Боград -4, Розалия Марковна Боград-Плеханова. 3

Любовь Гиль
О Розалии Боград-Плехановой  сегодня можно найти в интернете обширную информацию. Хочу отметить, что из всего, найденного мною, мне больше всего понравилась статья  «Розалия Марковна – жена и верный друг Георгия Плеханова» [1]. А. С. Бережанского, создателя и директора музея Г.В. Плеханова в Липецке.
В ней я нашла прекрасно запечатленные автором черты характера и всё обаяние личности Розалии Марковны.
 Приведу лишь некоторые фрагменты этой статьи из разных периодов жизни Розалии Боград- Плехановой:
  «На врачебных курсах в то время лекции читали видные ученые, преподававшие одновременно в  Медико-хирургической академии, среди них знаменитый химик и композитор А.П. Бородин и С.П.Боткин, виднейший русский терапевт-клицинист. Бородин организовал из курсисток хор, где пела и Розалия Марковна. У нее был приятный грудной голос, ее любимыми музыкальными произведениями были романсы А.Г. Рубинштейна»
 «…Розалия Марковна летом 1877 года едет пароходом по Волге в село Широкое Самарской губернии, чтобы устроиться фельдшером в крестьянской среде»
 « В 1878 году, поддавшись патриотическому чувству, охватившему некоторые слои
молодежи, Розалия Марковна едет в Румынию, чтобы помочь в лечении раненых и больных…"
 «Все лето Розалия Марковна провела в Женеве, помогая мужу в освоении немецкого языка.
В конце лета Плеханов настолько хорошо усвоил немецкий язык, что читал в подлинниках сочинения Ф. Шиллера, Г. Гейне, Ф. Фрейлиграта, Г. Гервега, цитировал на память отрывки из «Фауста» И.- В. Гете.
  Осенью 1880 года Плехановы переехали в Париж, поселились в гостинице на бульваре Сен-Мишель. В материальном отношении это было тяжелое для супругов время. Работу найти было трудно, приходилось жить на небольшие деньги, присылаемые Розалии Марковне из дома. Покидая Родину, она не решилась сообщить своим родителям о замужестве, а сказала только, что собирается продолжить  учебу за границей»
 В описании студенческих лет жизни можно найти строки о чрезвычайной отзывчивости Розы Боград, ее бескорыстном желании всегда прийти на помощь:
 «…Роза Боград получила серьезное задание – заменить заболевшего пропагандиста и провести занятия в рабочем кружке на Выборгской стороне. К этому времени она прочла уже много серьезной литературы по социальным вопросам. Но занятия надо было проводить по русскому языку и арифметике. Она всегда хорошо училась в гимназии и любила эти предметы. Надо было передать эти знания людям, которые придут после тяжелой работы, а у многих не было даже начального образования. Поначалу Роза чувствовала себя скованно. Постепенно смущение прошло, и Роза толково объясняла материал своим слушателям. После занятий ее трогательно благодарили» [2]
    Немало написано и том, что в начале своей жизни в эмиграции Розалия посещала больных из круга своих друзей, остро нуждавшихся не только в медицинской помощи, но и в средствах к существованию. Но, несмотря на то, что материальное положение Плехановых  в то время тоже оставалось незавидным, она лечила этих больных бесплатно. Безусловно, этот опыт очень пригодился ей в дальнейшем, но тогда она об этом не думала, а шла к больным, руководствуясь своими внутренними побуждениями.
Привожу несколько строк текста о врачебной деятельности Р.М. Боград из документа, найденного в ГАРФе (в фонде полицейского департамента):
л. 64
«Начальник  С.-Петербургского Губернского Жандармского Управления
 11 Января 1902 г.
        №1089
    С.-Петербург
Секретно.
В Департамент Полиции.
Имею честь препроводить при сем в Департамент Полиции копию протокола показания Веры Величкиной - Бонч-Бруевич, допрошенной во вверенном мне Управлении 10 сего Января в порядке положения об охране.
Генерал-Майор [подпись]
л. 65
Протокол №
     1902 года Января 10 дня, в г. С.-Петербурге, я, Отдельного Корпуса Жандармов ротмистр Самойленко Манджара, на основании Положения об охране, расспрашивал поименованную, которая, в дополнение объяснений своих от 5 сего Января, показала:
Зовут меня Вера Величкина Бонч-Бруевич. Прошу писать Вас самих.
     С Георгием Валентиновичем Плехановым я знакома очень мало, почти только поклонами. Познакомилась я с ним в начале 1901 года, не помню где. Кажется, в приемной женщины-врача его жены, урожденной Боград, к которой я общалась за советом и направляла к ней и привозила сама к ней обращавшихся ко мне за советами, так как я не имею права практики в Женеве, а ОНА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ВРАЧОМ (подчеркнуто мной –Л.Г.). С мужем ее мне не приходилось встречаться в домах. Разговаривать с ним о каких либо принципиальных вопросах или практических, мне не приходилось»
 
