Бомж

Роза Салах
                БОМЖ

 - Хотите познакомиться с одним человеком? – выходя из рейсового автобуса, ко мне  обратилась соседка по даче Алина, симпатичная женщина, пятидесяти шести лет, мать двух дочерей, двух очаровательных внучек. У Алины пять лет тому назад умер муж, болезнь оказалась сильнее, не помогли и лекарства. Известный человек в Чувашии, передовик производства, каменщик,  секретарь комсомольской организации Гэсстроя  не дожил и до шестидесяти лет.  Во время службы в рядах Советской Армии  молодого парня застала авария в Чернобыльской АЭС. Стал инвалидом второй группы, но мастерство на все руки осталось при нём: прекрасный плотник - сам построил дачный дом. Тут же к дому искусно пристроил крыльцо. Михаил - первоклассный каменщик. Привёз кирпичи, поставил  печку в доме - всё как у людей, ничуть не хуже.  Миша – искусный садовник. Вместе с женой Алиной весной копали землю, сажали овощи, кусты  смородины, крыжовника, рябины, сирени.  Очень нравилась ему сирень. Изумительные цветы её не рвал, а просто подходил к кустику, любовался сиреневыми цветочками – искал пятилепестковые. Находил – радовался, срывал счастливый цветочек. Говорил:
- Счастья жду. Господи, дай здоровье, счастье! Насадил чернобылец  вдоль своего забора столько кустов сирени! Любовался, радовался. Однако  ушёл из жизни  очень рано. Прошло пять лет, как его, талантливого мужчины, отца, молодого дедушки, не стало, а его кусты сирени расцветают каждой весной. Благоухают, наслаждают красотой и ароматом всякого прохожего. Кто-то подойдёт к кустику, сорвёт веточку с изумительными цветками. Вот и Алина, приблизившись к цветущей сирени, сорвав веточку, протянула её мне, ещё раз обратилась:
- Хотите познакомиться с бомжем? Побеседовать с ним? 
- С бомжем? – переспросила я.- С каким  бомжем?
- С обыкновенным. Он бывает у меня, в дачном доме. Ночевать приходит сюда.  Знаю его давно, поэтому жалко парня. Негде ему жить, ушёл от жены и  сына-школьника. Летом и осенью, пока тепло, пусть поживёт здесь. Пойдёмте. Открыла калитку, пригласила присесть на скамейку перед крыльцом. А сама вошла в дом и тут же вышла, коротко сообщила:
- Ушёл куда-то. Свидание не состоялось.  Очень хотелось, чтобы Вы с ним побеседовали.
Теперь я задумалась:
- Бомж. Кто он такой? Человек, не имеющий определённого места жительства. Это из разговорной лексики, можно  слово «бомж»  встретить и в публицистике. Кажется, в советской милиции, в её официальных бумагах, употребляли слово «бомж».  Алина, расскажите мне о нём, о Вашем бомже, - теперь обратилась  я. – Приходите ко мне на чай к двенадцати часам. Приглашаю.
- Приду. Спасибо!   
  Алина – не только хорошая собеседница, но и добрая и щедрая соседка по даче:  к чаю нанесла и пряников, и пирожков с творогом.  За чашкой чая Алина рассказала всё о своём Сергее, сорокатрёхлетнем мужчине, успевшем стать молодым бомжем:
- Сергей родился в деревне  Шемурша.
- Шемурша. Это большой посёлок, который расположен на тракте Чебоксары – Ульяновск? Живописные, красивые места,- извинившись, перебила рассказ Алины.
- Да, он иногда ездил в Шемуршу, в отцовский дом. Позднее продал этот дом. Были у него отец и мать. Рассказывал много раз о своей деревне, которую любил. Сказал, что с отцом всегда был в ссоре. Когда Сергею было четыре года, отец убил маму Сергея. За что, он не знал. Так что детства радостного он был лишён: рос без отца и матери, жил с бабушкой и дедушкой, с сестрёнкой Венерой. Познакомились мы с Сергеем в Москве. Это произошло летом 1999 года, можно сказать, давно. В нашем городе закрыли домостроительный комбинат – многие стали безработными,  искали работу, некоторые ринулись в Москву. Вчетвером: я, Анжела, Сергей, Нина - оказались на Арбате, строили военный арбитражный суд. Нас обманывали, зарплату не всегда выдавали. Сергей всё умел делать: был хорошим водителем, заметным человеком и познакомился с военными людьми, милиционерами и стал работать с ними, даже  служил в Окружном суде.  Где только мы ни работали: в Третьяковской галерее красили потолки и стены, клеили обои, клали кафель. Пригласил нас один армянин сделать капитальный ремонт квартиры, сам уехал в Сочи, нам с Сергеем вручил ключи, всё доверил. Строителем Сергей никогда не был – научился всему. На «Газике» привозил строительные материалы, машину ремонтировал сам. Как-то Сергей, перебирая доски, наткнулся на гвоздь – ранил ногу насквозь. Его вылечила я сама. С ним подружились, стали близкими друзьями.
