Поиграем мы с Иришкой

Ольга Юлтанова
     Иришке скоро будет восемь лет.  В августе. Буквально за неделю до того, как она пойдёт во второй класс.
     И этим летом она впервые приехала в деревню к бабушке и дедушке одна. Ну как одна? Не совсем, конечно. Сначала они приехали всей семьёй – мама, папа и даже братик Василёк. Мальчик родился только полгода назад и был ещё совсем маленький, поэтому все и звали его Васильком, а не Васей.
     Родители и братик погостили у бабушки и дедушки в выходные, а потом стали собираться домой. А Иришка вдруг пожелала остаться. Почему – она и сама не знала. Бабушку  с дедом они и раньше навещали довольно часто, но Иришка всегда приезжала и уезжала вместе с родителями.
     Накануне вечером Иришка увидела на улице целую ватагу ребятишек. Выйти к ним сразу она не осмелилась. Девочка понаблюдала за ними из-за калитки. Ребятам было очень весело – они бегали недалеко от её дома и смеялись. Чем именно они были заняты, Иришка не поняла. Но ей стало очень любопытно, и поэтому она попросила разрешения остаться у бабушки с дедушкой, чтобы подружиться с детьми.
- Конечно, оставайся! – обрадовались старшие. – У нас тут ребятни  много, скучно не будет!
     Мама и папа с сомнением посмотрели друг на друга. Раньше дочка никогда не изъявляла таких желаний.
- Ну, что ж, давайте попробуем, - согласились они.
     Василёк только радостно улыбнулся беззубым ртом – наверное и он был непротив.
    
     Утром в понедельник, позавтракав, родители с братом уехали. Дедушка тоже ушёл на работу. Иришка помогла бабушке помыть посуду, поиграла с котёнком, почитала книжку. А когда услышала за калиткой детские голоса, попросила разрешения сходить к ребятам. Бабушка, конечно же, её отпустила, только напомнила, чтобы она не уходила далеко от дома.
     Иришка вышла за калитку. Её появление не осталось незамеченным. Сидевшие на лавочке ребята с любопытством посмотрели на неё. Иришка осмелела и подошла к ним.
- Здравствуйте! – поздоровалась она.
- Привет! – ответили ей дети. Их было человек шесть, и все они были разных возрастов:  от семи до десяти лет.
- Можно я с вами буду гулять? – Спросила Иришка.
- А как тебя зовут?
- Ирина.
- Твои родители вроде уехали? А ты, что, осталась?
- Осталась.
- Надолго?
- Пока не знаю. Погощу. – С серьезным видом заявила Иришка, вспомнив, как папа вчера сказал: «Ну, пусть погостит».
     С этого дня у Иришки началась новая жизнь. Утром она завтракала, помогала бабушке по хозяйству, читала книжки. А потом на улицу выходили её новые знакомые,  и девочка присоединялась к ним. С ребятами было очень интересно.
     Однажды они сидели скамейке возле одного из домов. Тут на крыльцо вышла хозяйка дома, заметила детей.
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте, тётя Маша.
- А что ж вы просто так сидите?
- Как это – «просто так?» - не поняли дети.
- Не играете ни во что?
- А во что нам играть?
     Женщина посмотрела на них.
- Не знаете?
- Нет.
- Ну вы даете! – всплеснула она руками. – Да когда я была такая как вы, мы столько всяких игр знали! «В десяточку», в резиночки прыгали!
     Дети с интересом посмотрели на нее.
- А как это?
     Женщина задумалась на минуту, потом радостно заявила:
- Вспомнила! Ну, начнём с чего попроще.
                «Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть.
     В эту игру можно играть с любым количеством человек. Если вас двое, то вопросы можно задавать друг другу по очереди. Если играющих больше, тогда можно выбрать «водящего», и уже он будет спрашивать каждого игрока. Или играющие задают вопросы друг другу по цепочке. Вопросы могут быть любые, главное постараться запутать соперников и вынудить их произнести запрещённые слова. Ответы надо произносить быстро, не тянуть время. Произнесший любое из запрещённых слов, считается проигравшим.
     Например:
- Ты любишь мороженое?
- Люблю.
- Какого цвета облака?
- Розового.
- Ты умеешь летать?
- Нет.
     «Нет» произносить нельзя, игрок проиграл.

