Т. А. Звери-царства из пророчества Даниила Глава8

Смирнов Александр Алексеевич
Толкование Апокалипсиса. Глава 8. Звери-царства из пророчества Даниила


Рассмотрим еще один интересный пророческий цикл, который может оказаться важным для нашего исследования. У пророка Даниила мы встречаем образы, которые перекликаются с образами Апокалипсиса. Речь о четырех зверях: первый — как лев, второй — как медведь, третий — как барс [яки рысь] и четвертый — страшный. Рассмотрим данный пророческий цикл подробнее:

«И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: „Встань, ешь мяса много!”

Затем видел я, вот еще зверь, как барс [яки рысь]; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Даниил 7:3—7).

О том, что это именно царства, ангел сообщает Даниилу:

«Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» [сии зверие велицыи  четыри, четыри царства востанут на земли] (Даниил 7:17).

Более того, далее говорится определенно, что эти четыре царства, появившиеся на земле, будут царствами зла, после которых царство примут «святые Всевышнего». Таким образом, более чем за 500 лет до Рождества Христова ангел предвещал Даниилу события, должные случиться при самом конце мира.

Некоторые толкователи видят в этих четырех царствах ветхозаветные: Халдейское (Вавилонское), Мидо-Персидское, Греческое (Александра Македонского) и Римское. Два из  которых Даниилу пришлось увидеть.

Впрочем, это толкование более подходит к толкованию сна Навуходоносора. О котором Даниил говорит: «Еще три царства востанут после тебя и одно из них — ты» (Царь вавилонский) (Дан. 2:38—40). И именно во сне Навуходоносора золотой голове истукана уподобляется царство Халдейское (Вавилонское); серебряной груди и рукам истукана — царство Мидо-Персидское; царство подобное меди — империя Александра Македонского; и железное — Римское. Согласно пророческому сну, истолкованному Даниилом, во дни Римской империи Бог «воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан. 2:44). Под этим понимается царство Христа — Церковь Его, которую не одолеют «врата адовы» до скончания века.

Обратим внимание на то обстоятельство, что Даниилу Бог открыл смысл сна Навуходоносора, и пророк ведал об империях, грядущих после Вавилонской. В то же время, когда ему были — много позже — показаны в видении четыре зверя, Даниил «вострепетал» и «смутился» и посчитал нужным обратиться за разъяснениями к ангелу (Дан. 7:15, 16). А по концу разъяснения он говорит о своем смущении так:

«Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем» (Дан. 7:28).

Надо полагать, что если бы речь шла о том, что Даниил видел много лет назад (объяснение сна Навуходоносора),;— смене царств, при которой ему довелось жить,;— то Даниил не испытывал бы столь сильных переживаний в отношении увиденного в этот раз. К тому же в последнем видении ему был показан суд «Ветхого Днями» над народами, и то, что «как бы Сын Человеческий» (Иисус Христос) принимает от Него царство вечное.

«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14).

Таким образом, мы можем предположить, что четыре зверя, описанные Даниилом, представляют собой четыре царства, которые утверждаются на земле в некоторый промежуток человеческой истории, не современный Даниилу. И он завершится воцарением Святого святых, Царство Которого не разрушится вовек.

Соблюдая последовательность, Господь мог показать Своему избранному праведнику сначала то, что ждет мир в ближайшее время: четыре царства ветхозаветного мира (изъяснение сна Навуходоносора),;— а после — незадолго до смерти Даниила — четыре царства, которые «восстанут от земли» (или «на земли» в церковнославянском переводе) после Рождества Христова.

Надо отметить, что четыре зверя из видения Даниила, объединенные в одного, образуют чудище с семью головами и десятью рогами. И именно такой зверь был показан в Откровении Иоанну Богослову (Откр. 13:1). В нем есть «части» всех четырех животных из пророчества Даниила: льва, медведя, барса:

«Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2).

И у Даниила, и у Иоанна звери выходят из моря. А море, воды, реки — в обоих случаях трактуются как образ народов.


