Гераклион в дельте Нила и бог Хапи

Олег Гуцуляк
Египетский Гераклион (Heracleion; египтянами называемый Тонис, Thonis), как главный морской порт в устье Нила, был небольшим, но процветающим городом. Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми с широким кругозором. 

Главный храм города был посвящен богу Амону. Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую — Хапи, египетского бога разлива Нила. Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше.

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела — почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт. Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Тонисе».

Хотя современным ученым об этом городе мало что известно, его знал весь древний мир. Греческий историк Диодор писал, что Геракл, сын Зевса, преградил течение Нила и тем самым спас жизни людей, находившихся на берегах реки. В благодарность люди воздвигли храм его имени и назвали в его честь город.
Согласно другому греческому историку, Геродоту (II, 14), Елена Прекрасная и ее возлюбленный Парис бежали в Гераклион, спасаясь от гнева мужа Елены, царя Спарты Менелая, но их заставил вернуться Тонис, страж ворот Нила, по приказу египетского царя Протея. Несколько иначе рассказывает об этих событиях греческий историк VI в. Стесихор. Он говорит, что греки были введены в заблуждение богами по поводу местонахождения Елены Прекрасной для того, чтобы с помощью войны сократить население Трои. На самом деле, считает Стесихор, во время Троянской войны Елена находилась в Гераклионе. В трагедии «Елена» Эврипид переносит Елену в Египет, а в Трою посылается только призрак, отправившийся туда вместе с Парисом. Монолог Елены, которым открывается пьеса, начинается с того, что указывается место действия – долина Нила, разливающегося не под действием дождей, как реки Греции, а от таяния снегов. Подобное объяснение периодических разливов Нила мы встречаем у Эсхила в пьесе «Молящие» (фрагм. 304). Черты подлинно египетской действительности выступают в пьесе «Елена», когда мы сталкиваемся с Теоклименом – царем, сменившим Протея. Этот варвар отправлял на казнь всех чужестранцев, попадавших в Египет, – деталь, заставляющая вспомнить миф о Бусирисе, в основе которого лежит традиционная неприязнь древних египтян к чужестранцам. Сестра Теоклимена, Теоноя, появляется на сцену в сопровождении слуг, несущих светочи, по египетскому ритуалу: так производились поиски Осириса. Люди, разыскивавшие его, шествовали с лампадами в руках [Борухович В.Г. Египет в классической греческой трагедии // Античный мир и археология. – Саратов, 1974. – Вып. 2. – С. 23-31. – http://www.philology.ru/literature3/borukhovich-74.htm].

Сама судьба Гераклиона весьма показательна! В мае 2016 г. было объявлено, что британские археологи представили первые результаты подводных раскопок в эллинистических городах Канопус и Тонис-Гераклион, опустившихся под воду в темные века Средневековья по пока неизвестным причинам. В дельте Нила примерно в V в. до н. э. существовало два крупных портовых города – Канопус (Canopus; от имени капитана корабля спартанского царя Менелая) и Тонис-Гераклион (Thonis-Heracleion), основанные греческими и македонскими колонистами во время правления XVI династии фараонов. Эти города успешно пережили оккупацию Египта персами, его завоевание Александром Македонским и переход под владычество Рима во время правления Клеопатры. Само место, где были построены эти города, оставалось тайной до начала текущего тысячелетия, когда британские и французские археологи из Института подводной археологии в Париже приступили под руководством Франка Годдио (Franck Goddio) к масштабным раскопкам в дельте Нила, в гавани Абу Кир. Летом 2012 г. археолог Франк Годдио объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Тонис» (так египтяне называли город), останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи [Древний Гераклион (Тонис) // http://zapys.blogspot.com/2013/05/blog-post_13.html].

