта, многообразие  эмоций, природа  стала источником творчества. К сожалению, по-прежнему считают вершиной поэзии Ахматовой ее любовную или гражданскую лирику, а источником творчества -  таинственный песенный дар. Природе отводят второстепенную роль, а это совсем не так. Ахматова вовсе не знаток и не любитель природы, к любителям природы она всегда относилась  слегка пренебрежительно. Напрасно создавать и поэтические словари растений, названия которых она использует. Таких растений немного, но есть ключевые образы растений,  рефреном проходящие  через все ее творчество. Тем более не стоит придавать значение какому-либо одному растению, например, иве, как это часто делают. Ахматова зорко всматривалась во все деревья, как и положено поэту, но в разные годы, в разное время, в разном настроении это были разные деревья и всегда они были конкретными, акмеизм оставался главной ее любовью и приверженностью до старости. Деревья были конкретными: липы – Царскосельские и Шереметьевские, сосны – комаровские, ели  из Павловска. Деревья не являются для Ахматовой символами и не наделяются символическими чертами, вроде – могучий дуб, кудрявые березы, стройные сосны. Объекты природы – это самоценные субъекты общения. Если Пастернак для Ахматовой «собеседник рощ», то для самой Ахматовой  собеседники -  конкретные отдельные растения, часто знакомые с детства. У Пастернака, как это заметил Чуковский, пейзажная лирика тоже конкретная и в его образах угадываются знакомые места – Переделкино, или Узкое, но в общении с рощами поэт проявляет безмерную пылкость, «поля и лес  - главные герои его лирики, полностью царящие в ней». У Ахматовой совсем не так, она  гораздо более сдержанная.  Эколог оценил бы ее отношение к растениям как субъектное. Поэт прекрасно понимает, что растения – объекты природы, но общается с ними по-человечески, а это не каждому поэту дано. Для лирики Ахматовой характерны сюжеты и фабулы почти в каждом стихотворении. Сюжеты эти часто связаны с молчаливыми диалогами с растениями.  Но молчание порою гораздо более красноречиво, чем пустые разговоры. Вот Ахматова увидела куст бузины. Не просто куст, а «свежую ветвь»,  не куст на стриженом газоне, а куст в зарослях  малины.  Этот куст наделяется способностью передать привет от другого поэта. Идет диалог на равных между кустом и поэтом. К слову сказать, это и есть духовная жизнь. Слишком многие любители растений задают ему риторический вопрос: «А можно ли тебя съесть? Вообще, какая от тебя польза?» Поэтому поэзия Ахматовой для многих из нас своевременна и современна.
Ахматова трагичный поэт. Она выжила, как человек и как поэт, благодаря трагичности своего творчества. «Со мной только так и бывает!». Она привыкла к трагедии своей жизни и трагедии народа, с которым жила. Ее бросали любовники, отказывался от нее сын, убивали и сажали в тюрьму близких, сжигали родной город, она перенесла все. Не случайно образы растений у Ахматовой тоже трагичны, окрашены в черный цвет, но диалоги  деревьями, может быть, поэтому нас так волнуют.
.
Серебряная ива

Я лебеду любила и крапиву
А больше всех серебряную иву

Серебряными ивы бывают не все, а только те, чьи листья снизу покрыты голубоватым налетом, поэтому на ветру такие листья мерцают и переливаются, показывая попеременно то верх, то низ пластинки. Но все ивы любят воду и берега рек. Любят и пить воду, и испарять ее через специальные отверстия в листовых пластинках. Поэтому ивы плачут и в прямом смысле – истекают слезами перед дождем и в переносном – гнутся на ветру до земли. Именно в кустах ивы у реки обычно  молчит соловей, приятель Ахматовой, прислушиваясь к сопернику. И, странно, именно иву из Царского села вспоминает она, любимую и, как всегда, срубленную:

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня.


И -  странно! я ее пережила
Там пень торчит, чужими голосами
Другие ивы что-то говорят.
А когда Ахматова, уже сама ставшая серебряной от седины,  летела из Ташкента в Ленинград и под крылом самолета лежала тайга, сибирские кедры, она вспоминала иву.

И как всегда бывает в дни разрыва
К нам постучался призрак первых дней
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
                1944
И как всегда ждала ее не радость, а горькое разочарование.



