Путевые заметки. Встреча с Пабло Пикассо

Иван Краснов 2
               
В  шестидесятые  годы  прошлого  века  в  период  моей    службы  в  группе Советских войск в Германии (ГСВГ)  мне  два  раза  в  год  приходилось  ездить  из  небольшого городка  на  юге  Германии  в  Потсдам  по  делам  службы.  Ездил  я  один  в  поезде  Лейпциг-Берлин,  туда  и  обратно. Иногда  у  меня  были  интересные  встречи  в поезде,  о  двух  из  которых  я  и  хочу  рассказать.
1. Встреча с Пабло Пикассо
Это событие  произошло  осенью  1966  года. После завершения сборов  идеологических  работников  ГСВГ  я  возвращался   к  месту  постоянной  дислокации.   Я  сел  в поезд,   зашел  в  купе,  в котором  находился   только один  пассажир.  Это  был  мужчина  лет  пятидесяти,  респектабельной  наружности,   высокого  роста.  Одет  он  был  в дорогой  костюм. С  первого  же  взгляда  я  определил, что  мой  сосед  по  купе  - не  из  простых  граждан, а    высокопоставленный  чиновник  или    представитель  культурной  интеллигенции.  Он  читал  газету.

При  моем  появлении   в  купе  он  встал,   и  мы  друг   с другом  приветливо   поздоровались  на  немецком  языке. Я  назвал  свое  имя -  Иван,  мой  сосед    представился – Жан.  Кстати,  замечу   французское  имя  Жан  на  русский    язык  переводится  именем Иван.  Мне  это  было  известно.   У  нашего   писателя-историка   Натана  Эйдельмана   есть   замечательный  роман «Большой  Жано» об  Иване  Пущине,  друге А.С.Пушкина.  Так  звали  Ивана  Пущина  в  лицее.Так что мы оказались с соседом по купе еще и тезками.
 
Поскольку  я  ехал  из  служебной  командировки,  то   на мне была  форма  советского   офицера.  На столике купе стояла   небольшая  бутылка     коньяка,  и  мой  сосед  любезно  предложил мне  выпить  с  ним   рюмку;  я не  отказался.

Кстати, с   этим     обычаем   начинать     разговор  с  небольшой  рюмки  коньяка  я  уже  был  знаком,  когда  приходил    по  делам  к  секретарю  райкома   Социалистической единой партии Германии (СЕПГ)   нашего  городка.  После  вступительной  части знакомства  мы  занялись   каждый  своим  делом.  Мой  сосед  взял   отложенную  при   моем  появлении  купе  газету  «Юманите» -  (центральный  печатный   орган   французской   компартии),  я  же  достал  из  портфеля   газету  «Moscow News»  и  продолжил  изучение  на английском языке  рассказа   советского  писателя    А. Чаковского   «Свет  далекой  звезды».

Открою  секрет,  почему  я  тщательно прорабатывал  этот   рассказ.  Я  готовился  сдавать  экзамен   кандидатского  минимума  по   английскому  языку. Для  успешной  подготовки  к  экзаменам   многие     студенты и  аспиранты  брали  газету  «Moscow News»,  находили  в  ней  подходящую   повесть  или  рассказ,  затем  находили   эту  повесть на  русском  языке,   и  подготовка  шла  более  успешно.

Мой сосед по купе и я  внимательно  посмотрели  на   газеты друг друга.  Я  увидел,  мой сосед читает статью «Пять жен Пабло Пикассо». В статье были  размещены  фотографии любимых женщин  художника  и их краткие  биографические  данные. Мой  же сосед увидел, что я читаю рассказ А.Чаковского - главного    редактора   «Литературной  газеты»,  любимой  газеты  всей  советской  интеллигенции.  В  лучшие  времена тираж     газеты  доходил   до   нескольких   миллионов   экземпляров. Кстати,   сейчас  тираж   «Литературной  газеты» составляет  только около   двухсот  тысяч экземпляров.   Одной  из  причин  падения  тиража  всех  газет  и  журналов   является  интернет. Бумажным изданиям  трудно   конкурировать   с  электронными  носителями.
               
