В гости к писателю Льву Толстому через Поповку

Евгений Кимов
Закончился учебный год и наш, уже десятый класс, собрался на короткую  экскурсию в Ясную Поляну в Музей-усадьбу великого писателя Льва Толстого. Казалось, это будет обычная экскурсионная поездка, коих в истории школы было много, но нашему классу «повезло», в дороге нас ждало отнюдь не рядовое происшествие. Этим поездка летом 1970 года в Ясную Поляну запомнилась нам на всю жизнь.

Для поездки был арендован небольшой автобус ПАЗ с числом мест чуть более двадцати, штатных мест на всех не хватило. Пришлось в проход между сиденьями поставить ещё скамейки, взятые в здании нашей школы, только тогда удалось всех разместить. Ранним летним утром мы отправились в дальнюю дорогу, от нашего города до Ясной Поляны было немногим более 600 км. Дороги в те времена были, конечно, похуже современных магистралей, но и загружены они были транспортом существенно меньше. Поэтому ехали мы достаточно резво, тем более, что водителем у нас был молодой человек из одной из южных советских республик. Медленно ездить он не умел, что, в конце концов, и привело к драматическому дорожному происшествию. Поначалу однако, всё прошло строго в соответствии  с  намеченным экскурсионным планом. Достаточно быстро добрались до Орла, а там нас уже ждал экскурсовод. Обзорная экскурсия по городу с рассказом об орловских писателях девятнадцатого века всем понравилась. Потом мы отправились в Мценск, где  для нас была заказана гостиница, первый день поездки завершился вполне благополучно.

На следующий день, предстоял последний отрезок пути к Ясной Поляне, до которой было чуть более ста километров. Утро было прохладное и туманное, ночью шёл дождь, поэтому было очень сыро. Мы с неохотой переходили с тёплой гостиницы в холодный и неуютный автобус. Однако делать было нечего, надо было ехать в Музей-усадьбу Льва Толстого, конечной цели нашего путешествия. Проехали мы совсем немного, как вдруг кто-то крикнул на весь автобус: «Смотрите, трактор!»  Все бросились к окнам автобуса, на обочине дороги лежал на боку колёсный трактор. Видимо на скользкой дороге в тумане его занесло и перевернуло. Да уж, плохая примета, подумал я тогда, как бы и с нами не случилось нечто подобное.

Через которое время солнышко пригрело, утренняя прохлада отступила, в автобусе стало теплей и уютней. Народ повеселел, стало шумно от обычных дорожных разговоров. Однако кто-то спал, досматривая свои, прерванные поездкой, сны. Мы, парни, сидевшие на заднем ряду автобуса достали картишки и стали резаться в Подкидного дурака.  Перед тем, как всё случилось, очередная игра была закончена, карты была в руках у Толи Жаворонкова, сидевшего на месте кондуктора. Он тасовал колоду, готовясь к очередной раздаче. Я, пользуясь паузой в игре, искал музыку на своём радиоприёмнике “VEF-201”. Приёмник был совсем новый, многопрограммный с короткими волнами, на которых можно было слушать зарубежные радиостанции. По тем временам он стоил очень дорого, это бы подарок от любящих родителей на мои шестнадцать лет. Зачем-то я взял его с собой в поездку, хотя родители были категорически против. Мало ли что случится в дороге, говорили они, и, как выяснилось позже, оказались правы. Я же настоял на своём, считая радиоприёмник своей собственностью, которой имел право распоряжаться сам. В последние секунды перед происшествием, наш автобус, спускаясь вниз по склону, резко ускорил своё движение. Пошёл на обгон, поняли мы, и вот тут-то всё и случилось.

Вдруг, автобус сделал резкий поворот влево, попал в кювет и пару-тройку секунд ехал с большой скоростью по нему. Автобус трясло так, что казалось, он сейчас развалится на части. Раздались испуганные крики, а я в это время смотрел на всё это с ощущением нереальности происходящего. Этого не должно было случиться, думал я тогда, с кем угодно и что угодно, но только не с нами. Автобус резко дал вправо, выезжая из кювета, но было скользко, да и поворот был слишком крутой, его стало валить на бок. Раздался звон разбивающихся об асфальт дороги стёкол, но этим всё не закончилось, автобус продолжил своё вращение. Вот он уже стал на ребро, готовый упасть на крышу, секундная пауза, словно автобус раздумывал, что ему делать дальше. И, … с грохотом валится обратно на левый бок, опять звон разбитых стёкол под наши испуганные крики. Автобус замер, крики тоже, наступила тишина,всё, приехали!