Раскопки на территории Канопуса и Тонис-Гераклиона продолжаются до сих пор (ученые раскопали лишь 5% от общей площади этих «атлантид» античности), и на сегодняшний день ученые извлекли со дна Нила тысячи артефактов, в том числе сотни статуй, золотых и бронзовых украшений, а также 750 якорей и 69 кораблей, затонувших или затопленных в море у берегов этих портов и датируемые VI-II вв. до н.э. 15-17 марта 2013 г. в Квинс-Колледж (Оксфорд) проходила международная конференция «In Context Heracleion: The maritime Economy of the Egyptian Late Period». На мероприятии было прочитано около 50 научных докладов, посвященных различным аспектам истории города Гераклеона (Тониса), в древности располагавшегося рядом с Александрией. На конференции выступил научный сотрудник ЦЕИ РАН А.А. Белов, который в своем докладе сопоставил сведения о кораблестроении в Египте, содержащиеся в «Истории» Геродота (II.96), и данные, полученные в ходе подводно-археологических исследований кораблекрушений, проводившихся в акватории Александрии Европейским институтом подводной археологии в Египте.  В 2013-2015 гг. британские археологи представили в Британском музее Лондона новые находки, которые были сделаны во время раскопок в последние годы. Среди них несколько новых статуй фараонов и египетских божеств, в том числе шестиметровую статую богини Хапи, управлявшей разливами Нила, которая была установлена в гавани этих городов наподобие статуи Христа в Рио-де-Жанейро или Родосского Колосса. Помимо статуй, ученые нашли в Канопусе и Тонис-Гераклионе множество артефактов, золотых украшений, табличек и прочих памятников письменности, рассказывающих нам об удивительной культуре этих городов и Египта того времени, сочетавшую в себе черты древнеегипетских верований и традиций и их греческих аналогов. Примерно в 750-800 годах н. э. произошло нечто странное – оба города таинственным образом исчезли, уйдя в буквальном смысле под воду, и их жители покинули оба тысячелетних полиса. Многие археологи связывают затопление Канопуса и Тонис-Гераклиона с землетрясением в 796 или 797 году н.э., которое разрушило Фаросский маяк в Александрии и которое могло дестабилизировать грунт в гавани Абу Кир и заставить города уйти под воду. Этим природным стихиям, возможно, способствовал и человеческий фактор: из анализа кернов, взятых из отложений под Абу Кирским заливом установлено, что сжижение глинистых почв было вызвано давлением со стороны тяжелых храмовых зданий этих городов.  [Robinson A. Sunken Cities: Egypt's Lost Worlds // Nature. – 2016. – 25 May. – doi:10.1038/533466a. –
Тот факт, что в Гераклионе весьма почитался бог Нила Хапи (h1pj «Единственно текущий»), сын бога океанических вод Нуна, заставляет обратить внимание на этого персонажа египетской мифологии. Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папирусов, на бедрах – кожанная пов’язка лодочников, в руках – сосуды с водой, блюдо с подношениями или символы жизни «анх». Самые древние изображения бога Хапи встречаются во времена V династии на барельефах погребального храма фараона Сахуры. В период XIX династии (1292-1186 гг. до н. э.) Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающий Верхний и Нижний Египет. Известны и рисунки, на которых в качестве «Объединителей» Верхнего и Нижнего Египта изображался не двойной Хапи, а Гор и Сет. В храме фараона XIX династии Сети I в Абидосе  Хапи изображался в виде человека с двумя утиными головами! Сюжет рисунков был аналогичен. Знак, который плетут два божества у ног божественного ребенка Ихи, отдельным иероглифом Sma (в виде буквы Т), означающим «союз, единство». Этот символ часто вырезали в основании трона, на котором сидел фараон. Центром  культа Хапи было ущелье Гебель-Сильсиле (арабск.; др.-егип. Хену) у первого порога Нила, на острове Бите, где некогда был погребен сам Осирис. В этом месте, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят «ключи Нила». Сам Хапи в гимнах прославлялся как «Творец Света (т.е. сине-зеленого Нила), приходящий из Тьмы».

В Лувре хранится необычная статуэтка павиана, которая на первый взгляд может показаться изображением бога Тота. Тем не менее, надпись на основании не подтверждает эту гипотезу. Действительно, в тексте, вырезанном на статуэтке животного, фараон Снофру (правитель из IV династии, царствовавший с 2575 по 2551 год до н. э.) именуется «возлюбленным бога Хапи». Для Хапи это уникальное изображение: других подобных ему археологи пока не нашли. Стиль иероглифов только усиливает недоумение исследователей: исходя из начертания, их следует датировать скорее XI династией, а вовсе не IV!

