Баллада об Иове

Игорь Ко Орлов
По мотивам Библейской "Книги Иова*".           *Иов - ударение на первом слоге


--------------1----------------------------
Уж в коем - то веке - сказать не возьмусь
Но жил человек  на земле дальней Уц**.                **Уц - в северной Аравии
Он Иовом звался и праведно жил,
А Господа славил и благодарил.

Хозяйство имел он, слуг верных, друзей,
Большой дом, достаток, семью и  детей.
Так шли его годы - счастлИво,  в благах.
Но важное вдруг сотряслось в Небесах.

------------- 2---------------------------

Бог ангелов сонм на встречу  созвал.
Средь них Искушающий также предстал.
На божию речь, что об Иове шла
Он так возразил, сказавши слова:

«Ему благо дал Ты, наполнив им дом.
Ты очень печешься заботой о нем,
Отринь Ты от Иова жизни сей мед.
Тебя позабудет он и проклянет»

Господь отвечал: «Иов мой не таков,
Мне верен с младенческих самых годов.
Попробуй его испытай, искуси
На сколько хватает тебе  твоих  сил.

Пусть рушится дом его, царствует  боль.
Души его праведной только не тронь».

И вот Искушающий  кинулся прочь,
Чтоб все подготовить, пока была ночь.

----------------3--------------

Блаженный Иов дома отдыхал.
Слуга к нему  с докладом прибежал:
«Хозяин, все порушено, беда.
Погибли урожай и все твои стада».

Другой слуга несет дурную весть:
Погибли дети Иова, их дом разрушен весь.

И третий тоже вести зла несет.
И Иов духом пал, его всего трясет.

С истошным криком одеянье изодрал.
Со стоном яростным к земле сырой припал
Сверкают очи Иова, горят
Он в муках мечется, как будто это – ад….

Но вот утихли его стоны, вой.
И обернулся Иов, снова стал собой.
Он - на колени, тихим гласом вмиг
Сказал спокойно, а потом затих:

«Бог дал – Бог взял. Таков, видать, удел.
Так допустил Бог, так Он захотел.
Так допустил Он, ЭТО несомненно.
Да будет имя Господа благословенно!».

---------------- 4 ------------------

А Искушающий пред Господом предстал.
«Что ж, видишь ты?!» - Господь ему сказал.
Но тот не растерялся и в ответ:
«Видать не сильно испытал его я, нет.

Болезнь на Иова пускай вдруг снизойдет.
И он Тебя забудет, проклянет.
За кожу и за жизнь он все отдаст.
Тебя же позабудет и предаст.»

«Пускай. Но Иов не такой.
Болезнь пошли ему. Души ж его не тронь».

----------------- 5 --------------------

Как сказано на Небесах, так есть в делах.
И Иов страшно заболел - весь в волдырях.
Из города он изгнан за предел,
В навозной куче,  мучаясь,  сидел.

Супруга видя мужа муки, боль
Совет ему дала тогда такой:

«Ты Господа скорее прокляни.
На радость смерть Он даст тебе - её  прими,….
Уж коли мучиться и жить с такой бедой -
Не лучше ль сразу смерть и упокой?».

Но Иов не последовал жене:
«Ужель ли ты прислуга Сатане?
К добру привыкли мы, но стоит ли роптать,
Коль вдруг беду Бог станет присылать?

Раз Бог мой ТАК со мною поступил.
Уж верно я все это заслужил.

Хотя, как знать, не делал ведь я зла.
Жил праведно, добро творил сполна.
За что мне это? Кто бы дал ответ?»
Но тишина. И в ней ответов нет.

От боли тела Иов стал стонать.
Нет больше сил сидеть, стоять, лежать.

«Будь проклят день, когда я был рождён»-
Иов кричал – «Ну всё! Я обречен.
За что же Бог мой, все эти страданья?!
За что же, Господи, ТАКОЕ наказанье?!»

