Путешествие в Северную Корею. Вступление

Оксана Задумина
Сказать, что я всю жизнь строила планы, разрабатывала маршрут и мечтала попасть в Северную Корею, хоть убей, не могу… Помню, что всегда хотела много путешествовать, побывать в разных местах, но к 2009 году, имея второй по счёту загранпаспорт, я так ни за какие рубежи родины не выбралась, не считая посещение в советское время республик СССР. Обычно мешали финансовые и семейные проблемы, а иногда просто здоровье не позволяло… Когда же все эти препятствия постепенно ликвидировались, я развернулась на полную катушку и Северная Корея стала 51 страной, которую мне удалось наградить своим присутствием!

Первоначально о Корее разговора вообще не было, мы с мужем планировали съездить в Японию, на Хоккайдо, оттуда на Сахалин, с Сахалина на пароме «на большую землю» в Ванино, потом в Хабаровск и закончить путешествие во Владивостоке, где живёт моя родственница, по которой я очень соскучилась, так как не видела её 39 (!) лет. Но мужу показалось, что таких переездов нам будет мало, экшена ему в жизни вечно не хватает, и он стал вынашивать планы поездки в соседние страны – Северную Корею и Китай. Китайский Хуньчунь в процессе движения отпал сам по себе из-за отсутствия времени, а вот поездка в Северную Корею стала приобретать совершенно реальные очертания.

Удача и счастливые случайности нас сопровождали всю дорогу, ведь иначе невозможно объяснить, почему самая закрытая страна мира так легко нам открылась! Муж, наивный чукотский юноша, думал, что в Северную Корею мы можем въехать без визы, он прочёл на каком-то сайте, что в стране имеется свободная экономическая зона Ранжин-Расон, которая открыта для посещения туристов, что поехать туда может каждый, исключение составляют журналисты, которых в Северной Корее очень не любят. Супруг даже дал мне задание, позвонить в РЖД и узнать продадут ли нам билет без визы на поезд Москва-Туманган. Мой звонок ситуацию мало прояснил, в справочной службе мне ответили, что поезд ходит раз в четыре дня, билеты есть, стоимость в швейцарских франках такая-то, а визовые вопросы вне пределов их компетенции.

Тогда муж на просторах интернета нашел владивостокскую фирму «Альфа-Омега» и велел мне позвонить туда, чтобы выяснить, можем ли мы частично купить у них тур в Северную Корею, а на территории страны уже путешествовать самостоятельно. Оператор меня заверила, что это абсолютно исключено, что Северная Корея осталась последней и единственной страной, где свободный въезд и перемещение невозможны для туристов. Но их компания готова нам помочь в организации поездки и они могут предложить как индивидуальные, так и групповые туры, притом ближайший из них намечен на 24 июля (4 ночи, 5 дней).

Какая удача! Ведь именно в это время мы собирались быть во Владивостоке, то есть время полностью подходило! Действительно, туры в Северную Корею совершаются нечасто, в прошлом году фирма организовала лишь одну группу, да и в нынешнем году это была первая поездка. Наши попутчики позднее нам рассказали, что они пытались поехать в Северную Корею многократно, но, то группа не набиралась (цена для групп менее 10 человек уже совсем другая), то поезда не было, то ещё какие-то препятствия им мешали попасть в эту «экзотическую» страну… А у нас получилось с первого раза!!!

Требовалось выслать копии документов, заполнить анкеты, оплатить 6900 руб. на каждого туриста и взять с собой 3 фотокарточки для оформления разрешения на пребывание. Оставшаяся сумма в 253 доллара США оплачивается уже на корейской стороне в американских дензнаках не старше 2006 года. Мы были в восторге, всё складывалось как нельзя лучше! На фоне моего ликования дочка попросилась поехать с нами, и мы решили, что окончание института является достойным поводом для такой поездки, а потому заказали три путёвки. Итак, сформировалась группа из 14 человек: помимо нас, Команду Любознательных составляли туристы из Владивостока, один парнишка из Хабаровска и девушка, прилетевшая из Москвы.

