Пророчества о России. Глава 2 Проблема интерпретац

Смирнов Александр Алексеевич
Проблема фальсификации  и интерпретации

Проблема фальсификации
• Фальсификации бесовские
• Фальсификации человеческие
Проблема интерпретации

Проблема фальсификации.
В процессе анализа пророчеств возникло понимание того, что простое цитирование пророчеств зачастую может привести к неверному пониманию сущности или последовательности предсказываемых событий, и даже ввести в заблуждение. И связано это со множеством причин.
Как уже было сказано в главе, посвященной лжепророкам и лжепророчествам, первой проблемой является проблема определения достоверности. Можно назвать это проблемой фальсификации. Причем мы сталкиваемся с двумя основными видами фальсификаций: фальсификацией человеческой и фальсификацией бесовской. Причем, вторую наиболее сложно выявить. Бесовская фальсификация может быть названа прелестью или ложными видениями, ложными откровениями, которые дают людям бесы, представляясь ангелами, Богородицей или даже Христом.

Фальсификации бесовские.
Преподобн. Серафим Вырицкий (Муравьев) 1866—1949 гг.
«Старец настоятельно советовал всем подвизающимся ни в коем случае не принимать никаких видений, явлений и гласов из мира духовного. Только святые с помощью благодати Божией способны отличать светлых ангелов от демонов. Последние же, являясь людям, принимают на себя вид ангелов света, окружают себя всяческой благовидностью и говорят видимую правду для того, чтобы обольстить и погубить неопытных, легкомысленных и любопытных. "Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого", — назидал ближних батюшка Серафим».  [Филимонов В.П.  Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. — СПб.: Сатись, Держава, 2006.  С.142]
Тем не менее, очевидно, в мир людей через книги и интернет просачиваются в том или ином виде фальсификации бесовского происхождения. И часто мы не можем их выявить, потому что автор может не говорить, как он получил то или иное откровение, а слушатели могут и не интересоваться подробностями. Однако, порой мы можем определить фальсификацию по косвенным признакам.
Например, мы не знаем, как получала откровения Пелагея Рязанская, но нам становится известен один эпизод из ее жизни, который был приведен выше. А именно: явление ей «духа Ленина», который с хихиканием потом бросился обратно в ад.
Этот  эпизод не относится к пророчествам, но говорит о том, что Пелагея не имела различения духов и принимала бесов за ангелов. Как сказано в данном повествовании: «Ангел Господень известил …. Пелагею, о том что к ней через шесть часов явится душа Ленина». Но Ангел не пошлет беса под видом души человека. То есть, очевидно, бес послал беса, или иначе: бесы разыграли спектакль. А раз так, и данная бесовская фальсификация не была разоблачена, значит, Пелагея не могла различать духов и вполне могла принимать от них фальсифицированные предсказания.
В первой главе мы видели еще несколько примеров, когда люди принимали явления неких сущностей из духовного мира за явления святых. А именно, игумен Гурий (Чезлов) и схимонахиня Макария (Артемьева). Игумен Гурий описывает явления бесов и говорит о явлении ему Богородицы. И вот в одно из посещений неких визитеров ему «было показано», что действующий епископ Вологодский Максимилиан и Патриарх, — имя которого не названо [Соль Земли. Фильм 5 серия 2, — Игумен Гурий. — 0:35:18], —  будут встречать в Иерусалиме антихриста. Можно предположить, что Гурий говорил о Патриархе Алексии II, потому что вместе с Патриархом бесы ему показывали действующего епископа. Но так как Алексий II почил, то имя его из фильма, созданного группой оппозиционно настроенных священнослужителей, убрали. Но настораживает не только это, но и многие другие его высказывания (см. первую главу). Интересно заметить, что сам игумен Гурий один раз заметил бесовскую фальсификацию:
«Мне ангелы пели Херувимскую — заслушаешься. А оказались бесы» Стоит только поверить им — погибель. Если вовремя не исповедуешься в этом, то враг больше и больше овладевает тобой» [Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове). — Вологда, 2007. С.36]. Но позже игумен все же попался на бесовские уловки, в результате чего стал распространять наговоры на Патриарха и действующего епископа, уверяя, что они от сатаны. В связи с этим мы не можем принимать без сомнения и другие его предсказания.
