Скука-сука

Ирина Минкина
Недавно довелось совершенно случайным образом пересечься с типологически любопытным человеком. Именно пересечься, а не встретиться, ибо встреча предполагает обоюдное желание увидеться. И именно типологически любопытным, потому что сам по себе этот человек в моем понимании не представляет ни малейшего интереса. Мне даже показалось, что он и сам-то себе не интересен, но это, как говорят классики, уже совсем другая…

Так вот. Этот мужчина средних лет и заурядной внешности и внутренности, будучи приглашенным на шашлыки, пришел со своим лоточком с сырыми овощами определенного вида без соли и масла. В общем-то, это было все, что он съел. Если не считать половины банана.

Казалось бы: какое это отношение это может иметь ко мне? Ведь я не против вегетарианцев. Я даже не против сыроедов. Вкусовые предпочтения испокон веков никогда и никем не обсуждаются. Да и речь-то пойдет не о них. Мне просто стало интересно, как и когда этот человек (в прошлом, помнится мне, активный мясо-и сахароед) стал таким ярым приверженцем сыроедения в самом жестком (если не сказать, жестоком)  его варианте – в том варианте, который уже близок к неедению. Ведь причины-то у людей бывают разные: кто-то борется со страшной болезнью, кто-то – с лишним весом, а кто-то вообще преодолевает таким образом себя, смиряя свои желания. Здесь, как мне кажется, самое интересное – причина.

- Как ты пришел к такой жизни? – полушутя спросила я его.

- Нужно же чем-то заниматься, - ответил он. – Скучно просто так, без ничего.

Сей любопытный ответ родил во мне множество не менее любопытных мыслей. И чем больше я думаю об этом ответе, тем более страшным он мне кажется.

Скучно… Скука – да, это от безделья. Но это не просто от безделья. Я всегда считала, что скука – это от душевной пустоты. Это наказание за бездушевность и бездуховность. Наказание для тех, кто не верит в важность (а может, и в само существование) духовной сущности человека. Скука – это для тех, кто считает, что заповедями «не убий» и «не укради» должен исчерпываться любой современный кодекс поведения (с добавлением заповеди «не бомжуй»). Не мешай другому, а с собой делай то, что хочешь. Хочешь – не читай. Хочешь  - устраивай оргии. Хочешь – ходи голым.

Важность внутренних идеалов (читай: запретов) понимается далеко не всеми. Ну вот, скажем, не переедать – это и дураку понятно. Потому что от обжорства есть видимый результат, который эстетически и физически не очень приятен ни самому обжоре, ни окружающим его людям. А зачем я должен читать, да? Зачем я должен быть хорошим-то? Зачем я должен жить скромно и тихо? А я не хочу. А я живу так, как хочу. И делаю то, что хочу, и ограничивает меня только уголовный кодекс.

Как правило, разумных, осязаемых аргументов противники духовной вседозволенности не находят. А таким людям аргументы нужны исключительно осязаемые, которые можно увидеть, услышать, понюхать или потрогать. Рассуждения вроде «это грех», «Бог накажет» здесь оказываются совершенно бесполезными. Тем более что официальная церковь активно разваливает эти рассуждения, потчуя и без того шатающиеся умы обильными байками на тему своей собственной распущенности. Такие дискуссии заканчиваются полной популистской свалкой на уровне «ты козел, сама дура».

А мне вот тем не менее кажется, что один осязаемый аргумент есть. И этот аргумент – скука. Скука – это результат ненаполненности духовного пространства. Скука – это главное доказательство того, что пространство-то это есть внутри каждого из нас, кто бы что ни говорил. Если человек изначально выбирает для себя путь внешней неограниченности в своих желаниях (мол, в жизни нужно попробовать все; или: лучше жалеть о том, что сделано, - ну и тому подобное), то он рискует в итоге прикатиться в конкретный тупик. Это как на машине: едешь-едешь по узкой улице, а потом вдруг понимаешь (километра через три), что ты заехал в тупик. И не развернуться, а дальше проехать возможности нет никакой. А кругом-то препятствия, еще и машины по бокам наставлены с торчащими зеркалами бокового вида. Выехать из такого тупика – крайне сложно.

Но на машине-то все равно рано или поздно выберешься, а вот в жизни дать задний ход и отмотать назад тот путь, который уже пройден, - невозможно. Придется так и стоять в этом тупике…

Если человек долго кормит себя удовольствиями, то рано или поздно он наестся до мути. И тогда приходит скука. Каждый раз человеку придется все больше и больше изворачиваться, чтобы вызвать в себе хотя бы какие-то, самые скромные эмоции. И с каждым разом осуществить это будет все труднее.

Самое безобидное – это, конечно, бороться со скукой путем сыроедения. А что? И есть чем заняться. Надо еще побороть чувство голода, извернуться и найти зимой более-менее приличные фрукты и овощи. Ну, в общем-то, вполне себе достойное занятие, верно? Особенно когда чувствуешь, что скука-сука дышит тебе в спину. Тут, наверное, не то что сыроедением – чем угодно займешься… Жаль только, что, земную жизнь пройдя до половины, кроме поедания бананов трудно выжать из себя что-то поприличней.