Тур начинался в Хасане, приграничном посёлке с населением 660 человек. Для многих это весьма известное географическое место, ведь в школьной программе событиям 1938-39 гг. на озере Хасан и реке Халхин-Гол уделялось большое внимание. Тогда японские войска, как поётся в популярной военной песне, «...в эту ночь решили самураи перейти границу у реки». Поэтому нам очень хотелось увидеть этот легендарный Хасан, отдать дань памяти советским воинам, стоявшим насмерть, обороняя рубежи нашей родины. Правда, забегая вперед, скажу, что к озеру мы не прошли – доблестные пограничники нас вообще едва не арестовали за то, что мы попытались идти в сторону погранзаставы (у меня забрали российский паспорт, заграничный я им предусмотрительно не отдала). После многочисленных проверок документ мне всё-таки возвратили и объяснили, что данная территория является приграничной, поэтому даже для нахождения в Хасане нужен спецпропуск. Но памятники воинам-защитникам в посёлке и на железнодорожной станции нам всё-таки удалось найти и сфотографировать.

Турфирма для иногородних предлагала свою помощь в приобретении ж/д билетов из Уссурийска, а владивостокцы добирались своим ходом. Не помню, кому пришла в голову гениальная по своей простоте идея о том, что можно найти попутчиков. Ясно, что туристы будут ехать до Хасана на своём автотранспорте и могли бы нас взять заодно с собой. Я написала письмо Анне, туроператору фирмы и она нашла попутчиков, которые забрали наши билеты в фирме и чудесным образом подхватили нас в Новонадеждинске возле магазина «Дерёвня». С Женей и Анжелой мы моментально подружились и под дорожные байки, шуточные истории мы в рекордное время преодолели 270 км пути.

Прежде чем я приступлю к рассказу о переходе российско-северокорейской границы, отмечу, что наша группа сократилась на одного человека – моя дочура, которая должна была вылететь из аэропорта Шереметьево до Хабаровска, а оттуда во Владивосток, сошла с дистанции – она элементарно опоздала на регистрацию рейса на 7 минут в Москве, и «доблестные» авиаработники предложили ей купить новый билет за 55 тыс. руб., вместо того, чтобы подсказать «лазейку». Ну, а что? – «баба с возу, кобыле легче».

У меня, кстати, как-то была подобная история, но мне тогда здорово повезло: самолет из Франкфурта-на-Майне прилетел с двухчасовым опозданием в Москву, представители «Сибири» к которым я обратилась, т.к. летела именно этой компанией, не стали со мной даже разговаривать, я стояла в центре зала аэропорта «Домодедово» и рыдала! Регистрация на рейс закончилась – утром меня ждали студенты, в 8.00 начинались лекции!!! Что делать?!!! Ко мне подошёл сердобольный пожилой мужчина, взял меня за руку и сказал, что он только что в таком же состоянии отправил свою жену и мне тоже поможет. Спаситель подвёл «деморализованную девушку» к стойке регистрации опоздавших пассажиров, там я заплатила штраф, что-то вроде 1700 рублей и меня лично, прямо с чемоданом, «погрузили» в самолет. Ангел был рядом!!!

«Отряд не заметил потери бойца» – чёртова дюжина туристов находилась в здании ж/д вокзала посёлка Хасан, который является одновременно российско-северокорейским пограничным пропускным пунктом. Конечно, стереотипные представления о Северной Корее мешали нам адекватно оценить ситуацию. Особенно я переживала за мёд, мне его довелось купить у подножья горы Пидан в деревне Лукьяновка, когда мы вернулись с восхождения. Представьте себе, хозяйка пасеки Марина сообщила, что ночью приходил медведь и перевернул открытую флягу! Надо же, мёд он по-настоящему ведал!