О схимонахине Макарии (Артемьевой) мы знаем благодаря одному автору — Дурасову Г.П. — из под пера которого до этого вышла книга «Отверженный символ: Свастика, её происхождение и место в христианской традиции» (совм. с Р. В. Багдасаровым, 1996). По прочтении книги Дурасова  пред нами предстает образ человека, так же находившегося в прелести, и принимавшего явления беса за явления Богородицы.  Так мы читаем, что  Макарию (Артемьеву) пугали явления некой сущности, имевшей вид Богородицы. Эта сущность из духовного мира дает странный совет: «Живите тише». А также сообщает о себе, что ходит по миру и «записывает людей на смерть» [Дурасов Г. П. Богом данная. Жизнеописание схимонахии Макарии. — изд. 6е дополненное. СПб., 2002. C.101—102], и требует от Макарии святить воду по какому-то особенному чину, оставив даже молитвенное правило. Плюс, она всячески возвышает и восхваляет Макарию (Артемьеву): «Ты совсем от мира особенный человек, — говорила ей Владычица» [Дурасов Г. Богом данная. Жизнеописание схимонахии Макарии. — изд. 6е дополненное. СПб., 2002. C.103] «Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу» [Дурасов Г. Богом данная. Жизнеописание схимонахии Макарии. — изд. 6е дополненное. СПб., 2002. C.100]. Все эти косвенные факты, которые мы находим в описании жизни схимонахини Макарии (Артемьевой), и игумена Гурия (Чезлова) позволяют нам усомниться в богодухновенности пророчеств, озвученных данными людьми. Впрочем, мы рассмотрели только несколько человек, чьи пророчества гуляют по сети и попадают в брошюры, журналы и книги. Наверняка, существует и другие. Поэтому перед нами встает потребность искать не только источники, но и, по возможности, исследовать жизнь человека, произносившего пророчества. Надо сказать, что это весьма непростая задача, и не всегда выполнимая.

Фальсификация человеческая
Приходилось сталкиваться и с фактами, которые сложно интерпретировать иначе, как фальсификацию, но в отличие от фальсификации бесовской — созданную людьми. Люди могут  как приукрасить уже существующие пророчества (дополнить или расширить их своими мыслями), так и придумать. Иногда же некая выдумка приписывается известной личности. Понятно, что при выявлении подлога, практически невозможно утверждать это со сто процентной уверенностью. Зачастую мы можем только предполагать с большей или меньшей степенью вероятности, что имеет место фальсификация. И здесь мы не застрахованы от ошибки. Малоизвестные пророчества могли проделать замысловатый путь: один человек услышал, передал другому и так далее, пока оно не просочилось в СМИ. Вполне допускаю такую возможность. И тут не избежать субъективности. Поэтому в данной работе оставлены пророчества, которые кто-то бы, наоборот, выкинул. Так автор оставил пророчества протоиерея Владислава Шумова 1902—1996 гг  (Успенский храм. д.Обухово Солнечногорский р-н Моск.обл). Хотя не известно: кто и когда их записал. Известно только что такой протоиерей существовал и обладал прозорливостью, — о чем сказано на сайте этого храма. Также в книге оставлены пророчества Иосифа Ватопедского, говорившего о дате взятия Константинополя, и пророчество Гавриила Сербского, упоминающего имя русского и сербского Царей, хотя не найдены печатные источники.
Иногда человеческая фальсификация происходит из-за путаницы. Так долгое время существовал миф о несбывшемся пророчестве Серафима Саровского, адресованного Николаю II. О нем даже говорили большевики и высмеивали в газетах.
«Письмо из департамента полиции. В семье царей Романовых из поколения в поколение передавалась легенда о существовании предсказания преподобного Серафима Саровского, которое относилось и к будущим царям этой фамилии. Текст предсказания
предположительно был записан одним отставным генералом и, по соображениям Александра III, должен был находиться в архиве жандармского корпуса, бывшем одновременно и архивом самодержавия. Однако поиски письменного источника в указанном хранилище ни к чему не привели. И все же к моменту восхождения на престол Николая II письмо это нашли в департаменте полиции.
Вот что там говорилось о судьбе последнего российского монарха: "В начале царствования сего монарха будут несчастья и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец подымется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая, и жизнь государя долговременная".