- Как? А как на это смотрел Михаил-муж? – снова перебила я Алину.
- Это сложный вопрос, - продолжила свой рассказ моя собеседница. – Миша тогда уже был болен. Чернобыль сделал несчастным не только его, мужчину, но и меня, женщину. Замуж  вышла девятнадцатилетней девушкой за двадцатишестилетнего жениха Мишу. Хорошо, что смогла родить двух прелестных дочерей. А потом? Если скажу, Вы ужаснётесь! Целых пятнадцать лет я лишилась бы женского счастья. Я не хотела измены – он сам мне предложил, сказав:
- Мне очень жаль, Алина! В этом я себя не виню. Не способен, не могу дать тебе счастья полного – я  лишён своего мужского достоинства. Найди себе мужчину.
- Ругайте меня! Пусть все осуждают меня! – почти плачет женщина,  кареглазая, чернобровая, с мелкими чертами лица, красавица в свои пятьдесят шесть лет.
- Я не имею права Вас, Алина, осуждать. Каждый человек куёт своё счастье по собственному желанию, -  успокаиваю женщину я.
- Сергей имел деньги, в Москве начал пить, запивался, перестал выходить на работу. Но начальник стройки ему всё прощал, сам его лечил. Я с Сергеем была не одна, меня поддерживала моя подруга Галя. В один из запоев Сергея мы с Галей уехали домой. Так мы расстались с Сергеем, но ненадолго. Он нашёл меня. Пришёл ко мне домой, познакомился с моим мужем, сам в открытую заявил, что любит меня. Это было в 2008 году. С женой, по её желанию, Сергей разошёлся. Ему было очень тяжело. Уговаривал жену, просил, давал обещание, что бросит пить. Но с сыном встречался, ходил с ним на чувашские концерты. Отец с сыном дружили.  Сергей лишился жилплощади. Устроился работать на маршрутку №334.  Стал зарабатывать, купил себе «Ладу - Калину», поменял её на «Джип». Снимал комнату. Значит, человек без собственного жилья. Прописки в городе не было, был прописан в Шемурше.   
  У Сергея всегда были женщины. Он сам часто хвастался: « У меня красивые женщины. « За что его любили? Пил, критики не любил. Начнёшь его ругать, тебя может ударить, даже избить. Я из-за этого прекратила с ним всякие отношения. Из запоя выходил, снова начинал пить. Однажды, чтобы он отстал от меня, я его познакомила с соседкой Зоей, одинокой женщиной, но старше его на пятнадцать лет. Сергей стал с ней жить, пить не переставал. Однажды напился, и она стала на него кричать - Сергей избил Зою так, что она обратилась в полицию, написала заявление. Сергея арестовали и тут же отпустили: знакомые полицейские, с которыми Сергей когда-то работал в милиции патрульным. Он снова без жилья, но работу на маршрутке продолжил: хозяин ценил его за честность, ценил как хорошего водителя. Вскоре Сергей познакомился с другой красивой женщиной – всё повторилось: и пьянки, и драки. Друг Сергея обратил внимание на красивую женщину Алёну, продавщицу обувного магазина. Познакомил её и с Сергеем. Алёна и Сергей друг другу понравились и стали жить вместе. Сергей её стал ревновать, а повод для этого был. Один раз они были в гостях у подруги Алёны. Когда шли домой, Алёна и Сергей разругались, и ругань быстро перешла  в драку. Сергей снова оказался на улице. Расстроенного, подвыпившего Сергея при переходе улицы сбила машина. Упал, потерял сознание, сломал ключицу. Посторонние люди вызвали «Скорую» - в больнице пролежал целый месяц. С Алёной расстались: она быстро нашла замену Сергею.  Сергей теперь лишился не только жилплощади, но и работы. Он за помощью обратился ко мне. Я его пожалела, как человека, знакомого, но доброго, которому нужна была поддержка. Жалко его, слабохарактерного! Вот и всё.  Я очень хочу, чтобы Вы  с ним поговорили, в чём-то убедили. Может быть, ночевать в дачный дом придёт – вещи свои оставил, - сказав, Алина отправилась к себе на дачу.