 Первый зверь из пророчества Даниила


«Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан. 7:4).

Надо сказать, что у пророков образ «дать сердце человеческое» означает — открыть людям понимание истинного Бога. Так, в книге пророка Иеремии мы читаем:

«и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер. 24:7, см. также: Иер. 32:39, Иез. 11:19, Иез. 36:26).

Этой аллегорией ангел показал Даниилу, что будет империя небывалой жестокости к народу Божиему, но позже эта империя даст большое количество христиан. Так и случилось с языческой Римской империей. 11 мая 330 года Константин Великий официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. То есть, по сути, Византия — первое христианское государство на планете, которое вышло из некогда враждебной христианам языческой Римской империи.

А вот как об орлиных крыльях данного образа говорит А. П. Лопухин в «Толковой Библии»: «В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (7:4). В римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить, с одной стороны, необычайную мощь и силу римской империи, царившей почти над всем миром, с другой — ее хищнические наклонности» [3].

Таким образом, первый зверь из пророчества Даниила может обозначать Римскую империю.

Крайне важно, что четыре зверя в совокупности, объединенные в одного, составляют зверя, появляющегося в Апокалипсисе. Вот как об этом пишет протоиерей Сергий Булгаков: «Зверю Откровения соответствуют четыре больших зверя, не похожие один на другого. Первый из них „как лев”, второй — „похожий на медведя”, третий „как барс”, четвертый зверь был страшный и ужасный, который „отличен был от всех прежних зверей” (Дан. VII, 4—7). У Иоанна эти образы звериности сосредоточиваются в одном: „Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва, и дал ему дракон силу свою” (XIII, 2). Эта разница не меняет существа дела, которое состоит в том, что зверь воплощает в себе полноту звериности с разными ее сторонами и проявлениями. Зверь Откровения имеет семь голов (у Даниила это же число получается из сложения двух голов первых зверей с четырьмя головами третьего и головой четвертого: Дан. VII, 6—8)» [4].

Это лишний раз подтверждает наше предположение о том, что данные четыре зверя прообразуют четыре вспышки богоборческой активности, должные произойти в новозаветный период. И кроме того, дают ясно понять, что показанный в  Апокалипсисе зверь из моря не обозначает антихриста, как думают некоторые толкователи, но представляет богоборческие силы вообще.

 Второй зверь из пророчества Даниила


Попробуем найти в истории период богоборческой активности, подобный гонениям на христиан времен Римской  империи, или второго зверя, из пророчества Даниила, уподобленного медведю.

После распада Римской империи в 395 году, когда на год Феодосий последний раз стал единоличным правителем всей Римской империи (или 476 году, когда умер Юли Непот —  последний, кто носил титул императора Запада), до начала тысячелетнего периода «связывания сатаны» и «царствования святых со Христом», то есть до 843 года, мы не наблюдаем всплеска богоборческой активности, сопоставимой с богоборчеством времен языческого Рима; и его точно не стоит искать до середины XIX века, или до времени окончания тысячелетнего срока. А вот начиная с середины XIX века, а именно после 1843 года, начинается активизация богоборческих сил, и мы предполагаем, что именно с этого времени следует говорить о «выходе сатаны на малое время». И потому вполне логично поискать следы второго зверя после этого года, ближе к нашему времени.

Прискорбно говорить это о моей горячо любимой родине, однако, по всей видимости, второй зверь из ведения Даниила прообразовал активизацию богоборческих сил на территории России в первой четверти XX века.

«И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с  одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: „Встань, ешь мяса много!”» [И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его, среде зубов его: и сице глаголах ему: востани, яждь плоти многи] (Даниил 7:5).

Не следует демонизировать всю нашу историю, что чревато тяжелейшими последствиями для настоящего и будущего России, но факт остается фактом: богоборческий террор прокатился по России. И «медведь» «съел много мяса». Много славных сынов отечества сгинуло в начале революционных катаклизмов.

