Были старого арыка

Александр Крячун
А. Крячун
«Были Старого Арыка».
                Были Старого Арыка.

                Предисловие.
    Когда я садился писать по настоятельной просьбе  своих односельчан эту помесь реальных событий  из жизни своего посёлка, времён 50-х – 60-х годов прошлого столетия,  хотелось, что бы всё получилось. Правда, здесь примешалось немножко мистики, которая зародилась благодаря склерозным неточностям, размазанных временем.            
     Мы были первое послевоенное поколение, которое берегли и любили. Свобода,  дарованная нам родителями и школой, зашкаливала за разумность и порождала вседозволенность, соизмеримую с безумством.
      Этот цикл рассказов назвался сам по себе - «Были Старого Арыка» - потому что жизнь всех мальчишек посёлка была сосредоточена на берегу канала, который по-азиатски именовался Арыком. Он был одним из главных снабженцев воды нашего села Ленин-Джол, по велению времени вернувшее старое имя Массы в 90-е годы. Посёлок находился на трассе, по которой можно было попасть  в Джалал-Абад,  в Андижан, Майлисай и даже, по автомобильной тропе в столицу Родины – Фрунзе. Это была окраина Ферганской долины,  переходящая в предгорья Тян-Шаня, где на отвесных скалах проходила первая самостоятельная школа скалолазания.
      Мы были «дельфинами» своего края. При Арыке шла вся свободная от школы жизнь: в нём купались, ловили рыбу, пускали корабли, учились  дышать под водой, охотились на ондатр, испытывали в нём самодельные водолазные костюмы и бомбы из карбида и пороха. А зимой, если удавалось каналу замёрзнуть, можно было промчаться по льду на самодельных лыжах из проволоки.
                ***
      Перед тем, как совершить обычный в таких случаях ритуал: «взглянуть на  лист бумаги и удостовериться, как он чист и бел… »,   решил посмотреть, что о моей Родине знает интернет. Набираю «Ленин-Джол». Компьютер выдаёт массу информации о вожде мирового пролетариата – Ленине, и голливудской актрисе Анжелине Джоли. Имя её мне мало что говорит, из-за нелюбви к современным иностранным фильмам. Но в памяти отложилась статья в одной из газет, где говорилось о страховой компании, в которой эта дива застраховала свои губы. Сумма превышала стоимость всего недвижимого имущества моего родного посёлка. Но всё-таки нахожу несколько страниц, благодаря известным людям, вышедшим из села. Это – посол Кыргызстана в России – Чиналиев Улукбек Кожомжарович. Бывший нападающий Московского «Спартака» - Валерка Мирзоев, с которым я имел честь гонять мяч на самодельном стадионе. Рядовой 333 стрелкового полка Махотин Сергей Алексеевич, погибший в первый день войны при защите Брестской крепости. Мэр города Бугуруслан – Виктор Жуков, и конечно мой одноклассник и друг – Ниязов Мирослав Джумабекович – бесстрашный генерал, самый справедливый политик современного Кыргызстана. Это не праздные слова, потому, что я знаю его с детства. Знаю его последние годы, когда он во времена междоусобной бойни, охватившей Ошскую область, шёл под пули и спасал земляков, собрав отряд самообороны из своих боевых друзей. Когда Ниязов со своим отрядом пришёл в село, все вздохнули спокойно: «К нам пришёл Ниязов Мир – значит,  будет мир!»
        Благодаря паучьей хватке интернета удалось объединить   земляков, которых судьба и «политическая дурь националистов» разбросала по просторам планеты.  Все! Да, абсолютно все,  при слове «Ленин-Джол», смахивают влагу с тоскующих глаз, которой не стесняются. Нам есть о чём помнить и грустить.
        Последний раз я ехал на свою Родину в 2001 году. С новым веком, начиналось Новое время – без Родины, которая есть, но она стала «зарубежьем». На границе с Узбекистаном даже буквенный шрифт указывающий название посёлка Маданият, был чужим. Молодые пограничники никак не могли поверить, что я еду на Родину и, что я мог родиться в селе Массы. Им была неведома жизнь при СССР, когда в глубине Ферганской долины жили люди, более 100 национальностей, которые не знали распрей и ссор, не делились по национальному признаку и говору. И, что ехал я, просто так, чтобы посмотреть и проститься, опечалив свою память угрюмым словом: «Навсегда!».
    Уже потом, когда начнут выходить мои книги и один из критиков назовёт Санкт-Петербург моей «второй родиной», я не мог простить кому-то, лишать меня единственной Родины и давать мне вторую, примечательную лишь тем, что я там временно жил. И даже созвучие приставок в словах «ЛЕНИН-джол» и «ЛЕНИНград», претерпевшие изменение своих имён в одно и то же время, не даёт право связывать эти два понятия в единую связь. Да! Я во многих местах жил временно, но только на Родине, в маленьком селении Ленин-Джол, которому вернули прежнее имя «Массы», я живу, даже тогда, когда меня там нет! Двух «Родин» у человека не может быть. Не «больших», ни «малых». Только там она есть, где осознал первое чувство жизни и обрёл понятие, что ты – человек! Первое окружение: будь то ствол корявой урючины или первая грязь из тёплой лужи, куда впервые упал лицом, должны составлять начало мира, в который ты вошёл. А уж последующее: тобою срубленные щепки от «урючин жизни» и «всепоглощающую грязь» чужих стран и городов, сопоставлять  с Родиной, где родился.
         Если пришлось бы заполнять анкету жизни, и на вопрос: «Кто или что, было главным в детстве, которое предопределило последующую жизнь?». Ответ был бы прост: «Арык!»