Из записных книжек 295. Уточнялки

Владимир Васильевский
     Однажды является ко мне мой старый приятель, карело-финн Отто Ланкинен. Актер. И большой любитель словесности. В том числе - русской.
   - Я собрал коллекцию уточнялок.
   - Коллекцию чего?
   - Уточнялок.
   - Поясни.
   - В некоторых русских песнях лучше петь не слова авторов, а слова, уточненные народом.
   - Пример можешь привести?
   - Я к тебе для того и пришел. Чтобы эти примеры прочитать. Ты - русский. Я - финн. Мне не все понятно.
   - Хорошо. Давай сядем за стол. Угостимся чаем, извини, крепче ничего нет. Ты явился неожиданно. И за чаем расскажешь про свои уточнялки.
     Но Отто не стал дожидаться пока будет готов чай. Сразу стал рассказывать. Я, тем не менее, занялся приготовлением чая и бутербродов.
   - Ты знаешь песню, где есть такие слова:"Вот кто-то с горочки спустился. Наверно, милый мой идиот"?
   - Не "идиот," а - "идёт".
   - Я слышал - "идиот".
   - Где слышал?
   - Две старые тетки сидели на берегу речки Смоленки, пили пиво и пели.
   - Это они прикалывались.
   - Они много пели. Я сел недалеко, за кустом. Слушал и записывал.
     Отто достал записную книжку. Долго листал, шевелил губами. Наконец, нашел нужную страницу.
   - Вот. Они еще пели: "Руку дружбы подали. Повели в запой" Как можно повести в запой?
   - В оригинале - "В забой". Так называется место в шахте, где добывают уголь.
   - Тоже прикол?
   - Да. Похоже, у тебя одни приколы и будут.
   - Еще:"Привыкли руки к стопорям".
   - "К топорам". Веселых теток ты нашел.
   - Да. Они пели и смеялись. Вот еще:"Ну, разлюбил меня бы что ли. Не обнимал бы мой порог".
   - "Не обивал бы мой порог".
   - Что такое "обивал"?
   - Не приходил бы слишком часто.
   - А вот еще. Одна пела, а другая услышала и долго смеялась. "А лез такой загадочный. А слез такой задумчивый". Это что значит?
   - Это про половой акт. Чай готов. Тут у меня нашлось немного коньяка. Тебе с коньяком?
   - Да. С коньяком. И ... побольше. В ваших песнях поют про половой акт?
   - В песнях - нет. Это пели твои тетки.
   - Я, кажется, сам понял. Он сначала к ней приставал, шутил загадками. А потом ... А потом ему уже не до нее. Он устал. И поэтому - задумался. Правильно?
   - Ну, почти. Пей чай. Остывает. Вот еще бутерброды. Угощайся.
   - А это я, кажется, тоже разгадал. "Стою на полустаночке. Держу в руках полбаночки". Ведь полбаночки на жаргоне - поллитра. Так?
   - Так.Только в песне:"Стою на полустаночке. В цветастом полушалочке".
   - Что, в песне не про водку?
   - Не про водку.
   - Почему же тетки пели про водку?
   - Прикол.
   - Опять прикол?
   - Да. Все твои уточнялки - приколы. Отто, пойдем прогуляемся. В супермаркет зайдем. Чего-нибудь к столу прикупим. Коньяк вот кончился.
   - Не могу.  У меня мало времени. Тут всего штук пять-шесть уточнялок осталось. Эти я услышал в студенческом общежитии.
   - Ну, давай хоть на болкон переместимся.
   - Не хочу стоять.
   - Там кресла. В них расположимся.
   - Тогда идем.
     На болконе Отто продолжил.
   - Предполагаю, что у студентов тоже все уточнялки - приколы. Вот первая:"Подороже трава". Это про марихуану?
   - У студентов - да. А в оригинале:"Подорожник-трава".
   - Еще:"Помнишь лизал ты с шумной толпою?" Это про групповой секс?
   - У студентов, опять, -  да. В песне:"Помнишь ли зал ты с шумной толпою?"
   - "Не гляди на зад, не гляди". Это что?
   - У студентов - про задницу. В песне - о прошлом. "Не гляди назад, не гляди".
   - "Колбаса - это бывшие лошадки". Зачем про это петь?
   - У студнтов - ради прикола. В песне:"Облака..."
   - "Если друг отказался вдруг". Это песня гомосексуалистов? У вас пишут для них песни?
   - Нет. Пока... А песня как раз про натуралов. Про крутых парней - альпинистов.
   - "Усталые глаза на лобовом стекле. Уснул в пути дальнобойщик". Какой-то полицейский протокол.
   - Просто черный юмор. В оригинале:"Всю жизнь глядятся в ночь усталые глаза. В пути шофер-дальнобойщик".
   - "Когда вы меня любили, я делала все не в такт". Я уже и сам понимаю. Прикол.
   - Где ты их столько набрал?
   - Пригласили на вечеринку в студенческое общежитие. Там один молодой человек пел песни под гитару. И у него были такие уточнялки. Вот еще одна:" Не уходи, побудь со мною. Побудь со мной, и ... уходи". Я слышал раньше этот романс. Я знаю как правильно. Не объясняй.
     Следующая."Девушка из высшего общества, Прасковья из подмосковья". Мне не понятно. Почему у вас высшее общество в подмосковье?
   - Нет в современной России высшего общества. И в подмосковье - тоже. У тебя еще много?
   - Нет. Последняя:"Ты меня на рассвете возбудишь". Как в песне?
   - "Ты меня на рассвете разбудишь".
   - Это почти то же самое.
   - Нет. Следующая строка:"Проводить необутая выйдешь".
   - Тогда в уточнялке интереснее.
   - Возможно....
     Отто вскоре ушел. Обещал вернуться через день. Но вот уже три месяца как не звонить. Не думаю, что с ним что-то стряслось. Скорее всего увлекся какой-нибудь новой идеей.

  - присутствую и на стихи.ру