------------------6 -------------------

Три верных друга  к Иову пришли.
Семь дней сидели рядом с ним они:
Вилдад, Софар и Элифаз.
И каждый утешал его сейчас.

«Бог Всеблагий и было ли хоть раз,
Чтобы невинного он бы обрек, не спас?».
Так утешительно глаголил Элифаз.

Бог – милостив судья, Он правду соблюдёт.
Коль праведно ты жил – тебя он враз спасет»
Вилдад для Иова такую речь ведет.

«Он знает, кто же лжив, и в ком есть зла пожар.
Карает только ИХ, наносит ИМ удар»
Так Иову сказал мудрец Софар.

«Наверно, сделал, что не так ты, посмотри
И руки к Господу ты о грехах простри»
Такой друзья давали Иову совет.
Но Иов, знав себя, друзьям ответил: «Нет»

И далее  сказал: «Вы – лживые врачи.
И речи Ваши лестны, не умны.
Коль оступился б я, так сделал бы я шаг.
Но невиновен я, и  что-то тут не так.

Судиться с Господом! Пусть ОH мне даст ответ -
Что происходит наяву, не в дрёме, не во  сне.

Порочные в блаженстве всё живут?
Невинные страдают, бьют их, мрут?

Так в чем же Бог Велик и справедлив?
Коль так карает праведных своих?

Но знаю ли я Волю Бога? Мне ли знать?
Я малый человек, мне жить и умирать.
Но лишь Его Словам поверю я.
Вы заблуждаетесь, хотя Вы и друзья».

------------------ 7 --------------------

А Елиуй, что в стороне стоял
Был млад и в спор он не вступал.
Но вот настало время и тогда
В защиту Иова  сказал свои слова:

«Я млад годами, потому молчал.
Вас слушал, в спор я не вступал.
Но Бог мне свет и разуменье дал
И Иову вот что бы я сказал:

Всем в бедах Иов помогал.
И руку помощи он щедро подавал.
Ошибся, видно, Бог невинного лишив
Всех благ, добра, и жизнь его разбив.

Но мы не знаем тайн благих и смыслов Бога.
Но стоит ведь искать к Нему дорогу.
Есть важное в невинности страданьях,
Здесь открывается иное мирозданье.

Увидеть не «за что», а «для чего»,
Оставил Иова Бог в бедах одного.
Возможно Он дает познать,
ЧТО надо помнить и не  забывать.

В благах и радостях снижается чутьё
И зришь уже не Божье, а свое».

Сказал так Елиуй и поклонился.
И молча прочь неспешно удалился.

------------------- 8 ------------------

И в этот миг огромной бури всплеск
Дал слышать Иову глас Господа с Небес.

Трех устыдил друзей за речь такую их,
ЧТО говорят о Нем в незнаниях своих.

А верность Иова особо подчеркнул,
Что он с дороги Божьей не свернул.
Что ни в себе совет искал и не в друзьях,
А в Воле Господа, что Сущ на Небесах.

Не стал Господь вещать ни о добре, ни зле.
Другое Он сказал – о жизни на земле,
О чудесах природы, красоте полей,
О птицах и животных, о воде морей,
О дивном мире, что Он сотворил,
О чуде жизни, что Он подарил,
О звездах и планетах в высокЕ.
О щедрости богатств в Его руке.

Заворожённый Иов слушал Бога Слово.
Про боль забыв, он восхищался снова
Величием и красотой Творца,
И слезы радости текли с его лица.

Стих крик его отчаяния и боли.
Увидел бОльшее он вмиг, как на просторе.
И Бог его увидел и признал,
И понял, что тот в бедах не пропал:
Остался Иов жив душой и внемлет Слову.

И подарил ему Бог радость жизни снова.
И дом ему вернул, и радость, и друзей.
Хозяйство, слуг, семью,  и множество детей.

Во много больше крат Бог жизни подарил.
И счАстливо, и долго Иов дальше жил.