Факт связи Хапи с подземным миром, с головой павиана и набедренной пов’язкой лодочников может объяснить тот факт, что в древнеегипетской традиции имя Хапи имел один из четырех сыновей Гора – защитник трона Осириса в загробном мире и ассоциируемый с одной из колонн бога воздуха Шу. Его обычно изображали с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа, в которой лежали лёгкие, имела крышку в виде головы Хапи. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он, как правило, смотрел в направлении севера. В его имени есть иероглиф, который, как полагают учёные, был связан с управлением лодкой, хотя точное значение этого иероглифа пока неизвестно. По этой причине, иногда его связывают с навигацией (один из четырех «рулевых на небесах»), хотя в более ранних источниках Хапи называют великим бегуном, в этом можно убедиться, прочитав 521 главу из «Текстов Саркофагов».

Как известно, Геракл был прославлен как бегун (догнал Керинейскую лань), учредитель состязаний по бегу (первые олимпийские состязания в беге произошли на стадионе, длину которого отмерил своими стопами Геракл), а также неоднократно спускался в царство мертвых и принял в знаменитом плавании на корабле «Арго»… Но и с образом бабуина у него есть сходство – Геракл также и комедийный персонаж: он постоянно в своем комическом амплуа, с огромной физической силой, не совсем умный, обжора, пьяница, распутник, девался в женское платье…

Так что отождествить Геракла, сына Зевса, и Хапи, сына Гора, эллины-колонисты имели все основания.

Позже, уже в эллинистический период, греческие и римские художники изобра¬жали бога Нила  как великана в человеческом облике, обычно со сфинксом, рогом изоби¬лия и шестнадцатью детьми (которые буд¬то бы символизируют число локтей, на ко¬торое в районе Мемфиса поднимается уровень воды в Ниле во время его наводнений, приносящих окрестным землям плодородие). Таким он вы¬глядит на копии эллинистической статуи 2 в. до н. э., найденной в 18 в. во время раскопок в Риме и хранящейся в Ватиканском музее (несколько таких римских копий, но меньше¬го размера, находятся в других собраниях, в том числе в Национальном музее в Праге). Из произведений европейских скульпторов наиболее известен «Нил» на «Фонтане четы¬рех рек» Бернини (1648-1651), стоящем по¬среди Навонской площади в Риме.

В эллинистическом Египте при Птолемеях Хапи частично отождествился с богом Сераписом, славящееся своей удивительной  целительной силой: священный бык Апис после смерти становился «Осирисом-Хапи» (Osirapis, Userhapi). Согласно иероглифическим текстам на стелах и других объектах Серапеума в Саккаре, созданных задолго до эллинистического периода, Апис называется «жизнь Осириса, владыка небес с двумя рогами на голове». В период XVIII династии встречается упоминание Сераписа как «великого бога Хентиаменти (дословно «глава Аменти»), владыка вечной жизни». Апис и Осирис были объединены священниками Мемфиса, где атрибуты Аписа ассоциировались с заупокойным ритуалом и, следовательно, Апис считался богом подземного царства.

Тем не менее, греки в єллинистический период добавили к египетскому пантеону ряд эллинистических божеств, в том числе Зевса, Гелиоса, Диониса, Аида и Асклепия, чтобы сформировать Сераписа. В конце концов они доминировали в окончательном образе бога. Затем он стал верховным богом божественного величия – солнца (Зевс и Гелиос), плодородия (Дионис), загробного мира и жизни после смерти, а также исцеления (Аид и Асклепия). Тем не менее его атрибуты, касающиеся загробной жизни и плодородия, были всегда присущи ему.

Его храм Серапион (Серапеум), кроме самой Александрии, находился и в упоминаемом выше Канопусе. Одна из характерных особенностей иконографии Сераписа – сидящий по правую руку Цербер:  в аналогичном взаимном расположении находятся созвездия Сах (Орион) и Большого Пса. Его самая яркая звезда – Сириус (др-егип. Сопду), восход которого на горизонте знаменовал для египтян начало разлива Нила.