Вдруг раздались глухие стуки: «бух», «бух»… Я поднял голову, весь наш класс лежал вповалку, друг на друге, вперемешку с сумками, скамейками и запасным колесом. Впереди был виден силуэт водителя, он пытался ногой выбить лобовое стекло автобуса. Наконец, ему это удалось. К этому времени народ стал приходить в себя, подниматься и шагать на выход, на этот раз через лобовое стекло. «Скорее выходите, сейчас автобус взорвётся», – раздался чей-то голос на грани нервного срыва. Однако паники он не вызвал, молча, под хруст разбитого стекла под ногами, мы шли гуськом в направлении выхода. Вот уже я   наклоняюсь, протискиваюсь через щель, где раньше стояло лобовое стекло, и что же вижу? А вижу улыбающиеся физиономии своих одноклассников. «Что с ними?»,  - изумляюсь я,  и … начинаю улыбаться сам. Наверное, это было следствием нервного потрясения, которое мы только что пережили.

Последним вышел Толя Жаворонков, с колодой карт, которую он в состоянии шока собирал в упавшем автобусе.  Вышел на свет и стал пересчитывать колоду.
– Ребята, а одной карты не хватает, – сообщил он нам, – пойду искать.
– Потом соберёшь, – сказал кто-то, хватая его за руку, – успеешь.
– Да, да, – пробормотал Толя и спрятал колоду карт в карман, он, наконец, пришёл в себя.

И не только у него, у всех прошёл первый шок, пришло время обмена впечатлениями и подсчёта ущерба. В общем и целом, мы легко отделались, более или менее серьёзные травмы получило только несколько человек. У одного из родителей, который нас сопровождал, была разбита голова,  ещё у нескольких человек получили порезы от битого стекла. Скорая помощь появилась достаточно быстро, пострадавших перевязали, кое-кого ненадолго увезли, у них обнаружили осколки стекла в мышечной ткани. Остальные, и я в их числе, отделались разной степени ушибами. Я то и не сразу заметил, что сильно ударился левым боком, в состоянии аффекта боль совершенно не чувствовалась, она пришла минут через двадцать после аварии. Кроме того, мой любимый радиоприёмник “VEF-201”  от удара был разбит. Не так уж сильно, в двух местах был повреждён корпус, но он не работал, это главное. Мои родители оказались правы, не надо было брать его в дорогу.

Трагикомические ситуации, связанные с аварией, наш класс ещё долго вспоминал. Наша хрупкая одноклассница Таня Дронова сидела с окна на той стороне, на которую упал автобус. Её прижало к разбитому окну, сверху на неё упала её соседка Лена Бабаева, потом скамейка, за ней запасное колесо автобуса. А сверху, на колесо бросило тех, кто сидел справа от них. Такая пирамида, вот уж не знаю, кому было хуже, Тане, которая была в самом низу или Лене, на которую давила жёсткая скамейка. На Люду Кравченко, которая сидела с той же стороны, упал запасной аккумулятор, облив её раствором соляной кислоты. На ней был плащ-болонья, дефицитный и дорогой в то время, он был безнадежно испорчен. Таня Тузенкевич во время аварии потеряла сознание, её вынес на руках водитель автобуса. Однако самая невероятная ситуация случилась с Надей Сухотериной. От первого удара, упавшего на бок автобуса, она вылетела из центрального светозащитного окна и покатилась в кювет. Обернулась на автобус, и с ужасом увидела, как он завис над ней, готовый придавить её своей крышей. Надя рванула прочь от автобуса, но тот передумал её давить, и начал вращение в обратную сторону.  Сейчас это смешно вспоминать, но чувство сильнейшего страха в критический момент аварии пережили все.    

