Ванга - святая или бесноватая?

Смирнов Александр Алексеевич
Написать эту статью решил после просмотра фильма «Вся правда о Ванге» на РенТВ, цитаты из которого я будут здесь приводить. Посмотреть можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=t7XrJNtIR04

Не раз и не два приходилось сталкиваться с противоречивым отношением к предсказательнице. Ее любят цитировать прежде всего любители разных пророчеств о России. Но можно ли доверять этим пророчествам? Анализировать сами предсказания я здесь не берусь, просто по той причине, что не могу доверять источникам. Когда нет достоверных свидетельств, то всегда можно сказать, что то или иное предсказание было неправильно преподнесено, переталковано, или даже попросту выдумано. Тем более, когда источниками выступают сомнительные книги или сайты изотерической направленности. Просмотренный фильм оказался интересен и ценен тем, что там есть прямая речь самой Ванги, на основании которой уже можно сделать определенные выводы. С которыми хотел бы поделиться.

В 12 лет Ванга ослепла при трагических обстоятельствах. Причем существует  две версии, одна, так сказать официальная, (ослепла, попав в смерчь), которую рассказывала Ванга и ее последователи, и версия, извлеченная на свет из архивов полиции болгарской журналисткой Святославой Тодорковой (была изнасилована и ослеплена насильником).

Болгарская журналистка Святослава Тодоркова разыскала архивы метеонаблюдений начала 20 века.(0:11:40) «Я сделала справку в метеорологической службе. Мне сделали архивную справку с 1900 года: Были ли в этом районе какие-то стихийные бедствия? Торнадо или крупные ветры? И мне ответили, что ничего такого не было.

Также ей удалось разыскать рапорт полиции Новосела, где в то время жила Ванга «Из полицейского рапотра 1923 г, Струмица, Македония: Местными жителями на окраине Новосела без сознания найдена девочка примерно 12 лет. В больнице врачи подтвердили. Она была изнасилована. Более того, преступники выкололи ей глаза» (0:12:45) ...В рапорте не указано имя, но совпадений и так слишком много»

Пророчествовать, или как она сама говорит – «гадать», Ванга начала только в 30 лет, перед началом второй мировой войны. Причем, вот как она описывает свой первый контакт с потусторонними силами:

(0:19:23)Ванга: «Приходит незнакомец и спрашивает: Знаю ли я его? Я говорю – нет. Он говорит, что он святой Иоанн Златоуст. Сказал, что на следующий день будет война. И что скажет мне: кто умрет и кто останется в живых. Когда я начала предсказывать, все называли меня сумасшедшей, но уже через четыре часа... началась война».

Так же ей подсказывают голоса, которые она называет душами умерших.

(0:20:53) Корреспондент; «А мертвые говорят?» Ванга: «Да, они и сейчас  говорят. Они здесь рядом стоят» Корреспондент: «Подождите, они здесь?» Ванга: «Да они стоят и сами рассказывают о себе. Например, кто-то приходит ко мне и ищет сына. Голос говорит мне: скажи ему, что сын умер»

Должен сказать, что этот опыт передачи информации в корне отличается от того, что, например, описывал Серафим Саровский:

"Серафим со смирением ответил: - Он шел ко мне, как и другие, как и ты, шел, яко к рабу Божию: я, грешный Серафим, так и думаю, что я – грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, как рабу Своему, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что – у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. – Как железо – ковачу, так я передаю себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли ни имею; а что Богу угодно, то и передаю.
Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима Саровского чудотворца.(
Хотя, конечно бывают и посещения святых, но на краткое время, для душеполезного общения. Но я не разу не слышал и не читал, чтобы в голове у святого звучали голоса. На это различие я не могу не указать. Тем более, что звучащие в голове Ванги голоса мучают ее, не дают ей покоя.