В числе продуктов, считающихся запрещенными для провоза, помимо мёда значилась рыба, а у нас в ручной клади была корюшка, которую мы купили в Южно-Сахалинске по рекомендации актёра кукольного театра Димитрия. Помнится, Дима нам сказал, что корюшка – это сила, это то, что обязательно нужно везти с Сахалина, потому как нигде подобной не сыщешь! Вдобавок, в моём рюкзаке лежала парочка журналов «Психология», они тоже подпадали под статью – печатная продукция!

Я «помелась» по вокзалу и стала пытать всех отъезжающих вопросами о трудностях прохождения таможенного контроля. Таким образом, мне удалось быстро познакомиться со многими попутчиками, и в частности, с ребятами, ехавшими в Северную Корею на работу, приезжавшими вахтовым способом и трудившимися в российской части северокорейского порта. Удивительно, но не договариваясь, мы с ними встретились за эти 5 дней ещё 3 раза! Сначала, оказались вместе в купе, потом, когда мы отправились на экскурсию в порт, увидели их выходящими с работы, а затем они приехали к нам на такси отдыхать на море, ведь база отдыха «Золотой берег» расположена в живописнейшей части Японского, ой, простите, Восточно-Корейского моря (корейцы его называют так). Парни сказали мне, что шмонать не будут, если мы «подарим» погранцам пачку «Marlboro», например, или конфеты, или ещё что-то в этом роде… «Страна бедная – что вы хотите?!»

Однако, ничего подобного у нас с собой не было… Шоколадки с морской солью и водорослями, купленные в Южном – не в счёт, «дарить» мы их никому не собирались. Ещё ребята добавили, что корейцы будут тщательно смотреть карты памяти в телефонах на предмет порнографии и других «девиантных» фото, а так как в самсунге мужа были буквально тысячи фотографий с наших поездок, то он для скорости прохождения границы решил вообще вытащить флешку и положить её в карман шорт. Вот это его действие заставит меня на таможне здорово попотеть! Я «конкретно грузилась», пардон, ужасно боялась, что карта будет обнаружена и нас не пустят из-за этого в страну.

На границе я шла первая через контроль: у меня забрали «на экспертизу» 2 журнала, игральные карты, магнитик из Холмска и книжку, подаренную стихиряниным Сергеем Прохоровым, с которым мы познакомились в Большом Камне (муж моей родственницы Лены  по совместительству является другом поэта). Валера-то нам и рассказал историю о том, как Серёга, а, впрочем, иногда и он сам, декламирует на юбилеях и днях рождения бессмертные стихи Великого Поэта Приморья (так он его называет), подставляя только разный возраст, ну, к примеру:
А тридцать лет – прекраснейшая дата, (или)  А сорок девять лет – чудеснейшая дата
Мужчины настоящего расцвет!            (или)   Прекрасной, дивной женщины расцвет!
                Желаем, чтобы жизнь была богата
                И излучала только добрый свет!

В итоге, изъятые на проверку вещи мне вернули, но предупредили, что на обратном пути будут проверять снова, а потому очень важно, чтобы каждая страница была на месте! Всю дорогу потом я страшно переживала за свои журналы и книгу, даже не предложила их почитать своим одногруппницам Свете и Ларисе, которые взяли из печатной продукции только памятку туриста и путёвку. Путёвку они выучили наизусть, а памятка с ними сыграла злую шутку (об этом я расскажу чуть позже).

Северокорейский пограничник хотел посмотреть галерею в моём телефоне, но аппарат оказался таким мудрёным, что он даже не в состоянии был его открыть. Мне пришлось ему помогать, не смог служилый, конечно, разобраться и со всем остальным... Мои крючки на бюстгальтере стали звенеть – и корейцы не знали, что со мной делать, а потому решили других туристов уже через этот палочный металлоискатель не пропускать. В общем, контроль мы прошли без особых проблем, на обратном пути нас досматривали ещё меньше – это у страха были глаза велики!

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/20/1314