Данное предсказание преподобного Серафима было опубликовано в 1917 году после вынужденного отречения Николая II от престола государства Российского и сложения с себя верховной власти, но еще до его расстрела. Публикуя это пророчество преподобного Серафима по уникальному документу из департамента полиции, издатели, вероятно, хотели посмеяться над "несбывшимся" пророчеством: вторая половина земного правления Николая II была уже невозможна, а сам государь находился под арестом, и можно было предполагать печальное окончание его земного бытия вплоть до скорой мученической смерти». [100 Пророчеств Серафима Саровского. — Минск: Современный литератор, 2003. C.51]
Но дело в том, что это ничего подобного Серафим не предрекал. А имело место письмо Мотовилова Н.А. совершенно другому императору — Николаю I. В котором Мотовилов по памяти (через 21 год после разговора с преподобным) писал Николаю Павловичу, что якобы Серафим предрек большой бунт в его правление и реки крови, и то, что Господь убережет Николая Павловича и дарует ему мирное правление после подавления этого бунта. Полный текст письма читайте здесь [Стрижев А. Серафимо-Дивеевские предания. — М.: Паломник, 2003. С.426—430]  Мотовилов что-то напутал, что-то сказал от себя. В итоге мы получили фальсифицированное пророчество.
Очень похожи на фальсификацию пророчества монаха Авеля  (Васильева) 1757(55)—1831 гг. Отчасти потому, что исторические документы говорят о нем, как о человеке, прибывавшем в прелести (см. первую главу), так и потому, что в дореволюционных публикациях о нем нет предсказаний о последнем российском императоре. Художественный образ прозорливого монаха, предсказывавшего судьбу последнего Царя и последующее за этим «иго жидовское», как упоминалось ранее, появился с подачи одного эмигрантского писателя уже в XX веке. [Хлеб насущный, 1931 г № 5 // Шабельский-Борк П.Н.  Вещий инок.  — С. 28—30]. 
Откровенной и легко доказываемой является человеческая фальсификация, Валентины Афанасьевны Крашенинниковой, создавшей культ своего умершего ребенка. Из октябренка сделали «величайшего святого пророка», «отдавшего жизнь свою за всех». Первое утверждают последователи нового культа [Русский ангел. Фильм 1 серия 1. —  0:06:20], а второе утверждение несколько раз произносит в фильме сама Валентина Афанасьевна. [Русский ангел. Фильм 1 серия 4. —  1:51:45], [Русский ангел. Фильм 2 серия 4. —  2:24:20]. Причем никаких подтверждений, что Славик произносил пророчества — нет. Есть только слова матери. Более того, нет вообще никаких свидетельств хотя бы воцерковленности ребенка, жившего в обычной светской семье. Все это рассматривалось нами ранее более подробно. Тем не менее, «пророчества» Отрока Вячеслава во множестве гуляют в интернете и представлены в целой серии книжечек, издававшихся Валентиной Афанасьевной и последователями нового культа.
С большой степенью достоверности можно утверждать, что фальсификацией являются пророчества, приписываемые архимандриту Серафиму (Тяпочкину), которые говорят о предстоящем развале сначала СССР, потом России, и захвате Китаем не военным путем Сибири. Это пророчество вызывает сомнение потому что, появилось в 1997 году (через 15 лет после смерти архимандрита) когда развал СССР уже произошел и шли разговоры о дальнейшем делении России. Автор этой публикации  никому не известен, а журнал, где было напечатано это пророчество, ничего не знает о данном человеке. [Русь Державная, № 6 (38), 1997 // Алексей Николаев. Воспоминания о будущем — C. 3]. В данном тексте есть один эпизод, который вставлен, вероятно, чтобы предать ему большую достоверность: «Во время памятной беседы присутствовала молодая женщина из сибирского города. Ей старец сказал: "Ты примешь мученическую кончину от руки китайцев на стадионе твоего города, куда они сгонят жителей-христиан и несогласных с их правлением "». Разговор этот якобы состоялся в 1977 году. Какая женщина? Из какого города? Сколько ей было лет? Все это характерно для подобных рассказов — никакой определенности. Но, допустим, ей было 30 лет. Тогда уже сегодня ей должно быть под 70. Стадионов мучеников еще нет. А если отталкиваться от пророчества Иосифа Ватопедского, говорившего, что греки вернутся в Константинополь через 600 лет, после его потери (то есть в 2053 году), то тогда этой бабушке должно быть 106 лет. К тому же, из других пророчеств мы знаем, что Китай, вероятно, пойдет войной и если захват Сибири и будет, то как раз военным путем. И это несоответствие лишь усиливает уверенность в том, что данное пророчество придумано кем-то и является фальсификацией. 
Вызывает сомнение еще один эпизод, связанный с Китаем. А именно предсказание, приписываемое Аристоклию Афонскому (Амвросиеву)  1838—1918 гг.: «Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех».
