Шахматная Шкатулка. Воздействуя на

Алексей Ратушный
Шахматная Шкатулка. Воздействуя на…

К сожалению внешнему наблюдателю очень сложно понять, что именно происходит в Шахматной Шкатулке и как именно дети в ней учатся играть в шахматы.
Дело в том, что наблюдатель – а это родитель, воспитатель группы детского садика, методист, нянечка, уборщица, охранник, логопед – несёт в себе собственный набор представлений о том, как ребенок «должен» «учиться играть» в шахматы.
Поэтому, когда воспитатели одного детского садика приводят группу деток к тренеру высшей категории С. В городской шахматный клуб и он рассадив детей на стулья начинает на демонстрационной доске показывать, как именно надо бороться за центр в шахматной партии, воспитательница ничего не возражает и никаким образом не вмешивается «в процесс». По её внутреннему убеждению именно такая лекция является «правильным» методом преподавания шахмат.
Представление о группе детей, которым «тренер» «показывает на демонстрационной доске как надо играть» - это укоренившееся и взятое из личного опыта «учения», хотя и не имеющего отношения к шахматам.
Но вот та же воспитательница проходя МИМО Шахматной Шкатулки видит, как детки танцуют под какую-то музыку. Танцуют энергично, воодушевленно. «При чем здесь шахматы? Какое это имеет отношение к шахматам?» - спрашивает сама себя изумленная специалистка дошкольного обучения и воспитания.
Или еще картинка: ребенок сидит за синтезатором!
«С ума они все тут что ли посходили?» - удивляется случайно заглянувший родитель.
Сегодня у меня был тройной праздник.
Моей средней исполнился 21 год!
Меня впервые за полвека наградили родители выпускавшейся группы.
Мой ученик из седьмой группы за одно занятие освоил мат ферзём и королем и мат ладьёй и королем!!! Именно технику этих этапов шахматной партии!
Начну с конца.
Ребенок шести лет как правило не может и не должен технически правильно ставить мат ладьёй и королём одинокому королю.
Не потому, что нельзя «натаскать», а потому что.
Отдельные детки с этим могут справляться.
Но это избранные единицы.
С особыми способностями.
Ребеночек два раза в неделю посещающий занятия в группе детей дай Бог, если хорошо усвоит названия всех шести фигур, основные формулы их ходов, понятие «шах».
Самая большая опасность – ставить перед ребенком нереальные задачи.
Убить интерес к игре так можно.
Добиться успеха – нельзя.
В технологии Шахматная Шкатулка мы идём принципиально иным путём:
Мы воздействуем на мышление ребёнка цветом, звуком, словом, эмоцией, образом.
Мы апеллируем ко всему уже накопленному им арсеналу категорий, понятий, представлений, ощущений.
Мы обращаемся и к костюму, и ко всем формам его собственных движений – шагов, прыжков, пируэтов, жестикуляций.
Мы обращаемся к его мимике, к его способности перевоплощаться в уже освоенные виртуальные образы.
Он видит многообразие шахматных картин в исполнении лучших мастеров живописи и скульптуры. Мы представляем ему галерею непревзойденных образцов шахматного танца, шахматного жеста, шахматных аллегорий.
Мы демонстрируем ему всё богатство шахматного и околошахматного языка.
Мы включаем ребёнка в фантазирование по поводу организованной и структурированной глубоко и многообразно плоскости. Он видит и крошечные шахматные доски и гигантские шахматные доски, он видит разнообразные шахматные фигурки и множество фигурок не шахматных.
Мы играем с ребенком в курочек и лисичек, в тигров и волков, в волков и козликов, в шашки, в уголки, в различные версии нард, шашек, на досках различных конфигураций, расцветок и форм от гексогональной до тороидальной и цилиндрической.
Мы включаем его в разнообразнейшие «чёрно-белые» игры, мы тренируем его пальчики на черно-белой клавиатуре, мы демонстрируем музыкальное сопровождение шахматных образов. Мы преподаем не «шахматы», а Шахматную Лого Ритмику.
Мы вводим его исподволь в мир чисел, пропорций и симметрий.
Мы ведем его через танец и игру в «живые шахматы» к прочнейшему усвоению базовых абстракций, метакатегорий, которые в дальнейшем дисциплинируют его мышление.
Мы апеллируем к генетически заложенной в нём способности к рассудочной деятельности.
И – главное – мы никуда не торопимся!
Ребёнок «созревает» постепенно.
Но очень надёжно.
Помню как поначалу воспитатель этой – наградившей меня сегодня группы утверждала, что дети у нас «не знают как ходит ладья».
На сегодняшний день в группе постоянно посещавшей занятия в шахматы играют ВСЕ!
Потому что «зацепление» происходит не одновременно, с разных позиций, но происходит у всех! Именно многовариантность погружений в шахматные миры и позволяет детям уверенно включаться  в постижение логик древней и мудрой Игры как таковой.
Именно воздействие цветом, звуком, музыкой, образом создаёт атмосферу непринуждённого шахматного праздника.
И дети хотят идти в Шкатулку, потому что в ней они чувствуют себя свободными в выборе пути самореализации!