Призрак клена

Образ серебряной ивы кажется главным у Ахматовой только на первый, поверхностный,  взгляд, тем более, что она любила запутывать даты и менять мнение в зависимости от поэтического настроения.  На самом деле главный герой ее лирики, вместе со смуглой Музой - старый клен, собеседник за окном Фонтанного дома долгие тридцать лет:
Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку,
Как за помощью тянет он ...
В Ленинграде 1942 года, в дымящихся развалинах остался увечный клен. О нем думает она в Ташкенте, именно призрак клена действующее лицо "Поэмы". Этот призрак не менее важен, чем призрак отца Гамлета. Шереметьевские липы беззаботно цветут под бомбами в душистых аллеях. Клен страдает вместе с городом и поэтом.

Образ клена появился как собеседник Ахматовой уже в первом сборнике:

Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри».

Звучит трагично, но смуглая  Муза еще может быть счастливой, даже иволги в кленах слепневского сада перекликаются как подруги, а вот клен в московском переулочке уже сопереживает с ней настоящее  горе, безысходную тоску:

А напротив -  высокий клен
Ночью слушает долгий стон


Тюремный тополь

Тополь, сугубо городской житель в поэзии герой чаще отрицательный – тополиный пух, жара. О чем с ним разговаривать? В Ташкенте тополя были огромными, впервые Ахматова поняла, что такое настоящее дерево, но, когда она заболела тифом, ей казалось, что молчаливые тополя-великаны готовы равнодушно встретить ее улетающую душу, а тюремный тополь страшных лет репрессий и очередей к окошку в Ленинграде молчал зловеще, когда выли черные «маруси».

Там тюремный тополь качается,
И ни звука – а сколько там
Неповинных жизней кончается …


Когда Ахматова приехала в Воронеж на встречу с другом, город ее поразил. В нем не было ничего, кроме памятника Петру и тополей. Эти тополя не молчали, а радостно рассказывали о великих временах строительства первых российских кораблей.

И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней.

Мандельштам обижался  за эти строки, - приехала подруга за сотни верст к ссыльному и пишет о деревьях, но цензура не позволяла писать о «комнате опального поэта».  Через много лет с добавленными строчками они прозвучат совсем по-другому. Тополя пируют над головами людей, но мало кто тогда понимал – это пир во время чумы.



Библейский дуб

Некоторые критики считает, что писатели делятся по характеру творчества на  ветхозаветных и новозаветных. Ахматова, по мнению многих  – ветхозаветная.  Есть у нее образы, особенно женские, и целые циклы библейской тематики. Но вот с библейскими дубами диалоги у Ахматовой не слишком получаются, может быть потому, что дубы – противоположности  иве:
 
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка

 О чем говорят эти дубы – тайна. В Слепнево был в саду дуб, конечно Ахматова в него, как всегда всматривалась, но, в отличие от дуба  Андрея Болконского, слепневский  дуб молчал:

Единственного в этом парке дуба
Листва еще бесцветна и тонка

Дуб в Слепнево пережил и революцию, и гибель сада и усадьбы, и саму Ахматову, а вот Мамврийский дуб жил тысячи лет и засох незадолго до рождения Ахматовой.  В  «Поэме» одного из героев Ахматова сравнивает с  дубом, деревом, которого она не видела.

Ты ровесник Мамврийского дуба,
Вековой собеседник луны.

Но к этому дубу обращались многие писатели и поэты, иногда шутливо, как Чехов. В Мелихово  Чехов так назвал  свой  единственный  старый дуб и украсил его двухквартирным скворечником.    У Ахматовой дубу просто не нашлось черной краски, это не ее собеседник.



Черная ель
 
В березовом лесу - веселиться, в сосновом -  богу молиться, в еловом -  удавиться.  Если есть дерево флегматик – это ель. Постоянство,  замедленность  в восприятии окружающего мира характерны для ели.  Самые красивые елки - одиноко стоящие, такие можно увидеть на полянах. Правильная елка   кажется идеальной пирамидой, ствол скрыт -  красиво и немного страшно от безжизненной геометрической формы.  Иголки ели бывают зелеными только в мае, когда молодые веточки свисают на кончиках зимних ветвей. Обычно, почти всегда,  ель кажется черной.  «У меня всегда так», - любила говорить Ахматова. В ее стихах ель черная. Только в молодости в Слепнево, которое она так ненавидела,  бывали счастливые минуты безделья в саду в жаркий полдень, когда можно качаться под зонтиком в гамаке и зорко наблюдать за деревьями, птицами и муравьями, бегущими вверх и вниз по смолистому стволу к вершине и обратно. 