Пророчества Аристоклия Афонского были известны до второй мировой войны. Но вот часть его, где говорится про Китай, появилась позже. Есть непроверенная информация, что появилось это пророчество как раз в период советско-китайского конфликта на острове Даманском (1969 г.). [http://www.f7x.ru/blog/np1237/518]. Первоисточник данного исследования найти не удается. Однако, в пользу того, что это правда и имеет место человеческая фальсификация говорит то, что большинство цитат данного пророчества звучат так: «Конец бед России будет через Китай» Фальсификация могла появиться именно в таком виде, как указание на то, что Китай изгонит коммунизм из России. И создать ее могли в эмигрантских кругах. Сегодня мы можем видеть, что «освобождение от коммунизма» пришло не из Китая. И пророчество потеряло смысл. Видимо потому смысл данной части пророчества трансформировался с политического на эсхатологический. Было: «конец бед России будет через Китай». Стало: «конец будет через Китай». С огромной долей вероятности можно сказать, что это — человеческая фальсификация.
Большое распространение имеют пророчества некоего «старца Антония». Появились благодаря книге «Духовные беседы и наставления старца Антония». Автор: священник Александр Краснов. В книге не указаны, ни издатель, ни год выхода книги, — что уже настораживает. Кроме того, личность самого «старца» вызывает сомнения, поскольку сказано, что имя изменено, а место жизни, службы и погребения — сокрыты. В книге это объясняется так: «Ты обязательно что-то будешь писать про меня, грешного. Для этого и беседы с тобой веду. Случится это, хоть сейчас, хоть позже, имя изменить и о месте захоронения — ни слова» [Духовные беседы и наставления старца Антония в 3-х частях. — С.79]. В итоге мы не знаем ничего о самом «старце», не можем проверить: кем он был, и не является ли книга выдумкой. Если же это реальный человек, мы не можем сказать: вел ли он благочестивую жизнь или может быть находился в прелести. Сокрытие основных фактов лишает нас возможности установления хоть какой-то истины. Очень похоже, что даже имя автора книги не настоящее. Существует сайт, где автор рассказывает о себе [http://alkrasnov.narod.ru/simple.html]. Но там тоже нет никакой конкретики. Сказано, что он закончил семинарию, но не сказано какую. Не назван храм, в котором служил или служит, не называется и место служения Александра Краснова. Заканчивается же рассказ Александра о себе тем, что автор хочет сохранить инкогнито. То есть фактически констатируется, что имя — Александр Краснов — также как и имя его героя — вымышленное.
 В итоге мы можем анализировать только текст книги. И этот анализ оказывается не в пользу «старца Антония». Книга «Духовные наставления…» заканчивается главой «Пророчества старца Антония согласуются с предсказаниями святых отцов», где приводится подборка разных пророчеств. Это напомнило автору один фальсифицированный текст, который подавался как пророчество Серафима Саровского. В нем приводилась прямая речь якобы явившегося кому-то Серафима Саровского со словами: «Как говорит обо мне Пелагея Рязанская…». То есть, составитель фальшивки занимался компиляцией других текстов, и в уста великого пророка вложил ссылку на какое-то предсказание Пелагеи Рязанской, как на нечто более авторитетное, чем слова самого Серафима Саровского. В данном случае, похоже, применен тот же прием: автор, создав художественную компиляцию из известных ему пророчеств, в конце для повышения авторитета книги указывает на тексты, с которыми он знаком.
В целом текст неизвестного автора о неизвестном «старце» содержит множество фактических и догматических ошибок. Например, сказано, что «старец» учился в семинарии Троице-Сергиевой лавры в царские времена [«Духовные наставления….» C.14], хотя семинария там открылась только в 40-х годах XX века. Говорит, что во времена ереси жидовствующих «все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву» [C. 139] В то время как в XV веке, когда появилась эта ересь, в Литве не было ни одной типографии вообще. Уверяет, что у католиков решение папы Римского если противоречит суду Божиему, «то последний должен быть изменен в пользу мнения римского епископа»[C.152]. Однако, это не правильное понимание католического догмата. Но он путается не только в католических догматах, он неверно передает учение Церкви. «Церковь учит, что антихрист войдет сразу в каждый дом… Сколько споров вызывало утверждение, что антихрист одновременно войдет в каждый дом. И мы в семинарии спорили, еще как спорили! Только с изобретением телевизора все стало понятным» [C.62, C.223] Но Церковь этому не учит. Нет такого учения. Есть предсказания, по которым, видимо, автор и составлял свою книгу. Или вот еще слова «Антония»: «Евангелие следует понимать буквально — сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса». [С. 207] Но и такого призыва в Писании нет. А есть следующее: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» [Мф. 10:23]. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» [Мф. 24:15]. Если следовать мысли «старца» и понимать Писание буквально, не обдумывая, то последнее не относится к живущим в России (так как сказано: «находящиеся в Иудее»). Может быть «старец» А. Краснова имеет в виду слова из Откровения: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней». [Откр 12:6]. Но это не призыв, а видение Церкви, скрывающейся в пустыне. И сказано: «питали её там 1260 дней».  «Старец» же призывает уходить в леса с лопатами, буржуйками: «Из материального (нужно) то, в чем человек обязательно будет иметь необходимость — строительный инструмент, топоры, лопаты, упоминавшуюся уже «буржуйку». Конечно, одежду и обувь, простую и надежную, в общем все, что может помочь продержаться три с половиной года. Это и лекарства различные, спички, соль...». [«Духовные наставления…» — C.217—218] То есть, автор «Духовных наставлений…» предлагает буквально понимать слова о бегстве в пустыню, и не видит слов о том, что Жену «будут питать», отступая от буквального понимания там, где ему хочется. Вообще, мысль о бегстве в пустыню, уходе в подполье, уходе из Церкви, превосходстве старцев над епископами — звучит постоянно. И еще, что в конце времен, по мысли «старца», «вступают в силу другие законы» [С. 270]. И еще настораживает его нелюбовь к промышленности. «Зачем выплавляется столько стали? Скажи, сколько килограмм железа вы используете у себя дома? Пускай сто килограмм. Умножь на число жителей, добавь нужды армии, общественных дорог. А куда все остальное девается? Идет же оно на подготовку прихода антихриста, вот куда! Значит, не нужно оно все это производство» [C. 257—258]. «Все это вражеская уловка — собрать людей вместе для совместной работы на заводах, оторвать от Божьего мира. А сами заводы тоже использовать по прямому назначению — уничтожение сотворенного Зиждителем!»   [С. 206] Не любит он электронику, телефоны — и это можно понять. Но почему-то автор решил осудить и библиотеки: «каждый человек пишущий, даже просто прочитавший до тебя книгу, оставляет в ней свой отпечаток — либо благодати, либо адского провала». [С. 269]. Подводя итог сказанного, можно с большой степенью вероятности предполагать, что этот анонимный «старец» — человеческая выдумка. С какой целью написана книга? Может быть, это банальное желание заработать на тираже. Книга получилась цитируемая, но опасная. То, что она опасна, мы можем убедиться, прочитав отзывы людей, с ней столкнувшихся. Вот, например, какой отзыв оставил Владимир, под статьей с разбором данной книги:  «Прочтение книги про старца Антония было моей одной из самых больших ошибок в этой жизни. Это было лет 11 назад, я учился на 1-м курсе в университете. "Правда Божия" хорошо впечаталась в мой юный мозг, довела до психических расстройств, асоциальных поступков типа попыток сдать все документы, категоричного мышления и т.п. Если авторы, пишущие подобные книги, действительно верующие люди, пусть протрут глаза и увидят плоды своих душеполезных трудов. У людей, читающих такие книги, едет крыша! В прямом смысле. Мне тоже пришлось лечиться у психотерапевта, ибо жизнь церковная по советам старца Антония никакого мира душенвного мне не принесла».

Проблема интерпретации пророчеств
При работе с пророчествами возникло понимание еще одной проблемы, которую можно назвать проблемой интерпретации. Надо знать, как получают истинные откровения. Вот что пишет Иоанн Богослов: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. <...> Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего». [Откр. 1:10—11,19]. Иоанн и записал всё что увидел. Можно даже предположить, что не всё из виденного он понимал. Тем не менее, он всё передал без собственных объяснений, отказавшись от собственной интерпретации откровения: видел то-то и то-то. Интересный эпизод мы можем наблюдать в Евангелии от Иоанна. «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?  Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.  И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?  Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». [Иоанн. 21:20—24]
Слова Христа оказались непонятны Его ученикам. И они интерпретировали их так, что Иоанн (а это был именно он) не умрет. Иоанн же поправляет их, и возвращает пророчеству истинный, не искаженный, смысл: «Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Апостолы чуть не исказили слова Христа своей интерпретацией, но Иоанн их поправил, восстановив сказанное, передав пророчество как есть. Если не избежали этой ошибки апостолы, то нет ничего удивительного в том, что интерпретационные искажения могут случаться и в наше время у людей, получающих откровения сегодня.
Возвращаясь к словам Христа, можно предположить, что Христос под образами трех учеников, которых Он часто брал с Собой [Матф. 17:1 Марк.1:29, 5:37; 14:33] — Петра, Иоанна, Иакова — понимал три ветви христианства — католичество, православие и протестантизм. И сказав нечто об Иоанне, Он предрек то, что православная Церковь простоит до конца («Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду»). Но это лишь предположение.