Приехали инспекторы ГАИ, началось разбирательство, оно происходило на наших глазах. В общем, стали понятны причины происшедшей аварии. А дело было так. Мы подъехали к месту, где недалеко от сена с названием Поповка автомобильную дорогу пересекал глубокий овраг, с очень крутыми склонами. Внизу оврага протекла небольшая речушка Чернь, под трассой она была спрятана в трубу. Впереди нашего автобуса медленно ехала вереница из трёх грузовых автомобилей, два гружённых грузовика ГАЗ-51 с прицепами, а за ними шёл пустой грузовик ГАЗ-53. Так вот, наш лихой водитель, молодой человек южных горячих кровей, разогнавшись на крутом спуске, решил сходу, на высокой скорости, обойти сразу три грузовика. И получилось бы, но, с началом подъёма, последний грузовой автомобиль вдруг решил тоже пойти на обгон, перекрыв нам дорогу. Трасса была узкой, по ширине на ней было место только для двух автомобилей, поэтому быстро идущий автобус мог обогнать грузовики только по обочине. В противном случае столкновения с одним из грузовиков избежать было нельзя.  Наш автобус круто свернул влево, но удержаться на обочине не смог, из-за сырости и грязи он соскользнул левыми колёсами в кювет. Абсолютно ясно, что в этом опасном месте нельзя было совершать обгон, это была первой ошибкой нашего водителя, но она не была единственной, он совершил ещё одну. В кювете надо было затормозить и остановиться, тем более дорога шла в гору, хотя при этом нас бы изрядно потрясло до самой остановки. Однако водитель выбрал другое решение, он попытался вывернуть на дорогу, это было его второй ошибкой.  Передние колёса автобуса благополучно выползли на дорогу, а вот задние не смогли, в сырой земле колёса забуксовали. А дальше всё по законам физики, передние колёса под углом оказались на сухой дороге и притормозили из-за большого трения, а задние в кювете скользили дальше по мокрой земле. Как результат, автобус развернуло поперёк движения, и на высокой скорости он перевернулся.   

На самом деле, нам в определённой степени повезло.  Случись сей обгон метров за сто до места происшествия, а при большой скорости автобуса это секунды, то настоящей трагедии избежать бы не удалось. Там не было кювета, а был крутой спуск, в конце которого небольшое озерцо, образованное запрудой на реке Чернь. Так и покатились бы, кувыркаясь, далеко вниз, пока не плюхнулись в искусственный водоём.  И остались бы от нашего класса одни воспоминания, но, к нашему счастью, этого не произошло.

Водителей двух грузовиков с прицепами долго не держали, сняли с них показания и  быстро отпустили, саму аварию они не видели. Наш шофёр оправдывался перед инспекторами ГАИ тем, что, мол, сигнал левого поворота на грузовике ГАЗ-53 при обгоне был включен в самый последний момент, а не заранее, как полагается. Разумеется, водитель грузовика с этим был не согласен. По его версии он сделал всё вовремя, а авария произошла из-за слишком высокой скорости нашего автобуса. Чем закончилось разбирательство, кого назвали главным виновником в аварии, я не знаю, но для меня ясно, наш водитель проявил преступное легкомыслие, так возить пассажиров, а тем более детей, категорически нельзя.

Пока шло разбирательство, мы стояли на пригорке в ожидании дальнейших событий, делать нам было решительно нечего. Некоторые из нас нашли себе занятие, собирая землянику, её было много в густой траве у дороги. Остановился автобус, едущий из Москвы, он оказался из нашего родного города, его пассажиры вышли поглазеть на нас. Наши земляки, уже тем же вечером привезли новость в наш город о разбившемся в пути автобусе с детьми, вызвав среди родителей настоящую панику. Им сообщили только то, что все живы, а подробностей было очень мало и это было источником треволнений. Правда, об аварии узнали не все родители, моим никто ничего не сказал. Мои дорогие родители сначала увидели моё нормальное  состояние, а потом только узнали об аварии со всеми подробностями. И хорошо, что вышло именно так, хотя поначалу моему рассказу о происшествии в дороге они не поверили, но об этом позже.

Осмотр места происшествия инспекторами ГАИ был завершён, протокол составлен, пора было найти более подходящее место для приведения себя в порядок. Подъехал колёсный трактор, тракторист достал трос, подцепил лежащий на боку автобус, дёрнул его и тот встал на колёса. Водитель сел, запустил двигатель и направился в сторону села. Туда же отправились и мы, пешком, поскольку салон автобус был усеян битым стеклом, находиться в нём было опасно. Минут через пятнадцать мы уже находились в селе Поповка, рядом со своим многострадальным автобусом. Местные бабушки, вздыхая и качая головой, угощали нас своим домашним молочком. А в это время автобус чистили от грязи, мыли и выметали битое стекло из салона. Через несколько часов наш автобус был готов к дальнейшему движению, вот только куда? Мы этого не знали.