- Поняли?
- Поняли! – хором ответили дети.
- Вот и играйте. Надоест, ещё приходите, я вас другим играм научу. И у родителей своих поспрашивайте, они ведь тоже, когда были детьми, играли в разные игры. У нас ведь тогда не было компьютеров да всякой  электроники, мы сами себя развлекали.
     Запомнив правила, ребята тут же начали играть. Сначала дело шло туго, но потом им всем понравилось. Так, за новым занятием, они не заметили, как подошло время обеда.
 
                ***
     На другой день ребята встретились, но пришли уже не с пустыми руками. Мама девочки Лены рассказала правила игры
                «Испорченный телефон»
     Игроков здесь должно быть как можно больше, тогда играть будет веселее. Выбирается один игрок – «водящий», он находится в стороне от остальных. Игроки сидят рядом друг с другом. «Водящий» задумывает слово – обычно это имя существительное, и быстро шепчет его на ухо первому игроку. Произношение может быть не очень чётким, переспрашивать нельзя. Первый игрок шепчет то, что услышал второму, тот - третьему – и так по цепочке. Последний игрок уже отчетливо произносит то, что ему послышалось от соседа. «Водящий» должен подтвердить, если он и сам сначала говорил именно это слово. Или произносится правильный вариант. В случае, если  слово «вернулось» не то, «водящий» становится первым игроком, а последний занимает место «водящего».
     Играть оказалось очень весело. Слова иногда перевирались настолько, что ребята хохотали до слёз над первым и последним вариантом.
     Даже дедушка Иришки, когда возвращался домой с работы, обратил внимание на смеющуюся детвору. За ужином он спросил у внучки, отчего они так смеялись.
     Ириша рассказала дедушке всё с самого начала.
- А вот я тебя сейчас тоже одной игре научу! А ты завтра ребятам своим расскажешь! – Сказал он. – Игра называется
                «Птичка на дереве»
     Играть можно даже вдвоём, но чем больше игроков, тем лучше. Здесь тоже нужен один «водящий».
        Сначала все собираются в круг, «водящий» стоит в середине. Когда он произносит: «Птичка на дереве!» - все разбегаются. «Водящий» должен догнать одного из играющих и коснуться его. Спастись можно только встав хоть одной ногой (поджав вторую) на что-то деревянное – палочку, веточку, ступеньку крыльца. Долго караулить одного и того же игрока «водящему» нельзя. Задерживаться на одном месте игрокам тоже нельзя, нужно перемещаться. Если спастись не удалось, пойманный игрок становится «водящим».
      На следующий день Иришка поделилась с друзьями новой игрой. Жить стало ещё веселее – можно и побегать всласть и посидеть, пошевелить мозгами, и посмеяться вдоволь! Вот это разнообразие!               
     Как-то перед обедом бабушка попросила Иришу сходить в магазин за хлебом. Продавщица тётя Оля, подавая девочке ароматную ржаную буханку, спросила:
- Ну, как гостится у бабушки с дедушкой? Не скучно?
- Нисколечко! – радостно сообщила Иришка. – Я с ребятами познакомилась, мы с ними в новые старые игры играем!
- Это как же? – не поняла тётя Оля.
- А так! Нам взрослые рассказывают про игры, в какие они сами играли, когда были маленькими. А мы запоминаем правила и играем! Игры старые, а мы-то новые дети!
- Ишь ты, как здОрово! – улыбнулась продавщица. – Это вы хорошо придумали! Мы ведь, когда такие как вы были, постоянно на улице бегали, не то, что нынешние дети. И игр мы много знали, всегда сами себя развлекали.
     И тётя Оля поведала Иришке правила сразу двух игр, в которые она сама очень любила играть в детстве.
     Одна игра называлась
                «Вышибалы»
      Игроков на этот раз должно быть много и они делятся на две команды. Ребята берутся за руки и растягиваются в две цепочки одна против другой. Расстояние между цепочками должно быть в несколько десятков шагов – это нужно для разбега. Сомкнутые руки ребят должны быть растянуты.
     Одна команда хором кричит:
- Али-Баба!
     Игроки второй также хором отвечают:
- О чём, слуга?
     Первая команда:
- Пятого-десятого… - и называется имя любого игрока второй команды, например:  - Свету нам сюда!
     Названный игрок отделяется от своей цепочки и изо всех сил бежит к соперникам, стараясь «разбить» собой их сомкнутые руки в любом месте. Если ему это удается, он забирает одного побеждённого  игрока в свою команду. Если цепочка остается целой – проигравший переходит в «неразбитую» команду.
   
      Вторая игра называлась
                «В города»
     Играть в неё можно было любым количеством участников. Суть была простая – один человек называет любой город. Следующий игрок должен назвать город, начинающийся на последнюю букву предыдущего. Если название оканчивается на «Ь», «Ы» или «Й», то называется город на предпоследнюю букву. Например: Караганда – Архангельск – Казань – Новгород.