Проблема интерпретации пророчеств заключается в том, что провидец может исказить смысл пророчества своим объяснением. Это произойдет в том случае, если он даст только свое понимание, не указав то, что ему было открыто буквально (не передав пророчество как есть). Допустим, если бы в Евангелие попали не слова Христа, а чей-то вольный пересказ: (например, Христос сказал, что один из учеников Его не умрет, а прибудет до второго пришествия). Очень может быть некоторые прозорливцы, просто не задумываясь о возможности подобного искажения, излагают слушателям свое понимание (свою интерпретацию) виденного, и тем самым искажают смысл откровения, данного им. Приходится это говорить потому, что при изучении пророчеств нередко приходилось сталкиваться с тем, что человек, которому можно доверить, говорит вещи, в которых можно усомниться. В дальнейшем, нам будут встречаться подобные примеры.
Но одно дело —  неверная интерпретация, а другое дело — толкование пророчества. С толкованием можно соглашаться или не соглашаться. Смысл же озвученной проблемы заключается в том, что первоначально озвученное пророчество может быть уже искажено тем, кто его получил, и предал огласке. И мы практически лишены возможности определить — были ли искажения, и насколько они велики. Иногда мы можем это предположить, но практически никогда не можем быть уверены в этом.
Иногда может случиться и так, что человек, заслуживающий доверия, говорит о будущем, и с уверенностью произносит некие истины, не говоря: почему он считает так, а не иначе. И слушатель воспринимает это, как пророчество. А этот человек может излагать свое мнение. Например, он так решил, опираясь на те или иные прочитанные или услышанные им сведения. И если он не сказал: «я полагаю», или «мне кажется», то мы не сможем определить, является ли это пророчеством или мнением. Можно спросить: а какая разница? Просто мнение с большей вероятностью может быть ошибочным. Например, если этот человек пришел к какому-то выводу, опираясь на ошибочные пророчества или ошибочные мнения других людей. И в этом случае он будет говорить ошибочное мнение, которое другие могут принять за пророчество.
Но вернемся к проблеме интерпретации. На каком основании мы можем сказать, что то или иное пророчество может быть передано неверно. Это можно сделать только в том случае, если мы видим, что данное пророчество либо не исполнилось, либо не может исполниться в ближайшее время. Чаще всего, это происходит, когда человек, обладающий прозорливостью, дает какие-то временные привязки, а они проходят.
Вот пророчество или мнение преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуры) об антихристе: «Одна сестра, слушая эту беседу, спросила: "Как быть? Не хотелось бы дожить до этого времени!» (до антихриста) «А ты молодая, можешь дождаться», — сказал Старец. «Как страшно! » —  «А ты выбирай одно из двух: или земное, или Небесное».[Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие Акафист Поучения. —  Типография Почаевской Лавры, 2001. С.120]

 «Он (антихрист) своих людей будет "штамповать" печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны. Сначала начнутся гонения на Иерусалимской земле, а потом по всему миру прольется последняя кровь за Имя нашего Искупителя Иисуса Христа. Из вас, чада мои, многие доживут до этого страшного времени». [Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие Акафист Поучения. —  Типография Почаевской Лавры, 2001. С.119]

«Игумения Домницкой обители с двумя келейницами зашли к батюшке отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал:
— Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!
Это было в 1948 году. Обе инокини были 1923 года рождения. Рассказала монахиня Н». [Выдержка из статьи «Преподобный старец» Газета «Жизнь вечная» май 1996г.]

Вот когда имеется временная привязка, мы уже можем что-то проанализировать. В 1948 году инокиням было по 25 лет.  Значит сегодня им должно быть по 93 года. И если бы высказывание Лаврентия Черниговского являлось пророчеством, а не мнением, то явление антихриста состоялось бы в ближайшее десятилетие, максимум — в ближайшие двадцать лет. Но мы знаем признаки пришествия антихриста, которые еще не исполнились: не воссоздан храм на храмовой горе в Иерусалиме, не было еще нашествия 200 миллионного войска под предводительством Гога из земли Магог с истреблением трети человечества [Откр. 9:18], и прочая и прочая (см. Откровение: события от открытия третьей печати до седьмого трубящего Ангела). И, вместе с тем, слова Лаврентия Черниговского вступают в противоречие с другими пророчествами. В частности с пророчествами о третьей мировой войне, избрании Царя в России и трех – четырех десятилетиях расцвета, — о чем мы поговорим в соответствующих главах.