(1:06:49) Знакомая Ванги: «Она очень сильно уставала. И всегда говорила, что у нее голова болит. Вы, говорила, сейчас идете домой спать. А меня вот всю ночь будут мучить. Кто ее мучил, я не знаю»

Хотя, в фильме это объясняют как голоса не святых, а как души умерших. Что Церковь тоже не признает. Голоса умерших по учению Церкви и опыту святых, звучать сами по себе не могут. Являться из того мира могут только святые для помощи людям, но никак не простые умершие, чтобы поболтать с оставшимися на земле, через медиума.

Далее идут еще более странные зарисовки из жизни Ванги:

Лечение:

Соседка Ванги Василка Стоянова (0:22:57) «Однажды к Ванге пришла женщина, у которой болел муж. Ванга приказала поймать птицу, выташить сердце, положить это сердце в бокал с вином и принести к ней, чтобы оно постояло у нее один вечер. После чего Ванга сказала: Это сердце должен съесть твой муж и выпить вино. Он так и сделал, после чего резко перестал болеть»

Отношение к людям

Ванга: (0: 29:15) «Слушай, гадаю я с 6 апреля 41го года, и до сих пор не видела ни одного бабника, а вот каждая вторая женщина потаскуха»

Гадание и Проклятие

Сама Ванга часто говорила, что на ней проклятие. Что все, кого она любит, умирают. Первый муж Демитр, спился и умер в 1962году. Перед тем как жениться на Ванге он бросил самую красивую девушку в деревне, с которой уже был помолвлен. Любовник Иван Благой, прелюбодействовавший с гадалкой имея жену и четверых детей – повесился (0:32:43 -0: 36:00)

Ванга знала что гадание смертный грех (1:14:10) «Она говорила посетителям, что гадание – это смертный грех. В минуты усталости жаловалась близким, что совершает не Богоугодное дело, и боится, что будет жестоко наказана. Провидица боялась смерти, и того, что ждет ее за гробовой чертой...»

И  чтобы снять проклятие она решает построить храм и снять этим свое проклятие (0:36:05).

Надо сказать, что построенная Вангой церковь, весьма странная. Расписывал ее какой-то светский модернистский художник. В итоге получилось нечто не то что не церковное, но и даже просто ужасное, больше напоминающее насмешку над Церковью (см. фото внутри, и снаружи еще фото
http://blagozvon.ucoz.ru/img/Bansko019.jpg
http://sueverie.net/images/stories/vanga8.jpg
http://lichnosti.net/photos/941/sets/8_4f09f30a6a133.jpg)


Но, мне кажется важнее отношение к самому строительству, к самой постройке церкви. Для чего она ее строила? Из разрозненных цитат становится понятно, что Ванга боялась смерти, боялась наказания за небогоугодное гадание. И считала, что она может загладить свою вину не личным покаянием, а этим самым строительством, и тем, что ее будут в этой церкви отмаливать.

(0:36:30) Ванга: «Церковь будет работать и днем и ночью. Вот... Это вам не городская церковь, чтобы по часам работала, открыта она весь день будет. И двое мужчин чтобы охраняли»

Причем желая очистить себя таким поступком, Ванга совершенно не желает принести плод личного покаяния. Не желает отказаться от гадания хотя это стало единственным условием со стороны Церкви. Покайся, откажись от гадания, и мы освятим твою церковь. Но этого не произошло. Показательно как ведутся переговоры между Вангой и представителем Церкви накануне предполагаемого освящения ее постройки

(1:18:31) Ванга: "служба будет в четверг вечером!» Священник: «Мы не можем прийти. Все люди могут, но священники, монахи не могут».... Ванга: «что вам нужно?! Чего вам не хватает?! Почему не хотите прийти?! Столько людей будет, а вас не будет?! Что это такое? ! В пятницу 14го церковь будем освящать!
Священник: «Священнику так нельзя. Церковь одна. Если ты чувствуешь себя частью этой Церкви, надо делать как положено»
Ванга: «В пятницу придешь освятить церковь! Всё! Да там просто приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё»
Священник поставил условие: храм будет принят и освящен в одном единственном случае: если Ванга покается, и навсегда отречется от предсказательства... Ванга отказалась, и храм так не освятили... тогда она самостоятельно открыла храм. Вместо икон на его стенах изображения самой Ванги»