- А завтра, если хотите, приходите ко мне с ребятами после обеда. В это время обычно покупателей у меня не много, я вам ещё одну игру покажу. Только принесите метра три - четыре бельевой  резинки, попросите у чьей-нибудь мамы или бабушки.

     Резинку Иришке дала бабушка. У неё был целый моток, лежал в ящичке, где бабуля хранила ножницы, иголки и нитки. Бабушка отрезала чуть больше, чем просила внучка.
- Бери-бери, вдруг мало будет!

     К вечеру следующего дня ребята уже хорошо знали правила новой игры

                «В резиночку»
     Играть можно даже вдвоём, прыгать поочереди. Примерно четырехметровая резинка завязывается в кольцо. Два человека встают друг против друга внутри этого кольца и растягивают резинку вытянутой буквой «О». Сначала резинка находится на ногах в самом низу. С каждым пройденным туром она должна подниматься выше: на лодыжки, на икры, на колени, если получится, то и на бедра. Игрок прыгает до тех пор, пока не собьётся, то есть не заденет резинок. Каждый прыжок делается столько раз, каков номер задания.
1.Встать боком к резинкам, запрыгнуть внутрь площадки, затем выпрыгнуть обратно – один раз.
2.Стоя между резинками боком к ним, подпрыгнуть и наступить на обе резинки одновременно, потом спрыгнуть обратно внутрь резинок, соединив ноги – два раза.
3.Стоя между резинками боком к ним перепрыгнуть через резинки разведя ноги и не наступая на них. Потом прыгнуть обратно внутрь резинок, соединив ноги – три раза.
4.Стоя между резинками боком к ним перепрыгнуть через резинки. Прыгнуть, скрестив ноги и зацепив резинку «в восьмёрку», чтобы правая нога была впереди. Подпрыгнуть повыше, в прыжке освободить ноги и приземлиться в первоначальное положение – четыре раза.
5.Стоя между резинками боком к ним перепрыгнуть через резинки. Прыгнуть, скрестив ноги и зацепив резинку «в восьмёрку», чтобы левая нога была впереди. Подпрыгнуть повыше, в прыжке освободить ноги и приземлиться в первоначальное положение – пять раз.
6.Встать лицом к резинкам. Перепрыгнуть сначала через одну, потом через вторую резинку. Остановиться. Стоя спиной к резинкам, перепрыгнуть обратно – шесть раз.
7.Встать лицом к резинкам. Оттолкнуться двумя ногами, зацепить носками ближнюю резинку и одновременно перепрыгнуть через дальнюю. Потом в одном прыжке перевернуться лицом к резинкам и, освободить ноги – семь раз.
8.Стоя перед резинками к ним боком, подпрыгнуть и приземлиться на ближнюю, чтобы одна нога была впереди, другая сзади. Ещё раз подпрыгнуть, перевернуться в воздухе на 180 градусов и приземлиться на дальнюю резинку, поставив ноги так же – одна вперёд, другая назад. Снова подпрыгнуть, перевернуться в воздухе, приземлиться за резинки – восемь раз.
9. Стоя перед резинками лицом к ним, прыгнуть на ближнюю. Отклониться на пятках, приподняв носки, чтобы резинка освободилась сама. Прыгнуть на дальнюю, перекатиться на носки, приподняв пятки, чтобы резинка снова стала свободной – девять раз.
10.Стоя боком к резинкам, прыгаем сразу за дальнюю резинку, зацепив одновременно ближнюю. Подпрыгиваем, чтобы резинки распутались и приземляемся на распрямлённые резинки. Выпрыгиваем из резинки – десять раз.
    
     Эта игра потребовала от ребят хорошей физической подготовки и внимания. Одной резиночки оказалось мало, и кто-то ещё притащил из дома моток. Всем было интересно и весело. На следующий день у ребят с непривычки немного ныли ноги, но скоро всё прошло, они втянулись и прыгали «в резиночку» часами.
               