Опасность уничтожения России через десоветизацию

Пророческие видения как у Даниила, так и у Иоанна Богослова не дают нам больше информации о «медведе» и продолжительности этого периода. В пророчествах показывается лишь то, что богоборческие силы четыре раза в новозаветной истории максимально активизируются. Первый раз это происходит в Римской империи, второй раз, как мы предполагаем, на территории России в начале XX века. И если первый период был очень продолжительным и закончился, видимо, с распадом Римской империи, то второй мог быть значительно более кратким. Россия, как православное государство, по попущению Божию испытала лишь кратковременное, но не менее кровавое бесчинство богоборческих сил. Это, слава Богу, не закончилось гибелью России, и мы надеемся Россия, как Третий Рим, простоит до конца времен. Потому наша задача — извлечь уроки и попытаться понять: за что или для чего Бог попустил это. Но мы не можем объявлять какую-то часть истории России «черной дырой», требующей десоветизации или чего-то подобного, поскольку этот процесс будет использован деструктивными силами для уничтожения  России.

Если мы этого не желаем, то должны научиться отделять богоборческую активность от устремлений народных масс, поддержавших в свое время большевиков и создавших социалистическое государство, имевшее при всех своих недостатках множество положительных сторон. И может быть, только так наша страна могла выжить в XX веке. Совершив небывалый индустриальный рывок с максимальным напряжением сил, Россия из аграрной страны была преобразована в государство с мощной промышленностью и современным вооружением. Может быть, только в результате такой трансформации Россия смогла победить фашизм и сохраниться на исторической карте мира. Как реформы Петра I, разрушившего патриархальные устои, помогли создать современный флот, армию и металлургическую промышленность, а в итоге помогли России сохраниться в меняющемся мире, так, возможно, и реформы большевиков помогли сохраниться   России на этот раз. Мы должны научиться разделять богоборчество отдельных сил и устремление народных масс России, хоть они подчас очень плотно переплетались.

Христианам нашего времени, как никому, важно научиться слышать Христовы слова о прощении врагов своих. Тем более что врагами в гражданской войне стали наши же братья. По сути, пока мы не простили друг друга, гражданская война не окончена.

Мы помним о жертвах и чтим мучеников за веру, но разделяем палачей и идейных строителей первого в мире социалистического государства — русский народ, народ, победивший фашизм. Нам, живущим здесь — в России — православным христианам, невозможно мыслить иначе, если мы не желаем исчезновения Третьего Рима с карты мира. А православным христианам, рассеянным по миру в результате кровавых дел богоборческих сил, нужно найти в себе силы для прекращения гражданской войны в своих головах и сердцах, и попытаться исполнить одну из сложнейших христианских заповедей. Иначе мы рискуем потерять Россию.

Нам представляется, что примирение с историческим прошлым возможно, если не объявлять коммунизм абсолютной скверной, а коммунистический выбор русского народа — трагической ошибкой, но если услышать в социализме «скрытое пророчество», как выразился протоиерей Сергий Булгаков в статье «Христианство и социализм», написанной в 1917 году.

«Итак, в отношении к социализму для христианства должны оставаться руководящими призывы апостола, первый из которых гласит: „Духа не угашайте”, ибо социализм грозит великим угашением духа, но к нему присоединяется тотчас и второй призыв: „Пророчества не уничижайте”. Надо расслышать „пророчество” и в социализме и не уничижить его непониманием или предубеждением. Пророчество в социализме есть глухое и темное, однако неистребимое предчувствие о том, что „преходит образ мира сего”, растопится его кора и в водах мироздания „Божий лик отразиться вновь”. Слепо и глухо это пророчество в социализме по сравнению с тем, как дано оно в христианских обетованиях о новой земле и новом небе, в них же правда живет... Но зато именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную жизненную силу» [5].

Следует осознать, что русским народом, поддержавшим коммунистическую идею в момент тотального обрушения всех идей и отказа старой власти от управления государством, двигало стремление к благу для всех, то есть, по сути, желание реализации христианских принципов любви к ближнему. Но сама коммунистическая идея оказалась несовершенной, поскольку зиждилась на материалистическом и атеистическом основании. Отсюда пошли все перекосы и богоборчество.

