Весточка из могилы

Савва Михалевич
               
                После завершения Божественной Литургии в праздник Святой Пятидесятницы у свечного ящика я заметил маленькую, совершенно высохшую старушку, пристально на меня смотрящую. «Вот, бабулечка специально приехала из Москвы, чтобы на вас посмотреть» - заявила казначей Валя. «Да чем же я…» «Она ваши книжки прочла». Оказалось, действительно, раба Божия Надежда ознакомилась с моим творчеством. Она сказала о нём несколько лестных слов, бальзамом пролившихся в душу автора. Под конец гостья добавила: «Моя фамилия Арсеньева. Мне восемьдесят лет. Я родственница Лермонтова. Помните? Его бабушка по матери Елизавета Алексеевна Арсеньева? И ещё: я лично знала блаженную Матронушку и участвовала в её похоронах. А вообще, я прихожанка Данилова монастыря». Кто же не знает «самую знаменитую бабушку русской литературы», все силы отдавшую на воспитание внука? Впоследствии дома я мысленно сравнил свою собеседницу со знаменитым портретом неизвестного художника, запечатлевшем Елизавету Алексеевну в молодые годы. Пожалуй, некоторое сходство налицо: эти близко посаженные тёмные глаза… Есть физические признаки, которые чётко передаются по наследству из поколения в поколение.
                На предложение разделить трапезу новая знакомая сказала, что торопится обратно в столицу и просит лишь святых молитв. Я подписал и подарил ей свою книгу из тех, что Надежда ещё не читала, и мы расстались. А потом я вдруг вспомнил кое-что.
                Две недели назад я вернулся с Кавказа. Отдыхал в Кисловодске. Во время двухнедельного санаторного курса совершил две экскурсии: в Чегем и на Эльбрус. Оба раза случилось мне проезжать через Пятигорск. Экскурсоводы подробно рассказывали о  местных достопримечательностях и, конечно, много было сказано о М.Ю. Лермонтове. Так вот эти самые места, знакомые с детства по «Герою нашего времени»: Бештау, река Подкумок и гора Машук, у подножия которой погиб наш великий поэт! Как здесь красиво, величественно и в то же время иначе, чем мне представлялось! Как важно порой УВИДЕТЬ, чтобы лучше оценить. Вспомнилось и нечто иное. Совсем недавно мне достались мемуары моей прабабушки с материнской стороны Софии Ивановны Огнёвой (урождённой Киреевской). Братья славянофилы Киреевские приходились ей двоюродными дядями. Есть, по крайней мере, две ветви этого семейства. Славянофилы происходят от брата Ивана, а наша ветвь от брата Николая. Этот мой дальний предок Николай женился на своей крепостной Татьяне Бочаровой. Из-за такого вызывающего поступка вся родня прекратила с ним общение, но он на это не обращал внимания. Обучил жену русской грамоте, французскому языку, манерам так, что она ничем не отличалась от прочих светских дам того времени. У них родилось двенадцать детей, в том числе девять сыновей, которые почти  все служили офицерами, а после окончания службы становились орловскими помещиками. В этой губернии род Киреевских, получивший боярство от Василия Третьего, владел обширными землями. Как отмечает прабабушка, провинциальное дворянство первой половины Х1Х века было малокультурным, а порой и просто отличалось невежеством. В доказательство она приводит рассказ одного из своих дядей (сына упоминавшегося  моего прапрапрадеда Николая), служившего на Кавказе и жившего в одной палатке с Лермонтовым: «Плохой служака! Всё время что-то писал. Затеял неприличную ссору с Мартыновым». Далее родственник утверждал, что никакой дуэли не было бы, он бы их примирил, но, к сожалению, в эту ночь он был в наряде и узнал о трагедии лишь на следующий день. «Действительно, приходится лишь сожалеть, что так сложились обстоятельства» - комментирует прабабушка.
                Я долго смотрел на покрытый лесом конусообразный Машук с железной вышкой мобильной связи на вершине и слушал рассказ экскурсовода о том, что даже не известно точное место гибели поэта. Памятник поставили произвольно. Стало грустно. «Наверное, Михаил Юрьевич, и помолиться за тебя теперь некому?» - размышлял я, - «многие читают, многие ценят и почитают, но молятся ли? Так помяни, Господи, раба Твоего Михаила и вечная ему память».
                Теперь я знаю: есть, кому молиться за великого русского гения. Удивительное явление духовной связи между живыми и мёртвыми христианами! Об этом знает всякий, имущий хотя бы небольшой религиозный опыт. Появление на моём приходе старушки надежды Арсеньевой тому подтверждение, своеобразная весточка из могилы.
                Прот. Савва Михалевич
                Июнь 2016