Конец света миф или реальность?

Тамара Кочнева 2
    Конец света: миф или реальность?
    [статья из серии по истории пророчеств].

    «Здравствуйте, Тамара Николаевна. Философия (в первоначальном определении «любовь к мудрости», т.е. размышления без суесловия и без истерик) хорошо ложится в тему истории пророчеств. Поскольку, во-первых, «Послание к королю Генриху II» имеет философский настрой, а, во-вторых, обсуждать интерпретации Нострадамуса затруднительно без философской преамбулы, то, по моему мнению, высокая духовность любого исследователя пророчеств внешне должна выражаться именно логической силой, глубиной, истинностью, объективностью и красотой суждений. Напротив, споры на пустом месте, досужие домыслы с недобрым смыслом (пример творчества С. Нилуса), искажение цитат собеседника, подмена цитируемых текстов (иногда внешне безобидная, как неправильный перевод) – не являются признаком высокой духовности. Думается, что для профессиональных исследователей пророчеств философия – вещь довольно «пустая», - просто по той причине, что она уже на подсознательном уровне определяет принцип мышления исследователя, даже если он не читал учебников философии. Но в случае интерпретаций Нострадамуса она становится актуальной, особенно когда возникают вопросы, какую интерпретацию считать истинной, или почему интерпретация, которая лично мне кажется истинной не ясна окружающим и т.п.
    Сегодня часто по телевидению идут передачи, посвящённые «Концу света», называются разные даты, иногда даются ссылки на Нострадамуса. Как Вы думаете, будет когда-нибудь «Конец света» или нет?» (Анна Борисова).
*    *    *
 
    Анна, вопрос Ваш – праздный, почитайте святоотеческую литературу там всё написано яснее ясного.
    В 1899 году преподобный Варсонофий Оптинский (П.И Плиханков) писал:
    «Так как слово Божие часто для выражения предметов духовных пользуется предметами видимого мира, то Иисус Христос – имевшее через 36 лет, по произнесении им пророчества, совершиться – падение Иерусалима (Лука 21.20-24), взял за образ имевшего случиться отдалённейшего события Кончины мира. И потому неудивительно, что вскоре после падения Иерусалима, христиане, во главе с самими Апостолами, начали ожидать Кончины мира, ибо и признаки, указанные Спасителем, совпадали, по-видимому, с обстоятельствами того времени. Причём в лице Нерона, жестокого гонителя христиан, они видели Антихриста.
    В последующие времена Кончину мира приурочивали к 1000 году по Р. Х., на основании слов Апокалипсиса: «через 1000 лет Диавол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырёх странах земли». Ожидали Кончины мира и в 1584 году, по предсказанию знаменитого астролога Леовициуса. В хрониках сказано: «Испуг был так велик, что многие делали свои духовные завещания, не рассуждая, что это совершенно бесполезно, если мир должен был погибнуть». Ожидали Кончины мира в 1812, 1881, 1885, и даже в 1899 году произошли в некоторых местах России беспорядки, так как в ноябре месяце этого года должна была, по предсказанию Фальба, совершиться кончина мира. Все ошибки разных предсказателей зависели главным образом от того, что они старались постигнуть тайну, неизвестную даже Ангелам, и как бы забыли о том, что все их вычисления никому не нужны. 
    Ибо, по слову Спасителя, Господь во время предупредит всех земнородных о Своём пришествии – в явлении Антихриста, который настолько определённо представлен в Святом Писании и в творениях Отцов Церкви, что его при появлении нельзя будет не узнать. Поэтому не будем тревожиться и огорчаться, ибо срок времени Кончины мира никому не известен» («Слово отца Варсонофия о последних временах», «Вестник Союза Православных братств», 1910).