И можно даже предложить фантастичную по своей смелости идею синтеза коммунистической идеологии с православным мировоззрением, что стало бы исправлением ошибок материалистичного коммунизма и движением вперед, вместо гражданской войны и возврата к западному, стремительно теряющему человеческий облик, капитализму.

 

В пророчестве Даниила мы видели четырех зверей, но в  новозаветной истории произошли только две из четырех описанных вспышек богоборчества. Ожидаются еще две подобные активизации, время которых еще не пришло. О времени и сущности третьей мы пока ничего не знаем. А вот в вопросе четвертой, как ни странно, значительно больше ясности. Все толкователи сходятся в том, что она будет самая жестокая и тотальная, но продлится всего 3,5 года (Дан. 7:25, Дан. 12:7, Откр. 12:14), или 42 месяца (Откр. 13:5, Откр. 11:2), или 1260 дней (Откр. 12:6), и случится перед самым концом мира, с приходом антихриста.

 
  Третий зверь из пророчества Даниила

 «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» [Созади сего видех: и се зверь ин яки рысь; томуже крила четыре птичие над ним, и четыре главы зверю, и власть дадеся ему] (Даниил 7:6).

Пока еще не представляется возможным сказать, каковым будет третий всплеск богоборческой активности, подобный тем, что происходили уже в новозаветные времена: в Римской империи и на территории России в первой четверти XX века. Мы не можем сказать, где случится третий всплеск богоборческой активности, почему в пророчестве используется образ зверя, похожего на барса [яки рысь], почему у него четыре головы, четыре птичьих крыла и что значит: «Власть дана была ему». Все это мы, по всей видимости, узнаем позже,     когда «третье царство зверя» начнет оформляться.

Относительно времени мы можем предположить, что эта вспышка произойдет в период открытия пятой печати (2124—2194 гг.).

Данный период, как вы помните, описан такими образами:

«Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9—11).


  Четвертый зверь из пророчества Даниила


«После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем   исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно»  (Даниил 7:7, 8).

О четвертом царстве, как ни странно, известно больше, чем о третьем. Потому что о нем повествуют и Даниил, и Иоанн, и Ездра в третьей книге, и все пророки, описывая события, связанные со временем прихода антихриста. Ведь именно с приходом антихриста связана четвертая вспышка богоборческой активности, показанная Даниилу в виде страшного сильного и ужасного зверя. Поэтому мы можем с большой точностью установить продолжительность этого периода. 1260 дней, или 42 месяца, или 3,5 года будет править антихрист, именуемый «человеком греха» и «сыном погибели». Срок правления антихриста ни у кого не вызывает разночтений.

Также известно, что будет отступление от веры. Так Иисус говорит: «Придя, найдет ли Сын Человеческий веру на земле?»

Поэтому выжить в условиях гибнущей природы, в условиях нравственного падения и всеобщего отступления от Истины, в городах будет почти невозможно. Спаситель завещал «бежать в горы», то есть скрываться от государства и развращенного общества.

Полностью же вера не исчезнет, и даже Церковь сохранится, правда, в малом остатке верных. Иоанну Богослову это показано в образе жены, бежавшей в пустыню (Откр. 12:14), то есть сокрывшейся от богоборцев в недоступных местах.

Как показывает человеческая история, будет много убитых и замученных за веру, но больше будет тех, кто спокойно примет нового правителя. И это будут воистину последние времена!

Источники:


Библия сиреч книги Священнаго Писания. 3 т.: репринт. изд. Саввино-Сторожевский монастырь. Оформление: Правило веры. М., 1999.
Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами, 1991.
Лопухин А.П. Толковая Библия. Том 7 гл. 11
Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948.
Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, Наука: 1991. С. 232.


------
PS(Это разбитая на главы книга "Толкование Апокалипсиса") http://www.apokalips.ru/