На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе

Родился сын, и пришлось выбирать – или поэзия, или семья. Ахматова выбрала поэзию, и колыбельные песни у нее получались не радостные:


Я над этой колыбелью
Наклонилась черной елью

«Я плохая мать», - эти слова она повторяла все чаще. Сын был виноват только в самом факте своего рождения от знаменитых и гонимых родителей. Судьба Льва Гумилева – многолетние тюрьмы, ссылки и лагеря. Никогда он свою мать не простил, даже после смерти.   
Ель особенно мрачна зимой, даже в любимом Царском Селе или в Павловске

Черна вдали рождественская ель
Кричит ворона, кончилась метель

Мне нравится, что Ахматова зорко различает птиц и не спутает ворону с вороном или галкой. Ворон – это сложный поэтический образ, со времен Эдгара По, черный ворон скорее рядом с любовником, а черная ворона непременно с черной елью. Но даже в молодости еловый лес не был  даже для влюбленных гостеприимным:

Нас ели тесно обступили
Над нами небо – черный квадрат.

Ель черна, но небо среди елей кажется еще более черным.  Наверное, черный квадрат Малевича вписался  в  поэзию  Ахматовой весьма органично, уверен, ей не нужно было объяснять символику квадрата и черного цвета. Не случайно она так дружила с художниками, многое в природе казалось ей картиной, образами, застывшими навечно.  И черный мир несчастий  сопровождал ее всю жизнь. Еще в первом сборнике поэзии Ахматовой появился образ черного ангела.

Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры
Словно розы в снегу цветут.

Потом Шилейко и многие другие называли Ахматову черным ангелом, Пунин – Акумой, злы духом и сама она предсказывала свою черную судьбу, свои несчастья и несчастья страны. Модильяни в десятом году удивлялся  ее способности угадывать мысли и видеть чужие сны.  «Будущее бросает тень задолго перед тем как войти…». Андрей Белый предсказывал будущее, наблюдая закаты, Ахматова находила его в своих предвиденьях, предчувствиях, своем искусстве, а деревья играли для нее не последнюю роль.
 Характер Ахматовой был несгибаемый, несчастья ее не сломили, но  она не походила на иву на ветру.

Если вам и не хочется радостного настроения, отправляйтесь на прогулку с томиком Ахматовой  по   черной, но  такой спокойной и загадочной в своем величавом молчании   еловой аллее!


Царственные липы

По своему темпераменту липа – воплощение меланхолии. Крона липы абсолютно правильная, гармоничная и соразмерная своим видом уже вселяет в наши души спокойствие и хорошее настроение.  Даже листья у липы взываю к нашим положительным эмоциям, они не треугольные, как у березы, а сердцевидные! И  осенняя окраска листьев  спокойная желтая, умиротворяющая.
Ствол и ветви липы абсолютно черные и зимой и летом, но чернота не вызывает мрачного настроения, наоборот подчеркивает и делает более яркими другие, радостные,  краски. Образ липы неразрывно связан с родиной Ахматовой, с Царским Селом, с образом смуглого отрока, что бродил по аллеям за сто лет до нее.

Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты

 Аллеи начинались за самой красивой в мире решеткой Летнего сада, где на черном чугуне сидели прозрачные стрекозы и сами рождались стихи.

 В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Липы не оставляли ее и в  Слепнево. В каждой дворянской усадьбе должна быть липовая аллея, но не все поэты любили бродить по аллеям. В Шахматово женщины предпочитали березовые аллеи, развесистые старые рябины, а Блок  скитался  по полям по лесам на коне. Героиня первых стихов Ахматовой озабочена другим – как бы не задеть верх  кареты страусовым пером:

Дверь полуоткрыта
Веют липы сладко
На столе забыты
Хлыстик и перчатка

Липы привлекаю ее внимание на картинах знакомых художников, жаль с такими застывшими образами трудно разговаривать:

Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды

И даже когда началась война, не все казалось потерянным. Старый мир проглядывал еще в  образах деревьев.