Пока автобус приводили в порядок, местные власти решали, как с нами быть и чем помочь. Они не бросили нас на произвол судьбы, нашли ночлег в ближайшем городе, где мы могли бы переночевать и зализать свои раны. В сопровождении милицейской машины мы отправились в направлении Тулы. Это была памятная поездка, мы не торопясь ехали в продуваемом встречным ветром помятом автобусе, в нём не было левого лобового стекла и нескольких боковых стёкол. Через двадцать километров были уже на месте, в городе Плавск Тульской области. Нам выделили две комнаты в служебных помещениях местного автохозяйства, автобус оправили в гараж для ремонта на том же предприятии.  Условия были спартанские, расстелили на полу матрасы, дали одеяла и подушки, всё без постельного белья. Однако никто не роптал, все понимали, здесь нас не ждали, мы свалились им как снег наголову.

На следующий день нам выделили новый автобус и долгожданная поездка в Музей-усадьбу «Ясная Поляна» состоялась, с приключениями, но всё же мы добрались до места назначения, прибыли в гости к знаменитому писателю Льву Толстому. Оплатили коллективную экскурсию и начали осмотр достопримечательностей усадьбы. Всем всё понравилось, среди нас недовольных увиденным не было. Скажу о своём личном впечатлении, хорошо жилось графу Льву Николаевичу в то время, и его семье тоже. Уютные особняки, парки с аллеями, живописные пруды, конюшни, а вокруг леса и пахотные земли. В таких условиях писать романы одно удовольствие, как мне кажется.

После посещения Музея-усадьбы мы отправились отобедать  в город Щёкино, он находился недалеко от Ясной Поляны. Здесь с нами произошло забавное происшествие, вернее, чуть было не произошло.  Обедали мы то ли в столовой, то ли в кафе, не помню точно. Из этого заведения общественного питания я вышел первый, чтобы подождать всех остальных на свежем воздухе, а не в душном, шумном помещении. На улице ко мне подошёл молодой парень, с ярко выраженным похмельным синдромом, ему надо было срочно утолить свою жажду.
– Слушай, друг, – обратился он ко мне, – деньги у тебя есть?
– Допустим, есть, – ответил я ему, – и что?
– Дай рубль, похмелиться надо.
– Нет! – ответил я ему и отвернулся.
– Ладно, ты ещё пожалеешь об этом, – прошипел он за моей спиной.
«Да, неужели! Пожалею? Это как?»  – удивился я, оборачиваясь.

Молодой парень подошёл к своему другу, который стоял невдалеке и что-то ему сказал, наверное, о том каков был мой ответ.  Оба уставились на меня, выражения их лиц ничего хорошего не предвещало. Я отошёл в сторонку, с интересом ожидая дальнейшего развития событий. С какой стати мне отдавать им рубль, думал я, дожидаясь возвращения своих ребят. Да и вообще, у меня оставалась только десятка, рубль на опохмел я никак не мог отдать, при всём желании. Разве что оторвать кусочек купюры, только вряд ли их это устроило. Стали выходить наши ребята, к ним подходил всё тот же молодой человек, получая о них аналогичный ответ. Только в более резком исполнении, с прозрачным намёком, куда ему идти с такой просьбой.

На самом деле, всё было не так весело, как нам вначале показалось. Страдающие без опохмела молодые люди, похоже, на полном серьёзе на нас обиделись. Вскоре вокруг них образовалась толпа из проходящих мимо приятелей и друзей. Толпа росла на глазах, по всему было видно, что они решили проучить заезжих гастролёров за жлобство, да и за грубость тоже. Это заметил не только я, мы собрались в круг для обсуждения создавшейся ситуации. Никому не хотелось в чужом городе лезть в драку из-за какого-то рубля, это было общее мнение. Быстро собрали по рублю и отправили на переговоры Витю Демиденко, самого ушлого среди нас. Тот подошёл к страдающим от жажды молодым людям,  спросив у них, как они относятся к тому, чтобы  выпить. Те, разумеется, были не против, втроём они отправились в магазин за выпивкой и закуской. Враждебная толпа на наших глазах быстро растаяла, будто её и не было никогда, инцидент был исчерпан.

