Как ловят коммунистов в Израиле

Владимир Пастернак
- Да очень просто, - сказал Степа, - за яйца.

- Прямо- таки за яйца?

- Эту шармуту именно так и ловят.

- Степа, а почему  шармута?

- Я точно не знаю, но местные часто их так называют. В общем, встретимся в марине на «голове» и там я тебе все покажу и расскажу, - говорит Степа и кладет трубку.
 
   Я напрягаю всю свою память, пытаясь вспомнить, что такое шармута. Когда-то давно дочка объясняла мне значение этого арабского сленгового слова. И кое-что мне удается вспомнить. Это ругательство. Но представьте себе ситуацию, когда сутенер дружески шлепает свою подругу по толстой заднице и смачно восклицает: «У-у, шармута!»  Так он одновременно выражает и презрение, и симпатию. Однако, в любом случае это будет означать одно и тоже – «проститутка», «грязная шлюха».

   Когда Степа на своем велосипеде едет по бетонному причалу в сторону «головы», с ним все здороваются.

- Стэфан, ма ата роцэ ладуг? («что ты собираешься ловить?») – кричит знакомый марроканец.

- Коммунистов! – кричит в ответ Степа и едет дальше.

   «Головой» местные рыбаки называют искусственный круглый утес с маяком, обозначающий  вход в марину.
Пока Степа прилаживает к толстой металлической ноге маяка свой велик, к нему на иврите и на русском  успевают обратиться несколько рыбаков.

- Ма нишма, Стэфан? ( Что слышно? )
- Даешь мастер-класс? Сколько берешь за час? Ха-ха-ха...

Степа не обращает на них никакого внимания и сразу подходит ко мне. Учеба началась.

- Значит так, ставим на место катушку, пропускаем через кольца леску, - начинает он, - и ставим бусинки для регулировки поплавка, теперь вяжем маленькое грузило, а под ним тройник.
Потом мы облепим грузик размятым хлебным мякишем, но сначала проверим глубину и настроим поплавок.

- А как же коммунист зацепится, если тройник стоит под наживкой?

Степа несколько секунд смотрит на меня с недоумением.

- Я же тебе утром по телефону объяснил, эту шармуту ловят за яйца.

Он плавно, без взмаха забрасывает снасть и тут же поднимает ее обратно.

- Видел, как поплавок лег на бок?

Честно говоря, я ничего не успел заметить, но кивнул Степе.

- Это значит, что грузик упал на дно, а он должен висеть над ним в 20-30 сантиметрах. Понял?

Степа быстро передвинул верхнюю бусинку вниз, размял мякиш и ловко облепил им маленький свинцовый грузик. Снова мягкий заброс и удилище у меня в руках.

- Так сколько ты берешь за мастер-класс? – Не унимается Степин знакомый.

- С тебя бутылка, а с него две!

- Почему две? – подключаюсь я к разговору.

- Потому, что у тебя давно клюет, балда!

Действительно, поплавка не видно, кто-то утащил его на дно. С перепугу я дергаю с такой силой, что снасть со свистом выпрыгивает из воды и, описав дугу, в сантиметре от Степиного уха, шлепается на бетонку за нашей спиной.

- Ты что, кашалота ловишь?! Ты мне сейчас чуть глаз не выбил!

Степа выхватывает из моих рук удочку, возвращает на место бусинки, вдавливает свинцовый шарик в хлебный мякиш, подравнивает его и забрасывает снасть. Не успевает поплавок занять вертикальное положение, как кто-то снова тащит его под воду. «Учись, студент», - говорит Степан и делает короткую, но уверенную подсечку.
Первый коммунист поднят на «голову»,  да еще такой крупный. Сразу вспомнились поэтические строчки времен 70-х:

«На океанской глубине хвостом махнула рыба,
За это, партия, тебе огромное спасибо!»

- Наверное, был секретарем партийной ячейки, - говорю я Степе, - ты смотри, поймался за брюхо.

 - А я тебе что говорил? За яйца их и ловят.
Очень острые плавники растопырены во все стороны и делают рыбу больше, чем она есть на самом деле. Я протягиваю руку, чтобы снять ее с тройника, но мой товарищ резко отводит удочку в сторону.

- Ты что, псих?! Эта шармута так уколет, что придется "скорую" вызывать.
Степа вытаскивает из своей сумки плотную тряпку и осторожно снимает коммуниста с тройника.

- Вот  так, студент, теперь лови сам, а я побросаю на сарагуса*.

   Кто и почему назвал эту рыбку коммунистом, можно только догадываться. На иврите она имеет название «арас». Слово «эрэс» переводится, как яд.  Укол ядовитым колючим плавником  рыбы вызывает острую боль, которая может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. Реакция может быть самая разная, у особо чувствительных может появиться тошнота и даже рвота, в таких случаях нужно вызывать «скорую».
До сих пор на «голове» вспоминают, как Ваню-болгарина уколол, правда, не коммунист, а морской дракон. Местные называют его «ирбит». Так вот, вытаскивает Ваня ирбита и улыбается, он всегда улыбается и его никто не видел серьезным. Роста в Ване два метра, не меньше. Стоит эдакий богатырь и держит перед собой ирбита. Кто-то успел крикнуть, чтобы не прикасался к плавнику в виде короны на голове, правда, прокричал он это в тот момент, когда Ваня уже сжимал своей ручищей как раз в этом месте.Три шипа черной короны глубоко пронзили его руку. Это был первый случай, когда Ваня перестал улыбаться. За пять минут рука стала багровой и распухла так, что ее уже можно было принять за ногу.
Когда приехала «скорая» , Ване было совсем плохо. Руку чудом удалось спасти, обошлось без ампутации, хотя в подобных ситуациях случается и такое.
Собственно, при чем тут морской дракон, когда я ловлю коммунистов? И так, «эрэс» переводится, как яд.
 
Существуют еще несколько названий этой рыбы «сиган» и «пестряк», но они малоупотребимы. Чаще всего местные и приезжие называют рыбку «коммунистом», это название  прочно прижилось в Израиле и вытеснило все остальные.
Вообще,  «коммунист»  относится к семейству сиганов (лат. Siganus). Этих окунеобразных рыб насчитывается до 28 видов и часть из них - промысловые, а в Китае, например, их используют даже в лечебных целях.
Но в Израиле промысловым ловом «коммуниста» не занимаются. Несмотря на великолепные вкусовые качества, эту рыбу невозможно встретить в рыбных магазинах. Жаренный в сметане коммунист – это просто объедение. А чего стоят котлеты из мяса этой рыбы,  перемолотого с чесночком и душистым перцем?!.
Правда, существует одна особенность, которая, как и острые ядовитые плавники, может отпугнуть любителя рыбных деликатесов.
Это неприятный запах, который проявляется исключительно при чистке и разделке этой рыбы, особенно, когда вспарывается брюшко. Что поделать, ведь они питаются водоросля...

   Поплавок резко уходит под воду и я, стараясь не рвать со всей дури удилище, коротко подсекаю и чувствую приятную тяжесть на том конце лески. Краем глаза успеваю заметить семейство, которое вышло прогуляться по марине и сейчас пристально наблюдает за моими действиями. Я победно поднимаю на «голову»  крупного коммуниста и, как бывалый рыбак, произношу сквозь зубы:

«У-у, шармута!»
 

Сарагус* - морской карась.