Много лет  Розалия работала врачом в Женеве, в Париже, а также в Сан-Ремо, в созданном ею санатории «Виктория». Жизнь Плехановых была очень насыщена кипучей деятельностью, тревогами, переездами, встречами со многими известными личностями той эпохи. В частности, живя в эмиграции, они встречались с А.М. Горьким и его женой Е.П. Пешковой на о. Капри. 
  В.Б. Малкин отмечал, что приехав в Женеву, Лина Штерн некоторое время жила в семье Плехановых, а затем в семье народовольца и ученого А.Н. Баха.
  «О дружеских отношениях с дочерьми Плеханова, Женей и Лидией, и его женой Розой Марковной Боргард (так у автора - Л.Г.) свидетельствуют письма, сохранившиеся в архиве РАН». [3]
  Годы  жизни в Ленинграде, начиная в 1928 –го по 1939-ый год,  Розалия Марковна  всецело посвятила организации Дома- музея Плеханова и интенсивной напряженной работе в своем детище. Кроме того она вела активную общественную жизнь и всегда была окружена друзьями.
  А вот строки из воспоминаний Е.С. Коц о Розалии Плехановой в 30-е годы прошлого века, проведенных Р.М. Плехановой в Ленинграде:
 «… она принимала своих друзей. Среди них были очень интересные люди - Евгений Викторович Тарле; его сестра Тарновская, большая умница; Щепкина-Куперник, готовая в любой момент сочинить к случаю изящные и остроумные стихи; скульптор Гинзбург – создатель прекрасного бюста Плеханова, установленного на его могиле на Волковом кладбище.
 … По-своему нарядная, просто, скромно и изящно одетая, приветливая, отлично владеющая талантом занять гостей интересным разговором, объединить их общей темой, любящая и понимающая шутку, она пересыпала свою речь привычными ей французскими словечками. Притом все было просто, по-домашнему уютно. Ее друзья любили бывать у нее» [4]   
Дочери, Лидия и Евгения, исполнили последнее желание их матери – сжечь ее прах и перевезти его в урне. Урну она просила поместить в могилу горячо любимого ею мужа, Георгия Валентиновича Плеханова. 13 мая 1951 г. на Волковом кладбище в Ленинграде урна с прахом Розалии Марковны Боград-Плехановой была захоронена на могиле Г.В. Плеханова.

Литература
 [1]   А.С. Бережанский, «Розалия Марковна – жена и верный друг Георгия Плеханова»,   журнал «Корни», №24 (2004 г.).
 [2]  М. Иовчук, И.Курбатова, «Плеханов» 1977, серия «ЖЗЛ».
 [3]  В.Б. Малкин, «Трудные годы Лины Штерн»
 [4]  Е.С. Коц,  «Воспоминания» Е.С. Коц, Исторический архив. 1998, №2, стр. 215
 
На  фото
Семья Плехановых (слева направо – Р.М. Плеханова, Евгения Плеханова, Л.Г. Дейч, Г.В. Плеханов, Лидия Плеханова), 1901

Читать дальше здесь:

http://www.proza.ru/2017/01/13/1300