Котёнок зимой

Ольга Мязитова
   Всё началось с маленького белоснежного котёнка зимой, на скамейке в парке. Он пищал так жалобно, что материнские инстинкты гуляющих с колясками мамаш быстро собрали вокруг него небольшую толпу. И, как всегда, в толпе не родилось ни одной умной мысли. Котёнок пищал. Мамаши охали.
   Немного в стороне какой-то парень доедал свой слоёный пирожок. Наконец, он, видимо, не выдержав психологического напряжения, подошёл к скамейке и начал подкармливать котёнка начинкой пирожка. Мамаши пытались звонить в Службу спасения, Бюро находок, Приют для бездомных животных. Но парень их опередил, негромко сказав "Я возьму". И, спрятав крошку за пазухой куртки, ушёл. После чего на глазах у многих выступили слёзы радости.
   Только в памяти осталась пульсирующая точка: откуда пришёл по глубокому снегу в парк крошечный белый котёнок? Да ещё сакраментальная фраза "Не верь глазам своим!"
   Никто и предположить не мог, что присутствовал при рождении сценария нескончаемой детективной пьесы с неопределённым финалом.
   У жителей микрорайона выработалась загадочная привычка оставлять в этом парке надоевших  домашних животных. Их несли издалека: переносили через дорогу и с лёгким сердцем оставляли где-нибудь под  деревом. Дальнейшая судьба несчастного животного зависела только от него самого.
   Тут были и бездомные собаки, и бездомные кошки. Бездомные собаки превращались в милых и ласковых, довольствовавшихся чисто обглоданной косточкой или горсткой сухого корма. Враждовали они только с кошками – но тут уж ничего не поделаешь!
   Кошки... С кошками было сложнее, потому что они прятались от собак на деревьях, а потом просто исчезали. Дело в том, что коготки кошек не приспособлены для спуска с вертикальной поверхности. Они не знают, что обречены на смерть от обезвоживания или нападения ворон.
   Одна из них стала героиней настоящего психологического детектива.

   Кто её знает, может быть, она решила умереть. Не каждый, пережив предательство, сможет жить дальше.
   Утром в воскресенье мы увидели её под деревом. Она сидела, прижавшись спиной к стволу и тонко мяукнула в ответ. Есть при нас не стала. Вечером я опять шла по парку, и обратила внимание на стрёкот сорок над вязом. Там, в необозримой вышине, сидела кошка, свесив пушистый хвост.
   Прошёл день. Еду её кто-то съел, чашку с водой опять убрали дворники. Так прошло четыре дня. Каждый день, проходя по той тропинке, я смотрела вверх, и сердце начинало бешено стучать при виде тёмной трогательной фигурки. Она.
   Наступил пятый день её наивного отшельничества.  С утра я расклеила несколько объявлений с просьбой о помощи к неравнодушным людям. Вышла из дома и опять пошла к тому вязу. В вышине темнело то ли уже облачко, то ли всё ещё кошка. Сердце разрывалось от ужаса при мысли об её участи.
   Решила примотать к длинному шесту вату и пропитать её валерьянкой, в надежде, что кошка всё-таки постепенно спустится. И тут раздался звонок. Молодой женский голос спросил, где находится кошка, я начала объяснять, что дерево довольно тонкое, даже альпинисту на него не взобраться... Но мне сказали – ждать, сейчас придут.
   Вскоре я увидела молодую семью с девочкой лет 10-11. Оба спортивные, энергичные, красивые. Я пропитала конец шеста валерьянкой, и молодой человек ловко полез вверх по тонкому стволу.
   Затем была битва. Кошка сидела, вцепившись в тонкие веточки и не хотела падать.
Девочка сняла свой школьный пиджачок, и мы натянули его под деревом. Наконец, она спрыгнула на землю, и я схватила её на руки. Не ожидала, что из меня польётся поток слёз. Думала, что уже все вытекли.
   Пошёл крупный радостный дождь. Кошка обнимала меня за шею. Большая невесомая кошка. Моё тёмное облачко.
   Так вот почему в роддомах спешат поднести ребёнка матери!
   После взаимных благодарностей мы расстались. Семья уезжала в отпуск, а нас дома ждала моя кошка Мулька.

