Мутант

Маро Сайрян
– Мама, у меня завтра презентация, – сказала дочь, придя из школы. У нас будет суд, мне нужен человек с двумя головами, ну то есть кукла...
– Почему с двумя? – осторожно спросила я, уцепившись за деталь, чтобы не утонуть в абсурде. Я давно уже перестала удивляться, привыкнув к канадской образовательной системе. 
– Так надо. Я адвокат, мой подзащитный – мутант.
– Ну нарисуй его, или вырежи из картона, – сказала я, продолжая держаться за деталь.
– Нет, все должно быть рельефно, 3D, за это ставят оценку. Мам, сделай что-нибудь, мне надо готовиться к защите. 

Я так и знала, что двухголовый свалится на мою голову!
– Но мне непонятна суть твоей защиты. В чем этого несчастного обвиняют? – я пыталась нащупать смысл.   
– В том, что у него две головы, – сказала дочь, намазывая масло на хлеб.
– Но ведь это не его вина, он родился таким, он никому не мешает! – возмутилась я.
– Ну, прокурор будет доказывать, что он опасен для окружающих, а я буду доказывать, что вреда от него нет, даже может быть польза. Кстати, надо подумать, какая...
– А если не докажешь?
– Его убьют. Приговорят к смерти.
– Кошмар! – бормотала я, надевая пальто. – Бред какой-то!
Времени не было мешкать, через пару часов закрывались магазины. Я поехала в Доллараму, единственное спасение в таких случаях. Диэнцефалов там нет, но что-то подходящее найти можно.

Я прошла в отдел игрушек и нашла там именно то, что было нужно – человечка ростом в 20 см, сделанного из мягкой ткани, в узких брючках, клетчатой куртке, с широкой улыбкой на лице и светлыми волосами. Какая удача! Ему можно запросто отрезать голову и пришить ее другому человечку. Я и не думала, что так повезет! Я купила две куклы и помчалась домой, чтобы успеть трансплантировать голову и приготовить ужин.

Нет, я не жалуюсь на судьбу, которая валит на меня проблемы одну за другой, а чаще – оптом. Я давно привыкла к ее щипкам и уколам. К чему я никак не могу привыкнуть, так это к беспечному виду мужа, читающего фантастику и грызущего семечки, в то время как я готовлю ужин, или пришиваю вторую голову...

Но если я берусь за что-то, то выкладываюсь по полной. Две головы сидели на плечах идеально, не мешая друг другу, чуть наклонившись в стороны, и выглядели так классно, будто мутанта смонтировали на фабрике. Меня распирала гордость, я показала свой шедевр мужу. Он машинально кивнул и снова уткнулся в фантастику. Потом произнес: что-то там было лишнее... 

Дочке очень понравилось. Она сказала, что такого хорошенького мутанта присяжные должны оправдать, но она не может придумать достаточно аргументов в его защиту.
– Скажи, что одна голова хорошо, а две лучше, – придумала я.
– Это я уже написала.
– Скажи, что он не только умнее, но и добрее других, потому что доброту продуцирует мозг.
– Так же как и зло, – заметила дочь.
– Он может быть донором для пересадки головы...
– Ага, это хорошо. Что еще?
– Разве этого мало?
– А, вот еще: он видит и слышит в два раза лучше других и может служить разведчиком... ну и достаточно, – сказала дочь.

На следующий день я еле дождалась, пока она вернется из школы.
– Ну как? – спросила я, только она появилась, – Оправдали?
– Приговорили к смерти, – устало сказала дочь.
– Как?! Не может быть! Почему!? – я была в шоке.
– Мам, я голодная, что есть покушать?
– Борщ, сейчас подогрею. Но скажи, почему!?
– А, не знаю... – махнула она рукой, – прокурор (этот дебил Мейсон, он курит травку) сказал, что если бы у мутанта было шесть пальцев, как у той девочки в «Хризалидах»*, или, допустим, три уха, то можно было бы обойтись стерилизацией, но две головы ставит других, т. е. одноголовых, в невыгодное положение, он ест в два раза быстрее...
– И поэтому его надо убить!?
– Ну, примерно так, там были еще аргументы, уже не помню... Зато я за него получила высший балл, спасибо! – Она достала из сумки человечка и протянула его мне.
– С ним все в порядке, как видишь, так что не расстраивайся.
– С ним-то все в порядке, – сказала я, погладив его по кудрявым головкам, – а вот с ними, я имею в виду твоих одноклассников и эту мисс Вуд – тоже мне учительница! – не все в порядке, как она могла допустить такое?!
– А что она могла сделать? – сказала дочь. Не могла же она отменить приговор. Присяжные проголосовали...

Присяжные! Вот кто крутит колесо правосудия! Кучка людей без юридического образования, возможно, тупых и бездушных, вершит чьи-то судьбы, лишает свободы, приговаривает к смерти, оправдывает убийц! Почему я раньше не задумывалась над этим? Меня поразило несовершенство судебной системы. Вновь вспыхнуло желание переделать мир. Kто-то ведь говорил, что это возможно, если отыскать точку опоры... или точка для других случаев?.. Я стала думать о точке, но мне нужно было готовить ужин, и я пошла на кухню.

Вечером я пришила человечку петельку к куртке и повесила его на стену в прихожей рядом с зеркалом. Муж поначалу протестовал, говоря, что он действует ему на нервы, но потом привык. Он до сих пор там висит. Всем, кто приходит в наш дом, он очень нравится. Сперва, конечно, они удивляются, глядя на него, потом я рассказываю им его историю, и они сочувственно улыбаются и вспоминают другие известные им истории о судебных ошибках и предвзятости правосудия. 
 

* «Хризалиды» или «Отклонение от нормы» Джона Уиндема – научно-фантастический роман, входит в школьную программу для обязательного чтения.