Нужно  заметить,  что  мы  с  моим  соседом  изъяснялись    вперемежку  на  немецком  и  английском   языках.  Оказалось,  что  он -  французский   коммунист, писатель  и приезжал  в  ГДР    на   творческую  конференцию. Вот  тогда   я очень  пожалел,  что   плохо  владею   английским. Осмелев,  я  предложил своему  французскому  товарищу   поменяться   газетами,  которые  мы  читали.  Я  передал   ему  свою  газету   «Moscow News»,   в  ответ  получил   газету   органа   коммунистической  партии   «Юманите».На  вокзале  в  Лейпциге  мы  любезно  расстались  друг с другом;   мне  нужно  было  ехать на  поезде  в  свой  гарнизон.

В  части   я  показал  эту  газету  своим  товарищам,  рассказал, что   газета  коммунистов   Франции размещает  на  своих  страницах  рекламу,  интересные  статьи не   только  идеологической  направленности,  но  и интересные  статьи  из жизни  актеров,  поэтов  и   писателей.  О  Французской  газете  и  о встрече с гражданином  Франции  стало  известно  офицеру  особого   отдела  капитану  Вячеславу Должикову.

 - Иван  Иванович,  я  вынужден  буду  доложить  по  своей  линии о  Вашей  встрече  с  иностранным  гражданином, -   сказал он. - Слава, докладывай. Но  ты  только  покажешь  свою  безграмотность. Я же беседовал  с  коммунистом  Франции.   Не  знаю,  доложил  ли  этот  офицер о  моей  встрече  с  французом  или  нет,  но никто  мне  ничего не  выговаривал  по  поводу этого  эпизода.

Кстати,  подобный  конфуз  с  офицером-особистом  произошел  со  мной  в  далёкие  года  моей  молодости  в  конце  пятидесятых  годов   прошлого  века.  Я  тогда  служил   в  политическом  отделе  научно - исследовательского  полигона.  Был  помощником  начальника политического  отдела  по  комсомольской  работе. А  моим  начальником  политического  отдела  был  генерал-майор  Ханжин  В.М   Это  высокое  звание  он  получил  в  годы войны,  занимая  должность начальника  политического  отдела  тыла  армии.  Человек  он  был  мягкий,  добродушный,  ждал  уже  выхода на  пенсию.

Как-то он  меня  вызывал  к  себе  и  сообщает:   - Иван Иванович,  Ваша  жена  ведет  переписку  с  гражданином  из  Испании.  Вы  должны  знать,  что  жены  офицеров   не  должны вести  переписку с  гражданами  западного  мира,  тем  более  фашистского  государства.
 
Я   остолбенел   и не  знал,  что  сказать.  Жена  у  меня  была  молодая, прошло  всего  два  года  после  нашей  женитьбы, и  вдруг  моя  жена   в  тайне  от  меня  ведет  переписку   с  гражданином  фашистской  Испании.
-Василий  Михайлович, -обратился  я  к  генералу ,-   а не  сможете  ли  Вы  мне  показать  это  письмо,  чтобы  я  сам  увидел и  разобрался  с  этой  перепиской. К  счастью,  он  держал  это  письмо  в   руках и  передал  его   мне.   Беру  в  руки  письмо.  Действительно,   на  письме    мой  домашний  адрес,  но  написан   на    непонятным  мне языке.   Смотрю  обратный  адрес - О,  Боже! - Ленинград, Кировский  проспект,  Дом  культуры  Промкооперации.

Я  объяснил   Василию  Михайловичу,  что  молодежь  увлекается  изучением   языка  эсперанто  для  облегчения   общения  с  зарубежными   друзьями, что  человек, который  передал  ему  письмо  не потрудился   посмотреть на обратный  адрес. Злополучное письмо не  выходило  за  пределы нашего  города.  Генерал  был  смущен;  тем  не  менее  он  мне  сказал: -Иван  Иванович,  давай,  поясни   своей  жене,  чтобы  она  прекратила  эту  переписку.  Ты  служишь  на  режимном  объекте и  не  нужно  тебе  эти   лишние  хлопоты.

