В узком заливе морского канала

Морской Профсоюзный Телеграф
«В УЗКОМ ЗАЛИВЕ МОРСКОГО КАНАЛА…» 
 
«Скорбью била траурная песня,
Стих рыдал оборванной струной:.
Черной ночью белый «Буревестник»
Захлебнулся синею волной»… 

29 августа 1926 года в Морском канале затонул пассажирский пароход «Буревестник». Это одна из крупнейших по числу жертв катастрофа в акватории Ленинградского торгового порта. Так что же произошло в тот роковой вечер, когда «Буревестник» вышел Морским каналом из Ленинграда в Кронштадт?
Вплоть до 1926 года судну с революционным названием, можно сказать, благоволила судьба. Скупые сведения о характеристиках и жизни парохода открывают следующие подробности. Его построили в 1899 году на судоверфи «Soc. Anon. John Cockerill» в Бельгии, для Пароходного Товарищества «Заря». По одним сведениям он мог принять до шестисот пассажиров, по другим – до восьмисот. Типичный для того времени безмачтовый однопалубный грузопассажирский пароход назвали «Русью» и поставили на  линию Кронштадт – Санкт-Петербург. В Первую мировую войну он был включен  в состав Балтийского флота, но кардинально в жизни парохода, практически, ничего не изменилось: с линии его не сняли.
В 1917 году настал звездный час «колесника»: он перешел на сторону советской власти, а в доказательство своей преданности делу революции привез отряд моряков из Кронштадта в уже Петроград. В мае 1918 года было организовано Главное управление водного транспорта (Главод). Все суда, принадлежавшие до революции частным владельцам, переходили в его ведение, становясь государственной собственностью. «Русь» не стала исключением, правда, название пришлось сменить на более звучное и соответствующее духу времени - «Буревестник». Спустя несколько лет в 1923 году  судно поступает в распоряжение Северо-Западного речного пароходства (СЗРП) и снова осуществляет постоянные рейсы между Ленинградом и Кронштадтом до самой трагедии.
«Буревестник» сильно постарел к моменту своего последнего рейса. На фоне курсирующих в акватории Ленинградского торгового порта пароходов он смотрелся архаично. Тем не менее, этот «пережиток прошлого», неторопливо и чинно громыхая по каналу, продолжал нести свою трудовую вахту…
В тот день пассажирами старого «колесника» оказались по большей части жители Кронштадта, которые целыми семьями вырвались в воскресный день погулять по улицам города, посмотреть достопримечательности, а теперь возвращались домой. Среди них – «мостовщик Васильев, булочник Дысов, токарь Пительников, домохозяйка Лукина, член Губкома партии товарищ Васильев»… И, конечно же, очень много детей, которые с интересом разглядывали военных моряков и красноармейцев, также отправившихся по служебным делам в Кронштадт.
Никто кроме членов экипажа не знает, что капитана «Буревестника» Пийспанена на борту нет. Он предпочел остаться на берегу, чтобы пропустить стаканчик, другой, в трактирчике «Золотой Якорь». Командование судном принял старпом Храбунов. Все бы ничего, да только тот не знал фарватер так хорошо, как Писпайнен. К тому же, предстоящий рейс пролегал мимо Хлебного мола, который еще только строился на самом выходе из канала. Это замечание отнюдь неслучайное. Нюанс состоял в том, что портовые работники не удосужились хоть как-то обозначить его, чтобы он был виден в темное время суток. Поэтому в условиях непроглядной тьмы, особенно в сильный туман, стенки мола становились практически неразличимыми для проходящих по каналу судов. Именно при таких обстоятельствах «старичок»  вышел из Ленинграда 29 августа 1926 года.
Дальнейшие события развивались стремительно. Появление по курсу немецкого парохода «Greyne» на выходе из узкого канала в условиях сильного тумана стало для Храбунова полной неожиданностью. Почему он сразу же не отреагировал на гудок «обходи справа» со встречного судна, и был ли вообще этот гудок дан, сейчас точно ответить не представляется возможным. В любом случае, предстояло принять мгновенное решение, чтобы избежать столкновения.
Храбунов видит огни несущегося на «Буревестник» судна.  Первая и естественная мысль - обойти, что и делается. «Буревестник» дал лево на борт, и обязательно бы увернулся от «германца», но вместо этого на полном ходу наскочил носовой частью на неосвещенную стенку строящегося каменного мола.