И серые пушки гремят
На Троицком гулком мосту
И липы еще зеленеют
В таинственном Летнем саду



В квартире Ахматовой в Фонтанном доме окна выходили во внутренний дворик,  в сад.  Здесь рос знаменитый клен, цвели сирень летом и яблони весной. Но вряд ли можно представить поэта сидящей как старушка на лавочке под сенью лип. Скорее она смотрела на городскую природу в окно, прислушивалась ночами к шуму деревьев, а в окна заглядывали  призраки деревьев:

Только.. ночью слышу скрипы
Что там, в сумерках чужих?
Шереметьевские липы
Перекличка домовых.

«Со мною всегда бывает так», -  и Ахматову выселили из Фонтанного дома  в тесную квартиру, лишили Шереметьевских лип, а ее сына пристанища.
А когда Ахматова стояла семнадцать месяцев в тюремных очередях, липы потеряли совсем свой торжественный облик и вместе со всеми деревьями стали призраками.

Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений

Если вы хотите проникнуться спокойным, грустным и торжественным настроением, гуляйте с томиком Ахматовой  в аллеях, где стоят липы дивной красоты!

Могучие березы

В березовом лесу - веселиться, в сосновом -  богу молиться, в еловом -  удавиться.   На первый взгляд березы – не деревья Ахматовой. Муза ее редко бывает веселый, разве осенью, с подолом разноцветных листьев. Но кто еще из поэтов мог бы  сравнить березы с Пергамским алтарем? Березы ее сна из автобиографии «грозные и трагические, могучие и древние, как друиды и еще древней». 

Грай вороний и вопль паровоза,
И, как будто отбывшая срок,
Ковылявшая в поле береза

Отбывшие срок заключенные - тема близкая и выстраданная. Когда умер Сталин, Ахматова представляла, что встретятся лицом к лицу две России: Россия, которая сажала, которая пытала и расстреливала и Россия, которая сидела. Ожидание не оправдалось. Никто из расстрельщиков наказания не понес, а Сталин и сегодня живее всех живых. Когда Ахматова прочитала Мандельштаму отрывок из «Реквиема», поэт просто сказал поэту: «Спасибо». Мы тоже говорим «спасибо» Ахматовой за то, что она сравнила  одинокую березу в поле  с з\к. Никто не забыт.

Молчальницы сосны

 В березовом лесу - веселиться, в сосновом -  богу молиться, в еловом -  удавиться.  Любимое слово экологов, даже в фантастике – «равновесие». Именно таким свойством обладают сангвиники. Они живут в состоянии подвижного равновесия. По всем показателям сосны -  сангвиники. Высокие стволы, похожие на колонны, действительно превращают бор в  храм. Не темно и не светло - полумрак. Чехов считал – разные деревья по-разному надо смотреть. Сосны хороши на закате, красные стволы еще больше горят. Но на закате жизни  верующей Ахматовой в сосновом лесу было действительно хорошо.

 
И сосен розовое тело
В закатный час обнажено

У деревьев, как у людей есть тело, это по-ахматовски. Но поэт-акмеист не может просто любоваться деревьями, без деревьев невозможно творчество, общение с деревьями порой гораздо важнее, чем общение с людьми. Вокруг Ахматовой людей было всегда так много, что эту бесконечную вереницу гостей, разговоров, прокручивание сюжетов-пластинок,  друзья называли  «ахматовками». Под конец жизни   поэту так хотелось писать стихи, что она сама удивлялась:
 
 И после подслушать у леса
У сосен молчальниц на вид
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.

И даже уехав на получение поэтических премий, для встречи с друзьями молодости, она не могла забыть собеседников из Комарово:

Для меня комаровские сосны
На своих языках говорят
И совсем как отдельные весны
В лужах выпивших небо,- стоят

Если вы хотите получить удовольствие от общения со спокойным, доброжелательными деревьями, отправляйтесь к соснам с томиком Ахматовой в руке.

Но если вы хотите понять истоки творчества Ахматовой,  понять сложный ход ее мыслей и образов без деревьев-собеседников вам не обойтись . Отправляйтесь в мир блаженных лип, тюремных тополей, молчальниц сосен и черных елей.