   После купания кошка оказалась трёхцветной. Оказывается, и дождь – к счастью, и разбитая сахарница – тоже!
   Всё было бы хорошо, если бы не Мулька. Добрая и ласковая с людьми, она решительно отвергла новую кошку. Шипение и визг не прекращались при их встречах.  Мулька уже побывала бездомной, и знала цену Дому! Пришлось новенькую держать в отдельной комнате. Я решила сначала восстановить здоровье "авантюристки", а потом развесить объявления о найденном сокровище.

   Шли дни. На объявления никто не откликался. Казалось, Кошка явилась из другого мира. Со временем она раскрыла бы свою тайну. Но оставить её у себя надолго не было никакой возможности: длительный стресс мог погубить обеих.
   Для начала я решила определить психологический портрет Кошки и на этом основании понять, откуда она пришла в нашу жизнь. Я наблюдала за ней, пыталась играть с ней "бабочкой" из бумаги, гладила шелковистую шёрстку. Душа её казалась замкнутой и отстранённой. Она ловила мух, которых я потом находила на полу, часто просила есть, но радости в оранжевых глазах не появлялось. Казалось, она пережила тяжелейшую психологическую травму. Такие глаза, утратившие надежду, видишь у бездомных собак.
   Тогда я взяла карандаш и попыталась нарисовать её портрет на белом листе бумаги. Ничего не получалось: у Кошки была своя сложная история, и белый лист безрезультатно зарисовывался эскизами очаровательных пушистых существ. И вдруг, когда лист был весь испещрён тонкими линиями, я увидела в их хаотическом наслоении мою Кошку!
   Это была она: круглые глаза казались заплаканными, дрожащий ротик закрыт, как у незаслуженно обиженного плачущего ребёнка. И тут я поклялась себе во что бы то ни стало сделать её счастливой.
   Вскоре, увидев, что она спокойно сидит на краю стола, я стала вслух перечислять различные кошачьи имена. При этом я внимательно смотрела на неё. И вот при имени Леся она испуганно округлила свои оранжевые глаза ещё больше, как будто хотела что-то утаить. Спрыгнула со стола и ушла в своё убежище. Потом я нашла там двух мух, карамельку в красном фантике и какие-то белые кусочки. Всё её богатство!
  Психологический портрет Леси прояснился: это была спокойная кошка, дорожившая уютом дома. Значит, она не сама убежала из дома, а её выбросили на улицу, перенеся через шумную дорогу и оставив умирать в парке. Была ли эта трегедия первой в её жизни? Теперь понятно, почему я заливалась слезами, снова и снова увидев тёмное пятнышко в вышине вяза...
   С этого момента моя тактика изменилась, и текст объявлений незаметно приобрёл обличающие оттенки. Я рисовала в воображении портрет хозяев. Мне представилось, что хозяйка была уставшей от безрадостного быта и неласковой дамой, а хозяин злым выпивохой. Было ещё что-то: светлое облачко, придающее картине таинственность импрессионизма.
   Потеряв надежду найти хозяев Леси, я расклеила несколько объявлений на другой стороне дороги, перейдя таким образом Рубикон. Где-то там таился её дом, и я чувствовала, что кто-то её ждёт. Постепенно спокойствие овладело мной.
   
   И вот раздался этот звонок. После перечисления примет кошки я пригласила звонившую зайти и посмотреть, как живёт наша Леся. Вскоре пришла пожилая особа, усталая и не эмоциональная. Я выманила Лесю из-под дивана и поднесла к ней.  Особа узнала кошку. Я безрезультатно ловила в её речах радостные ноты. "Внучка плачет", – сказала она и достала пелёнку, чтобы завернуть кошку и нести её домой. Я поинтересовалась, как они прежде её звали. "Лиза", – был ответ.
   Лиза, действительно, пережила уже два предательства: её подобрали маленьким страшненьким котёнком на улице. Что-то трагическое навсегда осталось в её круглых оранжевых глазах. Думаю, что внучка беззаветно любила её, что свойственно детям с тонкой натурой.
   Сказать, что я была бесконечно рада финалу этой истории – не могу. Тревога за судьбу беспомощного животного владела мной. Нужна ли она кому-нибудь в той семье, кроме внучки...

   И тут я вспомнила про беленького котёнка зимой в парке. Пульсирующая точка памяти восстановила все детали того яркого зимнего дня. Так же, как и сейчас, именно ХОЗЯИН  унёс отвергнутое в сердцах животное.

   Не мы ли – те беспомощные котята, что верят и ждут...