                ***
     Как-то вечером ребята зашли за мальчиком Дениской. Он  помогал своей тетё поливать огород. Прадедушка мальчика сидел на крылечке и гладил маленького котёнка. Котёнок играл с его правой рукой, всё норовил поймать за палец. Широкие ладони старика были очень загорелые, и словно перевитые синими венами. Настоящие рабочие руки.
- Чего это вы с клубками ходите? – спросил прадедушка у ребят, заметив у них свернутые резинки. 
     Дети рассказали, что как они прыгают. Старик усмехнулся.
- Мы после войны росли, у нас таких игр не было. Да и никто бы нам резинку портить не дал. Ни одежды, ни обуви тогда не было ни у детей, ни у взрослых. Ребятня, как только растает снег да немного потеплее станет вообще босиком бегала.
- Так ведь можно же ноги наколоть? – удивились ребята.
- Ничего, мы привычные были.      
- А во что вы тогда играли?   
- Да в разные игры. Что под рукой находили, тем и играли.
     Седовласый старик задумался, вспоминая.
- Вот, например, одна игра, называется она
                «Двенадцать палочек»                                                
     Игроков может быть сколько угодно. Выбирается один водящий. Берётся широкая досочка или палка и кладётся одним концом на землю. Под неё подкладывается камешек или что-нибудь круглое, чтобы получилось что-то вроде простой качели. На нижний край  укладывают двенадцать небольших палочек. Водящий ударяет ногой по свободному краю палки, так, чтобы эти двенадцать палочек разлетелись в стороны. Игроки разбегаются и прячутся, пока водящий собирает палочки на место. Потом он идёт их искать.
     Как только водящий увидел кого-нибудь из игроков, он должен крикнуть имя найденного. И тут они наперегонки должны добежать до палочек и снова «разбить» их. Кто не успеет, тот становится водящим. Игроки выходят из своих укрытий, и игра начинается заново.
- А мы ещё играли в «Пиво». Не знаю, правда, почему именно так она называлась, – сказала подошедшая тётя Дениски. – Там надо чертить на земле или на асфальте, а в последней части зачем-то рисовалась пивная кружка.
     Ребята заинтересовались, и Денискина тётушка поведала им правила игры под таким странным названием
                «Пиво»
     В эту игру можно играть даже одному, но если игроков несколько, тогда будет ещё интереснее, ведь появится дух соревнования.
     На земле чем-нибудь твёрдым или на асфальте мелом чертятся квадраты. Сначала один квадрат, потом над ним встык прямоугольник, который делится пополам так, чтобы получилось что-то вроде толстенькой буквы «Т». Потом снова квадрат и прямоугольник. Каждую секцию нужно пронумеровать. Всего их должно быть девять. Один край последнего прямоугольника соединяется полукругом с противоположным краем. Раньше в этом полукруге ещё рисовалась пивная кружка, отсюда, видимо, и название «Пиво».
     Игрок берёт камушек и бросает его на первый квадрат. Затем на одной ноге прыгает на этот квадрат, поднимает камушек и прыгает дальше: на разделённый прямоугольник двумя ногами (каждой ногой в секцию), на отдельный квадрат – одной ногой и так далее.
     Кидать камушек на каждом этапе нужно со следующей цифры, а начинать прыгать с первого квадрата. Последний раз камешек нужно закинуть в полукруг и чтобы он оказался именно на пивной кружке.
     Если игрок не удерживает равновесия или брошенный им камушек откатывается за черту, тогда к игре приступает следующий. Когда выбывший игрок снова вступает в игру, то начинает прыгать с той секции, откуда выбыл.

- Эта игра только на первый взгляд кажется простой. На самом деле она требует сноровки и ловкости. Прыгать на одной ноге, аккуратно кидать камушек – попробуйте, сразу может и не получиться. – Сказала Денискина тётя. – И, кстати, есть ещё одна игра, она очень похожа на «Пиво».
- А как она называется? – спросили ребята.
- Игра называется
                «Классики»

     В эту игру тоже можно играть одному, но если игроков несколько, это будет ещё веселее.
     На земле так же чем-нибудь твёрдым или на асфальте мелом чертятся квадраты. Сначала один квадрат, потом над ним встык прямоугольник, который делится пополам так, чтобы получилось что-то вроде толстенькой буквы «Т». Потом снова квадрат и прямоугольник. Заключительным должен быть неразделенный прямоугольник. Каждую секцию нужно пронумеровать. Всего их должно быть десять. Это «классы».
     Игрок берёт камешек и бросает его на первый квадрат. Затем на одной ноге прыгает на этот квадрат, осторожно этой же ногой отщёлкивает камешек в следующий «класс» и прыгает дальше: на разделенный прямоугольник двумя ногами (каждой ногой в секцию), на отдельный квадрат – одной ногой и так далее.
     Кидать камешек в каждом этапе нужно со следующей цифры, а начинать прыгать с первого квадрата. Последний раз камешек нужно закинуть в «10 класс», и, допрыгав до него, просто выбить камешек за черту и выпрыгнуть самому.
     Если игрок не удерживает равновесия или брошенный им камешек откатывается за черту, тогда к игре приступает следующий.

