Музыка изысканно царила. Омску 300 лет

Любовь Сушко
МУЗЫКА ИЗЫСКАННО ЦАРИЛА


Рождение музыки – самый таинственный процесс на свете. Иногда нам удается присутствовать при этом таинстве. И тогда совершается чудо. Пианист подходит к роялю, касается пальцами клавиш, и звуки выстраиваются в удивительную мелодию. Гармонии таинственная власть владеет нашими душами. На какой-то срок реальности с ее проблемами и заботами больше не существует. Мы переносимся в иное пространство, где не существует времени. Недаром вокруг композиторов и пианистов витает столько мифов и легенд. Их огромное множество сопровождает и композитора и виртуоза пианиста АЛЕКСАНДРА БОЛДЫРЕВА, человека, прекрасно известного не только в Омске, но и далеко за его пределами.

Немного непривычно было видеть композитора за письменным столом в рабочем кабинете. Чаще всего его отделяет от зрителей и слушателей пространство ярко освещенной сцены, а сам он отстранен, погружен в мир звуков, которые кажется, рождаются на наших глазах.

У Александра Болдырева очень приятный голос, лучезарная улыбка, он обаятелен и общителен. Особая атмосфера гармонии сопровождает его повсюду. И трудно поверить тому, что он уже четверть века не только сочиняет, но и исполняет музыку.

Творчество и исполнительское искусство – две области, каждая из которых требует огромной затраты сил и времени. Еще труднее достичь совершенства и в том и в другом, но ему это удается.

Еще в детстве он обратился к музыке, потому что она помогала общаться со всем миром. Язык звуков не требует перевода, он понятен всем, кто умеет слушать.

Детство и юность будущий композитор провел на Урале. Когда в семье появилось фортепиано, мальчик не просто приобщился к музыке, но полюбил ее всей душой. Она стала смыслом всей его жизни. Еще в музыкальной школе он сам стал сочинять музыку и понял, что творит собственный мир – это привело его в восторг.

Музыкальные пьесы, написанные в студенческие годы, когда он учился в Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского, стал исполнять на концертах. Самая первая из них называлась «Ритмы времени». Она звучала в Большом зале консерватории. Тогда он в полной мере ощутил себя композитором.

В наш город Александра Болдырева привела любовь. Его жена была родом из Омска, и приехали они сюда по распределению. Работал сначала в Детской Музыкальной Школе № 3, а потом, с 1987 года – в Омской филармонии и полностью посвятил себя творчеству. Сначала появились пьесы для фортепьяно: « Берег любви», «Боль утраты», «Темные аллеи», «Снежная королева», «Отблеск твое вечности»- это лишь некоторые из 70 пьес, которые он сочинил за эти годы. В них и радость, и светлая грусть, и тот удивительный мир, который старается запечатлеть в музыке композитор, а потом передать, исполняя свою удивительную музыку, пианист А.А. Болдырев.
Он очень любит всех своих слушателей и радуется, когда они снова и снова приходят на его концерты. Тогда появляется возможность общения, можно показать все, что было сделано за эти годы.

Дарить людям вдохновение и радость – главная его задача. Желая сделать общение еще более ярким и образным, композитор обращается к поэтическим текстам, решив соединить СЛОВО и МУЗЫКУ, усилив звучание того и другого. Так в его творчестве появились романсы – особый жанр вокального искусства, располагающий к интимному общению со слушателями, ведь разговор ведется о самом главном, сокровенном. Свои первые романсы композитор написал на стихи И.А.Бунина, ощутив духовное родство с этим поэтом, глубину и яркость его поэзии. И сегодня И.А.Бунин остается одним из самых любимых его поэтов:

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась.
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Тексты стихотворений композитор всегда выбирает сам и музыку к ним пишет только тогда, когда стихи ему по-настоящему близки. Еще в студенческие годы приобщился он к миру поэзии и выработал за это время безупречный вкус. Он увлеченно говорит о поэтах серебряного века, над стихами которых работает в последнее время, и заметил, что особенно трудно было писать музыку на стихи Б.Пастернака, потому что поэт по-особенному видит этот мир, сам прекрасно знал музыку и был Пианистом, а потому и в лирику внес уникальные, трудноуловимые музыкальные интонации. Но таланта композитора хватило на то, чтобы озвучить и эти стихи. И хотя работа была не простой, но она оказалась очень интересной.