Иосиф Ватопедский: «Будет война <...> Но после этой большой чистки будет большое возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой такой всплеск Православия. Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было в начале в первые века. Когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится 3—4 десятилетия» [Афон 26.10.2001г. // https://www.youtube.com/watch?v=O1jqNfP2gNw]
Таким образом, нашим монахиням надо прежде дожить до мировой войны, а потом прожить еще как минимум тридцать — сорок  лет. Очевидно, что Лаврентий Черниговский высказал не пророчество, а мнение. И это мнение оказалось ошибочным.
Приведенное пророчество Иосифа Ватопедского, также, по-видимому, не лишено интерпретационных ошибок. Потому что дальше он говорит: «… Это продлится три—четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста» [Афон 26.10.2001г.  https://www.youtube.com/watch?v=O1jqNfP2gNw]. Возникает ощущение, что пророки наших дней, словами об антихристе как бы сворачивают свое повествование. Мол, дальше ничего хорошего нас не ждет: последний всплеск Православия закончится и потом только диктатура антихриста. В то же время, существует такое понятие как времена антихриста без антихриста. Так Серафим Саровский говорил своим духовным детям: «До антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете» [Стрижев А. Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания Письма. Церковные торжества. — М.: Паломник, 2006. С.534]. И что имел в виду Иосиф Ватопедский, говоря о диктатуре антихриста? Было ли это мнением или пророчеством? —  выяснится только по мере приближения указанного времени. Но в любом случае, речь идет о конце XXI века. Надо полагать, что в свое время будут появляться новые пророки и пророчества, которые  станут вносить ясность уже для своих современников.
Вообще, с предсказаниями о появлении антихриста или о скором появлении антихриста приходится сталкиваться постоянно. Надо сказать, что и бесы, как ни странно, внушают людям (тем, кого они смогли обмануть), что антихрист уже родился. Этот прием используется, чтобы вносить разлад в Церковь. Ведь если антихрист уже родился, то уже раздают или собираются раздавать печать. Отсюда возникшая у определенной части верующих документофобия. На примере, игумена Гурия (Чезлова) мы видели как действуют бесы, внушая то, что антихрист уже родился (патриарх и действующий епископ будут его встречать), и что нужно отказываться от любых документов. Но, кроме этого имеются и другие высказывания об антихристе, которые могут смутить верующего.

Св. преподобн. Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)  1929—1995 гг.
«Антихрист уже родился». [Диадема старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. — М.: Изд. дом Святая Гора, 2006. С.109]
Схим. Нила (Колесникова) 1902—1999 гг.
«Вы все увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста. Деточки мои, как мне вас жалко, — плакала она при этих словах и обязательно добавляла, — но слава Богу за все! »  [Схимонахиня Нила (Колесникова), Жизнеописание Воспоминание о матушке. Пророчества, наставления, молитвы. 2-е изд. — М.: Паломник, 2003. С.191].
Св. Матрона Московская (Никонова) 1885— 1952 гг.
Из воспоминаний Зинаиды Владимировны Ждановой (1917—2007 гг.) «Потом придут прежние, и будет хуже, чем было! Как мне вас всех жаль! Доживете до последних времен. Жизнь будет все хуже и хуже. Защищайтесь крестом, молитвой, святой водой, причащением частым... Перед иконами всегда пусть горят лампады. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: выбирайте. Мы выберем крест» [О жизни и чудесах блаженной Матроны. — М.: Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2013. С. 55].
Святитель Феофан Полтавский (Быстров) 1872—1940 гг. Сказано в 1930 г. 
«Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних Временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается, и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями (сказано предположительно в 1930 году). Но до пришествия антихриста Россия еще восстановится, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог — не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству слова Божия, и это бывает» [письмо  Концевичу Е.Ю.  от Феофана Полтавского // «Неизвестный Нилус». Т. 2. — М.: Православный паломник, 1995. С. 333—340]

Схиархим. Христофор (Никольский) 1905—1996 гг.
Монахиня Параскева (Киселева) вспомнила слова схиархимандрита Христофора: «Ты ещё поживешь и ещё много увидишь...
— Хуже, чем войну? — спрашиваю.
— Да, — отвечает, — это ты всё увидишь и доживёшь до антихриста... Но ты не страшись, ты же ещё с детства сидела во ржи, наблюдала за немцами. И мама моя мне сказала, что я доживу до антихриста». [Иероиакон Авель (Семенов). Схиархимандрит Христофор. —  М., 2007. С 323 // Жаль не удается найти больше ничего о монахине Параскеве (Зое Киселевой). Если бы мы узнали год её рождения (или годы жизни), то имели бы привязку ко времени. Если кто-то что-то знает об этой монахине, напишите пожалуйста автору: golden-ship(at)mail.ru].