    [Историческая справка.
    Преподобный Варсонофий Оптинский (П.И Плиханков, 1845-1912) оставил после себя богатое духовно-литературное наследие: проповеди, толкование Священного Писания, беседы, историческое описание монастыря, жизнеописания подвижников благочестия, «Келейные записки 1892-1896», 1913 год).
    В 1907 году он пригласил в Оптину духовного писателя С.А. Нилуса (1862-1929) с супругой, и вместе с ним в течение 5 лет работал над предполагавшимся изданием «Оптинских листков». Осуществить проект не удалось, хотя некоторые статьи, написанные схиархимандритом Варсонофием, были напечатаны в журналах православного направления].
*    *    *
    В 1925 году митрополит Вениамин (И.А. Федченков, 1880-1961) высказал такое мнение:
    «Снова начались разговоры о безблагодатности нашей Церкви, о близком Конце мира. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды катастроф. Причина подобных явлений лежит «в душе человеческой»: её всегда соблазняет всё таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное, а особенно – страшное. А при этом появляется ложная «ревность» о Боге…
    Это всё давно известно в духовной жизни. Но периодически подобные движения, как извержения вулканов, – начинают выходить наружу. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, войнами, притеснениями.
    Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам апостол Павел начал эту борьбу, написав целое Второе послание к Салунянам (а отчасти и первое), где он запрещает верить «духу, или слову, или посланию» (2-ое послание Фессаликийцам, 2.2-4). Несмотря на это, подобные движения в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков «конца Вселенной». Например, святой Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около «четырёхсотого» года. «Я не погрешу», – говорил он, указывая приблизительную дату около 400 года. И погрешил: прошло 1548 лет с этого дня, конца мира – нет. Писано это в 8-ом томе его сочинений, в объяснении (беседы) Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, глава 4).
    Подобно этому, и во времена гонения на иконы и иконопочитателей – 6-9-ый века – думал о «близком» конце мира Феодор Студит. И вообще многие и много раз увлекались этой идеей. В России – об этом говорил отец Амвросий Оптинский», а Конца мира всё нет, и жизнь продолжается […]».

    [Историческая справка.
    Митрополит Вениамин (Иван Афанасьевич Федченков, 1880-1961) – епископ Русской церкви, с 1933 года экзарх Московской Патриархии в Америке, архиепископ с 1938-го Алеутский и Северо-Американский; с 1948-го в СССР (управлял различными кафедрами); православный подвижник, миссионер, духовный писатель.
    Митрополит Вениамин оставил обширное наследие. Среди его трудов – работы, посвящённые, литургическому наследию Церкви, объяснению молитвы Господней, жизнеописанию Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, дневники, мемуары и другие сочинения. Труды митрополита Вениамина «мемуарного жанра» являются ценным источником по русской церковной и гражданской истории 1-й половины XX века].
*    *    *
    Что говорит голос Церкви по данному вопросу, ведь у Православной Церкви ум соборный. Священный синод высказался, помолившись и всесторонне рассмотрев проблему:
    «То, что попущено Богом, не остановить ни самой могущественной, власть имеющей руке, ни массовым протестам. Богом определённое свершится несомненно. Но когда, как? Этого нам знать не дано, и от желания это знать нас предостерегает Писание. Ибо это положил в Своей власти Господь.
    А нынче о Господе все умалчивают, замалчивают о Его всемогуществе, милости, любви. Одно только и слышно, что враг обманывает сейчас, а если не сейчас, то завтра непременно обманет.
    Да, всё Божественное Писание свершится без сомнения.
    Да, будет пред кончиной мира три с половиной года такая туга, какой не было от Сотворения мира, и этим знаменуется власть антихриста.
    Да, будет Славное и Страшное Пришествие Спасителя, Который убьёт врага духом уст Своих.
    Всё будет, но – когда?
    Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука.
    И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить.
    А жить надо теперь, сейчас, жить надо в Боге […]».
*    *    *
    «То, что попущено Богом, не остановить ни самой могущественной, власть имеющей руке, ни массовым протестам. Богом определённое свершится несомненно», а раз так, то тогда читайте «Откровение» Иоанна Богослова (глава 21.16-17):
    «И город расположен квадратом, и его длина так же велика, как ширина. И он измерил город тростью до длины в двенадцать тысяч стадий, длина и ширина его равны.
    И он измерил его стену: сто сорок четыре локтя, мерою человеческой, какова мера и Ангела».
    Богослов Андрей Кесарийский первым попытался дать объяснение данной строки:
    «Слово «квадрат» здесь показывает, что Новый Иерусалим является совершенным и завершённым во всех отношениях, абсолютно прямым и нисколько не искривлённым. Размеры Святого святых и в Скинии, и в Храме были равны по длине, ширине и высоте (Исход 26.2-8, Ш–я книга Царств 6.20), поэтому длина и ширина Нового Иерусалима равны и означают, что весь город будет Святым святых» («Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова», М. 1912)..
    Военные историки утверждают:
    «У восточных народов населённые места не имели чёткой архитектуры, прямых дорог не было, их заменяли неровные, кривые улочки, очень удобные для обороны».
    Поэтому богословы считают:
    «Новый город будет построен по европейским стандартам: широкие улицы, ровные ряды домов и много памятников и скверов с фонтанами» (епископ Александр (в миру Александр Васильевич Милеант, 1938-2005), «Толкование на Апокалипсис»). 
    Но об этом ли говорит апостол Иоанн Богослов?
    Часто можно услышать:
    «Поучительна (и печальна) традиция истолкования Торы, где выделяют несколько уровней понимания: буквальное прочтение, намек, иносказание, духовная тайна».
    А разве с «Откровением» Иоанна Богослова дело обстоит иначе?