… Чаще и чаще все раздается,
Красный фонарь замелькал,
И «Буревестник» свернул быстро влево,
Не дав ответный сигнал.

Удар стал убийственным для парохода: в корпусе образовалась пробоина около двух метров. Пристать к берегу не удалось. Судно село на глубину и стало стремительно тонуть. В течение 15-20 минут на борту разыгрывается настоящая драма, в некотором смысле напоминающая последние мгновения «Титаника». Несчастные пассажиры мечутся на палубе в поисках спасения. В их глазах – страх и отчаяние. Кто-то погиб сразу же после столкновения «колесника» с молом, упав за борт или получив травмы, несовместимые с жизнью.
Весь ужас трагедии состоит еще и в том, что она разыгралась почти у самого берега. Кажется, вот оно спасение, совсем рядом, но как туда добраться тем, кто не умеет плавать, женщинам, прижимающим к груди маленьких детей? Потерявшие дар речи от увиденного моряки с «Greyne» спускают шлюпку. Бросившаяся в неё толпа пассажиров схватилась за борта, как за последнюю соломинку, и под тяжестью людей шлюпка тонет вместе с ними.

Сцена кошмара открылась на палубе,
Женщин охватывал страх -
Вместе с детьми они в воду бросались,
Тотчас скрываясь в волнах.

Тем не менее, некоторым пассажирам удается спастись самым неожиданным образом. Один маленький мальчик остался жив благодаря тому, что ухватился за корзинку. Курсант Кронштадтской электроминной школы Евгений Доильницын отдал спасательный круг женщине с ребенком. Оказавшись в воде, он поплыл в сторону берега и вылез из воды в районе Стрельны. Грязный, мокрый, измученный курсант ввалился в вагон трамвая, вызвав тем самым немалое удивление среди находившихся там людей.
Члены экипажа «Буревестника» делали все для того, чтобы спасти пассажиров. Они сумели выпустить пар из котлов, тем самым предотвратив взрыв. Но спасательных жилетов на всех не хватало. Более того, морякам просто не удавалось толком спустить шлюпки на воду в условиях охватившей пассажиров паники. 
Весть о том, что «Буревестник» тонет, сразу же разнеслась по порту. Тотчас вызвали все пожарные суда и пароходы, которые приступили к спасательной операции. Они вытащили из воды около трехсот человек. Команда немецкого парохода спасла восемьдесят. Местные рыбаки, услышавшие долгие гудки, тоже пришли на помощь.
Сколько точно погибло народа, сказать очень трудно. Если за основу взять ленинградские газеты того времени, то жертвами катастрофы стало несколько десятков человек, в том числе и упомянутые «мостовщик Васильев, булочник Дысов, токарь Пительников, домохозяйка Лукина, член Губкома партии товарищ Васильев», а всего на борту было около четырехсот пассажиров. Хотя иностранная пресса приводит несколько другие цифры: всего на борту в тот злополучный день было не менее 565 пассажиров, из них погибло от 160 до 200...
«Буревестник» подняли 31 августа к 4 часам, он был списан и сдан на слом. По предложению Ленинградского губисполкома, следственные органы приступили к  расследованию обстоятельств гибели парохода. «Строгое» расследование длилось десять дней. Все это время ленинградцы ждали, чем оно закончится. Основной причиной катастрофы признали роковое стечение обстоятельств, которые, сложившись вместе, привели к такому результату. Суд совещался почти сутки, но приговор не был суровым. Начальник Ленинградского порта получил  шесть лет, отсидел четыре года. Пийспанен с Храбуновым получили по четыре года тюрьмы. Однако самое страшное наказание старпом получил еще до суда: трагедия унесла жизнь жены и двух детей, которые оказались запертыми в каюте. Ключ от двери находился у него в кармане. Он не успел их спасти…
Катастрофа «Буревестника» - часть истории нашего города, хотя нигде и не отмеченная, разве только в архивах. Ну, и в городском фольклоре: цитатами из «народной» песни проиллюстрирован наш рассказ. Нет в нашем городе ни памятника, ни мемориальной доски в память о погибших, да и городской фольклор знает лишь узкий круг любителей. Мы надеемся нашим небольшим рассказом привлечь внимание всех заинтересованных лиц, в том числе и городских властей, к этой странице истории города. Почему бы память о погибшем «Буревестнике» не  увековечить должным образом на берегах Морского канала? 

В узком заливе Морского канала
Тянется лентой изгиб.
Помните, граждане, место несчастное,
Где «Буревестник» погиб!