Великая сила искусства
Начну издалека, но, как мне кажется, с интересного.
Где-то в конце восьмидесятых годов по околотеатральной Москве прошел слух, что несравненная Алиса Бруновна Фрейндлих, специально приглашенная в "Современник" на роль Раневской в "Вишневом саде" и с блеском эту роль играющая , вообще перебирается в Москву, где и будет дальше служить в любимом москвичами театре. Мы спросили тогдашнего директора "Современника" Владимира Акимовича Носкова, верно ли это. На что он ответил: " Была такая мысль и даже разговор с ней на эту тему был. Она сама, вроде бы, и не против, и мы бы ее наверняка «дожали». Но вдумайтесь, ребята: ведь мне бы тогда пришлось уволить едва ли не половину женского состава труппы просто за ненадобностью. Ну разве я могу на это пойти? Так что эта задумка так и останется втуне, как ни жаль".
И вот - один из премьерных показов спектакля "Крутой маршрут», поставленного по воспоминаниям матери Василия Аксенова Евгении Гинзбург. Многие, наверняка, помнят: речь идет о мытарствах героини в сталинских лагерях. Порой она там попадает в такие ситуации, из которых, кажется, вообще нет выхода. Но каждый раз, благодаря какому-то немыслимому случаю, остается жива. Конечно, многое из этого в спектакль не вошло, но все равно он смотрится с постоянным напряжением. В главной роли Марина Неёлова, а при ней как раз весь женский состав труппы "Современника". Всем без исключения роли нашлись, что бывает крайне редко.
У меня имелось четыре билета, два из которых предложил своей давней приятельнице. Но ни ее муж, ни моя жена по каким-то причинам пойти в театр не смогли, в результате чего мы отправились вдвоем.
Идет финальная сцена спектакля: партию зэчек переводят из одного лагеря в другой. Женщины сидят на вокзале в ожидании своего состава. Этот день как раз выпал на один из общенародных праздников, едва ли не на первое мая. Из вокзального репродуктора во всю мощь гремит песня:
"Утро красит нежным светом
Стены древнего кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля".
И вдруг все зэчки, одетые в лагерные робы, не сговариваясь, подхватывают припев:
"Кипучая, могучая,
Никем непобедимая..."
Это прозвучало настолько неожиданно и к тому же так пронзительно, что моя спутница, далеко не девочка ни по возрасту, ни по жизненному опыту, начала всхлипывать. Я же не нашел ничего другого , как приобнять ее за плечи, стал говорить какие-то, как мне казалось, успокаивающие слова. Но она от этого только расплакалась еще пуще, едва ли не в голос. А места у нас, что называется, блатные: мы сидим в четвертом или пятом ряду партера, почти посередине. На нас начали оборачиваться зрители из передних рядов. Более того, на нас стали обращать внимание и со сцены. Одна из старейших актрис "Современника" Людмила Ивановна Иванова (вспомним Шурочку из бухгалтерии из кинофильма «Служебный роман»), с которой мы тогда были знакомы, увидев меня рядом с плачущей женщиной, когда наши взгляды встретились, исподтишка показала мне со сцены большой палец. Что могло означать только одно: " Вот она, великая сила искусства"!
Уже после спектакля моя приятельница, сама не ожидавшая от себя подобной реакции, как бы в свое оправдание стала рассказывать, что ее привела в такое состояние не только сама песня, но и предшествующая ей сцена. До заключенных дошла весть, что нарком внутренних дел Ежов смещен, а на его место назначен Берия. А его портрет как раз и висит на вокзале, и заключённые начинают обсуждать, какое у него приятное интеллигентное лицо и сам он, судя по всему, человек иного склада, чем Ежов. Так что теперь начнутся пересмотры дел и с теми, кто осужден невинно, наверняка быстро разберутся. Как же велика в нашем народе вера в справедливость. Как всеобъемлюща надежда на силу добра и правды!
А потом и последовало:
" Страна моя, Москва моя -
Ты самая любимая! "
Как бы там ни было, а сила искусства и впрямь велика. И ведь недаром еще Блок писал:
"В заколдованной области плача,
В тайне смеха - постыдного нет".
Так что плачьте, дамы и господа, улыбайтесь и смейтесь над страницами книг, над сценами из спектаклей и кинофильмов, если вас там что-то зацепило. Никто не вправе вас за это осуждать.
© Copyright:
Наследный Принц, 2016
Свидетельство о публикации №216061100946