    [Историческая справка.
    Ещё в начале XIX-го века русские писатели – богословы пришли к выводу, что за многими метафорами, символами, аллегориями, образами «Откровения» скрыты исторические промежутки времени:
    В. Лонгинов, «Историческое обозрение Апокалипсиса, в кн.: Опыты упражнений воспитанников Киевской духовной академии 5-го учебного курса», К., 1832, т. 1,
    К.И. Лучицкий, «О семи малоазийских церквах в их прежнем и нынешнем состоянии, изображенных в пророчестве св. апостола Иоанна Богослова», «Христианское чтение», 1843, ч. 3,
    А.С. Норов, «Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе», СПб., 1847].
*    *    *
    Итак, что нам говорит «буквальное прочтение»: стадия – римская мера длины, равная примерно 180 метрам, если принять число 12 тысяч стадий, то длина и ширина города должна быть равна 2160 километров.
    Трудно сегодня предположить существование такого населённого центра на планете, тем более, что город «будет совершенно отделён от суетного мира», если верить богословам.
    Мечтать, конечно, можно о чём угодно, даже о городе в 2160 километров.
    Только вот вопрос:
    Кто будет снабжать такой город продуктами питания и убирать продукты жизнедеятельности миллионов, живущих в нём людей?
    Бог не мечтатель, он Архитектор, Строитель, Создатель, Исполнитель своих грандиозных планов.

    Теперь, что нам скажет «намек»: «И город расположен квадратом, и его длина так же велика, как ширина. И он измерил город тростью до длины в двенадцать тысяч стадий, длина и ширина его равны. И он измерил его стену: сто сорок четыре локтя, мерою человеческой, какова мера и Ангела» – то есть перед нами развёрнута математическая система координат (матрица), только в ней вместо длины, ширины и высоты (определяющие точку в пространстве) даются координаты времени исторических событий. Причём лицевая сторона координат времени показывает религиозно-исторические события, а боковая – политические события, которые должны произойти в истории Европы и Ближнего Востока
 