Александр Анатольевич подчеркнул неименное равенство между Словом и Музыкой. Он не допускает того, чтобы мелодия была иллюстрацией к слову или слово – к мелодии. Это всегда были две равнозначные величины, а третья- вокалист – исполнитель, без которого работа над романсами и песнями не имела бы смысла.

Когда композитор работал над песнями, он старался противостоять тому беспределу, который царит на эстраде сегодня. Удивительные по силе и яркости мелодии, классическая русская поэзия и прекрасные исполнители помогают ему в этом. Обращаясь к чувствам, к нашим душам, музыкант старается донести до нас все прекрасные и неповторимые краски мира.

Ночь уже, светлая радость,
В окна вползает сквозь стены
 ко мне тишина.
Ночь уже, светлая радость.
В ней, словно крик,
 одинокая песня слышна
«Ночь Странника»

Благодаря умению общаться с разными людьми, все подчинить творчеству, композитор достигает взаимопонимания с омскими поэтами, на стихи которых он и сегодня пишет романсы и песни. Долгие годы он работает с замечательной певицей СВЕТЛАНОЙ БОРОДИНОЙ, которую прекрасно знают и любят омичи. И проблем не возникает, потому что, как отметил Александр Анатольевич, чем талантливее человек, тем легче и интереснее с ним работать. У музыканта много единомышленников, но чудо творит прежде всего сам композитор. Его руки называют волшебными, а музыка потрясает умы и сердца слушателей, потому что он светлый человек, и творения его наполнены радостью и светом.

Когда я припомнила строчку из стихотворения Анны Ахматовой
« И черной музыки безумное лицо», то не могла не спросить у музыканта, сталкивался ли он с черной музыкой. Он подтвердил мою догадку о том, что это скорее поэтическая метафора. Если черная музыка и возникает, то она быстро умирает. Ведь пианист, садясь к роялю, несет нам радость и вдохновение, покоряя своим творчеством пространства и миры. « Там, где музыка, зло отступает»,- утверждает классик. И в этом сила искусства.

В тот момент я вспомнила эпизод из романа « Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Врываясь в квартиру злейшего врага Мастера, критика Латунского, Маргарита начала яростно крушить рояль, потому что в мире, где творится зло, не должно быть самого таинственного и мистического инструмента, в недрах которого рождается и живет музыка. Он до времени таит от нас ту гармонию, которые извлекают на свет руки чародея – пианиста. И звучат в ней и шум ветра, и шелест листьев, и полет шмеля, преобразованные в нечто неуловимое и волшебное. Когда мы слушаем музыку, то понимаем, что все это написано раньше, но создается ощущение, что творит ее пианист у нас на глазах. Она врезается в нашу память и продолжает жить. И когда концерт подходит к финалу и музыка смолкает, мы все еще остаемся в ее власти просветленные и потрясенные.

Глядя на А.А.Болдырева, как не вспомнить восторженный возглас М.Цветаевой: «Диковинные люди – музыканты». «Самые загадочные и таинственные и прекрасные».- думала я, глядя на композитора.

Мы не всегда понимаем, что происходит с нами, когда приходим на концерт. Часто свои чувства трудно, почти невозможно выразить словами. И только поэты могут передать свои ощущения от услышанного:

И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет.
Будто там, впереди, не могила,
А таинственной лестницы взлет,-
писала А.А.Ахматова

Сила композитора и пианиста способна перенести наши души через бездну и помочь воспарить к небесам.

И до меня журналисты не раз отмечали, что он счастливый человек. Это понимаешь с первого взгляда, когда общаешься с ним. И вспоминая высказывание Марины Цветаевой: « Но музыканту счастливым быть просто не пристало», хочется возразить ей. Почему должен быть несчастным человек, который дарит нам удивительную музыку. Он спасает своим творчеством наши души от уныния и тьмы, воспитал прекрасных детей. И в их жизни главной стихией стала музыка. Они прекрасно понимаю друг друга. Он все эти годы живет не только с любимой, но и прекрасно понимающей его женщиной, живет в гармонии с миром и самим собой. А если о чем- то и сожалеет композитор, то о том, что мало у него в последнее время гастролей по нашей стране и за рубежом. А ему есть, что показать самой большой и взыскательной аудитории. И остается надеяться на то, что надежды его осуществятся.

Смолкают звуки рояля. ПИАНИСТ покидает сцену. Слушатели возвращаются к реальности. Но, еще не успев проститься, мы ждем встречи с всегда молодым чародеем, создающим музыку, которая изысканно царит в этом мире.