Рассуждения о скором приходе антихриста имеют как минимум две опасности для слушающего:
1) можно принять позицию раскольников, начать уничтожать свои гражданские документы, разорвать с обществом и уйти, как пензенские затворники в рукотворные катакомбы;
2) если пророчество не сбудется в указанные сроки, то можно разочароваться в провидцах, а может быть и в православии.
И то и другое — губительно. Поэтому, данное исследование нацелено, на то, чтобы по возможности уберечь людей от первого и от второго. Мы выдвигаем предположение, что даже в словах великих людей могут закрадываться ошибочные ожидания, возникающие вследствие неверной интерпретации пророчества, или формирования ошибочного мнения. Кроме того, имеются банальные фальсификации.
Мы знаем, что до появления антихриста должны произойти некоторые события. Итак, приведем некоторые (далеко не все) события мирового масштаба, которые просто невозможно пропустить или не заметить. 
1) «Первый ангел вострубил и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела». [Откр. 8:7]
«Первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его». [Откр. 16:2]
2) «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла». [Откр. 8:8,9]
«Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море». [Откр. 16:3]
3) «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.  Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». [Откр. 8:10,11]
«Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь». [Откр. 16:4]
4) «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была —так, как и ночи». [Откр. 8:12]
«Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем». [Откр. 16:8]
5) «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее;пожелают умереть, но смерть убежит от них». [Откр. 9:1—6]
«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих». [Откр. 16:10,11]
6) «Шестой Ангел вострубил <...>  И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем (200 млн. — Смирнов А.А.);  и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей». [Откр. 9:13—18]
«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного». [Откр. 16:12] Здесь имеется в виду нашествие войск Гога из земли Магог, когда погибнет треть человечества. [Откр. 9:18] Подробнее рассматривается здесь [Смирнов А. Поиски земли Гога и Магога //
7) По пророчеству Нила Мироточивого должны высохнуть моря!

Преподобный Нил Мироточивый  ум. 1651
«На печати же написано будет следующее: "Я твой есмь" — "Да, ты мой еси". — "Волею иду, а не насильно". —"И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно". Сии четыре изречения, или надписи, изображены будут посреди той проклятой печати.
О, несчастен тот, который запечатлеется этой печатью! Эта проклятая печать наведет великое бедствие на мир. Мир тогда столь будет угнетен, что люди станут переселяться с места на место. Туземцы же, увидав пришельцев, скажут: о, несчастные люди! Как решились вы покинуть собственное, столь благодатное, место и прийти в проклятое место сие, к нам, у которых не осталось никакого человеческого чувства?! Так будут говорить на каждом месте, куда люди будут переселяться со своего места на другое... Тогда Бог, увидав смятение людей, от которого они зло бедствуют, переселяясь с мест своих, повелит морю восприять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имело, чтобы не переходили бы для переселений с места на место. И когда воссядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле. Когда вода долго кипит в котле, то не испаряется ли она паром? Так будет и с морем. Кипя, оно будет испаряться и исчезнет как дым от лица земли. Иссохнут на земле растения, дерева дубравные и все кедры, от морского жара все иссохнет, жилы водные иссохнут; животные, птицы и пресмыкающиеся, все умрут».  [Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. — Ника: Житомир, 2002. Репринт 1912. С.104—105]. Конечно, можно сказать, что это событие совпадет с приходом антихриста к власти, как сказано: «когда воссядет антихрист на проклятом троне своем». Может быть и так, но может быть, на это потребуется время, чтобы произошли некие изменения в природе. В любом случае, когда говорят, что уже раздают печати антихриста, следует поинтересоваться: высохло ли море?

Мы рассмотрели некоторые события, происходящие в последние годы или десятилетия, когда Ангелы уже изливают чаши гнева Господня [Откр 15:1,7 16:1 —17], но ведь и до этого будут происходить какие-то события. И это время, которое по праву можно назвать «временами антихристовыми», повторяя за Серафимом Саровским («до антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете»).
Можем ли мы говорить, что антихрист уже родился, или, что наше поколение доживет до антихриста? Мне кажется, что так говорить нельзя, не подвергая себя опасности обмануться и ввести в заблуждение других. В данной же главе мы попытались показать, что даже у великих подвижников могут быть ошибочные высказывания, которые, вероятно, связаны с неверной интерпретацией, или ошибочным мнением. Ошибок интерпретации, как оказывается, не избежали даже апостолы.