Памятники природы. Лиственница

Юрий Панов 2
Вы задумывались, какое дерево в вашем городе, микрорайоне, дворе  самое старое? А какое дерево самое красивое? А с какими деревьями связаны жизнь поэтов вашего города? На такие вопросы может быть не актуально отвечать жителю древних городов, но жителям сравнительно недавно освоенных регионов, например Сибири,  стоит задуматься. И одним из первых задумался над такими вопросами Александр Гумбольдт. Двести лет назад  Гумбольдт и Эмме Бонплан пересекали желтые саванны Венесуэлы, выжженные солнцем, обезвоженные,  и вдруг на горизонте увидели зеленый холм. Когда они приблизились, чтобы лучше рассмотреть его, то были поражены. Это был не холм, а дерево, но какое! Такое большое, что, наверное, скрыло бы наш микрорайон в Линево. Это был мир дерева, такой огромный, что на одной стороне дерева цвели ветви и зеленели, а на другом конце ветви отдыхали без листьев, но с плодами. Дерево местные жители берегли, когда один незадачливый крестьянин срубил сухую ветку на дрова, его наказали крупным штрафом.  Под впечатлением увиденного, Гумбольдт назвал дерево «памятником природы», и это название сохранилось до наших времен. Венесуэла – молодая страна, как и Сибирь, в ней нет памятников культуры мирового значения. А вот памятники природы были и есть. У нас в  Искитимском районе их пока два, правда областных. В Линево тоже нет памятников архитектуры, типовые дома  угнетают сознание, серые «китайские стены» многоэтажек, одинаковые окна вызывают у жителей болезнь, которые ученые называют печалью больших городов.  И только растения своими изысканными формами  вносят в наши впечатления разнообразие. Особенно деревья! Но ведь поселку нет и сорока лет, удивитесь вы. Но пройдите по поселку, тридцатилетние яблони в старом микрорайоне поражают  спокойным величием. А многие ли видели самую большую сосну поселка, или первую посаженную лиственницу! А ведь это настоящие памятники природы, пусть и местного значения. Но сорок лет – это два поколения людей! Это много. Первую лиственницу в поселке посадили на огороде. Огороды давно забросили, а дерево растет и мимо проходят и проезжают большинство жителей поселка  по пути в гараж. 
  Когда спрашивают, какое дерево является символом природы России, обычно отвечают - береза. Это не совсем так. В Канаде возле Дома дружбы наша делегация посадила самое обычное дерево страны....лиственницу. Сорок процентов лесов России - лиственничные. А в Сибири их подавляющее большинство, так что  каждый должен знать, какое дерево истинно сибирское. Свое название лиственница получила за свою уникальную среди наших хвойных способность сбрасывать листья на зиму. Правда у проростков листья постоянны, очевидно, предки лиственницы были вечнозелеными, и только в суровых сибирских условиях способность сбрасывать листву была закреплена отбором. Лиственница любит свет и поэтому нижние ветки всегда отмирают, а крона полупрозрачная и почти не дает тени. Лиственница желанна в нашем поселке во многих отношениях. Во-первых, она легко переносит загрязнение воздуха, накапливая вредные вещества в листьях, а затем избавляясь от них. А во-вторых, лиственница красива в любое время года. Весной, когда появляются яркие светло-зеленые пучки листьев по 30 хвоинок в пучке, а между ними - малиновые, розовато-карминовые, женские и желтые мужские шишечки. Красива осенью, когда хвоинки окрашиваются в ровный золотисто-желтый цвет. И по особому красива зимой, на фоне прямых линий панельных домов ее вычурно изогнутые ветки покрытые круглыми старыми шишками радуют глаз. Красива и летом, выделяясь среди берез и тополей ажурной кроной. Видел я в старинном сибирском селе Бабарыкино, что под Томском, церковь, сложенную из огромных бревен из лиственницы. Простояла церковь триста лет (деревня была старше Томска), древесина оставалась звонкой, ни червоточинки , только закрыли ее при советской власти и устроили клуб. И сгорел клуб от неосторожности печника. Жителям построили новый кирпичный клуб, но разве сравнишь новодел с древним храмом?
        Мой сосед, житель «хрущевки», посадил тридцать лет назад лиственницу у подъезда. Ему за семьдесят, а на здоровье не жалуется, стоит только прикоснуться к дереву, им посаженному и вся хворь долой! Правда, есть опасность, что найдется недовольный в подъезде (дерево окна затеняет) и спилят памятник природы в поселке.  А для многих сибиряков запах лиственницы - это запах детства. Когда не было жевательной резинки, жевали вареную смолу, в просторечии "серу", которую собирали на старых пнях. И  мое детство освещала как канделябр огромная сломанная лиственница, что стояла посреди двора. Сломалась она, наверное, посредине от сильного ветра и отросли и поднялись вверх две  новые вершины. Крона лиственницы была совершенно прозрачной и тени не давала, не было под деревом романтической скамейки, но ничего более величественного во дворе не было, хотя рядом в парке росли столетние липы.   Вырвать с корнем лиственницу очень трудно, уж больно мощные у нее корни. А вот бульдозеру все по силам. Стояло дерево моего  детства множество лет, и еще столько бы простояло, возле дачи генеральши Голубицкой,  в селе Всехсвятское, что на Соколе в Москве. В начале прошлого века устроили там власти Братское кладбище, после войны кладбище сравняли с землей, остался старый парк, а потом снесли и мой дом вместе со старой лиственницей, свидетельницей  столь многих событий, что вполне подходила она  под звание «памятника природы».  Посмотрите вокруг – в городе,  во дворе, у подъезда и вы наверняка найдете дерево, которое назовете памятником природы и, может быть, это будет лиственница.