Через некоторое время все отобедали, к автобусу вышли наши девушки и классный руководитель класса, пора было возвращаться в Плавск. Однако Вити Демиденко всё не было, наша классная, да и водитель начали возмущаться по этому поводу, мы как могли их успокаивали. Вити действительно пора было вернуться, но его всё не было, стало тревожно за него. Наконец, он появился, хмельной и очень довольный, все мы вздохнули с облегчением, с ним был полный порядок. До самого Плавска Витя с упоением рассказывал нам байки о крутых ребятах из города Щёкино, он их услышал от своих новых знакомых.

Утром следующего дня мы отправились из города Плавска к себе домой. Лобовое стекло автобуса было вновь на месте, на левой стороне вместо боковых стёкол стояли фанерные щиты.  В целом наш помятый автобус представлял из себя жалкое зрелище, но вернулись в наш родной город без происшествий. Я пришёл домой вовремя, как раз к ужину. Сразу стало понятно, что слухи о нашем дорожном происшествии до моих дорогих родителей не дошли.
– Как съездил? Всё хорошо? – спросила мама.
– Не совсем, – ответил я, –  по дороге в аварию попали.
– Какая там ещё авария, –  недоверчиво заметил папа, – ты что, разбил свой приёмник?
– Да.
– Но, мы ведь предупреждали тебя, не надо брать его с собой в дорогу, разве не так? – продолжила мама.
– Так, вы оказались правы, зря я взял радиоприёмник с собой. Ну, что теперь делать, так получилось. 
– Раз ты не умеешь беречь свои вещи, то, извини, новый приёмник мы покупать не будем,  и не проси, – подытожила разговор мама.
– И ремонтировать тоже, – добавил папа.
–  Да, я понимаю, сам виноват.
На этом наш разговор закончился, за ужином все молчали. Родители всерьёз на меня обиделись, я не уберёг дорогую вещь, их подарок. Я же был расстроен тем, что не рассказал подробностей происшествия в дороге, было очевидно, родителям не интересны были мои оправдания.

На следующий день моя дорогая мама пришла с работы на обед вся взволнованная, и сразу направилась ко мне.
–  Саша, а к тебе с претензией, – сходу огорошила меня мама.
–  С какой? А в чём дело? 
– Ты почему вчера не сказал, что ваша авария была такая страшная. Мне только сегодня рассказали, что ваш автобус перевернулся. Вы же могли все погибнуть. Надо было нам всё сказать, зачем скрыл?   
– Ничего я от вас не скрывал, об аварии говорил, но вас интересовал только радиоприёмник. Что с нами там случилось, об этом меня никто не спрашивал.
– Саша, извини нас папой, мы не думали, что было так ужасно.
– Всё нормально, мам, не переживай.
– А как ты себя чувствуешь? Что-нибудь у тебя болит?
– Немного болел левый бок, но сейчас боль прошла, почти.
– Покажи!
Я повернулся к ней боком, и задрал  рубашку. Мама изменилась в лице, она растерянно посмотрела на меня, но не нашлась что сказать. 
– Мам, это просто ушиб, ты же знаешь, он пройдёт, и от него не останется ни следа.

Вечером я рассказал о нашем приключении со всеми подробностями. Дорогие мои родители слушали меня со вниманием, но было видно, что им было не по себе. Они чувствовали себя виноватыми за то, что не  спросили меня об этом днём раньше.

Через пару дней мама забрала мой «VEF-201» с собой на работу, отдав его в ремонт своему знакомому из отдела контрольно-измерительных приборов. Вечером итого же дня  мой любимый радиоприёмник вернулся ко мне в рабочем состоянии, восстановлены были даже отбитые уголки корпуса. Я был очень доволен, но не папа с мамой. Через неделю они продали приёмник за полцены мастеру, которые его отремонтировал. Добавили деньги и купили новую модель «VEF-202», хотя я их об этом не просил.  Но и не возражал, понимая, что это нужно моим любящим родителям, так они хотели загладить ту неловкость, которая возникла после моего приезда. Новый радиоприёмник служил мне верой и правдой много лет, пока не сломался от старости окончательно. На рубеже веков, во время генеральной уборки в доме я решил от него избавиться, вынес его к мусорным контейнерам и он тут же исчез. Сейчас я об этом жалею, надо было сохранить его на память.   

Наступил новый учебный год, и в один из сентябрьских дней к нам в гости пришёл водитель злополучного автобуса. Заявился он большой переменке, принеся с собой большой букет цветов. Его тут же окружили наши девушки, со стороны это смотрелось как встреча знаменитой кинозвезды со своими поклонницами. Да, именно так, держа в руках букет цветов и широко улыбаясь, главный виновник нашего дорожного происшествия с удовольствием отвечал на вопросы моих одноклассниц. Что он там говорил, я не знаю, но и так было понятно, с ним всё в порядке, он легко отделался. Прозвенел звонок на урок, водитель положил букет на учительский стол и поспешно ретировался. Точка в нашем летнем приключении была окончательно поставлена.