                ***
     В субботу дедушка собрался топить баню. Бабушка с Иришкой убирались в доме. Внучке было поручено разобрать полку, где обычно складывались газеты и журналы. Сложив прочитанную прессу в стопочку, Ириша спросила, куда её положить.
- А снеси деду в баню, пригодится на растопку, - сказала бабушка. И заметила лежавший сверху журнал, в котором рассказывались новости о кино и артистах.
- Кстати, Ириша, я ведь ещё одну игру вспомнила. Она называется
 
                «Кино переходит дорогу»
     В этой игре должно быть несколько игроков и водящий.
     На земле  на расстоянии в 10-20 шагов друг от друга отчерчивают две длинные параллельные черты. Игроки встают за одну из них, водящий – посередине, спиной к игрокам. Мысленно он начинает произносить алфавит, медленно или быстро – это по желанию. Через какое-то время игроки говорят: «Стоп!». Водящий должен громко сказать букву, на которой он остановился.
     Дальше каждый игрок должен сказать название фильма на эту букву. Названия не должны повторяться. Тот, кто справился с заданием, спокойно проходит мимо водящего за противоположную черту. Тот, кто не может назвать фильма, должен суметь перехитрить водящего и перебежать на противоположную сторону. Таких игроков может быть даже несколько. Водящий должен поймать кого-нибудь, то есть дотронуться до игрока. Тот, кого коснулся водящий, занимает его место.
     Если водящий дважды остановился на одной букве, то нужно начать проговаривать алфавит заново.

     В следующее  воскресенье в компании детей произошло пополнение – по соседству с Иришкой поселились брат и сестра Даня и Варя. Они не стали сидеть дома, вышли на улицу и быстро со всеми перезнакомились. У ребят оказались весьма ценные спортивные снаряды – мяч и скакалка. И они знали ещё  две игры. Одна называлась

                «Десяточки с мячом»
     Играть можно одному и нескольким игрокам. Если кто-то не справляется с заданием, наступает очередь следующего.
1. Один раз мяч просто подбрасывается повыше и ловится двумя руками.
2. Два раза мяч нужно подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
3. Три раза мяч нужно подбросить повыше, хлопнуть в ладоши перед собой и за спиной, поймать мяч.
4. Четыре раза мяч нужно отбить  от земли правой рукой.
5. Пять раз отбить мяч от земли левой рукой.
6. Шесть раз подбросить  мяч и поймать его одной рукой.
7. Семь раз подбросить мяч и поймать его другой рукой.
8. Восемь раз ударить мячом о землю, перенести через него ногу, поймать мяч.
9. Девять раз перекинуть мяч с одной руки на другую.
10. Десять раз отбить мяч о землю, ударяя по нему поочередно то одной, то другой рукой.


     Другая игра называлась

                «Десяточки со скакалкой»
     Игроков может быть любое количество, можно прыгать даже одному. Смена игроков происходит, когда кто-то собьётся, допустит ошибку.
     Задания выполняются со счета «десять»:
10 раз прыгать обычным способом – скакалка вперёд, на двух ногах.
9 раз прыгать, меняя ноги – правая, левая – как бы «бежать» через скакалку.
8 раз прыгать на правой ноге.
7 раз прыгать на левой ноге.
6 раз прыгать двумя ногами, но скакалку крутить назад.
5 раз прыгать «бегом» как и в «девятке», но скакалку крутить назад.
4 раза прыгать, скрестив ноги.
3 раза прыгать поочередно: обычным способом, скрестив руки, снова обычным способом.
2 раза прыгать на одной ноге, скакалку крутить назад.
1 раз прыгнуть высоко и успеть очень быстро прокрутить скакалку два раза вперёд.



     Так ребята и играли каждый день в разные игры. Всем было весело и очень интересно. Когда каникулы подошли к концу, и настало время прощаться с новыми друзьями, дети немного загрустили. Но пообещали друг другу, что обязательно встретятся в следующее лето, а заодно и разузнают ещё какие-нибудь новые игры.
     Родители ребят тоже были довольны – их дети загорели и заметно окрепли, ведь они  много времени проводили на улице и почти не сидели на месте.
     Вот так простые дворовые игры помогают детям не только подружиться, и весело проводить время, но и делают их физически более сильными, развивают их внимание и память. Одним словом

                ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!