    Теперь обратимся к «иносказанию»: «длина и ширина его равны в 12 тысяч стадий», а «высота 144 локтя, мерою человеческой», значит, общее число лицевой стороны математической системы координат равно – 1728 тысяч единиц времени.
    На момент написания «Откровения» основной единицей времени для человека Древнего Рима определялся понятием «день». Тогда 1728 тысяч дней соответствует 4731 году от появления «двенадцати колен сыновей Израиля».
    Какая здесь взята точка отсчёта? 
*    *    *
    [Историческая справка.
    Иаков (по-халдейски: вытесняющий, выживающий) – меньший из близнецов (то есть родившийся вторым), сын Исаака и Ревекки, Патриарх (родоначальник) израильского народа. Купив хитростью у старшего брата Исава его первородство, он затем так же хитростью получил благословение от отца.
    Ему было 76 лет, когда он был переименован в «Израиля» (Бытие 32.28). Раввинская традиция трактует появление такого имени, как факт его борьбы с Небесным Ангелом, как символ борьбы веры с сомнениями. Перед смертью Иаков пророчески возвестил появление Примирителя.
    Именем Иаков – Израиль, как в религиозной, так и в мистической литературе часто обозначается весь еврейский народ].
*    *    *
    Мишель Нострадамус в своём «Послание к королю Генриху II», используя метод шифровки пророка Даниила и Иоанна Богослова описал в двух таблицах историю человеческого общества.
    Согласно первой таблице (церковно-исторические события в период VI-го Завета):
    19. Первый человек, Адам, жил за 1242 года перед Ноем, не на основании вычислений язычников, как это дано в изложении Варро, но исключительно и полностью согласно Священному Писанию, насколько мое слабое понимание и мои астрономические вычисления могут их интерпретировать.
    [Я снова подвергаю себя проверке более посвященного суда, что первый человек Адам был перед Ноем около 1242 года, не считая времени по подсчетам сородичей, как записал Варрон, но только лишь согласно Священным Писаниям и по слабости моего разума в моих Астрономических подсчетах].
    20. После Ноя и Всемирного потопа до появления Авраама прошло около 1080 лет, который, будучи выдающимся астрологом, согласно некоторым, первым раскрыл халдейскую премудрость, после, примерно через 515 и 516 лет, пришел Моисей, а промежуток времени между Давидом и Моисеем занимает около 570 лет.
    [После Ноя, от него самого и от Всемирного потопа около 1080 лет пришел Авраам, который, по мнению некоторых, был высочайшим Астрологом, он первым открыл халдейские письмена, затем пришел Моисей около 515 или 16 лет, и между временем Давида и Моисея было 570 лет около этого].
    21. Далее, между эпохой Давида и временем нашего Спасителя и Избавителя Иисуса Христа, рожденного несравненной Девой, был промежуток времени, согласно некоторым хронографам, 1350 лет. Можно возразить, что некоторые из этих вычислений ошибочны, поскольку они отличаются от Эвсебия.
    [Затем после этого между временем Давида и временем нашего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа, рожденного от единственной Девы, было, по мнению некоторых хронографов, 1350 лет. Кто-нибудь может возразить, что этот подсчет неверен, потому что он отличается от подсчета Эвсебия].
*    *    *
    Согласно второй таблице (события, которые должны произойти в истории Европы и Ближнего Востока в период VI-го Завета):
    64. В любом случае, при подсчете лет время, истекшее от сотворения мира до рождения Ноя составляет 1506 лет, а от рождения Ноя до полного завершения строительства Ковчега перед предстоящим Великим потопом как 600 лет, и пусть дана по солнечному или по лунному, или как смешанные десяти – я полагаю, что в Священное Писание придерживается летосчисления по солнечным.
    [Во всех случаях, считая годы от Сотворения мира, до рождения Ноя прошло 1506 лет и с рождения Ноя до полного изготовления Ковчега при приближении Всемирного потопа прошло 600 лет. Если бы даны были Солнечные годы или Лунные, или хоть десять раз вперемешку, я утверждаю: Священные Письмена говорят, что были Солнечные годы].
    65. По истечении этих 600 лет Ной вступил в Ковчег, чтобы быть спасённым от Потопа. Этот Потоп продолжался на Земле 1 год и два месяца, от конца Потопа до рождения Авраама прошло еще 295 лет.
    [И в конце этих 600 лет Ной вошел в Ковчег, чтобы спастись от потопа, и был этот потоп вселенский на земле и продлился 1 год и два месяца, и с конца потопа до рождения Авраама прошло число лет 295].
    66. А с момента рождения Авраама до рождения Исаака 100 лет.
    И от Исаака до Иакова 60 лет прошло, с того времени, как Иаков переселился в Египет, а затем покинул его, прошло 130 лет.
    А от входа Иакова в Египет, и до их изгнания прошло 430 лет.
    С момента изгнания из Египта до возведения храма Соломоном на 4-м году его правления прошло 480 лет.
    Со времени постройки храма до прихода Иисуса Христа, согласно расчётам иерографов, прошло 490 лет.
    [И с рождения Авраама до рождения Исаака прошло 100 лет, и с Исаака до Иакова – 60 лет, с часа, когда он вошел в Египет, до его ухода оттуда прошло 130 лет.
    С прихода Иакова в Египет до Исхода прошло 430 лет, и с Исхода из Египта до построения Храма, воздвигнутого Соломоном в 4-ом году его правления, прошло 480 лет.
    С построения Храма до Иисуса Христа, по подсчетам святописцев, прошло 490 лет].
     67. Таким образом, этими расчётами, что я сделал, дополненные Священными письменами, получается около 4173 года плюс-минус 8 месяцев.
    [И, таким образом, по этим подсчетам, которые я дополнил священными писаниями, – примерно 4173 года и 8 месяцев, мало или меньше].
*    *    *
    Богословы, изучающие предания Церкви, пришли к мнению, что Иаков с детьми поселился в Египте, когда ему было 130 лет, тогда прошло уже 54 года после переименования его в «Израиль» (доктор философии Кристиан Веллнер, «Краткое толкование двух Библейских хронологий», 1926).
    Значит, за точку отсчёта появления «двенадцати колен сыновей Израиля» по Нострадамусу нужно взять:
    По первой таблице – 2199 год до НЭ («515 (от рождения Авраама до Моисея) – 100 (с рождения Авраама до рождения Исаака) – 60 (с рождения Исаака до Иакова) – 76 (с рождения Иакова до того периода, когда Иаков был переименован в «Израиля» (Бытие 32.28))» + 570 (между Моисеем и Давидом) + 1350 (между временем Давида и временем нашего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа)).
    По второй таблице – 1454 год до НЭ (54 (после переименования Иакова в «Израиль») + 430 (с прихода Иакова в Египет до Исхода) + 480 (с Исхода из Египта до построения Храма) + 490 (с построения Храма до Иисуса Христа)).
    Выходит Иудаизм, как религия, по Нострадамусу, просуществует до (2199 год до НЭ + 4731) = 2532 года, а как политическое объединение до (1453 год до НЭ + 4731) = 3277 года.