Прошли годы, в нашей семье появился легковой автомобиль, в свой родной город мы стали приезжать на нём, отказавшись от поездок по железной дороге. Памятная Поповка была по пути, её проезжали дважды, туда и обратно. Участок дороги, где произошла авария с нашим автобусом, в течение длительного времени не менялся, разве что на полотно дороги нанесли сплошную разделительную полосу. И правильно сделали, обгон на крутых склонах автомагистрали близ Поповки был очень опасен. Однажды в середине 2000х годов я лично в этом убедился, едва избежав встречного столкновения. Мы с супругой тогда возвращался со своего родного города домой, и когда появился на этом участке, то на дороге, кроме нашей Лады, был только грузовик и автобус. Автобус спускался навстречу, казалось, он был очень далеко. А впереди не спеша двигался грузовик, мне захотелось на большой скорости его обогнать, хотя это запрещала сплошная разделительная линия. Я рискнул, только вот не учёл одного важного обстоятельства. Нижняя точка впадины была пройдена, поэтому обгон я делал на крутом подъёме. Наша Лада снизила скорость, а встречный автобус всё быстрее катился вниз по склону. В результате наша легковушка подрезала грузовик и едва увернулась от встречного автобуса, наверняка мне достались проклятия от обоих водителей. Это было справедливо, я едва не погубил их, себя и свою любимую супругу.

Через несколько лет в январе 2013 года мне довелось проехать с Белгорода до Серпухова на междугороднем автобусе. Моё место было недалеко от водителя, поэтому я хорошо слышал по радиообмену какова обстановка на дорогах. Далеко за полночь по радио сообщили, в районе Поповки серьёзная авария. Вот как, удивился я, опять та самая Поповка, надо бы обязательно посмотреть. И увидел, лобовое столкновение двух иномарок произошло именно там, где наша Лада когда-то едва избежал аварии. Похоже, водитель легковушки, которая двигалась в сторону Тулы, сделал ту же ошибку, что и я, он не учёл крутизну склонов. Только ему не повезло, увернуться от встречного автомобиля не удалось. Результат очень плачевный, обе иномарки разбиты вдребезги, вряд ли кто там выжил.   

Не так давно, в 2014 году в районе Поповки были проведена коренная реконструкция автомагистрали. Провели серьёзные земляные работы, сгладили склоны, а дорогу значительно расширили. Всё это существенно улучшило безопасность движения на этом  участке автодороги. В том месте, где много лет назад лежал на боку наш автобус, теперь проходит граница населённого пункта Поповка, а чуть дальше стоят камеры видео наблюдения. Теперь здесь на большой скорости езда запрещена, иначе придётся заплатить штраф.

В  июне 2015 года мы возвращались домой после визита на свою родину. Обычно с обгоном большегрузных автомобилей, именуемых в народе фурами, сложностей не возникало, их водители без проблем уступали мне дорогу. Однако в Тульской области водитель фуры с эстонскими номерами затеял со мной странную игру в кошки-мышки. Он, то уступал мне дорогу, то перекрывал её. Вполне возможно, водителя фуры раздражала георгиевская ленточка, прикреплённая у лобового стекла моей легковушки, а может, ему было скучно, он так развлекался в дороге. Наконец, на одном из спусков, он уступил мне дорогу. Мысленно сказав ему спасибо, я прибавил газу, обогнал фуру в начале подъёма на большой скорости и … увидел приближающейся указатель «Поповка». Весь мой обгон зафиксировали камеры видео наблюдения, водитель эстонской фуры меня просто подставил. Наверное, он получил от этого удовольствие. Через пару недель я получил письмо с фотографией моей Лады и штрафом на 500 рублей за превышение скорости в населённом пункте. Мою легковушку сфотографировали почти на том самом месте, где в 1970 году случилась памятная авария. Это был привет от той самой Поповки, она меня не забывает, я её тоже.

2016 

Иллюстрация: 1) Дом-музей «Ясная поляна», вид сверху; 2) Автобус после дорожного происшествия; 3) Наши девушки у входных ворот усадьбы Л.Толстого.