Обратите внимание на тон с каким она говорит. Она приказывает священнику прийти, и освятить! Более того, по ее словам, это же так просто сделать «приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё» Ужасное поведение взбалмошной старушонки – иначе это не назовешь. Но тут надо понять, почему она себя так ведет. Чувствуется, что она крайне напугана. Ведь если «аллилуйя и всё», то можно и без священника обойтись. Построил и всё! Но нет же, она смертельно боится наказания, она смертельно боится остаться без прощения, без «защиты». Ей крайне нужно «запустить» церковь, заставить, чтобы там начались службы. Ей кажется, что в этом случае ей всё простится! И поэтому она раздражается, когда священник высказывает свой отказ прийти в назначенный Вангой день.

Надо указать на нехристианское поведение Ванги, на отсутствие смирения, гордыню, и самоуправство. Сама решила построить церковь, сама назначила день освящения, и приказывает прийти и освятить, хоть бы даже это была только видимость «приходишь, аллилуйя и всё».
Но еще один эпизод показывает, что Ванга относилась к строительству церкви как к магическому действу.

(1:17:30) «в 94м году за два года до смерти Ванги церковь наконец была построена. Родные рассказывали, что накануне открытия храма пророчица волновалась как никогда, и в последний момент даже заменила черезчур пышную церемонию открытия на камерное семейное торжество»
Прямая речь (1:17:46) «Завтра, когда освящать будем... мне страшно... чтобы я не упала в транс, когда войду...Поэтому не хочу, чтобы кто-либо был рядом... Никому не доверяю... Если упаду в транс в церкви, тогда всё!...»

Очевидно, ей кажется, что если она не впадет в транс, то значит ее простили, но если и в церкви на нее нападут потусторонние силы, «то всё». Она не понимает, что такое покаяние, и что строительство церкви, жертвование миллионов тут вовсе не причем, что нужно одно только сердечное раскаяние. И это говорит о том, что она крайне далека от Церкви. Замечу также, что нигде ни разу я не встречал, чтобы говорилось, что Ванга посещала службы или хоть раз причащалась. Поправьте меня если это не так. Однако, складывается впечатление, что она была очень далека от Церкви.

Последние годы жизни

(0:43:55) "В последние дни жизни Ванга чувствовала себя крайне плохо. Она мучилась от кошмарных видений, постоянно теряла сознание, и говорила какие-то бессвязные фразы. Это фрагмент ее предсмертного интервью. Ванга: «Ох какие вокруг клоуны. Оставьте меня хоть сейчас, чтобы у меня не тряслось сердце»

Ванга к концу жизни накопила большое состояние. Охранник Ванги  Петр Костадинов говорит: (0:49:20) «Я лично вносил на счет Ванги 16 млн. левов. Это была лишь часть ее состояния»

(0:49:30) «Это фрагмент ее предсмертного интервью. В последние минуты жизни Ванга не говорила о глобальных вещах, не делала громких предсказаний. Пожилую женщину больше беспокоило: как родные будут делить ее наследство»

Тут даже нечего комментировать: всё предельно показательно.

Я не брал самих предсказаний, я просто показал как жила Ванга, как она относилась к Церкви, и как она умирала. И могу сделать вывод, что святые ей являться не могли, а бесы – вполне. Тем более, что человек вне Церкви беззащитен перед духами злобы. Хотя бы потому, что совершенно забывает о том, что являются в виде ангелов и бесы тоже. Человек вне Церкви лишен дара различения духов злобы, и зачастую гибнет, отдавшись им.

Когда я смотрел этот фильм и писал статью меня не покидало чувство сострадания к этой женщине, и чувство сожаления к легковерным людям, готовым идти на поклон  к любой пророчице. Несчастная обманутая бесами женщина умерла мучительной смертью от рака, и неизвестно где сейчас пребывает без покаяния. А тысячи людей продолжают как завороженные пересказывать бесовские предсказания, и даже называть ее святой.
--------
2012 г
с фотографиями "храма" бабы Ванги