Дома я жене популярно объяснил,к чему может привести её занятие эсперанто.   Жена  меня  правильно  поняла  и    прекратила   свое  занятие.  Постепенно  интерес  к   изучению  языка  эсперанто  пропал   у всех, и  в  наше  время   молодежь  уже  и не  знает   об  этом  увлечении  своих  бабушек   также,   как  и  о  других   увлечениях  молодежи того  времени.

Современная  молодежь   для  переписки  использует вместо  обычной почты  электронную и имеет возможность  посещать  другие  страны  по  туристским   путёвкам,  а  органы  безопасности   не  занимаются   цензурой   писем.
История с газетой   «Юманите»,  которую  я  получил  когда-то  в  поезде,  со  статьей  о  пяти  женах   Пабло Пикассо  имела  свое  продолжение, но  уже  в  Ленинграде. 
Уже,  будучи заместителем  начальника  кафедрой  марксизма-ленинизма высшего  общевойскового  училища  им.  С.М. Кирова,   был  я как-то на  партийном  активе  города.  На  собрании   выступал  наш  главный  идеолог - Член  Политбюро   ЦК  КПСС   М.А.Суслов.   Он  говорил  довольно  долго  и  скучно.   

Я  написал докладчику  записку  с  просьбой  разъяснить,   почему    наша    центральная   газета   «Правда»  такая  сухая и  не  интересная,  но  на  неё заставляют подписываться коммунистов  и  беспартийных.     Для  подтверждения   актуальности  своего  вопроса  я  привел  в качестве примера  газету  « Юманите» -  печатный   орган    французских  коммунистов.   Эта  газета  наряду  с  текущими  вопросами жизни  коммунистов    публикует и   материалы  из  жизни  интеллигенции,  других    слоев  населения,  рекламу ,  юмор и  сатиру.     Конечно,   свою  записку  я  подписал не  своим  именем.

Наш  «серый  кардинал»,  как  Суслова  за  глаза  называли  в  народе,  что-то   долго  и  нудно  рассказывал  о  том,  что  газета  «Правда»  выполняет  другие  важные  задачи,  стоящие  перед  партией  и   народом.  Никого  ответ  Суслова  М.А.  не  убедил. Он  остался при  своем  мнении,  аудитория  при  своем.

Я  вспомнил  газету    «Юманите»  и  решил  теперь  уже  в  Интернете   посмотреть и  проверить  информацию    о  пяти  женах   великого  художника.  И вот   о  чем  узнал.

Что же,  жизнь  и  деятельность    Пабло  Пикассо    очень  интересная.  Пабло  Пикассо  не  просто   знаменитая  личность, он  - человек  легенда.
Великий  художник родился в  небольшом  испанском  городке  Малага  в  1881  году.    Я  не  буду  писать  о   его   всемирно  известной  деятельности  как  художника, но  только   уточню  информацию,  которую  я  когда-то  прочитал  в  газете   «Юманите»  по поводу  его  жен.
Пабло  Пикассо  был  женат  дважды: На  Ольге  Хохловой, имевшей русские  корни (от  неё  у него  был  сын  Пауло) и на  Жаклин Пауло (детей  у них  не  было). Зато  Пабло  Пикассо  имел  трёх  внебрачных  детей  (сына  Клод  и  дочь  Палому)  от    Франсуазы  Жило  и   дочь по имени Майя  от   Маре –Терез  Вольтер.   

Помимо  того,  что  Пабло  Пикассо  был   величайшим   художником  целой  эпохи, он  активно  боролся  за  мир   против  фашизма и  развязывания  войн;  принимал участие  в  войне    испанского   народа  против  фашистов. В  1944  году  он вступил   в    коммунистическую   партию   Франции,   был  лауреатом  Международной   Ленинской  премии   «За  укрепление  мира    между  народами». Умер  великий  художник  в  1973  году.

Продолжение "Путевых заметок" следует.