  После нашей беседы с Алиной прошло два месяца. Время летит быстро, незаметно. Сергей отсутствовал на даче заступницы Алины столько же. Где был, чем занимался, известно только ему самому. Август месяц – пора сбора овощей, фруктов. Смотрю: на даче Алины обработанные кусты клубники поливает незнакомый мужчина, высокий, видный. Подумала: зять. На площадке дачного участка появилась сама Алина. Поздоровались мы с ней, улыбнулись друг другу. Тут же  моя соседка поспешила ко мне, шепнула, что это и есть Сергей. Пригласила меня к себе. До рейсового автобуса домой ещё час – времени достаточно, и я снова на скамейке перед цветником. Сергей закончил полив клубники, сложил шланги, отнёс их в сарай, присел на стульчик. Все трое вместе среди осенних цветов. Хозяйка предложила нам по чашке чая, в тарелочке разложила только что вымытые свежие яблоки. С Сергеем поздоровались, познакомились. Действительно, передо мной сидел красивый, фотогеничный мужчина, с голубыми-голубыми, ясными, как чистое небо, большими глазами с длинными тёмно-русыми ресницами. Взгляд трезвого, очень умного, но уставшего от чего-то, равнодушного ко всему,  взволнованного чем-то,  разочарованного жизнью человека. После такого взгляда Сергея я растерялась, задумалась, пришла к выводу: « Беседа предстоит сложная. Мужчина в психологическом трансе, на кого-то, на что-то обижен. Действительно, ему нужна помощь, его надо поддержать. Сложно, да ещё как! Где же сестра, самый близкий для него человек, родственные души? Сын его несовершеннолетний – не поймёт отца, не поддержит. Кто же, кто поможет Сергею? Алина? Сложно, очень сложно! Вот такая она, жизнь!»
  Беседа всё-таки состоялась. Сергей говорит без желания, с Алиной бесконечно пререкаются,  спорят.  Сергей рассказал о работе водителем маршрутки № 334 – оживился. Признался, что во всех грехах он сам виноват:
- Во время последнего рейса ко мне подсел друг, из кармана вытащил бутылку пива, предложил мне – я не отказался, выпил. А тут, как специально, именно у блокпоста меня остановили, проверили. Попался – никуда не денешься. Забрали водительские права. Потерял работу. Права получу только в ноябре. Ждать ещё больше двух месяцев.
- А можно пока временно устроиться на работу пусть охранником, сторожем, кем угодно? – спросила я.
- Можно. Но у меня нет прописки в городе. Никуда меня не примут. Никому я не нужен, - сказал, опустил голову, почти шепнул: « Напишите обо мне. Я несчастный человек». 
   Ему тогда оставалось жить ровно три недели.  Сергей  бывал в баре – где-то находил деньги, с новыми дружками напивался, ночевал, где попало. Из бара выгоняли, на него кричали – он превратился в настоящего бомжа.
   Роковой день. Шестнадцатое сентября. Ох, эти друзья, собутыльники! Пригласили его, Сергея, вместе посидеть, поболтать, выпить. Безотказный Сергей составил компанию. Втроём выбрали место. Спустились в овраг, направились в сторону заброшенного гаража, где никто тройку не побеспокоит, не потревожит.  Кому взбредёт в голову, что в гараже таком, запущенном, набитом всяким мусором, бумагами, могут находиться люди? Друзья выпили, закурили – опьянели. Трава не расти! Видно, от брошенного окурка загорелись бумаги. Начался пожар. Двое выкарабкались,  убежали и даже не подумали о своём друге Сергее, оставили в  гараже…
  С тех пор прошло восемь месяцев. Наступила весна, за ней и лето. Отцвели тюльпаны, сирень.  26 мая сего года Алина с букетом из ярких красных и жёлтых тюльпанов, сирени поехала на кладбище, подошла к неизвестной могиле – возложила букет.
  В полицию обратились Таня, бывшая жена Сергея, с сыном Даниилом, обратилась сестра Венера с просьбой об экспертизе.  Где же они были раньше? Сергея нет – захоронен как неизвестный. Сколько таких могил?
                Май, 2016 год. Новочебоксарск.