    Живший в IV-ом веке, епископ Евсевий Кесарийский утверждал:
    «Авраам (по-халдейски: отец множества) – праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога, родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1910 лет до Р.Х.».
    Тогда, если Авраам родил Исаака в возрасте 100 лет, а Исаак родил Иакова в возрасте 60 лет, то Иаков стал именоваться «Израилем» в 1674 году до НЭ (1910 – 100 – 60 – 76).
    Это даёт существование Иудаизма до 3057 год.
    Таким образом, можно смело датировать официальное принятие «Нового Иерусалима», обозначающего дополненный VII-ой Завет для всех поколений в промежутке между 3057 и 3277 годами. До этого периода, начиная с 2532 года раввины, видимо, будут вести подготовительную работу в теологии и в богословии.

    Далее Мишель Нострадамус, обращаясь к своему малолетнему сыну Сезару с Посланием, а через него ко всему человечеству писал:
    «28. Хотя я не хочу называть себя пророком, все же должен сказать, при восприятии откровения, подобно любому из смертных, я так же удален в знаниях и чувствах от Небес, как ступни ног Его от Земли.
    [Не то чтобы я хотел принять титул или качество пророка, за раскрытые вдохновения, подобно любому из смертных, я так же далёк в знаниях и чувствах от Небес, как ступни ног Его от Земли].
    29. Хотя я и не являюсь величайшим грешником, подверженным искушениям, однако иногда меня захватывают человеческие слабости.
    [Я не могу потерпеть неудачу, ошибиться, быть обманутым, хотя и являюсь величайшим грешником в мире, подверженным всем человеческим слабостям].
    30. Но много раз в неделю меня охватывает пророческий экстаз – и путём длительных расчетов, погружая мои ночные занятия в приятный аромат, я составил несколько книг пророчеств, каждая из которых содержит сто астрономически вычисленных предсказаний, которые я пожелал высказать немного туманно: это непрерывные пророчества и простираются от настоящего до года 3797.
    [Но много раз в неделю меня охватывает пророческий экстаз – и путём изнуряющих вычислений, погружая мои ночные занятия в приятный аромат, я составил несколько книг пророчеств, каждая из которых содержит сто астрономических катренов, сложенных из пророчеств, каковые я пожелал высказать немного туманно: это бессрочные пророчества и простираются от настоящего до года 3797].

    Откуда взялся этот год?
    Греческий историк и раннехристианский богослов Евсевий, который один из первых попробовал привязать сюжеты Ветхого Завета к Римскому Юлинианскому календарю, считал, что развал государства Давида произошёл в 935 году до НЭ, и тогда Иудаизм потерял свою чистоту. Истина стала пониматься только более или менее гонимым меньшинством, которое раз и навсегда отказалось от идеи могущества и внешнего величия теократии.
    Если к сроку «обособления Иуды», к потере религиозной чистоты, прибавить 4731 год, то получаем 3797-ой.

    Однако, является ли этот год – датой Кончины мира?
    Теперь рассмотрим текст с позиции «духовной тайны», Нострадамус пишет:
    40. Теперь, памятуя об абсолютном могуществе всемогущего Бога, мы находимся под влиянием Луны, прежде, чем Луна совершит свой полный оборот, наступит черед Солнца, за ним последует Сатурн, ибо, сообразно небесным знамениям, правление Сатурна должно непременно вернуться, и, поскольку, всё уже рассчитано, мир развивается циклично и уже приближается к своему конечному повороту.
    [В настоящее же время нас ведёт Луна – благодаря всеобщей силе вечного Бога, когда она закончит свой полный цикл, Солнце, а затем Сатурн придут, согласно небесным знакам правления Сатурна вернёт вторично, и, поскольку всё уже рассчитано, мир затем перейдёт к своему конечному повороту].

    Чтобы не скрывалось за определением «мир развивается циклично и уже приближается к своему конечному повороту», данная фраза не должна приводить нас в ужас, ибо сегодня на календаре 2016 год. Нам надо решать вопросы, которые сегодня стоят перед нами, а проблемы 3797 года пусть решают Будущие поколения.
*    *    *
ДТН.